ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2011 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи: Говоровой Н.Г.
при секретаре судебного заседания: Ключниковой О.В.
с участием истца Кочарян Г.В.
представителей
ответчика УФСГРКК Лысогор А.В.
третьего лица администрации г. Пятигорска Григоряна А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Кочарян Г.В. к Пятигорскому отделу Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю о регистрации права собственности на земельный участок
у с т а н о в и л :
Истцу Кочарян Г.В. принадлежит на праве собственности нежилое здание, магазин литер «А», общей площадью 99,60 кв.м., расположенное по адресу: , строение 1 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного администрацией г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ. Здание расположено на земельном участке общей площадью 176 кв.м. с кадастровым номером 26:33:13 02 03: 134.
Истец Кочарян Г.В. обратилась в суд с иском Пятигорскому отделу Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанности по государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В судебном заседании истец Кочарян Г.В. исковые требования поддержал, и в обоснование иска пояснил, что он является собственником нежилого здания, магазина литер «А», общей площадью 99,60 кв.м. расположенного по адресу: , строение 1 на основании разрешения администрации г. Пятигорска на ввод объекта в эксплуатацию № № от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ. Нежилое здание расположено на земельном участке площадью 176 кв.м., с кадастровым номером №. Постановлением главы администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок предоставлен ему в собственность за плату на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией г. Пятигорска. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК для государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок. Письмом УФСГРКК № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было не обоснованно отказано в государственной регистрации права, поскольку истец владеет и пользуется земельным участком, который отнесен к категории земель населенных пунктов и ограничений в обороте или изъятия из оборота, касающихся природоохранной зоны в правоустанавливающих документах не зарегистрировано. Просит обязать Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК произвести государственную регистрацию договора и права на земельный участок, площадью 176 кв.м., с кадастровым номером 26:33:13 02 03: 134 на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией г. Пятигорска.
В суде представитель ответчика УФСГРКК по СК, действующая на основании доверенности, Лысогор А.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что в соответствии со ст. 13 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при проведении правовой экспертизы были установлены препятствия для осуществления государственной регистрации, а именно документы представленные на регистрацию по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Так, из кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по , в г. Пятигорске, следует, что указанный земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны города Пятигорска (зона ограничений)», и в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничивается в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий. Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений к числу особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты. Таким образом, нахождение вышеуказанного земельного участка во второй зоне округа санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение.
Представитель 3-го лица администрации г. Пятигорска Григорян А.С. в судебном заседании пояснил, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. К таким законам, в частности, относится Федерального закона от 03.12.2008 г. № 244-ФЗ. Так в соответствии с нормами указанного федерального закона, земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, и не отнесенные к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, относятся к муниципальной собственности, в связи с чем, действия администрации города-курорта Пятигорска по распоряжению спорным земельным участком полностью соответствуют требованиям действующего законодательства. Считает, что исковые требования Кочарян Г.В. подлежат удовлетворению.
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского, суд считает требования истца Кочарян Г.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что на основанииразрешения администрации г. Пятигорска на ввод объекта в эксплуатацию № Ru 26038000-0008-2010 от ДД.ММ.ГГГГ истцу Кочарян Г.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание магазин литер «А», находящееся по адресу: , стр. 1. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землёй осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является Земельный кодекс Российской Федерации - как специальный закон, определяющий правовые особенности возникновения или прекращения прав на землю как особый материальный объект правоотношений.
В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу ст. 15, 25 ЗК РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами.
Следовательно, права на земельные участки возникают по основаниям и в соответствии с принципами, определенными гражданским и земельным законодательством, которым может быть ограничен круг субъектов, которым земельные участки предоставляются на основании того или иного права ( ст. 25 ЗК РФ ), и федеральными земельными законами может быть ограничен оборот определенных земельных участков( ст. 27 ЗК РФ).
Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно ст. 28 ЗК РФ отказ в предоставлении земельных участков в собственность возможен только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности определяется органами местного самоуправления.
Статья 27 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, отнесены земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Положениями ФЗ от 03.12.2008 года № 244-ФЗ « О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, и отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, или муниципальной собственности и о внесении изменений в ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях», к муниципальной собственности отнесены земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, и не отнесенные к федеральной собственности РФ, собственности субъектов РФ.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; запрета, установленного федеральным законом, на приватизацию земельного участка; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Запрет на приватизацию земельных участков устанавливается также Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно ст. 3 ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Данным законом даются лишь общие понятия курорта, а также округов санитарной охраны как особо охраняемой природной территории с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определяются полномочия Правительства РФ по установлению границ и режима округов санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение. При этом в силу ст.16 данного закона лишь на территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, а ст.2 закона предусматривает, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует лишь отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов.
Ответчиком не приведены доводы и не представлены доказательства того, что земли города курорта Пятигорск изъяты из оборота, и для них в установленном законом порядке установлен особый правовой режим.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года « Об утверждении положения об округах санаторной и горно-санаторной охраны лесооздоровительных местностей и курортов федерального значения « и от 17.01.2006 года « О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений О курортах, Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 « Об установлении границ и режимов округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» регламентируется порядок пользования земельных участков в пределах зон горно-санитарной охраны.
Согласно постановления Правительства РФ от 17.01.2006г №14 г.Пятигорск признан курортом федерального значения в соответствующих границах и режимом округа санитарной зоны, а так же определяются границы природопользования, при этом не регулируются земельные отношения, в том числе не устанавливаются основания и порядок ограничения оборота земельных участков, передачи их в частную собственность.
Положениями ФЗ от 14.03.1995г №33 -ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливается, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны, тем самым ограниченное использование заключается в регулировании режима хозяйственной деятельности, а не в ограничении этих земель в обороте.
Из толкования приведенных норм в их взаимосвязи следует, что
Кроме того, из этой же нормы следует, что округ санитарной охраны курортов не входит в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Из материалов дела следует, что земельный участок из земель населенных пунктов расположенный по адресу: , строение 1, площадью 176 кв.м. под магазином литер А не обладает признаками земельного участка, отнесенного к особо охраняемым природным территориям, как предусмотрено Положениями ФЗ от 14.03.1995г №33 -ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» : не является объектом только природного происхождения (участки земли и водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, и воздушное пространство над ними), не имеет особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, не изъят решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, не установлен режим особой охраны, а не особый режим использования.
Во взаимосвязи с приведенными нормами и положениями ст. 27, 96 ЗК РФ следует, что полностью исключаются из оборота только земельные участки, находящиеся в первой зоне округа санитарной охраны, а земельные участки второй и третьей зон, не исключены из оборота и для них не установлен режим особой охраны, а установлено ограничение в использовании в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Положениями п.10 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 Кодекса.
Приведенное свидетельствует о том, что земли в черте города Пятигорска
относятся к категории «земли поселений».
С учетом приведенного суд считает, что в условиях состязательности гражданского процесса не были опровергнуты доводы истца о том, что испрашиваемы земельный участок в установленном федеральном законом порядке не отнесен к особо охраняемым природным территориям, а следовательно не может быть изъят из оборота.
Полномочиями по предоставлению земельных участков из государственной или муниципальной собственности обладают органы государственной власти или местного самоуправления согласно ст. 29 ЗК РФ в пределах предоставленной им компетенцией в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ и иными нормативными актами.
Из положений ст. 28 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка рассматривается земельным законодательством как особый юридический факт, который выражается в действии органа государственной власти или органа местного самоуправления по принятию индивидуального акта, в котором выражается воля уполномоченного органа передать земельный участок конкретному лицу в пользование, владение или собственность. Право собственности может возникнуть на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, если земельный участок предоставляется в собственность бесплатно, либо на основании акта уполномоченного органа и договора купли-продажи земельного участка.
Положения ст.ст. 28, 29, п. 6 ст. 36 ЗК РФ в системной связи определяют обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов, осуществлять подготовку акта органа местного самоуправления и ( или) проект договора купли-продажи по передаче земельных участков в собственность.
Постановлением главы администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ Кочарян Г.В. предоставлен земельный участок в собственность за плату из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , строение 1, площадью 176 кв.м. под магазином литер А, принадлежащим на праве собственности Кочарян Г.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли -продажи в надлежащей форме, договор сторонами подписан, содержит все существенные условия.
С учетом приведенных обстоятельств, свидетельствующих о том, что данный договор не противоречит закону, суд считает отказ ответчика в государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и права собственности истца на указанный земельного участка на основании постановления администрации г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ №, договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, а исковые требования Кочарян Г.В. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кочарян Г.В. к Пятигорскому отделу Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю удовлетворить.
Обязать Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности за Кочарян Г.В. на земельный участок, площадью 176 кв.м.,
с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , строение 1 и договор купли- продажи земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между покупателем Кочарян Г.В. и продавцом администрацией города Пятигорска.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам вого суда в течение 10 дней через Пятигорский городской суд.
Судья Н.Г. Говорова