ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 19.04.2011 Бардымского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Бардымский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бардымский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-360-2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда 19 апреля 2011 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Махмудовой А.Р.

с участием заместителя прокурора Мусабирова Н.Ф.,

ответчика Урстемирова И.Ш.,

представителя ответчика Зарипова Д.Г.,

представителя администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой Г.М.

при секретаре Зайникаевой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах бюджета Бардымского муниципального района к Урстемирову И.Ш., третье лицо администрация Бардымского муниципального района, о взыскании в пользу бюджета Бардымского муниципального района 386228 рублей 13 копеек,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя взыскать с Урстемирова И.Ш. в пользу бюджета Бардымского муниципального района 386228, 13 руб. Исковые требования обосновал тем, что в ходе проверки исполнения бюджетного законодательства в деятельности администрации Бардымского муниципального района установ­лено, что гр. Урстемирову И.Ш. в соответствии с ч.9 ст.34 Устава Бардымского муниципального района, принятого решением Земского Собрания Бардымского района от 24.06.2005 № (с изменениями) с 07.04.2010 по 31.01.2011 выплачены средства из местного бюджета в сумме 386228, 13 руб.

В соответствии с решением Территориальной избирательной комиссии Бардымского муниципального района от 28.03.2010 № по результатам повторного голосования по выборам главы Бардымского муниципального района избранным главой Бардымского муниципального района признан А

На основании п.5 ст.34 Устава Бардымского муниципального района, Урстемиров И.Ш., занимавший до этого должность главы Бардымского муниципального района, сложил полномочия главы Бардымского муниципального района 07.04.2010 (распоряжение главы Бардымского муниципального района от 07.04.2010 №). Согласно ч.9 ст.34 Устава Бардымского муниципального района, действовавшего на момент сложения полномочий главы Бардымского муниципального района гр.Урстемировым И.Ш., лицу, замещавшему должность главы муниципального района, предусматривались социальные гарантии в виде выплаты компенсации в размере назначенного ему денежного вознаграждения до первого после увольнения с указанной должности устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста, но не более одного календарного года со дня прекращения его полномочий, в том числе в случае неизбрания на должность после окончания срока полномочий

Выплата указанной компенсации производится за счет средств бюджета муниципального района.

Гарантии осуществления деятельности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления определялись нормами главы 3 Закона Пермской области от 18.11.1997 №896-136 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области». Согласно ст. 10 Закона предусматривалось, что материально-финансовое обеспечение деятельности выборного должностного лица местного самоуправления производится за счет средств местного бюджета, на условиях, предусмотренных законами Пермской области и Уставом Бардымского муниципального района.

В п.2 ст. 10 Закона указано на то, что выборное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы в течение одного года в случае неизбрания на должность после окончания срока его полномочий.

Данный Закон Пермской области утратил силу с 01.01.2006 года, в связи с принятием Закона Пермского края от 29.12.2005№2804-632. Иных региональных законов, предусматривающих социальные гарантии для руководителей органов местного самоуправления после освобождения их от должности либо наделяющих правом установления таких гарантий в соответствующих Уставах местных органов самоуправления не имеется.

Установление гарантий в виде выплат заработной платы после окончания полномочий данных лиц трудовое законодательство не предусматривает.

Таким образом, с момента утраты силы Закона Пермской области от 18.11.1997 №896-136, то есть с 01.06.2006, предоставление социальных гарантий из средств местного бюджета руководителям органов местного самоуправления Бардымского муниципального района в виде выплаты компенсации в размере назначенного ему денежного вознаграждения до первого после увольнения с указанной должности устройства на новое место работы - незаконны.

В соответствии со ст.34 Бюджетного кодекса РФ использование бюджетных средств должно быть основано на принципах результативности и эффективности. Средства бюджета Бардымского муниципального района в сумме 386228, 13 руб., направленные на выплату компенсации Урстемирову И.Ш. использованы неэффективно и незаконно и на указанную сумму причинен ущерб Бардымскому муниципальному району, данная сумма подлежит возмещению в бюджет Бардымского муниципального района.

В судебном заседании заместитель прокурора Бардымского муниципального района Мусабиров Н.Ф. исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении и суду пояснил, что Устав Бардымского муниципального района разработан администрацией Бардымского муниципального района. Должность главы Бардымского муниципального района занимал в то время Урстемиров И.Ш. В Устав района от 2005 года были внесены изменения в части гарантий главе района. Ранее таких гарантий не было. Выплачивалась компенсация в течение трех месяцев, а не одного года. Глава Бардымского муниципального района имеет полномочия единолично подписывать решения Земского собрания.

Закон Пермской области от 18.11.1997 года № 896-136 « О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области» утратил силу с 01.01.2006 года, в связи с принятием Закона Пермского края от 29.12.2005 № 2804-632. Иных региональных законов, предусматривающих социальные гарантии для руководителей органов местного самоуправления после освобождения их от должности либо наделяющих правом установления таких гарантий в соответствующих Уставах местных органов самоуправления - не имеется.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшего на момент принятия Устава Бардымского муниципального района предусматривалось, что депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Закон утратил силу с 01.01.2009 года. Гарантия в Уставе района от 2005 года была установлена по инициативе главы Бардымского муниципального района, был внесен проект на Земское собрание. Ответчик лично подписал Устав. Ответчик имел полномочия не подписывать данный Устав, однако он не принял меры для устранения выявленных нарушений. Установление гарантий трудовое законодательство не предусматривает.

Незаконно полученные суммы подлежат возврату в бюджет. Бюджету Бардымского муниципального района был причинен ущерб. Проект Устава ранее проверялся прокуратурой района. Выплатой компенсации ответчику нарушено право Бардымского муниципального района на использование бюджетных средств в законных целях.

Ответчик Урстемиров И.Ш. исковые требования не признал и суду пояснил, что процедура принятия Устава предусмотрена самим Уставом, эта процедура сложная, проект Устава был подготовлен специальной комиссией, были публичные слушания, проект Устава прошел экспертизу, принят решением Земского собрания. Изменения вносились в Устав согласно типового Устава, который был предоставлен губернатором края по всему Пермскому краю. Тогда по всему краю были внесены изменения в Уставы районов. У главы имеется только право совещательного голоса. После принятия Устава, жалоб на Устав не было, решений суда о признании незаконным положений Устава не принималось. Исковые требования не обоснованны. Администрация выплачивала ему компенсацию, его вины в этом нет. Администрация и прокуратура об этом знали. Устав в 2005 году был изменен, никаких предложений с его стороны не было, это видно по протоколу, который тогда велся. В администрации Пермского края готовили проект нового закона, поэтому их попросили подождать и не изменять Устав после изменения закона в части гарантий главе района.

Представитель ответчика Зарипов Д.Г. с иском не согласен, суду пояснил, что в исковом заявлении заместитель прокурора Бардымского района просит взыскать с Урстемирова И.Ш. 386228,13 рублей в пользу бюджета Бардымского муниципального района в связи с тем, что данные средства, по мнению прокурора, были выплачены на основании части 9 статьи 34 Устава Бардымского муниципального района, которая является незаконной, т.к. с 01.06.2006 предоставление социальных гарантий из средств местного бюджета руководителям органов местного самоуправления Бардымского муниципального района незаконно.

Конкретизируя положения ст.45 ГПК РФ, часть 3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. На необходимость исполнения прокурорами вышеизложенных норм законодательства было обращено внимание в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.01.2003 № 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Считает, что рассматриваемое исковое заявление подано прокурором с нарушением указанных норм, поскольку в нем прямо указано, что подано оно в интересах бюджета  Бардымского района, что не предусмотрено частью 1 статьи 45 ГПК РФ.

Кроме того, в исковом заявлении не указано, какие интересы и какое право нарушено, не содержится ссылки на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Ссылку прокурора на статью 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации нельзя признать обоснованной. Данная статья устанавливает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса  в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Данный принцип устанавливает не права, а определенные обязанности для участников бюджетного процесса,   при этом перечень участников бюджетного процесса определен статьей 152 БК РФ и Урстемиров И.Ш. к ним не относится. Поэтому действие статьи 34 БК РФ не распространяется на Урстемирова И.Ш., поэтому считает, что исковое заявление подано прокурором с нарушением части 1 статьи 45 и части 3 статьи 131 ГПК РФ и за пределами компетенции, определенной гражданским процессуальным законодательством. В соответствии с п.1 ч.1 ст.34 ГПК РФ и ст.220 ГПК РФ производство по делу должно быть прекращено.

В соответствии с действующим законодательством признать нормы любого нормативного правового акта, включая нормы устава муниципального образования, противоречащими федеральному законодательству и соответственно недействующими вправе только суд. Прокурор таким правом не наделен. Выводы прокурора о том, что нормы Устава Бардымского муниципального района противоречат федеральному законодательству и являются незаконными, не подтверждены соответствующим решением суда, поэтому их нельзя признать обоснованными.

На момент сложения Урстемировым И.Ш. полномочий главы района и назначения ему компенсации нормы, установленные частью 9 статьи 34 Устава Бардымского района, действовали. Ни в тот момент, ни позднее данные нормы никем не оспаривались в установленном законом порядке. Судебного решения о признании этих норм противоречащими федеральному законодательству ранее не выносилось, а в настоящее время такого решения не может быть вынесено в связи с тем, что указанные нормы утратили силу. Исходя из этого, считает, что нет никаких правовых оснований считать данные нормы незаконными. Компенсация Урстемирову И.Ш. была назначена и выплачивалась в соответствии с действующими на том момент нормами Устава Бардымского муниципального района на законных основаниях. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, лицо причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В соответствии со ст.137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана.

Представитель администрации Бардымского муниципального района Мавлютова Г.М. с иском согласна, суду пояснила, что выплаты ответчику производились незаконно. Устав не соответствует закону. Выплаты производились по распоряжению бывшего главы. В материалах дела имеется документ.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Согласно ч.9 ст.34 Устава Бардымского муниципального района, действовавшего на момент сложения полномочий главы Бардымского муниципального района гр.Урстемировым И.Ш., лицу, замещавшему должность главы муниципального района, предусматривались социальные гарантии в виде выплаты компенсации в размере назначенного ему денежного вознаграждения до первого после увольнения с указанной должности устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста, но не более одного календарного года со дня прекращения его полномочий в следующих случаях:

1) неизбрания на должность после окончания срока полномочий;

2) упразднения должности в связи с изменением структуры органов
местного самоуправления;

3) досрочного прекращения полномочий в связи с упразднением
муниципального района;

4) досрочного прекращения полномочий в случаях, установленных в
Уставом Бардымского муниципального района.

В случае если на новом месте работы заработная плата указанного лица ниже размеров прежнего денежного вознаграждения, то ему производится выплата компенсации до уровня прежнего денежного вознаграждения, но не более одного календарного года со дня его ухода с должности.

Выплата указанной компенсации производится за счет средств бюджета муниципального района.

На основании решения Земского Собрания Бардымского муниципального района от 26 августа 2010 года № ч.9 ст.34 Устава Бардымского муниципального района утратила силу.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 2005 г.), утратившего силу с 01.01.2009, действовавшего на момент принятия Устава Бардымского муниципального района, предусматривалось, что депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Гарантии осуществления деятельности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления определялись нормами главы 3 Закона Пермской области от 18.11.1997 №896-136 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области».

Согласно ст. 10 Закона предусматривалось, что материально-финансовое обеспечение деятельности выборного должностного лица местного самоуправления производится за счет средств местного бюджета, на условиях, предусмотренных законами Пермской области и Уставом Бардымского муниципального района.

В п.2 ст. 10 Закона указано на то, что выборное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы в течение одного года в случае неизбрания на должность после окончания срока его полномочий; упразднения должности в связи с изменением структуры органов местного самоуправления, либо изменением административно-территориального
устройства муниципального образования; увольнения по состоянию здоровья, препятствующего выполнению служебных обязанностей. Если уровень заработной платы лица, освобожденного от должности выборного должностного лица при неизбрании на должность после окончания срока его полномочий, либо при упразднении должности в связи с изменением структуры органов местного самоуправления, или изменения административно-территориального устройства муниципального образования, на новом месте работы ниже уровня заработной платы по ранее занимаемой им должности выборного должностного лица с учетом индексации, ему в течение одного года после освобождения от должности по решению представительного органа местного самоуправления производится доплата до уровня прежней заработной платы из средств местного бюджета в случае работы в этой должности в течение всего срока полномочий, предусмотренного Уставом муниципального образования.

Закон Пермской области от 18.11.1997 № 896-136 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области» утратил силу с 01.01.2006, в связи с принятием Закона Пермского края от 29.12.2005 года №2804-632.

В соответствии с п.5.1. ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с решением Территориальной избирательной комиссии Бардымского муниципального района № от 28 марта 2010 года «О результатах повторного голосования 28 марта 2010 года по выборам главы Бардымского муниципального района» признан избранным главой Бардымского муниципального района А ( л.д. №).

Распоряжением главы Бардымского муниципального района № от 7 апреля 2010 года Урстемиров И.Ш. сложил с себя полномочия главы Бардымского муниципального района с 7 апреля 2010 года, дано распоряжение произвести окончательный расчет и выплачивать ежемесячную компенсацию в соответствии с п.9 ст.34 Устава Бардымского муниципального района. (л.д. № ).

В соответствии с ответом администрации Бардымского муниципального района Урстемирову И.Ш. с 7 апреля 2010 года по 31 января 2011 года выплачены средства из местного бюджета в размере 386228 рублей 13 копеек. ( л.д.№).

В соответствии со справкой администрации Бардымского муниципального района Урстемирову И.Ш. с 7 апреля 2010 года по 31 января 2011 года начислена заработная плата из местного бюджета в сумме 386228 рублей 13 копеек, удержан подоходный налог в размере 50157 рублей, профсоюзные взносы 1502 рубля, перечислено на сберкарту 334569 рублей 13 копеек. ( л.д.№).

В соответствии с действующим законодательством признать нормы любого нормативного правового акта, включая нормы устава муниципального образования, противоречащими федеральному законодательству и соответственно недействующими вправе только суд. Прокурор таким правом не наделен. Выводы прокурора о том, что нормы Устава Бардымского муниципального района противоречат федеральному законодательству и являются незаконными, не подтверждены соответствующим решением суда, поэтому их нельзя признать обоснованными.

На момент сложения Урстемировым И.Ш. полномочий главы района и назначения ему компенсации нормы, установленные частью 9 статьи 34 Устава Бардымского района, действовали. Ни в тот момент, ни позднее данные нормы никем не оспаривались в установленном законом порядке. Судебного решения о признании этих норм противоречащими федеральному законодательству ранее не выносилось, а в настоящее время такого решения не может быть вынесено в связи с тем. что указанные нормы утратили силу. Поэтому нет никаких правовых оснований считать данные нормы незаконными.

В связи с вышеизложенным суд полагает, что компенсация Урстемирову И.Ш. была назначена и выплачивалась в соответствии с действующими на том момент нормами Устава Бардымского муниципального района, который в соответствии с частью 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, то есть компенсация была назначена и выплачивалась на законных основаниях.

Несмотря на то, что в настоящее время положения ч.9 ст.34 Устава Бардымского муниципального района утратили силу, законных оснований для взыскания данной компенсации в виде заработной платы ответчика, назначенная до устройства его на новое место работы на срок один год при неизбрании на должность после окончания срока его полномочий, которая выплачена ответчику в период с 7 апреля 2010 года по 31 января 2011 года не имеется.

В соответствии со ст.137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

счетной ошибки;

если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Суд считает, что установленная ч.9 ст.34 Устава Бардымского муниципального района, действовавшего на момент сложения полномочий компенсация в размере назначенного ему денежного вознаграждения относится к иным выплатам компенсационного характера, включенным в состав заработной платы. В ранее действовавшем Законе Пермской области №896-136 от 18 ноября 1997 года в ст.10 было указано, что выборное должностное лицо местного самоуправления продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы, в соответствии с данным положением была принята ч.9 ст.34 Устава Бардымского муниципального района. В справке, выданной администрацией Бардымского муниципального района также указано, что Урстемирову И.Ш. была начислена заработная плата, из которой удержаны подоходный налог и профсоюзные взносы.

Следовательно, руководствуясь требованиями ст.137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику не может быть с него взыскана. Счетной ошибки и других исключительных случаев, когда зарплата может быть взыскана с работника, предусмотренная в ст.137 ТК РФ в данном случае не имеется.

В соответствии со ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что денежная компенсация в виде заработной платы Урстемирова И.Ш. до устройства его на новое место работы ответчику была назначена в соответствии с действовавшим, неотмененным Уставом Бардымского муниципального района и получал он ее до 31 января 2011 года. В этот период времени данная заработная плата была единственным источником средства существования, Урстемиров И.Ш. не имел других доходов.

В соответствии со ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В судебном заседании установлено, что в данном случае отсутствует счетная ошибка и нет доказательств недобросовестности ответчика.

На основании изложенного, суд считает, что денежная компенсация в виде заработной платы ответчика, назначенная до устройства его на новое место работы на срок один год при неизбрании на должность после окончания срока его полномочий, которая выплачена ответчику в период с 7 апреля 2010 года по 31 января 2011 года не подлежит возврату, так как она была средством к существованию.

Поскольку недобросовестности со стороны ответчика Урстемирова И.Ш. и счетной ошибки при исчислении компенсации в виде заработной платы ответчика, назначенной до устройства его на новое место работы на срок один год при неизбрании на должность после окончания срока его полномочий не имеется, полученная Урстемировым И.Ш. сумма взыскана быть не может.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Бардымского муниципального района не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Бардымского района в интересах бюджета Бардымского муниципального района отказать в полном объеме.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд, начиная с 25 апреля 2011 года.

Судья: подпись

Копия верна: С у д ь я - А.Р. Махмудова

Секретарь Г.И.Зайникаева