Кривошеинский районный суд Томской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кривошеинский районный суд Томской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 21 марта 2012 года.
Кривошеинский районный суд Томской области в составе судьи Петрушенко Ф.З.,
с участием заявителя – заместителя прокурора Кривошеинского района Томской области Степановой Н.М.,
представителя заинтересованного лица Думы – Кузьмина Л.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Федореевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кривошеинского района о признании незаконным бездействия Думы ,
У С Т А Н О В И Л:
Дума обязана сформировать контрольно-счетную комиссию муниципального образования "". До настоящего времени контрольно-счетная комиссия муниципального образования "" не создана.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Кривошеинского района обратился в Кривошеинский районный суд с заявлением в интересах Российской Федерации, просит признать незаконным бездействие Думы по формированию и определению правового статуса органа муниципального финансового контроля и обязать Думу принять меры по формированию и определению правового статуса органа муниципального финансового контроля.
В судебном заседании представитель заявителя заместитель прокурора Кривошеинского района Степанова Н.М. указанные требования поддержала и пояснила, что обязанность создания контрольно-счетной комиссии муниципального образования предусмотрена Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", однако до настоящего времени такой контрольный орган не создан. Отсутствие органа финансового контроля в противоречит требованиям законодательства. По решению Думы от ДД.ММ.ГГГГ в Устав МО "" были внесены изменения, согласно которым контрольно-счетная комиссия муниципального образования "" включена в структуру органов местного самоуправления, принято положение "О контрольно-счётной комиссии муниципального образования "". Однако до настоящего времени этот орган не создан, не установлена штатная численность его работников. Также указала, что контрольно-счетная комиссия района должна осуществление финансовый контроль также и в сельских поселениях, которые сами не в состоянии создавать органы финансового контроля. Поэтому в результате бездействия Думы по созданию данного органа не может осуществляться контроль не только за исполнением районного бюджета, но и бюджетов сельских поселений.
Представитель заинтересованного лица Кузьмина Л.А. требования прокурора признала и пояснила, что необходимость создания контрольного органа не вызывает сомнений. Считает, что Дума не бездействовала, так как приняла необходимые нормативные документы по созданию контрольно-счетной комиссии. Орган финансового контроля не создан до настоящего времени в силу технических причин. Также пояснила, что в настоящее время функцию финансового контроля выполняют комитеты Думы.
Заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлена правомерность обращения прокурора в суд с данным заявлением.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст.245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных образований.
В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 7 февраля 2011г. N6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Согласно ч.8 ст.5 ФЗ от 7.02.2011 года, штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Статья 34 Федерального Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает:
1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 38 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает следующие положения:
1. Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования.
2. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011года N6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Указанные положения согласуются с нормами Бюджетного кодекса РФ:
В силу ст. 152 Бюджетного кодекса РФ органы государственного (муниципального) контроля являются участниками бюджетного процесса, а обязанность формирования и определения правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов, возложена на представительные органы местного самоуправления.
Частью 1 ст. 153 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Часть 1 ст.157 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 265 Бюджетного кодекса РФ, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам. Текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Как следует из статьи 270 Бюджетного кодекса РФ, контрольные и финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
В силу ч.ч.1,2,4,5 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. Орган государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию.
Таким образом, формирование контрольно-счетной комиссию муниципального образования "" является обязанностью Думы как представительного органа местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Уставом муниципального образования "" предусмотрено создание органа финансового контроля в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011г. N6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Суд не может принять доводы представителя заинтересованного лица в судебном заседании в той части, что финансовый контроль осуществляют комитеты Думы, что Дума принимала меры по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования.
Согласно приведенным выше нормам права, орган местного самоуправления обязан создать именно самостоятельный и независимый контрольно-счётный орган, поэтому никакие комитеты самого представительного органа не могут быть альтернативой контрольно-счётному органу.
Решением Думы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о контрольно-счетной комиссии муниципального образования "". Однако до настоящего времени никаких реальных мер по формированию указанной контрольно-счетной комиссии не принимается. В судебном заседании установлено, что представительным органом – Думой, до настоящего времени не утверждена штатная численность создаваемого им органа.
Поэтому суд приходит к выводу, что имело место бездействие Думы, которая не выполнила возложенную на неё законом обязанность по формированию контрольно-счетного органа муниципального образования.
Анализируя приведённые выше нормативно-правовые акты, суд приходит к выводу, что указанное бездействие Думы является незаконным.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить требования прокурора о признании незаконным бездействия Думы и возложении обязанности на Думу по формированию и определению правового статуса органа муниципального финансового контроля.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить требования прокурора Кривошеинского района о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления - Думы по формированию органа муниципального финансового контроля и возложении обязанности на Думу принять меры по формированию указанного органа:
Признать незаконным бездействие представительного органа местного самоуправления – Думы по формированию органа муниципального финансового контроля - контрольно-счетной комиссии муниципального образования "".
Обязать представительный орган местного самоуправления – Думу – принять меры по формированию муниципального органа финансового контроля - контрольно-счетной комиссии муниципального образования "".
Установить срок для формирования контрольно-счетной комиссии муниципального образования "" – до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Петрушенко Ф.З.
Решение суда вступило в законную силу 22.04.2012г.