Ленинский районный суд г. Перми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело Мотивированное решение изготовлено 20.02.2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 декабря 2011 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,
при секретаре Черкасовой А.А.,
с участием представителя истца – ФИО1, действующей на основании доверенности от 03.05.2011 г.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению Региональной общественной организации «Союз защиты пермяков» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю о признании бездействия незаконным, заинтересованное лицо – администрация г. Перми,
установил:
Региональная общественная организация «Союз защиты пермяков» (далее по тексту – Организация) обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее по тексту – Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении контроля за распоряжением и сохранностью земельных участков и находящихся на них лесных массивов, а также в непринятии мер по выявлению указанных нарушений и их устранению.
В обоснование предъявленных требований заявитель указал, что с года по настоящее время администрацией г. Перми для хозяйственной деятельности, в том числе, строительства, выделяются земельные участки, расположенных в лесных массивах пермских городских лесов; в том числе, известно о выделении под жилищное строительство земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , расположенных в микрорайоне , в № и № квартале (предоставленные распоряжением главы города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ); земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных в № квартале лесничества (предоставленные постановление администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ); земельного участка, расположенного в лесничестве, по адресу: (торги проведены ДД.ММ.ГГГГ согласно уведомлению администрации г. Перми); между тем, в силу ст.ст. 209, 260 Гражданского кодекса РФ, право распоряжения имуществом (в данном случае – земельными участками) принадлежит его собственнику – Российской Федерации, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю; согласно ст.ст. 9, 36 Конституции Российской Федерации право собственности на земельные участки охраняется, пользование земельными участками осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает права и свободы других лиц; постановлением Конституционного суда Российской Федерации № 1 от 9 января 1998 года на основании системного анализа норм Лесного кодекса РФ (ст.ст. 12, 18) установлено, что лесной фонд в виду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим; так, заключение сделок, которые могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда не допускается; собственник несет бремя затрат на охрану, содержание, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений; владение, пользование и распоряжение лесным фондом осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных средств леса; в судебных разбирательствах было установлено, что земли пермских лесов, выделенных из лесного фонда, являются собственностью Российской Федерации; так, определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Л. о признании незаконными договора аренды в сосновом бору на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что спорные земельные участки находятся в федеральной собственности; при этом, Управление, осуществляющее, правомочия собственника, о нарушении своих прав не заявляет. Таким образом, бездействие собственника в лице Управления позволяет администрации г. Перми осуществлять незаконное распоряжение землями пермских городских лесов, выделенных из лесного фонда, что ведет к уничтожению лесов в результате хозяйственной деятельности. Учитывая, что полномочиям Управления отнесено, в том числе, осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений, принимает в соответствии с законодательством необходимые меры, заявитель считает, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие, которое наносит существенный вред гражданам (л.д. 1, 2, 3).
Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на удовлетворении предъявленных требований по вышеуказанным основаниям.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, о чем представил в суд письменное заявление (л.д. 84, 85), также, ранее представил письменный отзыв по иску, указывая, что с требованиями Общества не согласен по следующим основаниям: в соответствии со ст. 8, пунктом 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 7, 17, 101 Земельного кодекса РФ Управление осуществляет полномочия собственника на территории Пермского края в отношении земель лесного фонда, права на которые возникли с момента регистрации соответствующих прав; при этом, указываемые заявителем участки в силу ст.ст. 8, 83 Земельного кодекса РФ относятся к землям населенных пунктов, вне зависимости от уровня собственности; доказательства иного, а именно, отнесения указанных в заявлении участков к категории земель лесного фонда Обществом не представлены; при этом, именно государственная регистрация в силу пункта 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права собственности; такие доказательства в материалах дела отсутствуют; следовательно, заявителем не доказаны полномочия Управления по управлению и осуществлению контроля за использованием таких земельных участков, соответственно, не доказан и факт бездействия Управления (л.д. 78, 79).
Представитель заинтересованного лица – администрации г. Перми – в судебное заседание также не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, о чем представил в суд письменное заявление; также, представил письменный отзыв по иску, указывая следующее: согласно части 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из пункта 1, 2, 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (например, землях населенных пунктов).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в п. 3 ст. 23 настоящего Кодекса. Порядок проведения лесоустройства определяется Правительством Российской Федерации (статья Кодекса в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 23.07.2008 № 160-ФЗ).
Лесоустройство включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2009 ранее действовавшая лесоустроительная документация утрачивает силу, а к этому времени должен быть введен в действие соответствующий лесохозяйственный регламент.
В соответствии с ранее действовавшим Лесным кодексом 1997 года леса, расположенные на землях обороны и землях городских и сельских поселений, не относились к лесному фонду (ст. 7, 10 названного Кодекса).
Все предыдущие законодательные акты (Лесной кодекс РСФСР 1978 года, Основы лесного законодательства Российской Федерации от 16.03.1993 № 4613-1) и ныне действующий Лесной кодекс Российской Федерации (введен в действие с 01.01.2007) относят городские леса к лесному фонду. В то же время не все земли на территории населенного пункта, на которых произрастает лес, относятся к землям лесного фонда, а лишь земли городских лесов, территории которых должны быть определены в установленном порядке (л.д. 102, 103).
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, а также материалы гражданских дел №, № №, №, №, № Ленинского районного суда г. Перми, суд считает требования Организации не обоснованными и не подлежащим удовлетворению, поскольку в судебном заседании не установлен факт того, что указываемые заявителем участки являются земельными участками в составе земель лесного фонда, право собственности на которые разграничено в установленном порядке, и полномочия по распоряжению которыми принадлежат Управлению; соответственно, судом не установлен и факт бездействия Управления в связи с неосуществлением контроля за вышеуказанным имуществом; не установлен в судебном заседании и факт нарушения администрацией г. Перми действующего законодательства при предоставлении вышеуказанных земельных участков, за пределами компетенции предоставленной законом данному органу местного самоуправления.
Суд приходит к данному выводу на основании следующего.
На основании пункта 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу ст. 17 Земельного кодекса РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Положениями пункта 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
На основании ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
При этом, в силу ст. 3.1., пункта 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. за № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона (т.е., в том числе, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Также, согласно Правилам распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002г. № 576, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в
соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
При этом, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3. Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 01.11.2008 года за № 374, территориальный орган осуществляет, в том числе, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:
распоряжением главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № земельные участки по со стороны квартала № в жилом районе , предоставлены гражданам в аренду для проектирования и строительства индивидуальных жилых домов (л.д. 19),
постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № Некоммерческой организации «Жилсоцинфонд» предоставлен в аренду земельный участок площадью кв.м. под строительство жилых домов по , , в жилом районе за счет земель поселений (городские земли) со сносом внеплановых металлических гаражей (л.д. 20),
постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № предоставлены в аренду на три года земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов в районе за счет земель поселений (городских земель) следующим гражданам: А., Б., В., Г., К., К. (в настоящее время умерший), М., П., С., Н., С-й, Ц. (л.д. 21),
ДД.ММ.ГГГГ состоялись торги в форме аукциона по продаже одним лотом пяти земельных участков, в том числе, площадью кв. метра, расположенного по адресу: ; площадью кв. метра, расположенного по адресу: ; площадью кв. метра, расположенного по адресу: ; площадью кв. метра, расположенного по адресу: (л.д. 22).
Именно на распоряжение администрацией г. Перми вышеуказанными земельными участками и находящимися на них лесным массивами, ссылается Организация в обоснование своих требований о признании незаконным бездействия Управления, что следует из содержания искового заявления, приложенных к нему документов (л.д. 19, 20, 21, 22), пояснений представителя заявителя в судебном заседании.
При этом, все вышеуказанные правовые акты (распоряжение главы г. Перми от 31 мая 2000 года, постановления администрации г. Перми от 2 сентября 205 года, 9 июля 2004 года), а также действия администрации г. Перми по распоряжению поименованными заявителем земельными участками, включая земельный участок, расположенный по адресу: , неоднократно являлись предметом судебных разбирательств, по итогам которых судебными инстанциями устанавливалось, что спорные земли не относятся к участкам в составе земель лесного фонда, а также, что администрация г. Перми распорядилась данным имуществом, действуя пределах имеющейся у нее компетенции и не допуская нарушений действующего законодательства.
Так, из материалов дела следует, что постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ прокурору Пермского края отказано в удовлетворении иска к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, Обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Пермнефтепродукт», муниципальному образованию г. Пермь о признании недействительными договора купли-продажи земельных участков и применении последствий недействительности сделок (л.д. 71-82 гр. дела №),
решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ О. отказано в удовлетворении иска к администрации г. Перми о признании незаконными действий по распоряжению землями городских лесов, признании незаконными действий по нарушению границ городских лесов для использования в хозяйственных целях, признании незаконными действий по изменению и установлению новых границ городских лесов (л.д. 116-118),
решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ О. отказано в удовлетворении иска к администрации г. Перми, Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Пермнефтепродукт» о признании незаконными действий по продаже земельного участка (л.д. 119-122),
вышеуказанные судебные акты вступили в законную силу,
при этом, предметом вышеуказанных требований являлись действия администрации г. Перми, связанные с распоряжением земельными участками, расположенными по адресу: , , ; в результате рассмотрения вышеуказанных споров, суд пришел к выводу о том, что вышеуказанные земли не находятся на территории лесов и не относятся к лесному фонду,
так, судами установлено, что по результатам торгов, проведенных ДД.ММ.ГГГГ, их победителем признано Общество «Лукойл-Пермнефтепродукт», с которым ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи, по условиям которого покупателю передается вышеуказанные земельные участки,
спорные земельные участки переданы Обществу по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ,
за Обществом зарегистрировано право собственности,
оплата по договору купли-продажи произведена Обществом платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму руб. и от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму руб.,
судами также установлено, что границы особо-охраняемой природной территории площадью кв.м. на местности уточнены проектом территориального землеустройства данной территории, утвержденном администрацией г. Перми ДД.ММ.ГГГГ,
земельный участок по адресу: , находится за пределами особо охраняемой природной территории , что подтверждается конфигурацией границ территории,
указанный вывод судебных инстанций подтверждается и заключением судебной экспертизы, проведенной Обществом с ограниченной ответственностью «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского», согласно которому земельный участок площадью кв. метра, расположенный по адресу: , кадастровый номер , не находится в границах особо охраняемой территории , образованной по решению Пермской городской Думы от 7 декабря 2004 года № 192 согласно Положению об особо охраняемой природной территории, утвержденному постановлением администрации г. Перми от 16 августа 2005 года за № 1838.
Судебными инстанциями также установлено, что спорный земельный участок по адресу: , не находится на территории лесов в силу следующего:
в соответствии с частью 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1, 2, 3 ст. 6, ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», с 1 января 2009 ранее действовавшая лесоустроительная документация утратила силу; при этом, на территории г. Перми лесохозяйственный регламент в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года не разработан, в отношении городских лесов лесоустройство не проведено, в том числе, не осуществлено закрепление на местности границ городских лесов; доказательств проведения лесоустроительных работ в отношении городских лесов в порядке и с периодичностью, предусмотренными Инструкцией по проведению лесоустройства в Едином государственном лесном фонде СССР, утвержденной Постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 12.09.1985 № 4, а также Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 15.12.1994 № 265, не представлено; в виду отсутствия действующей лесоустроительной документации, которой были бы установлены границы городских лесов, отнесение спорных участков к городским лесам со ссылкой на материалы лесоустройства, проведенного в период 1980-1992, нельзя признать правомерным, документы, представляющие собой достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок по адресу: , находится в границах городских лесов, относящихся к лесному фонду, отсутствуют.
Объективные, бесспорные и неопровержимые доказательства иного суду на день рассмотрения дела не представлены.
Разрешая предъявленные требования, суд учитывает, что Организация не являлась лицом, участвовавшим при рассмотрении указанных выше гражданских дел в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде и Ленинском районном суде г. Перми; вместе с тем, и в данном судебном заседании заявителем не представлены какие-либо доказательства того, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда, право собственности на который разграничено и зарегистрировано в установленном законом порядке; при этом, положения ст. 56 ГПК РФ сторонам не однократно разъяснялись и были им понятны.
Также, в судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ О. отказано в удовлетворении иска к Администрации г. Перми о признании недействующим постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № о выделении земельного участка площадью кв. метра в жилом районе (л.д. 11-15 гражданского дела №);
решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ О. отказано в удовлетворении иска к администрации г. Перми о признании незаконными действий администрации г. Перми по выделению земельного участка площадью кв. метра в жилом районе , о признании незаконным постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 112-115).
При рассмотрении вышеуказанных дел судом установлено, что 18 апреля 2003 года решением Пермской городской Думы утверждена целевая муниципальная социально-инвестиционная программа адресной помощи гражданам в улучшении жилищных условий «Дом для вашей семьи». В рамках Программы запланирована разработка нормативно-правовой базы; предположений для Градостроительного Устава г. Перми в части: основ градостроительной деятельности порядка регулирования застройки и землепользования (п. 3.6); разработка предложений по реформированию системы управления жилищным строительством в рамках программы в части: резервирования земельных участков под программу, согласования градостроительной документации, формирования градостроительного совета (п.3.6);
в целях создания необходимых условий для реализации мероприятий в рамках Программы, Главой г. Перми 5 февраля 2003 года вынесено Постановление № 378, которым утвержден перечень земельных участков, передаваемых под Программу «Дом для вашей семьи». В перечне под № числится земельный участок, расположенный в жилом микрорайоне (л.д. 79 гражданского дела №);
постановлением Главы г. Перми за № 2298 от 5 августа 2003 года утвержден проект границ данного земельного участка, расположенного в планируемой зоне многоквартирных жилых домов (Ж-1);
постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 4 гражданского дела №) Некоммерческой организации «Жилсоцинфонд» предоставлен в аренду земельный участок площадью кв. метра под строительство жилых домов по , , в жилом районе за счет земель поселений (городские земли) со сносом внеплановых металлических гаражей. Постановление имеет силу в течение 3 лет и 1 месяца со дня его подписания.
Вышеуказанными судебными актами установлено, что на основании ст. ст. 28, 31 Земельного кодекса РФ, содержания Целевой муниципальной социально-инвестиционной программы адресной помощи гражданам в улучшении жилищных условий «Дом для вашей семьи», Постановления Главы администрации г. Перми от 5 февраля 2003 №, Постановления администрации г. Перми от 2 сентября 2005 года №, оспариваемый земельный участок предоставлен в аренду на основании ранее опубликованных и доведенных до населения правовых актов о предстоящем выделении земельных участков для строительства в целях реализации Программы «Дом для вашей семьи», в соответствии с планами территориального планирования и градостроительного зонирования по результатам предварительного слушания, о чем свидетельствуют положения Программы и Постановления №; то есть, суд пришел к выводу о том, что процедуре выделения земельного участка предшествовали предварительные слушания во исполнение требований ст. 31 Земельного кодекса РФ;
суд также установил, что спорный земельный участок не находился на момент вынесения оспариваемого Постановления и в настоящее время не находится на территории лесов;
суд пришел к данному выводу с учетом части 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1, 2, 3 ст. 6, ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», установив, что с 1 января 2009 ранее действовавшая лесоустроительная документация утратила силу; на территории г. Перми лесохозяйственный регламент в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года не разработан, в отношении городских лесов лесоустройство не проведено, в том числе, не осуществлено закрепление на местности границ городских лесов; доказательств проведения лесоустроительных работ в отношении городских лесов в порядке и с периодичностью, предусмотренными Инструкцией по проведению лесоустройства в Едином государственном лесном фонде СССР, утвержденной Постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 12.09.1985 № 4, а также Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 15.12.1994 № 265, не представлено; в виду отсутствия действующей лесоустроительной документации, которой были бы установлены границы городских лесов, отнесение спорных участков к городским лесам со ссылкой на материалы лесоустройства, проведенного в период 1980-1992, нельзя признать правомерным, документы, представляющие собой достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок в жилом районе г. Перми находится в границах городских лесов, относящихся к лесному фонду, отсутствуют.
Кроме того, решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что постановление администрации г. Перми № 1990 о выделении земельных участков для строительства в целях реализации Программы «Дом для вашей семьи», принято в соответствии с планами территориального планирования и градостроительного зонирования по результатам предварительного слушания, о чем свидетельствуют положения Программы и Постановления №.
Так, согласно карте градостроительного зонирования территории города Перми, земельный участок площадью кв.м., находящийся в районе улиц , , расположен в территориальной зоне Ж-1 – зона застройки многоэтажными жилыми домами.
Во исполнение пункта 2.1 Постановления администрации г. Перми № указанный земельной участок ДД.ММ.ГГГГ поставлен НО «Жилсоцинфонд» на государственный кадастровый учет; согласно кадастровому плану земельного участка он весь относится к категории земель населенных пунктов (городские земли, земли общего пользования), функциональная зона земельного участка определена как жилая зона, разрешенное использование – застройка жилыми домами (л.д. 80-87 гражданского дела №).
Доказательств иного назначения земельного участка в соответствии с установленными территориальными зонами и градостроительными регламентами, суду не представлено.
Разрешая предъявленные требования, суд принимает во внимание, что Организация не являлась лицом, участвовавшим при рассмотрении указанных выше гражданских дел в Ленинском районном суде г. Перми; вместе с тем, и в данном судебном заседании заявителем не представлены какие-либо доказательства того, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда, право собственности на который разграничено и зарегистрировано в установленном законом порядке; при этом, положения ст. 56 ГПК РФ сторонам не однократно разъяснялись и были им понятны.
Также, в судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ О. отказано в удовлетворении иска к администрации г. Перми о признании неправомерными действий по предоставлению земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 108-111),
решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении иска Щ. к администрации г. Перми о признании недействительным указанного выше постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 25-33 гражданского дела № г.), данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления прокуратуры Пермского края о признании недействительным постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 34-44 гражданского дела № г.),
предметом рассмотрения вышеуказанных требований являлось постановление администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № «О предоставлении гражданам земельных участков в районе», которым были предоставлены в аренду на три года земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов в районе за счет земель поселений (городских земель) следующим гражданам: А., Б., В., Г., К., К. (в настоящее время умерший), М., П., С., Н., С-й, Ц. (л.д. 51 гражданского дела № г.).
При этом, в ходе рассмотрения указанных выше гражданских дел судами установлены следующие обстоятельства:
согласно представленным заявлениям поименованные в постановлении администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № граждане ДД.ММ.ГГГГ обратились к Главе города Перми с просьбой об отводе земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в микрорайоне квартал , оформлении участков в аренду на три года,
согласно акту выбора земельного участка для согласования условий строительства (проектирования) от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом граждан от ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение Главы города Перми поставлен вопрос о предоставлении в арендное пользование земельного участка примерной площадью кв. метра в районе г. Перми в жилом районе для строительства на нем индивидуальных жилых домов; выбор земельного участка согласован главой администрации Орджоникидзевского района, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Государственной противопожарной службой ГУВД Пермской области, Пермским филиалом ЗАО «Фирма Уралгазсервис», Пермскими городскими электрическими сетями, Пермскими тепловыми сетями, геолого-геодезической службой, МУ «Пермархбюро»,
в ДД.ММ.ГГГГ подготовлены акты об отводе границ указанных участков, а также проекты их границ,
согласно техническим условиям корректировки градостроительной документации в части микрорайона № в квартале № жилого района под строительство индивидуальных жилых домов в районе г. Перми, Муниципальным управлением по экологии и природопользованию № от ДД.ММ.ГГГГ определены условия строительства: без садоводства и огородничества, снос деревьев только под пятно застройки индивидуальных жилых домов и проезжую часть улицы, ответственность за сохранность оставшихся деревьев, заключение договора на вывоз отходов, не подлежащих утилизации, на свалку; проектом предусмотреть: нанесение существующих деревьев на строительном генеральном плане, максимальное сохранение существующих деревьев, благоустройство и озеленение прилегающей территории с учетом существующих деревьев, конкретные мероприятия по охране окружающей среды на период строительства, включая: ограждение существующих деревьев, систематический вывоз отходов, недопущение загрязнения атмосферы, почвы и подземных вод, предотвращение выноса грязи автотранспортом, выезжающим со строительные площадки,
Департамент имущественных отношений администрации г. Перми в газете «Звезда» от ДД.ММ.ГГГГ известил население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков на территории города Перми, в том числе указанных в постановлении администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за №,
согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Главного управления Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому, автономному округу (далее – ЕГРП) от ДД.ММ.ГГГГ, на отведенные под застройку земельные участки, расположенные в районе г. Перми на землях поселений, зарегистрировано право аренды указанных в постановлении физических лиц,
согласно кадастровому плану земельных участков (выписки из государственного земельного кадастра) территориального отдела г. Перми Управления Роснедвижимости по Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ, отведенные земельные участки отнесены к землям поселений; назначение: под строительство индивидуальных жилых домов; обременение: аренда земли по ДД.ММ.ГГГГ на основании договоров аренды земельных участков, зарегистрированных в Пермской областной регистрационной палате,
при этом, Администрацией города Перми соблюдена процедура предоставления земельных участков в аренду физическим лицам под застройку, предварительного согласования размещения указанных объектов не требовалось, поскольку земельные участки предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства (ст. 30 Земельного кодекса РФ).
Администрацией проведен выбор участков, составлен акт об отводе, разработан проект их границ, население города информировано о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства,
при выборе земельных участков были учтены экологические условия пользования территорией, что подтверждается указанными выше техническими условиями Муниципального управления по экологии и природопользованию.
Администрация города Перми при предоставлении указанных земельных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду граждан под индивидуальное жилищное строительство действовала в пределах своих полномочий, а именно в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О ведении в действие земельного Кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, а также в соответствии с Правилами распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002г. № 576,
решениями судов также установлено, что отведенные под строительство земельные участки находятся в зоне жилой застройки, а не в зоне городских лесов, отведенная под строительство территория квартала, на котором расположены указанные земельные участки, предоставление которых оспаривается истцом в рамках настоящего гражданского дела, относилась и относится к зоне перспективной жилой застройки.
Суд учитывает, что Организация не являлась стороной (истцом, заявителем) при рассмотрении вышеуказанных дел в Ленинском районном суде г. Перми, и, следовательно, вправе представлять иные доказательства в подтверждение исковых требований,
вместе с тем, какие-либо объективные, бесспорные и неопровержимые доказательства, подтверждающие факт нарушения администрацией г. Перми норм действующего законодательства, а также превышение предоставленных администрации г. Перми полномочий, при совершении действий по изданию постановления от ДД.ММ.ГГГГ за №, суду на день рассмотрения дела заявителем также не представлены.
При этом, заявителем не поименованы какие-либо иные факты по выделению администрацией г. Перми земельных участков, расположенных в № квартале, выдел №, лесничества, под жилищное строительство, помимо действий, связанных с изданием постановления от ДД.ММ.ГГГГ за №, в связи с чем, суд лишен возможности проверить другие обстоятельства предоставления земельных участков и рассматривает заявление в пределах заявленных ею требований, а также представленных сторонами доказательств.
В судебном заседании также установлено, что действия администрации г. Перми, связанные с предоставлением земельных участков, расположенных в микрорайоне , в № квартале лесничества (распоряжение главы города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ) также являлись предметом неоднократного рассмотрения в суде.
Так, решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ О., Ю., П. отказано в удовлетворении иска в администрации г. Перми, Пермской городской Думе о возложении обязанности установить особый правовой статус земельного участка, отнесении его к городским лесам, определении статуса особо охраняемой природной территории, установлении красных линий (л.д. 130-133),
решением Дзержинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ О. и Ю. отказано в удовлетворении иска к администрации г. Перми о признании незаконным выделения земельных участков (л.д. 142-153),
предметом рассмотрения вышеуказанных требований являлись земельные участки, расположенные в микрорайоне , в № квартале лесничества, предоставленные распоряжением главы города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ,
при этом, из содержания вышеуказанных актов следует, что суды пришли к выводу о том, что спорные земли не относятся к участкам в составе земель лесного фонда, не имеют статуса городского леса, находятся в границах муниципального образования г. Перми, а также, что администрация г. Перми распорядилась данным имуществом, действуя пределах имеющейся у нее компетенции и не допуская нарушений действующего законодательства.
Суд учитывает, что Организация не являлась стороной (истцом, заявителем) при рассмотрении вышеуказанных дел в Ленинском районном суде г. Перми и Дзержинском районном суде г. Перми, и, следовательно, вправе представлять иные доказательства в подтверждение исковых требований,
вместе с тем, какие-либо объективные, бесспорные и неопровержимые доказательства, подтверждающие факт нарушения администрацией г. Перми норм действующего законодательства при совершении действий по распоряжению вышеуказанными земельными участками, суду на день рассмотрения дела истцом также не представлены.
Разрешая предъявленные требования, суд также считает необходимым отметить следующее:
Согласно части 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из пункта 1, 2, 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (например, землях населенных пунктов).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются .
При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности .
Согласно ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в п. 3 ст. 23 настоящего Кодекса. Порядок проведения лесоустройства определяется Правительством Российской Федерации (статья Кодекса в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 23.07.2008 № 160-ФЗ).
Лесоустройство включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
С учетом вышеуказанных нормативных правовых актов с 1 января 2009 ранее действовавшая лесоустроительная документация утрачивает силу, а к этому времени должен быть введен в действие соответствующий лесохозяйственный регламент.
В соответствии с ранее действовавшим Лесным кодексом 1997 года леса, расположенные на землях обороны и землях городских и сельских поселений, не относились к лесному фонду (ст. 7, 10 названного Кодекса).
Все предыдущие законодательные акты (Лесной кодекс РСФСР 1978 года, Основы лесного законодательства Российской Федерации от 16.03.1993 № 4613-1) и ныне действующий Лесной кодекс Российской Федерации (введен в действие с 01.01.2007) относят городские леса к лесному фонду. В то же время не все земли на территории населенного пункта, на которых произрастает лес, относятся к землям лесного фонда, а лишь земли городских лесов, территории которых должны быть определены в установленном порядке.
На территории г. Перми лесохозяйственный регламент в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года не разработан, в отношении городских лесов не проведено лесоустройство, в том числе, не осуществлено закрепление на местности границ городских лесов.
При этом следует отметить, что доказательств проведения лесоустроительных работ в отношении городских лесов в порядке и с периодичностью, предусмотренными Инструкцией по проведению лесоустройства в Едином государственном лесном фонде СССР, утвержденной Постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 12.09.1985 № 4, суду на день рассмотрения дела не представлено.
Также отсутствуют доказательства проведения лесоустройства в соответствии с более поздней Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 15.12.1994 № 265, которая применяется и при проведении парко- и лесоустройства в лесах, расположенных на землях городских поселений (городские леса) (приказ Федеральной службы лесного хозяйства от 15.07.1997 № 94).
В виду отсутствия действующей лесоустроительной документации, которой были бы установлены границы городских лесов, отнесение указываемых заявителем участков к городским лесам со ссылкой на материалы лесоустройства, проведенного в период 1980-1992, нельзя признать правомерным.
Таким образом, на день рассмотрения дела отсутствуют документы, представляющие собой достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что спорные земли находится в границах городских лесов, относящихся к лесному фонду, право собственности на которые разграничено.
В связи с изложенным, доводы Организации об отнесении спорных земельных участков в безусловном порядке к землям лесного фонда, право собственности на которые разграничено в установленном законом порядке, и полномочия по распоряжению которым принадлежат Управлению, являются необоснованными (недоказанными), как и доводы заявителя о совершении администрацией г. Перми действий по распоряжению имуществом, выходящих за пределы ее компетенции, поскольку администрация при предоставлении указанных земельных участков, действовала в пределах своих полномочий, а именно в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О ведении в действие земельного Кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, а также в соответствии с Правилами распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002г. № 576.
Таким образом, суд считает установленным, что все поименованные заявителем земли не являются земельными участками в составе земель лесного фонда, право собственности на которые разграничено в установленном порядке, соответственно, администрация города Перми при предоставлении указанных земельных участков, находящихся в государственной собственности, действовала в пределах своих полномочий.
При таких обстоятельствах, какое-либо бездействие в связи с неосуществлением контроля за вышеуказанным имуществом Управлением не допущено.
С учетом изложенного, основания для признания бездействия Управления незаконным у суда отсутствуют, требования Организации являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Ссылка заявителя на постановление Конституционного суда Российской Федерации № 1 от 9 января 1998 год является несостоятельной, поскольку, как указано выше, спорные земельные участки к землям лесного фонда не относятся и, соответственно, не являются предметом правового регулирования ни Лесного кодекса РФ, ни вышеуказанного постановления Конституционного суда РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления Региональной общественной организации «Союз защиты пермяков» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю о признании бездействия незаконным, заинтересованное лицо – администрация г. Перми.
Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: (Ю.Г. Выдрина)