Канавинский районный суд города Нижний Новгород Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Канавинский районный суд города Нижний Новгород — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 22 декабря 2011 года
Канавинский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе
председательствующего судьи Дудиной Е.С.,
с участием прокурора Андроповой Н.В.,
при секретаре Глумовой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Навашинского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному учреждению «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области», Правительству Нижегородской области о понуждении осуществить финансирование работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, привести автомобильные дороги в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Навашинского района Нижегородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» о понуждении привести автомобильные дороги в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами.
В обоснование заявленных требований указал, что в силу ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ), содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со ст.33 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом, формирование расходов бюджета, субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ), безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Согласно ст.3 Федерального закона № 196-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения. Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения определены постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № принят Государственный стандарт № «Автомобильные дороги и улицы (далее ГОСТ).
Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, расположенные на территории Навашинского района находятся в собственности Нижегородской области и переданы в оперативное управление ГУ «ГУАД НО». Данные дороги включены в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области», который утвержден постановлением Правительства Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, ГУ НО «ГУАД Нижегородской области» не обеспечено своевременное устранение недостатков в дорожном покрытии и ликвидации загрязнений на проезжей частях автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Навашинского района.
ДД.ММ.ГГГГ между ГУ НО «Главное управление автомобильных дорог » и ЮЛ 1 заключен Государственный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них в объемах и сроках, определенных Техническим заданием.
Срок начала выполнения работ определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также определен перечень автомобильных дорог, принятых на содержание по контракту.
Согласно указанного государственного контракта определено техническое задание по содержанию автомобильных дорог общего пользования, уровень требований к качеству содержания автомобильных дорог определен в разделе № приложения № к контракту от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако, в связи с отсутствием достаточного финансирования на содержание автодорог, их состояние и качество не отвечает действующим требованиям и стандартам.
По результатам проведенной прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОГИБДД ОВД по проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них выявлены следующие нарушения:
на 147 км.+ 800 м. трасы имеется колейность дорожного покрытия глубиной 8,5 см. что в свою очередь создает угрозу потери контроля над автомобилем водителями;
- на 148 км. +150 м. трассы , имеется промоина, расположенной на обочине размерами (длинной 3,04 м шириной 45 см.);
на 150 км. + 100 м. трассы разрушения асфальтобетонного покрытия;
на 150 км. + 250 м. трассы выбоины и разрушения асфальтобетонного покрытия выбоина превышающая нормы ДД.ММ.ГГГГ ( длинной 88см шириной 120см глубиной 7,7 см.);
на 150 км. + 250 м. трассы выбоина превышающая нормы ДД.ММ.ГГГГ, размерами: 100x110x7,5 см;
на 150 км. трассы выбоина превышающая нормы ДД.ММ.ГГГГ. размерами: 80x190x10,5 см.;
имеет место деформация колесно-отбойного брусфера на перекрестке трассы Нижний Новгород - Касимов и подъездного пути к мостовому переходу через ;
на 1 км +250 подхода от трассы разрушения асфальтобетнного полотна на проезжей части дороги;
на 5 км. +500 м. подхода от трассы разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
на перекрестке трассы разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
на 0 км. +5 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
на 1 км. +5 м. автодороги выбоина превышающая нормы №размерами 120x83x7,5 см);
на 1 км. +25 м. автодороги выбоина превышающая нормы №. (размерами 145x140x11 см.);
на 8 км. +50 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
на 9 км. +150 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
на 9 км. +250 м. автодороги выбоина превышающая нормы №размерами 76x148x7 см);
на 10 км. +420 м. автодороги выбоина превышающая нормы № (размерами 100x165x11 см);
на 11 км. +50 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
на 11 км. +550 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
на 13 км. +100 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
на 13 км. +200 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
на разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
на в районе остановки общественного транспорта разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
-на 3 км.+ 500 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
-на 5 км.+ 500 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
-на 7 км.+ 500 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
на в районе разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
Невыполнение требований закона и возложенных на органы государственной власти субъекта РФ обязанностей привело к тому, что обследованные участки дороги представляют опасность для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Так как, обследованные прокуратурой участки дорог относятся к автомобильным дорогам общего пользования, то их ненадлежащее содержание влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, истец просит суд:
1. Обязать Государственное учреждение Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» привести автодороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Навашинского района Нижегородской области и сооружений на них и их содержание в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно:
устранить колейность дорожного покрытия на 147 км.+ 800 м. трассы ;
устранить промоину на 148 км. +150 м. трассы , расположенная на обочине размерами (длинной 3,04 м шириной 45 см.);
устранить разрушения асфальтного покрытия на 150км. + 100 м.трассы ;
устранить выбоины и разрушения асфальтобетонного покрытия на 150км. + 250 м.трассы , превышающие нормы № ( длинной 88см шириной 120см глубиной 7,7 см.);
устранить на 150 км. + 250 м.трассы выбоину превышающая нормы №, размерами: 100x110x7,5 см;
устранить на 150 км. трассы выбоину превышающая нормы №. размерами: 80x190x10,5 см.;
- устранить деформацию колесно-отбойного брусфера на перекрестке трассы и подъездного пути к мостовому переходу через с обходом ;
устранить на 1 км +250 подхода от трассы разрушения асфальтобетнного полотна на проезжей части дороги;
устранить на 5 км. +500 м. подхода от трассы разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на перекрестке трассы и подхода от трассы разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на 0 км. +5 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на 1 км. +5 м. автодороги выбоину превышающую нормы № (размерами 120x83x7,5 см);
устранить на 1 км. +25 м. автодороги выбоину превышающую нормы № (размерами 145x140x11 см.);
устранить на 8 км. +50 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на 9 км. +150 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на 9 км. +250 м. автодороги выбоину превышающую нормы № (размерами 76x148x7 см);
устранить на 10 км. +420 м. автодороги выбоину превышающую нормы № (размерами 100x165x11 см);
устранить на 11 км. +50 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на 11 км. +550 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на 13 км. +100 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на 13 км. +200 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на в районе разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на в районе остановки общественного транспорта разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
-устранить на 3 км.+ 500 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на 5 км.+ 500 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
-устранить на 7 км.+ 500 м. автодороги разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
устранить на в районе разрушения асфальтобетонного полотна на проезжей части дороги;
- принять меры по приведению государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, в части объемов работ на содержание земляного полотна, асфальтового покрытия и количество циклов при очистке обочин, автодорог (от 1 цикла до 10 в весенне-зимний период текущего года), определенных в приложение № контракта в соответствии с действующим законодательством, учитывая протяженность автомобильных автодорог, в том числе обочин автодорог ; »
В соответствии со ст. ст. 206, 207 ГПК РФ, установить 3-х месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу для совершения указанных действий ответчикам. ДД.ММ.ГГГГ определением Канавинского районного суда г.Н.Новгорода к участию в деле в качестве соответчика привлечено .
Определением Канавинского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Нижегородской области.
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, окончательно истец просит суд:
1. Обязать Правительство Нижегородской области осуществить финансирование работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Навашинского района в соответствии с нормативами денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 02.08.2010г №461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета» с целью приведения автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Навашинского района Нижегородской области и сооружений на них и их содержание в соответствие с установленными правилами, стандартами, техническими нормами.
2.Обязать Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» привести автодороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Навашинского района Нижегородской области в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно:
устранить колейность дорожного покрытия на 147 км.+ 800 м. трассы ;
устранить промоину на 148 км. +150 м. трассы , расположенная на обочине размерами (длинной 3,04 м шириной 45 см.);
устранить разрушения асфальтного покрытия на 150км. + 100 м.трассы ;
3. В соответствии со ст. ст. 206, 207 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий ответчикам.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Канавинского района г.Н.Новгорода Андропова Н.В., действующая по поручению прокурора Навашинского района Нижегородской области, уточненные требования и доводы искового заявления поддержала. Суду пояснила, что в остальной части требования прокурора ответчиком были удовлетворены в добровольном порядке.
Представитель ответчикаГосударственного учреждения «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» Максина Ю.В. (по доверенности) иск не признала. Суду пояснила, что согласно акта обследования участка автомобильной дороги на км 1471-800 истцом обнаружена колейность дорожного покрытия глубиной 8,5 см. Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № устранение колейности указанной глубины входит в работы по ремонту автомобильных доро указанного участка автомобильной дороги включен в Областную целевую программу «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на ДД.ММ.ГГГГ» (утверждена постановлением Правительства НО от ДД.ММ.ГГГГ №) и будет выполнен в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно раздела 1 «Область применения» № в случае, когда эксплуатационное состояние дорог не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения. Таким образом, на указанном участке автодороги, в местах наличия колейности, в виду невозможности проведения ремонта автодороги в связи с отсутствием финансирования данного вида работ в данном финансовом году, с целью обеспечения безопасности дорожного движения с указания ответчика подрядной организацией выставлены «аншлаги», а именно: выставлены знаки рекомендованной скорости на данном участке автодороги и надпись «Неровная дорога».
По исковому требованию прокуратуры в отношении: устранения промоины на 148км + 150 м трассы расположенной на обочине длинной 3,04м шириной 45 см; устранения разрушения асфальтового покрытия на 150 км + 250м трассы , превышающие нормы № длинной 88см, шириной 120см глубиной 7,7 см; устранения на 250км + 150м трассы Н в д.Покров выбоину превышающую нормы № размерами: 100x110x7,5см; устранения па 150км трассы выбоину превышающую нормы № размерами: 80x190x10,5см, указанные недостатки были устраненыподрядной организацией в рамках договора по содержанию сети автомобильных дорог .
Восстановление барьерного ограждения на перекрестке автодороги и подъездного пути к мостовому переходу через были осуществлено подрядной организацией в рамках договора по содержанию сети автомобильных дорог .
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Правительства Нижегородской области Рыбарчук О.В. (по доверенности) исковые требования не признала. Суду пояснила, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К полномочиям Правительства Нижегородской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится обеспечение осуществления дорожной деятельности.
Федеральный закон № 257-ФЗ, устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию этих дорог, обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации данных полномочий Правительство Нижегородской области определяет уполномоченный дорожный орган на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального, межмуниципального значения или местного значения соответственно и решение иных вопросов дорожной деятельности.
На территории Нижегородской области уполномоченным дорожным органом согласно Уставу, утвержденному приказом министерства строительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №/од, является «Главное управление автомобильных дорог ».
Согласно статьям 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени субъектов Российской Федерации органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде. Указанные органы осуществляют права собственника субъекта Российской Федерации.
Таким образом, прокурор необоснованно требует обязать Правительство Нижегородской области принять меры по надлежащему финансированию работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Навашинского района в соответствии с нормативами денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог, поскольку у Правительства Нижегородской области полномочия по принятию мер по надлежащему финансированию работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального отсутствуют. Кроме того, прокурором не доказано, что Правительство Нижегородской области осуществляет меры по финансированию ненадлежащим образом.
В связи с изложенным, Правительство Нижегородской области не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку заявленные прокурором требования не входят в полномочия Правительства Нижегородской области, установленные законодательством.
Кроме того, все расходные обязательства субъекта Российской Федерации -Нижегородской области отражаются в законе Нижегородской области «Об областном бюджете» на соответствующий финансовый год.
В соответствии с законом Нижегородской области от 12.09.2007г. № 126-3 «О бюджетном процессе в Нижегородской области» составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год - прерогатива Правительства Нижегородской области.
Непосредственное составление проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год осуществляет министерство финансов Нижегородской области.
Губернатор Нижегородской области вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Законодательное Собрание Нижегородской области рассматривает и утверждает областной бюджет.
При необходимости изменений расходных обязательств Правительство Нижегородской области разрабатывает и Губернатор Нижегородской области представляет в Законодательное Собрание Нижегородской области проекты законов Нижегородской области о внесении изменений в закон Нижегородской области об областном бюджете на текущий финансовый год по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования закона Нижегородской области об областном бюджете.
Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации период финансового года, на который составляется бюджет, считается с января по 31 декабря соответствующего года.
Таким образом, любые расходные обязательства осуществляются в рамках бюджета.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который в частности означает право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета.
Исходя из изложенного (учитывая, что расходные обязательства могут осуществляться только за счет бюджета соответствующего уровня) прокурором сделан неверный вывод об отсутствии связи между финансовыми возможностями и реализацией полномочий органов государственной власти субъекта. Так как данное обстоятельство связано с наличием реальной возможности исполнить требуемые действия. Существование такой возможности должно быть доказано истцом в соответствии с избранным им способом защиты прав.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица Министерства финансов Нижегородской области Сизых М.В. (по доверенности) с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что в соответствии с Областной целевой программой «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на 2009-2011г», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08.04.2009г №196 и Законом Нижегородской области от 21.12.2009г №209-З «Об областном бюджете на 2011г» по ведомству «Министерство строительства Нижегородской области» на строительство и ремонт дорог в 2011г были предусмотрены расходные обязательства в размере 2246343,2 руб. Законом Нижегородской области от 25.11.2011г №163-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2011г» обязательства увеличены до 2371343,2 руб. На сегодняшний момент на ремонт и содержание автомобильных дорог в Навашинском районе предусмотрено 24508744 руб. Предельные объемы финансирования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ открыты на 100%, фактически израсходовано 20395916 руб. В соответствии с Положением о министерстве финансов Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005г №206, министерство финансов Нижегородской области является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой государственной политики, осуществляющим государственный финансовый контроль на территории Нижегородской области, разработку проекта областного бюджета и обеспечения исполнения бюджета Нижегородской области. Следовательно, министерство финансов Нижегородской области может только обеспечить исполнение установленных законом либо иными нормативно-правовыми актами расходных обязательств только в рамках средств, предусмотренных в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Поскольку указанная целевая программа утверждена Постановлением Правительства Нижегородской области, а бюджетные ассигнования на ее исполнение предусмотрены Законом Нижегородской области, принятым Законодательным собранием Нижегородской области, внесение изменений в указанные документы не находится в компетенции министерства финансов Нижегородской области.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица ООО «КулебакиДорСтрой» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
С учетом мнения прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ООО «КулебакиДорСтрой».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурором Навашинского района Нижегородской области совместно с ОГИБДД ОВД по Навашинскому району в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, в ходе которой были выявлены нарушения по содержанию следующих дорог:трассы , автодороги , дороги в .
Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ, закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Согласно ст. 3 Закона Нижегородской области от 08.05.2003г. № 31-3 «Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области», собственностью области являются имущество и иные объекты, принадлежащие ей на праве собственности как субъекту Российской Федерации в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 7 вышеназванного закона, от имени области права собственника по владению, пользованию и распоряжению собственностью области осуществляют Законодательное Собрание области (далее - Законодательное Собрание) и Правительство области в пределах их компетенции, установленной Уставом области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Правительство области в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области и структурой органов исполнительной власти области создает уполномоченный орган по управлению государственным имуществом области.
В соответствии со ст. 38 Устава Нижегородской области, Правительство Нижегородской области - высший исполнительный орган государственной власти области, является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти области. Правительство Нижегородской области в целях оптимизации работы по реализации задач, возложенных на него как на высший орган исполнительной власти, формирует министерства и иные органы исполнительной власти. К полномочиям Правительства Нижегородской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится обеспечение осуществления дорожной деятельности.
ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, то есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию этих дорог, обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 3 Закона Нижегородской области от 04.12.2008г. № 157-3 (ред. от 09.08.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области», Правительство Нижегородской области осуществляет государственную политику Нижегородской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляет уполномоченный Правительством Нижегородской области дорожный орган.
В соответствии со ст. 7 данного закона, к полномочиям дорожных органов Нижегородской области относится:
1) оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения;
2)проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
3)участие в разработке областных целевых программ строительства,
реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
В судебном заседании установлено, что на территории Нижегородской области уполномоченным дорожным органом согласно Уставу, утвержденному приказом министерства строительства от ДД.ММ.ГГГГ №/од, является «Главное управление автомобильных дорог ».
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности , утвержден постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно данному перечню, все дороги, указанные прокурором находятся в собственности субъекта РФ, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно Уставу «Главного управления автомобильных дорог », учреждение является уполномоченным дорожным органом . Основными целями деятельности учреждения являются: поддержание в надлежащем техническом состоянии и развитие сети автомобильных дорог регионального межмуниципального значения . Также осуществляет функции государственного заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Деятельность учреждения финансируется за счет средств областного бюджета.
Как установлено в судебном заседании по итогам проведенных открытых аукционов на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ардатовского, Кулебакского и , победителем объявлен ООО «КулебакиДорСтрой», с которым ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт № (л.д.46-92).
Согласно п.2.1 государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «КулебакиДорСтрой», стоимость работ по настоящему контракту составляет 22868,716 тыс. руб.Пунктом 1.2 предусмотрено, что работы по содержанию автомобильных дорог выполняются подрядчиком в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с календарным планом.
Контрактом определено, что обязательства выполняются подрядчиком в соответствии с техническими заданиями и перечнем работ, установленными в Государственных стандартах, отраслевых дорожных методических документах, а также перечнем требований к дорожно-строительным материалам, качественным характеристикам выполняемых работ по содержанию автомобильных дорог, в пределах контрактной цены и технических заданий.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена областная целевая программа «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, искусственных сооружений на них на ДД.ММ.ГГГГ».Согласно Приложению № к данной программе, установлены расходы финансирования дорожного хозяйства Нижегородской области на ДД.ММ.ГГГГ по государственному учреждению «Главное управление автомобильных дорог ». Из данного приложения следует, что на ДД.ММ.ГГГГ на утверждено финансирование в размере 26449,526 тыс. руб. только на содержание автомобильных дорог- 24610,193 тыс. руб. и на содержание мостов- 1839,333 тыс. руб. Финансирование капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено и не выделено.
В заключенном государственном контракте с ООО «КулебакиДорСтрой» предметом контракта также является содержание автомобильных дорог, ремонт, капитальный ремонт дорог, контрактом не предусмотрен.
Данный контракт, на день рассмотрения дела судом никем недействительным, ничтожным не признан, является действительной сделкой.
Таким образом, на 2011 год работы по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог Навашинского района не включены в областную целевую программу на 2011 год, также финансирование на данные работы не заложены в бюджет.
Кроме того, ст. 16 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается: 2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).
Данная норма согласуется с ч. 1 ст. 52 ГК РФ, в которой установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется указанным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами России.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства, для капитального ремонта дорог, необходимо получение проекта.Как уже выше указывалось, областной целевой программой на ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог не предусмотрен, проекты по капитальному ремонту казанных прокурором дорог, не разрабатывались и не получались, финансирование на данные работы не выделялось.
Согласно Закону Нижегородской области от 21.12.2010 года № 209-3 «Об областном бюджете на 2011 год» бюджетные ассигнования на содержание и ремонт автомобильных дорог Нижегородской области на 2011 год выделялись в соответствии с областной целевой программой. Как установлено в судебном заседании все средства, выделенные на содержание дорог в Навашинском районе Нижегородской области, предусмотренные на летние работы, израсходованы. Летние работы, предусмотренные государственным контрактом по содержанию автомобильных дорог Навашинского района Нижегородской области выполнены, что не оспаривалось прокурором в судебном заседании. Сезон проведения ремонтных работ государственными контрактами определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время проведение каких-либо ремонтных работ невозможно.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или муниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом, формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом приведения транспортно-эксплуатационных характеристик дорог регионального или межмуниципального значения в требованиями технических регламентов. В соответствии со ст. 26.2 ФЗ, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются региональными властями. Самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В целях реализации имеющихся полномочий органы государственной власти субъектов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением.
В соответствии со ст.ст.8, 103 Бюджетного кодекса РФ, органы государственной власти вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства субъекта РФ, осуществлять государственные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной Российской Федерации. При этом, действующее законодательство не связывает реализацию ни органов государственной власти субъектов РФ с наличием финансовой возможности.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 12.09.2007 года № 126-3 « О бюджетном процессе в Нижегородской области», составление проекта бюджета на очередной финансовый год - прерогатива Правительства Нижегородской области.
Непосредственное составление проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год осуществляет Министерство финансов Нижегородской области.
Губернатор Нижегородской области вносит на рассмотрение Законодательного собрания области проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ период финансового года, на который составляется бюджет, считается с января по 31 декабря соответствующего года.
Требования прокурора сводятся к изменению расходных обязательств субъекта, внесение изменений в закон Нижегородской области об областном бюджете на текущий финансовый год.
Однако одним из принципов бюджетной системы РФ, является принцип самостоятельности бюджетов, который в частности означает право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета.
Поскольку судом установлено, что в настоящее время срок проведения ремонтных дорог истек, кроме того, прокурор просит суд обязать провести ответчиков по сути капитальный ремонт дорог (устранить разрушение асфальтного покрытия, колейность), однако в соответствии с нормами действующего законодательства для проведение капитального ремонта, необходимо получение проекта, разрешения на строительство, однако судом установлено, что проект капитального ремонта в настоящее время не разработан, разрешения на проведения капитального ремонта не имеется, срок действия государственного контракта по выполнению летнего ремонта, к которому относится ремонт дорог, истек, а также принимая во внимание, что на ДД.ММ.ГГГГ на ремонт дорог Навашинского района финансирование выделено не было, в бюджет данные затраты не заложены, суд считает, что требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Суд считает, что не подлежат удовлетворению и требования прокурора, о возложении на ответчика обязанности по приведению государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № в части объемов работ на содержание земляного полотна, асфальтового покрытия и количество циклов при очистке обочин, автодорог (от 01 цикла до 10 в весенне-зимний период текущего года), определенных в приложении № контракта в соответствии с действующим законодательством, учитывая протяженность автомобильных автодорог, в том числе обочин автодорог , поскольку как установлено в судебном заседании контракт в данной части, а именно в части выполнения ремонтных работ, исполнен, срок действия контракта заканчивается ДД.ММ.ГГГГ, данный контракт соответствует нормам действующего законодательства, изменения объемов работ, повлечет дополнительное финансирование. Фактически прокурором заявлены требования об изменении условий заключенного государственного контракта, однако согласно ст. 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Кроме того, условиями, заключенного государственного контракта не предусмотрено его изменения. Прокурор просит обязать ответчиков внести изменения в государственный контракт, однако каких-либо требований в части цены, им не заявлено. Поскольку судом установлено, что ремонт дорог, относится к летним работам, как установлено в судебном заседании, работы предусмотренные контрактом на 2011 год выполнены в полном объеме, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, таким образом в силу ст. 408 ГК РФ обязательства в данной части прекратились исполнением. Судом установлено, что Государственный контракт является действующим, недействительным, ничтожным не признан, прокурором контракт не оспаривается, он заключен на основании целевой программы, по итогам проведенных аукционов, в соответствии с бюджетом .
Кроме того, указанные прокуратурой Навашинского района Нижегородской области в исковом заявлении недостатки в части устранения промоины на 148км + 150 м трассы расположенной на обочине длинной 3,04м шириной 45 см; устранения разрушения асфальтового покрытия на 150 км + 100м трассы , были устраненыподрядной организацией в рамках договора по содержанию сети автомобильных дорог . (л.д. 100-117, л.д. 167-171).
Требования прокуратуры в части устранения колейности дорожного покрытия на 147 км. + 800м. трассы согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, входит в работы по ремонту автомобильных доро указанного участка автомобильной дороги включен в Областную целевую программу «Совершенствование транспортной инфраструктуры на ДД.ММ.ГГГГ» (утверждена постановлением Правительства НО от ДД.ММ.ГГГГ №) и будет выполнен в 2012 году.
Согласно раздела 1 «Область применения» ГОСТ Р 50597-93 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения. Таким образом, на указанном участке автодороги, в местах наличия колейности, в виду невозможности проведения ремонта автодороги в связи с отсутствием финансирования данного вида работ в данном финансовом году, с целью обеспечения безопасности дорожного движения с указания ответчика подрядной организацией выставлены «аншлаги», а именно: выставлены знаки рекомендованной скорости на данном участке автодороги и надпись «Неровная дорога».
В силу приведенных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения иска прокурора.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требованиях Прокурору Навашинского района Нижегородской области, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному учреждению «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области», Правительству Нижегородской области о понуждении осуществить финансирование работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, привести автомобильные дороги в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами - отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.С.Дудина