ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 14.02.2012 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

                                                                                    Георгиевский городской суд Ставропольский край                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Георгиевский городской суд Ставропольский край — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(заочное)

г. Георгиевск 14 февраля 2012 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Курякиной Л.Н.,

при секретаре – Лихомановой Ю.П.,

с участием:

истца ФИО5,

представителя истца ФИО5 – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО5 к Правительству Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству дорожного хозяйства Ставропольского края о взыскании убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд,

УСТАНОВИЛ :

ФИО5 обратилась в суд с иском к Правительству Ставропольского края о взыскании за счет бюджета Ставропольского края убытков в размере  рублей, причиненных изъятием для государственных нужд земельного участка, площадью  кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: , возложении обязанности на Правительство Ставропольского края заключить соглашение о выкупе.

В ходе судебного разбирательства истица ФИО5 и её представитель ФИО6 уточнили исковые требования и просили взыскать с публично-правового образования Ставропольский край в лице Правительства Ставропольского края, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края солидарно, за счет средств казны Ставропольского края, в пользу истца  рублей убытков, причиненных изъятием для государственных нужд Ставропольского края земельного участка, площадью  кв.м, кадастровый №, с назначением:  и обязать ответчиков заключить с ней соглашение о выкупе указанного земельного участка, указывая на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью  кв.м, кадастровый №, с назначением: . Указанный земельный участок принадлежит ей на праве собственности на основании: Постановления Главы Георгиевской Территориальной государственной администрации Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ; Соглашения об определении долей в праве общей собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ; Протокола общего собрания собственников земельных долей земельного массива, находящегося в административных границах муниципального образования поселка Нового № от ДД.ММ.ГГГГ; Протокола собрания группы № собственников участка, площадью  га, от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации № (Свидетельство о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ). Постановлениями главы муниципального образования поселка Нового Георгиевского района Ставропольского края:

от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельных участков министерству промышленности, транспорта и связи Ставропольского края для строительства автомобильной дороги «Западный обход г. Георгиевска (2-я очередь)» частично от ПК0+00-ПК35+00»;

от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельных участков министерству промышленности, транспорта и связи Ставропольского края для строительства автомобильной дороги «Западный обход г. Георгиевска (2-я очередь)» частично от ПК35+00-ПК70+00»,

был предоставлен в соответствии с актом предварительного согласования строительства автомобильной дороги «Западный обход г. Георгиевска (2-я очередь)» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок общей площадью 21 га в постоянное (бессрочное) пользование под строительство автомобильной дороги, из них 19,8 га сельскохозяйственных угодий ООО СХП «Новинское». Данный земельный участок, попадающий под строительство вышеуказанной автодороги, являлся частью земель общей долевой собственности собственников земельных участков групп №, №, №. Земельный участок истца входил в состав группы №.

ДД.ММ.ГГГГ на собрании собственников земельного участка группы № было принято решение о выделении её земельной доли в земельный участок для последующей продажи под строительство вышеуказанной автомобильной дороги. При рассмотрении в Георгиевском городском суде в 2011 году жалобы на бездействия Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края (далее -Министерство) ей стало известно, что в декабре 2007 года Министерством был подготовлен проект распоряжение Правительства Ставропольского края «Об изъятии для государственных нужд Ставропольского края земельных участков, Георгиевский район». В п. 1.1.2. данного проекта было указано об изъятии для государственных нужд Ставропольского края путем выкупа земельной доли площадью  гектара у собственника земельной доли ФИО5. Однако данный проект не прошел процедуру визирования, в связи с тем, что он не соответствовал статьям 44-47, 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, 279-283, 287 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми не предусмотрена возможность изъятия для государственных нужд земельных долей. Она выполнила все требования необходимые для заключения соглашения о выкупе земельного участка, земельный участок был выделен как самостоятельный объект, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации № (Свидетельство о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), после чего неоднократно обращалась к представителям уполномоченного органа государственной власти Ставропольского края о заключении соответствующего соглашения о выкупе земельного участка и выплате выкупной цены. Однако до настоящего времени данное соглашение с ней не заключено, выкупная цена не назначена и не выплачена. Как ей стало известно из отзыва Министерства по вышеуказанной жалобе, Министерством повторно в 2011 году был подготовлен проект распоряжение Правительства Ставропольского края «Об изъятии для государственных нужд Ставропольского края земельного участка». Однако данный проект также не был завизирован в связи с тем, что денежные средства, выделенные на строительство дороги и выкуп земельных участков были сняты с Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края и возвращены в бюджет Ставропольского края. Кроме того, как следует из названного отзыва Министерства, в настоящее время финансирование расходов по объектам капитального строительства осуществляется через долгосрочную краевую целевую адресную инвестиционную программу. В связи с тем, что автомобильная дорога «Западный обход г. Георгиевска (2-я очередь строительства)» была введена в эксплуатацию в 2007 году и в настоящее время данный объект отсутствует в краевой целевой адресной инвестиционной программе, Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края не имеет возможности оплатить расходы, связанные с изъятием земельного участка путем выкупа для государственных нужд Ставропольского края. На её земельном участке построена автодорога Западный обход г. Георгиевска (2 очередь строительства), она лишена возможности владеть и пользоваться указанным земельным участком, убытки, причиненные ей фактическим изъятием земельного участка для государственных нужд, не возмещены. В соответствии с ч. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Согласно ч. 4 ст. 279 ГК РФ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка для государственных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. До настоящего времени ей не было представлено уведомления, решения органа исполнительной власти Ставропольского края об изъятии её земельного участка для государственных нужд и она не извещена о произведенной регистрации данного решения. Таким образом органом исполнительной власти Ставропольского края не выполнены требования законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 Земельного кодекса РФ в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд собственникам участков возмещаются убытки в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки. Так как земельный участок был фактически изъят у неё для государственных нужд Ставропольского края, то убытки должны быть возмещены за счет казны (бюджета) Ставропольского края. В соответствии со ст. 49, 55, 57 Земельного кодекса РФ такое изъятие осуществляется путем выкупа данных земельных участков. Согласно Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №), убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок выкупную цену, порядок определения которой регулируется гражданским законодательством. Статьями 279-281 Гражданского кодекса РФ определен порядок выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд и определения выкупной цены. С 2005 г. она фактически лишена прав на свой земельный участок, без получения установленной законодательством компенсации. Её обращения к ответчикам остаются без ответа. В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил № основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является решение суда. Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обозначенной в пункте 28 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда. Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации включается, в том числе, рыночная стоимость изымаемого участка. По инициативе Министерства ранее было подготовлено заключение эксперта -оценщика (ИП ФИО1, лицензия на осуществление оценочной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ выдана Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом) о рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Согласно Акта оценки указанного оценщика рыночная стоимость оцениваемого объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла:  руб.. В настоящее время рыночная стоимость изъятого у неё земельного участка составляет согласно отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ  рублей. В соответствии с подп. «г» пункта 2 Правил возмещения убытков одним из оснований для возмещения убытков собственникам земельных участков является решения суда. В соответствии со статьей 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником земельного участка. В связи с незаключением такого соглашения и отсутствием оплаты компенсации стоимости изъятого участка она вынуждена обратиться в суд. Согласно ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В связи с тем, что выкуп земельного участка для государственных нужд носит комплексный характер, в котором участвуют: орган исполнительной власти субъекта Российской федерации (Правительство Ставропольского края), уполномоченный принимать такое решение, Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края, являющееся правопреемником Министерства промышленности, транспорта и связи Ставропольского края (постановления Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ №), а также Министерство финансов Ставропольского края, как орган уполномоченный выступать от имени казны субъекта Российской Федерации (ст.ст. 125, 1071 ГК РФ), просили взыскать с указанных ответчиков солидарно сумму убытков, причиненных изъятием для государственных нужд данного земельного участка, в размере рыночной стоимости изъятого земельного участка  рублей.

В судебном заседании представитель ответчиков Правительства Ставропольского края и министерства финансов Ставропольского края ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что в соответствии со статьями 1069 и 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Пунктом 3 статьи 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской
Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени
могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности. Согласно абзаца третьего пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования. Таким образом, разрешая спор, суду необходимо установить, кто в данном случае выступает главным распорядителем бюджетных средств, без чего невозможно определить надлежащего ответчика по делу. Согласно искового заявления, в 2006 году на основании постановлений главы муниципального образования поселка Нового Георгиевского района Ставропольского края министерству промышленности, транспорта и связи Ставропольского края был предоставлен земельный участок под строительство автомобильной дороги. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Губерна­тора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № (в настоящее время утратило силу), министерство промышленности, транспорта и связи Ставропольского края являлось краевым органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию деятельности в области развития сети краевых автомобильных дорог. В рассматриваемый период времени именно министерство промышленности, транспорта и связи Ставропольского края выполняло функции главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края по данному направлению деятельности. На основании пункта 1 постановления Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае» образовано управление дорожного хозяйства Ставропольского края путем выделения из министерства промышленности, транспорта и связи Ставропольского края и передачи ему соответствующих функций. В соответствии с Положением об управлении дорожного хозяйства Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае», управление является правопреемником прав и обязанностей министерства промышленности, транспорта и связи Ставропольского края, в части управления дорожным хозяйством. На основании Положения о министерстве дорожного хозяйства Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство создано в результате преобразования управления дорожного хозяйства Ставропольского края: и является правопреемником прав и обязанностей управления дорожного хозяйства Ставропольского края. Министерство выступает главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций; осуществляет на основании решения Правительства Ставропольского края в установленном порядке изъятие земельных участков, недвижимого имущества, расположенного на таких земельных участках, для государственных нужд Ставропольского края, в том числе путем выкупа, под автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, а также под сооружения на них, являющиеся их неотъемлемой частью. Таким образом, надлежащим ответчиком выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета, в ведении которого находится орган, допустивший причинение вреда в результате незаконных действий (бездействия) соответственно от имени публично - правового образования, так как финансовый орган Ставропольского края не может быть знаком со спецификой работы различных органов государственной власти Ставропольского края. Главным распорядителем средств бюджета Ставропольского края является министерство дорожного хозяйства Ставропольского края. Просил суд рассмотреть данное гражданское дело в соответствии с правовыми нормами, регулирующими данные правоотношения, с учетом изложенной позиции, взыскать убытки, причиненные истице изъятием у неё земельного участка для государственных нужд с Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края, размер убытков, заявленных истцом, исчисленный оценщиком в сумме 1300000 рублей, не оспаривают, считают, что он соответствует действительной стоимости изъятого у истицы для государственных нужд земельного участка и оснований для назначения судебной экспертизы для повторной оценки изъятого земельного участка не имеется.

Представитель ответчика министерства дорожного хозяйства Ставропольского края ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, заявленных ФИО5 к ним, как к ответчику, пояснив суду, что Постановлениями главы муниципального образования поселка Нового Георгиевского района Ставропольского края: № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков Министерству промышленности, транспорта и связи Ставропольского края для строительства автомобильной дороги «Западный обход г. Георгиевска (2-я очередь)» частично от ПК0+00-ПК35+00»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков Министерству промышленности, транспорта и связи Ставропольского края для строительства автомобильной дороги «Западный обход г. Георгиевска (2-я очередь)» частично от ПК35+00-ПК70+00», Министерству был предоставлен в соответствии с актом предварительного согласования строительства автомобильной дороги «Западный обход г. Георгиевска (2-я очередь)» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок общей площадью 21 га в постоянное (бессрочное) пользование под строительство автомобильной дороги, из них 19,8 га сельскохозяйственных угодий ООО СХП «Новинское». Данный земельный участок, попадающий под строительство вышеуказанной автодороги, является частью земель общей долевой собственности собственников земельных участков групп №, №, №. Земельный участок ФИО5 входит в состав группы №. ДД.ММ.ГГГГ на собрании собственников земельного участка группы № было принято единогласное решение о принятии предложения ФИО5 выделить земельную долю в земельный участок для последующей продажи под строительство вышеуказанной автомобильной дороги. После общего собрания было необходимо выделить земельный участок, поставить его на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности. Постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае» образовано Управление дорожного хозяйства Ставропольского края путем выделения из Министерства промышленности, транспорта и связи Ставропольского края и передачи ему соответствующих функций. Постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае» Управление дорожного хозяйства Ставропольского края преобразовано в Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края. В соответствии с Положением о Министерстве дорожного хозяйства Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края создано в результате преобразования Управления дорожного хозяйства Ставропольского края и является правопреемником прав и обязанностей Управления дорожного хозяйства Ставропольского края. В декабре 2007 года Министерством был подготовлен проект распоряжение Правительства Ставропольского края «Об изъятии для государственных нужд Ставропольского края земельных участков, Георгиевский район». В п. 1.1.2. данного проекта было указано об изъятии для государственных нужд Ставропольского края путем выкупа земельной доли площадью 3,4834 гектара у собственника земельной доли ФИО5. Однако данный проект не прошел процедуру визирования, в связи с тем, что он не соответствует статьям 44-47, 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, 279-283, 287 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми не предусмотрена возможность изъятия для государственных нужд земельных долей. В связи с тем, что ФИО5 каких-либо мер по формированию выделяемого земельного участка и постановке на государственный кадастровый учет не принималось, то в 2008 году министерством была организована работа по формированию земельного участка ФИО5 и произведена постановка его на кадастровый учет. Для заключения договора купли - продажи необходимо, чтобы право продавца надлежащим образом было оформлено. Регистрация прав на земельный участок может быть произведена только по заявлению собственника. Право собственности на образованный земельный участок было зарегистрировано только ДД.ММ.ГГГГ и только в конце ноября 2010 года в министерство была представлена копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Министерством повторно был подготовлен проект распоряжение Правительства Ставропольского края «Об изъятии для государственных нужд Ставропольского края земельного участка». Однако данный проект также не был завизирован в связи с тем, что денежные средства, предусмотренные на выкуп земельных участков были сняты с Министерства и возвращены в бюджет Ставропольского края, так как этот участок дороги введен в эксплуатацию в 2009 г., т.е. Министерство перестало быть главным распорядителем данных финансовых средств. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в том случае, если государственный орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент спорных взаимоотношений утратил соответствующий статус, в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такого - соответствующий финансовый орган публично-правового образования. Таким образом, в настоящее время, в связи с отсутствием в бюджете Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края денежных средств на выкуп земельного участка под автомобильной дорогой «Западный обход г. Георгиевска (2-я очередь)», выкуп земельного участка должен быть произведен за счет средств казны Ставропольского края, поскольку земельный участок принадлежит истице ФИО5 изъят для государственных нужд, по нему проходит автомобильная дорога краевого значения. В соответствии с подп. 35 п. 8.4. Положения о министерстве финансов Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство финансов Ставропольского края осуществляет исполнение судебных актов по искам к Ставропольскому краю о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания государственными органами Ставропольского края актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Ставропольского края.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства и в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что земельный участок площадью  кв.м. (кадастровый №), с назначением -  принадлежит ФИО5 на праве собственности на основании: Постановления Главы Георгиевской Территориальной государственной администрации Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ; Протокола общего собрания собственников земельных долей земельного массива, находящегося в административных границах муниципального образования поселка Нового № от ДД.ММ.ГГГГ; Протокола собрания группы № собственников участка площадью от ДД.ММ.ГГГГ; Соглашения об определении долей в праве общей собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на указанный земельный участок, как самостоятельный объект права, зарегистрировано на имя ФИО5 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №, свидетельство о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно материалам дела указанный земельный участок был изъят для государственных нужд под строительство автодороги: Западный обход г. Георгиевска (2 очередь строительства) ДД.ММ.ГГГГ без оформления соответствующих на это документов, предусмотренных действовавшим законодательством.

Решение Правительства Ставропольского края о выкупе спорного земельного участка для государственных нужд не принималось, фактическое изъятие земельного участка совершено до заключения соглашения о его выкупе.

Вопросы прекращения и ограничения, прав на землю, возмещения убытков при изъятии земельных участков урегулированы ст.49, 55, 57 ЗК РФ.

Так, согласно ст.49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

В соответствии с п. 1,2 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд и ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В силу пунктов 2,3,4,5 данной статьи убытки возмещаются землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи и собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок выкупную цену. Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд регулируется гражданским законодательством. Статьями 279-281 Гражданского кодекса РФ определен порядок выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд и определения выкупной цены.

В соответствии с п. 1,2 ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Таким образом согласно действующего законодательства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд применяется рыночная стоимость земельного участка, которая исходя из положений ст.66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Рыночная стоимость земельных участков определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 568-р.

В судебном заседании установлено, что ФИО5 выполнила все предварительные требования, необходимые для заключения соглашения о выкупе земельного участка. После этого были продолжены переговоры с представителями уполномоченного органа государственной власти Ставропольского края о заключении соответствующего соглашения о выкупе земельного участка и выплате выкупной цены. Однако данное соглашение с ФИО5 до настоящего времени не заключено, выкупная цена не назначена и не выплачена.

Судом установлено, что на земельном участке ФИО5 построена автодорога, и ФИО5 лишена возможности владеть и пользоваться указанным земельным участком. Строительство указанной дороги завершено и данный участок автодороги сдан в эксплуатацию в 2007 году. При этом собственнику земельного участка ФИО5 не компенсированы никакие убытки, причиненные ей изъятием у неё в 2005 г. земельного участка, площадью 34834 кв.м., с назначением земли сельхозназначения для государственных нужд.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 вновь обратилась к Министерству дорожного хозяйства Ставропольского края с заявлением об исполнении требований законодательства по выкупу земельного участка для государственных нужд.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством дорожного хозяйства Ставропольского края ФИО5 направлены: акт предварительного согласования строительства автомобильной дороги Западный обход г. Георгиевска (2-я очередь строительства)" от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ, проектный план границы автодороги «Западный обход г. Георгиевска (2-я очередь строительства)»; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчету об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка общей площадью  кв.м. (кадастровый №),  составляет на рассмотрения дела –  рублей. Размер возмещения убытков сторонами не оспаривается.

Исковые требования ФИО5 о возмещении убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд, заявлены к ответчикам Правительству Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству дорожного хозяйства Ставропольского края. Однако суд приходит к выводу о том, что заявленные требования истца к Правительству Ставропольского края, Министерству дорожного хозяйства СК необоснованны, поскольку в соответствии с Положением о министерстве дорожного хозяйства Ставропольского края, утвержденным постановление Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство дорожного хозяйства Ставропольского края создано в результате преобразования управления дорожного хозяйства Ставропольского края и является правопреемником прав и обязанностей управления дорожного хозяйства Ставропольского края.

В п. 10.6 Положения сказано, что министерство осуществляет на основании решения Правительства Ставропольского края в установленном порядке изъятие земельных участков, недвижимого имущества, расположенного на таких земельных участках, для государственных нужд Ставропольского края, в том числе путем выкупа, под автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, а также под сооружения на них, являющиеся их неотъемлемой частью.

Следовательно, решение о выкупе земельного участка для государственных нужд Ставропольского края принимается высшим исполнительным органом Ставропольского края - Правительством Ставропольского края и оформляется распоряжением Правительства Ставропольского края.

В связи с тем, что принятие решения о выкупе земельного участка для государственных нужд Ставропольского края в компетенцию министерства не входит, министерство не может заключить договор и выплатить ФИО5 выкупную цену за изъятый для государственных нужд земельный участок площадью 34834 кв.м.

В соответствии с п.3 ст.57 ЗК РФ и п.1 ст.279 ГК РФ возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

Так как земельный участок ФИО5 изъят для государственных нужд Ставропольского края, то убытки должны быть возмещены за счет бюджета Ставропольского края, поскольку в связи с тем, что автомобильная дорога «Западный обход г. Георгиевска (2-я очередь строительства)» была введена в эксплуатацию в 2007 году и в настоящее время данный объект отсутствует в краевой целевой адресной инвестиционной программе, Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края не имеет возможности оплатить расходы, связанные с изъятием земельного участка путем выкупа для государственных нужд Ставропольского края.

Более того в связи с завершением строительства данной автодороги и сдачей её в эксплуатацию в 2007 году, все выделенные и неиспользованные денежные средства возвращены в бюджет Ставропольского края, которым распоряжается Правительство Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края.

Таким образом, суд признает Министерство дорожного хозяйства СК ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу и считает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО5 к Министерству дорожного хозяйства СК и Правительству Ставропольского края отказать в полном объеме. Считает необходимым взыскать убытки, причиненные истцу изъятием земельного участка для государственных нужд краевого значения, за счет казны с Министерства финансов Ставропольского края в соответствие со ст.1069,1071,125 ГК РФ.

Расходы, понесенные истцом за оказание услуги по определению рыночной стоимости земельного участка и на оплату услуг представителя, подтверждены договором на предоставление услуг по оценке рыночной стоимости имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО5, и ИП ФИО4, актом сдачи-приемки работ по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому стоимость выполненной услуги по определению рыночной стоимости земельного участка составляет 15000 рублей; договором оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией к приходному кассовому ордеру №, согласно которым стоимость оказанной юридической услуги составляет 35000 рублей.

В соответствии со ст. 94 ГК РФ данные расходы, понесенные истцом, являются судебными расходами.

Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Исходя из изложенного суд считает, что в пользу истца ФИО5 подлежат взысканию понесенные расходы за счет средств казны СК в лице Министерства Финансов СК в сумме 40000 рублей, их них 15000 рублей расходы по определению розничной стоимости земельного участка и 25000 рублей расходы на представителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-244 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО5 к Правительству Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству дорожного хозяйства Ставропольского края о взыскании убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд, возложении обязанности заключить соглашение о выкупе – удовлетворить частично.

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Министерству дорожного хозяйства СК и Правительству Ставропольского края о возмещении убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд и возложении обязанности заключить соглашение о выкупе земельного участка - отказать.

Взыскать за счет средств казны Ставропольского края в лице Министерства Финансов Ставропольского края в пользу ФИО5 рыночную стоимость земельного участка площадью  кв.м. (кадастровый №), с , изъятый для государственных нужд –  рублей.

Взыскать за счет средств казны Ставропольского края в лице Министерства Финансов Ставропольского края в пользу истца ФИО5 судебные расходы, понесенные истцом, -  рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО5 о возложении обязанности заключить соглашение о выкупе земельного участка и взыскании за счет средств казны Ставропольского края в лице Министерства Финансов Ставропольского края судебных расходов, понесенных истцом на представителя в размере  рублей отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Курякина Л.Н.