ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 20.01.2011 Балашовского районного суда (Саратовская область)

                                                                                    Балашовский районный суд Саратовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Балашовский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №(1)/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2011 года город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Чередниковой И.Т., при секретаре ФИО2, с участием помощника прокурора города Балашова ФИО3, истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО4, представителя ответчика Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО5, представителя ответчика муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района Саратовской области «» ФИО7, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, муниципальному унитарному предприятию Балашовского муниципального района Саратовской области «» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (далее Администрация), муниципальному унитарному предприятию Балашовского муниципального района Саратовской области » (далее муниципальное унитарное предприятие) с иском о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и морального вреда.

В обоснование требований указывает, что с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района (далее КУМИ администрации Балашовского муниципального района) ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность директора муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района Саратовской области «», распоряжением и.о. главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № освобожден от занимаемой должности, в связи с принятием собственником имущества организации решения о досрочном прекращении трудового договора на основании п.2 ст.278 Трудового кодекса Российской Федерации с выплатой компенсации в размере 3-х месячного денежного содержания. Руководитель муниципального унитарного предприятия считает увольнение незаконным в связи с тем, что трудовые отношения между работником и работодателем возникли на основании трудового договора, заключенного с представителем собственника имущества - КУМИ администрации Балашовского муниципального района, и в соответствии с требованиями ст.84.1 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя, с оформлением приказа (распоряжения) работодателем - КУМИ администрации Балашовского муниципального района, которым указанного документа не издавалось. В нарушение требований ст.ст. 84.1, 140 Трудового кодекса Российской Федерации, истец указывает, с распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении от должности руководителя и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ не ознакомлен, окончательный расчет и трудовая книжка получены не в день увольнения, запись об увольнении в трудовой книжке произведена с нарушением п.5.1 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 года № 225 «О трудовых книжках». Также считает распоряжение и приказ о прекращении трудового договора изданными в нарушение требований ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, в период нахождения работника в отпуске, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, с допущенной технической ошибкой в цифре года издания (2009 вместо 2010), дата и срок предоставления отпуска согласован с главой администрации Балашовского муниципального района ФИО6 в устной форме. В нарушение п.12 ч.1 ст.36 Устава Балашовского муниципального района, считает, не проведено согласование с главой Балашовского муниципального района об освобождении от занимаемой должности. Также указывает, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.03.2005 года № 3-П, законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, и решение о досрочном прекращении трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия обусловлено обстоятельствами, свидетельствующими о дискриминации, злоупотреблении правом, так как является депутатом Собрания депутатов Балашовского муниципального района, в связи с голосованием на внеочередном заседании Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за отстранение от должности главы администрации Балашовского муниципального района ФИО6, с изданием на следующий день распоряжения и приказа об увольнении. Кроме того, считает, что глава администрации Балашовского муниципального района не является собственником имущества муниципального учреждения и должен руководствоваться публичными интересами населения муниципального района. Истец указывает, что незаконными действиями ответчиков причинены моральные страдания, выраженные в нервном напряжении, бессоннице, постоянном состоянии тревоги, волнения. Руководитель муниципального унитарного предприятия, считая увольнение незаконным, обратился в суд к собственнику имущества муниципального предприятия за восстановлением и защитой нарушенных прав с требованиями восстановить на работе в должности директора муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района Саратовской области «» с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района Саратовской области «» оплату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, взыскать с Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области компенсацию морального вреда в сумме  рублей.

В судебном заседании истец совместно с представителем по доверенности ФИО4 на заявленных требованиях настаивают, выдвигая в обоснование выше изложенные основания, пояснив, что в письменном виде согласование о сроках предоставления отпуска руководителю муниципального унитарного предприятия, с органом исполнительной власти не производилось.

Представитель ответчика Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО5 заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что доводы истца об увольнении не уполномоченным лицом противоречат материалам дела, поскольку п.2.1 Положения об администрации Балашовского муниципального района определены основные задачи Администрации, и в п.2.2 Положения на Администрацию возлагаются функции по управлению муниципальной собственностью, согласно п.2.6 Положения, Администрация в целях управления муниципальной собственностью назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных учреждений, п.3.1 Положения предусмотрено, что полномочия Администрации осуществляет глава администрации Балашовского муниципального района, а также орган и структурное подразделение Администрации в сфере своей деятельности в соответствии с Уставом Балашовского муниципального района и Положения о них. В п.3.4 Положения определено, что в составе Администрации действует КУМИ, который является органом управления и самостоятельным юридическим лицом. П.1.1 Положения о КУМИ администрации Балашовского муниципального района предусмотрены полномочия КУМИ осуществлять права собственника муниципального имущества, КУМИ находится в непосредственном подчинении главы Администрации, и в соответствии с п.3.6 Положения по поручению главы Администрации заключает контракты с руководителями муниципальных учреждений, предприятий и утверждает их Уставы. Согласно п.3.14 Положения, КУМИ решает кадровые вопросы в соответствии с утвержденным главой Администрации положением о порядке назначения, увольнения, предоставления отпусков и определении исполняющих обязанности на время отсутствия руководителя муниципальных учреждений, предприятий, но такое решение в отношении ФИО1 не принималось. КУМИ администрации Балашовского муниципального района является стороной трудового договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 о назначении на должность руководителя муниципального унитарного предприятия, что согласуется с п.3.6 Положения о КУМИ администрации Балашовского муниципального района, которым определены полномочия на заключение трудового договора с руководителем муниципальных предприятий, учреждений, но без наличия полномочий о принятии решения об освобождении от должности. Ответчик считает, что в соответствии со статьей 19 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения с руководителем муниципального унитарного предприятия возникают по основаниям трудового договора в результате назначения на должность, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами. В п.4.1 Устава муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района Саратовской области «» указывается, что предприятие возглавляет директор, который является единоличным, исполнительным органом муниципального предприятия, и назначается на должность и освобождается от должности главой администрации муниципального образования, права и обязанности директора, а также основания расторжения трудовых отношений регламентируются трудовым договором, заключенным учредителем с директором, в п.7.2 которого имеется указание, что трудовой договор может быть расторгнут по решению главы администрации Балашовского муниципального района, и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и в соответствии со ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Также ответчик считает не основанными на законе доводы истца о нарушении положений п.12 ч.1 ст.36 Устава Балашовского муниципального района, так как данный пункт в части согласования назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений противоречит федеральному законодательству и не подлежит применению, в соответствии со ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, право собственника унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления, в рамках их компетенции, установленных актами, определяющими статус этих органов, компетенция определена Уставом муниципального образования. В соответствии с п.7 ч.1 ст. 20, ст. 21 вышеуказанного Федерального закона ответчик считает, что собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами. Ответчик считает, что в редакции ч.2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, статьями 33, 34 Устава Балашовского муниципального района предусмотрены полномочия Администрации управлять и распоряжаться муниципальным имуществом в порядке, определенным муниципальными правовыми актами Собрания депутатов Балашовского муниципального района, осуществлять полномочия собственника этого имущества, глава Администрации руководит на принципах единоначалия, и к его полномочиям в силу ст. 36 Устава Балашовского муниципального района от имени Администрации относится приобретение и осуществление имущественных прав и обязанностей, в том числе, назначение руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Произведенная запись в трудовой книжке ФИО1 исполняющим обязанности директора муниципального унитарного предприятия ФИО7 выполнена в пределах предоставленных полномочий, нарушений собственником имущества муниципального унитарного предприятия статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении ФИО1 не допущено. Собственник имущества муниципального унитарного предприятия считает, что приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о нахождении директора муниципального унитарного предприятия в отпуске, в связи с нарушением унифицированной формы приказа и п.5.2 трудового договора с руководителем ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия согласования с работодателем сроков предоставления очередного отпуска, не является законным основанием для нахождения в отпуске, поэтому руководитель предприятия не находился на рабочем месте без уважительной причины, оставил имущество собственника без надлежащего контроля, в связи с отсутствием на рабочем месте работодатель не имел возможности выполнить требования закона об ознакомлении с распоряжением и приказом о прекращении трудового договора, оставление руководителем муниципального унитарного предприятия муниципальной собственности явилось основанием для увольнения в связи с утратой доверия (т.1 л.д.118-120).

Представитель муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района Саратовской области « ФИО7 с заявленным иском не согласился, просил в удовлетворении отказать, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ на муниципальное предприятие приехала и.о. главы администрации Балашовского муниципального района ФИО8 и указала, что директор ФИО1 на рабочем месте отсутствует без законных оснований, ДД.ММ.ГГГГ ознакомили с распоряжением об увольнении директора ФИО1 и возложении исполнения обязанностей директора на конкретное лицо, после чего издан внутренний приказ об увольнении ФИО1, переданный бухгалтеру для начисления и выплаты окончательного расчета, копия приказа с уведомлением ФИО1 о получении трудовой книжки, окончательного расчета переданы для направления ФИО1 по средствам почтовой связи в Администрацию, в связи с отсутствием ФИО1 на рабочем месте.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, свидетелей, мнение помощника прокурора города Балашова ФИО3, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 391 Трудового кодекса РФ, непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об оплате за время вынужденного прогула.

В соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из смысла положений пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица или органа не требуется указания конкретных обстоятельств, подтверждающих необходимость прекращения трудового договора.

Между тем, в толковании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений п.2 ст.278 и ст.279 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации. Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как запрещение дискриминации при осуществлении прав и свобод, включая запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 17, часть 3, статья 19 Конституции Российской Федерации), в полной мере распространяются на сферу трудовых отношений, определяя пределы дискреционных полномочий собственника.

Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности - органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В статье 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» закреплено, что от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется, что органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

В силу положений статей 20, 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия.

Статьей 273 Трудового кодекса Российской Федерации определяется, что руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

От качества работы руководителя зависит соответствие результатов деятельности предприятия целям, для достижения которых оно создавалось, поэтому федеральным законодательством, Трудовым кодексом Российской Федерации, регламентирующими правовое положение руководителя организации, порядок заключения с ним трудового договора и основания его прекращения, предусмотрены дополнительные основания, по которым возможно досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации, что само по себе не может расцениваться как нарушение права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию либо нарушение гарантированного Конституцией Российской Федерации равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина.

В статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, руководителей организаций устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором, как предусмотрено статьей 274 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сторонами не оспаривается заключение трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия на срок, определенный трудовым договором, в соответствии со статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

В редакции части 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период пребывания в отпуске.

По смыслу статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации, очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.

Из материалов дела видно, что уполномоченным собственником органом заключен с истцом на определенный срок трудовой договор о назначении на должность руководителем муниципального унитарного предприятия. В связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора с руководителем организации, трудовой договор с истцом прекращен.

Судом установлены нарушения истцом требований трудового законодательства, условий трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия, который допустил нарушения условий трудового договора, не согласовал с органом исполнительной власти (собственником имущества муниципального унитарного предприятия) сроки предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, отсутствовал на рабочем месте без законного основания, предусмотренного трудовым законодательством о предоставлении оплачиваемого отпуска, определяемого ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемого работодателем не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. Факт отсутствия ежегодного согласования с органом исполнительной власти о предоставлении очередной отпуска истец признает.

Изложенные обстоятельства подтверждаются трудовым договором с руководителем муниципального унитарного предприятия от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, действующим на основании Положения о комитете, и ФИО1 (Руководитель), о назначении на должность директора муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района Саратовской области «», где п.5.2. гласит, ежегодный отпуск Руководителя составляет 28 календарных дней и может быть ему предоставлен как полностью, так и по частям. Конкретные сроки предоставления ежегодного отпуска определяются руководителем по согласованию с Органом исполнительной власти, а согласно п.7.2., трудовой договор может быть расторгнут по решению главы администрации Балашовского муниципального района (т.1 л.д.7-13).

В судебном заседании сторонами не оспаривается, что работодателем является собственник имущества организации Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области.

Распоряжением исполняющего обязанности главы Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении ФИО1», освобожден с ДД.ММ.ГГГГ от должности директора муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района Саратовской области «» ФИО1, в связи с принятием собственником имущества организации решения о досрочном прекращении трудового договора на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, с выплатой ФИО1 компенсации в размере 3-х месячного денежного содержания на основании статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации, без указания об ознакомлении (т.1 л.д.27, 146).

Приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и увольнении с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, директора, в связи с принятием собственником имущества организации решения о досрочном прекращении трудового договора (пункт 2 статьи 278 трудового кодекса Российской Федерации) на основании распоряжения администрации БМР № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.14).

Копией из трудовой книжки, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, страницы 2 и 3, где имеются записи: номер 1 - ДД.ММ.ГГГГ, принят директором, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ; номер 2 - ДД.ММ.ГГГГ, освобожден от занимаемой должности в связи с принятием собственником имущества организации решения о досрочном прекращении трудового договора, пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.15).

Справкой, выданной ФИО1, о получении окончательного расчета в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ по расходному ордеру № (т.1 л.д.17).

Стороны не оспаривают выплаты и получения окончательного расчета не в день издания распоряжения и приказа об увольнении руководителя муниципального унитарного предприятия.

Расходным кассовым ордером № от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче ФИО1 окончательного расчета в сумме  коп. с отметкой о получении ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.19, 103).

Расходным кассовым ордером № от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче ФИО1 заработной платы в сумме  коп. с отметкой о получении ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.104).

Табелем учета рабочего времени и расчета оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, под номером 1 значится ФИО1, директор, с указанием с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ условного обозначения «от» (ежегодный основной оплачиваемый отпуск), ДД.ММ.ГГГГ - «ув» (сокращенная продолжительность рабочего времени для обучающихся без отрыва от производства с частичным сохранением заработной платы) (т.1 л.д.206).

Книгой учета движения трудовых книжек и вкладышей в них о выдаче ФИО1, директору, трудовой книжки ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.54), стороны не оспаривают выдачу и получение трудовой книжки.

Запиской-расчетом при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации) приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, не использовано  дня отпуска за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к выплате причитается сумма  коп. (т.1 л.д.101-102).

Уставом муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района «» (с изменениями и дополнениями от 22.05.2006 года), что имущество предприятия принадлежит на праве собственности Балашовскому муниципальному району, от имени Балашовского муниципального района права собственности имущества предприятия осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (п.1.2 Устава) (т.1 л.д.37-45, л.д.51). П.4.1 Устава, директор назначается на должность и освобождается от должности главой администрации Балашовского муниципального района, права и обязанности директора, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируется трудовым договором, заключаемым между директором и Учредителем (т.1 л.д.52).

Пунктом 2.6 Положения об Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, утвержденного Решением Балашовского районного Совета № 61/08 от 28.12.2005 г., администрация Балашовского муниципального района назначает и освобождает от должности в порядке, установленном законодательством, руководителей муниципальных предприятий (т.1 л.д.197). Полномочия администрации Балашовского муниципального района осуществляет глава администрации Балашовского муниципального района в порядке, определенном действующим законодательством (пункты 3.1, 3.2). В составе администрации Балашовского муниципального района действуют органы управления с правами юридического лица, в том числе, комитет по управлению муниципальным имуществом (п.3.4) (т.1 л.д.194-201).

Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района, утвержденным главой Балашовского муниципального района ФИО9, Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от 19.09.2006 года № 06/20, КУМИ администрации Балашовского муниципального района является исполнительным органом местного самоуправления - структурным подразделением администрации Балашовского муниципального района, уполномоченным осуществлять права собственника муниципального имущества, находится в непосредственном подчинении главы администрации Балашовского муниципального района (т.1 л.д.149-157). В силу п. 3.6. Положения о КУМИ администрации Балашовского муниципального района по поручению главы администрации Балашовского муниципального района заключает контракты с руководителями и утверждает уставы этих предприятий, а также решает кадровые вопросы в соответствии с утвержденным главой администрации Балашовского муниципального района положением о порядке назначения, увольнении, предоставления отпуска и определения исполняющих обязанности на время отсутствия и руководителей муниципальных предприятий и учреждений (в редакции п.3.14).

Свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе подтверждается постановка на учет Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Саратовской области (т.1 л.д.158).

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, как установлено требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы истца об издании распоряжения о прекращении трудового договора неуполномоченным лицом, опровергаются допустимыми доказательствами, нормами федерального законодательства, КУМИ администрации Балашовского муниципального района по поручению главы Администрации полномочен заключать трудовые контракты с руководителями муниципальных предприятий, полномочия о расторжении трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия КУМИ администрации Балашовского муниципального района не обладает, соглашением, определенным трудовым договором с руководителем муниципального унитарного предприятия, глава администрации Балашовского муниципального района наделен правом расторжения трудового договора.

Основания заявленного иска о нарушениях прав руководителя муниципального унитарного предприятия при прекращении трудового договора, предусмотренного пунктом 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области (т.1 л.д.55-94), что глава Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области не согласовал с главой муниципального района назначения и освобождения от должности руководителя муниципального предприятия (т.1 л.д.59), не соответствуют федеральному и трудовому законодательству.

Истцом не представлены доказательства о согласовании с главой Балашовского муниципального района при назначении на должность руководителя муниципального унитарного предприятия.

В статьях 33, 34 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области отражено, что Администрация от имени муниципального района может осуществлять право собственника имущества муниципального района в соответствии с муниципальными правовыми актами Собрания депутатов Балашовского муниципального района, управлять и распоряжаться муниципальным имуществом в порядке, определенном муниципальными правовыми актами Собрания депутатов Балашовского муниципального района. Глава Администрации утверждает уставы муниципальных предприятий и учреждений, по согласованию с главой муниципального района назначает и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений (п.12 ч.1 ст.36 Устава). Положения изложенного пункта в части согласования главы Администрации назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий с главой муниципального района, противоречит нормам действующего трудового законодательства, которым закреплено право Работодателя при заключении и расторжении трудового договора, нормами Трудового кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами не предусматривается процедура согласования назначения и увольнения лиц, замещающих должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, с представительным органом местного самоуправления, вопросы увольнения работников, в том числе установления порядка и процедуры увольнения являются исключительной компетенцией федеральных органов власти и регулируются нормами федерального законодательства.

Основания заявленных исковых требований о дискриминации и злоупотреблении правом главой администрации Балашовского муниципального района ФИО6 при принятии решения об увольнении руководителя муниципального унитарного предприятия ФИО1 не подтверждаются представленными истцом доказательствами, поскольку распоряжение об увольнении издавалось исполняющим обязанности главы администрации Балашовского муниципального района ФИО8

Статья 84-1 Трудового кодекса РФ определяет, что с распоряжением работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись; в случае, когда распоряжение о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника, на распоряжении производится соответствующая запись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с настоящим Кодексом сохранялась должность.

В силу ч.1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день увольнения работника; если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что с распоряжением о прекращении трудового договора руководитель организации в день увольнения не ознакомлен, в связи с отсутствием на рабочем месте в день увольнения, работодателем представлены доказательства о направлении ФИО1 для ознакомления распоряжения о прекращении трудового договора по средствам почтовой связи (т.2 л.д.3, 4-8, 9, 10), направленная корреспонденция Почтой России возвращена отправителю за истечением срока хранения и не получением адресатом отправленных Работодателем документов для вручения.

Основания заявленного иска, в части не ознакомления с распоряжением Работодателя, опровергаются показаниями свидетеля ФИО11, инспектора отдела кадров муниципального унитарного предприятия, что лично известил директора ФИО1 по телефону об увольнении.

Сторонами не оспаривается факт выплаты и получения окончательного расчета, при увольнении, не в день прекращения трудового договора, а ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом не представлены допустимые доказательства о нахождении руководителя муниципального унитарного предприятия в очередном оплачиваемом отпуске в соответствии с требованиями трудового законодательства.

При этом отсутствие руководителя муниципального унитарного предприятия на рабочем месте без законного основания подтверждается изданным в нарушение не Работодателем, приказом о предоставлении отпуска работнику № от ДД.ММ.ГГГГ (2010) г. по МУП БМР «» об убывании в ежегодный оплачиваемый отпуск директора за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на  календарных дней, подписанным директором МУП БМР « ФИО1 (т.1 л.д.16), приказ издан не работодателем, а работником.

Заявлением в суде истца от ДД.ММ.ГГГГ о признании факта, что ежегодное согласование направления в очередной отпуск с органами исполнительной власти в письменном виде не согласовывалось (т.1 л.д.33), что подтверждает отсутствие законного основания нахождения руководителя муниципального унитарного предприятия в отпуске на основании графика отпусков, утвержденного работодателем в установленном трудовым законодательством порядке.

Графиком отпусков руководителей, специалистов, служащих на 2010 год МУП БМР « утвержденным директором ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, без указания о согласовании с органом исполнительной власти (т.1 л.д.172-173), который не утвержден работодателем в отношении руководителя муниципального предприятия, назначенного на должность.

Истцом не представлено доказательств предоставления руководителю муниципального унитарного предприятия оплачиваемого отпуска по установленным Работодателем срокам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствие на рабочем месте руководителя муниципального унитарного предприятия, без оформления в установленном трудовым законодательством порядке и условиям трудового договора, подтверждается аналогичными показаниями свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13

Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности директора муниципального унитарного предприятия в связи с уходом в отпуск директора ФИО1, которым издан и подписан приказ об отпуске и возложении обязанности директора в его присутствии, а ДД.ММ.ГГГГ исполняющая обязанности главы администрации Балашовского муниципального района ФИО8 ознакомила с распоряжением об увольнении директора ФИО1 Об исполнении обязанностей директора муниципального унитарного предприятия в Администрацию не сообщал, так как считает обязанностью директора.

Свидетель ФИО11 в суде показал, что по совместительству исполнял обязанности инспектора отдела кадров муниципального унитарного предприятия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, готовил директору проект приказа о предоставлении отпуска руководителю предприятия, который ФИО1 подписал лично. Заполнял табель учета рабочего времени по месту работы директора ФИО1, в связи с увольнением ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ не поставил обозначение о нахождении ФИО1 в отпуске. ДД.ММ.ГГГГ в Комитете по управлению муниципальным имуществом получил распоряжение Администрации об увольнении ФИО1 и назначении исполняющим обязанности директора ФИО7, после получения распоряжения в Администрации об увольнении директора, по телефону известил директора ФИО1 об увольнении. Затем изготовил внутренний приказ об увольнении директора ФИО1 на основании распоряжения Администрации, о количестве неиспользованных дней отпуска директором предоставлял в Администрацию справку, изготовленную на основании личной карточки работника за период с ДД.ММ.ГГГГ годы.

ФИО12 в судебном заседании пояснила, что работает главным бухгалтером муниципального унитарного предприятия, ДД.ММ.ГГГГ из отдела кадров поступил приказ об увольнении ФИО1 и записка-расчет о производстве окончательного расчета, который готовила бухгалтер ФИО13, окончательный расчет ФИО1 выплачен ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием на рабочем месте в день увольнения, имелся внутренний приказ о нахождении директора в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начисленная компенсация в соответствии со статьей 279 Трудового кодекса Российской Федерации ФИО15 не получена.

ФИО13 в суде показала, что работает бухгалтером муниципального унитарного предприятия, производила на основании приказа директора ФИО1 расчет отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые не получал, на основании приказа об увольнении пересчитан расчет отпускных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и окончательный расчет и расчет компенсации в размере 3-х месячного содержания в связи с увольнением, окончательный расчет получен, компенсация в размере 3-х месячного содержания не получена.

Показания указанных свидетелей являются последовательными и дополняют доказательства об отсутствии руководителя муниципального унитарного предприятия на рабочем месте без законного основания очередности предоставления оплачиваемого отпуска, определяемого ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем.

Вышеуказанные нарушения действующего трудового законодательства не могут являться основаниями для восстановления в прежней должности руководителя муниципального предприятия.

Собственником имущества муниципального унитарного предприятия представлены допустимые доказательства о законности изданного распоряжения о прекращении трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия по основаниям в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора.

При таких обстоятельствах руководителем муниципального унитарного предприятия не представлено допустимых доказательств о незаконности увольнения, изданного собственником имущества организации распоряжения о прекращении трудового договора, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о восстановлении на работе.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, муниципальному унитарному предприятию Балашовского муниципального района Саратовской области «» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и морального вреда.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме (25 января 2011 года).

Председательствующий И.Т. Чередникова