Охотский районный суд Хабаровского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Охотский районный суд Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело [Номер обезличен]
Решение в окончательной форме принято 24 июня 2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2010 г. р.п. Охотск
Охотский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Джерелейко Н.Н.,
при секретаре Гориной Е.М.,
с участием помощника прокурора Охотского района Хабаровского края Маркина А.А., представителя ответчика Костырина И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Охотского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вострецовского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по организации бесперебойного электро- и теплоснабжения путем поставки недостающего количества топлива
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Охотского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Вострецовского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по организации бесперебойного электро- и теплоснабжения путем поставки недостающего количества топлива, указав следующее.
В ходе проведенной проверки прокуратурой Охотского района установлено, что на период осеннее – зимнего периода 2009-2010 г.г. сельскому поселению «Село Вострецово» Охотского муниципального района для выработки электро- и теплоэнергии для социальных нужд администрацией Охотского муниципального района выделено 1 229 тонн. дизельного топлива. Из выделенного количества ответчиком для нужд ДЭС села Вострецово, находящейся в ведении ХО ООО «Вострецовское энергетическое хозяйство», завезено 1 106,9 тонн, то есть 90 %. Указанная недостача привела к отключению электроэнергии в данном населенном пункте 18.05.2010 г. Кроме того, ответчиком и руководством ХО ООО «Вострецовское энергетическое хозяйство» не принимало мер к получению топлива или денежных средств в их отплату, а также к ограничению в энергопотреблении, от прочих потребителей, имеющих задолженность по оплате за электроэнергию, в частности от ЗАО «Рыболовецкая компания им. Вострецова», которая имела задолженность по поставке на ДЭС с. Вострецова коммерческого топлива для электроснабжения своих производственных объектов на 07.05.2010 г. в количестве 68,8 т. Бездействие ответчик выразившееся в непринятии мер по завозу социального топлива в полном объеме для нужд энергоснабжения повлечет дальнейшую остановку работы ДЭС и нарушит права граждан, проживающих на территории сельского поселения
Прокурор Охотского района просит возложить на ответчика обязанность по обеспечению сельского поселения запланированным запасом дизельного топлива в объеме 122,1 тонны.
В судебном заседании представитель прокуратуры Охотского района заявленный иск поддержал в полном объеме.
Ответчик в отзыве исковые требования не признал, сославшись на то что не является надлежащим ответчиком по иску.
Представитель ответчика в судебном заседании иск также не признал и указал следующее.
В целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения в части организации электроснабжения населения с. Вострецово, предусмотренных. 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией сельского поселения учреждено энергоснабжающее предприятие – ХО ООО «Вострецовское энергетическое хозяйство». Таким образом, в границах поселения электроснабжение администрацией было организовано.
Данное юридическое лицо ответственно за бесперебойную работу ДЭС с. Вострецово.
Топливо для целей выработки электроэнергии, поступавшее в Охотский район распределялось администрацией Охотского района, оформлялось постановлениями главы Охотского района, в которых получателем топлива определялись предприятия, в том числе и ХО ООО «Вострецовское энергетическое хозяйство»; администрация Вострецовского сельского поселения к вопросам организации вывоза топлива, доставленного в район до складов данного предприятия отношения не имеет, поскольку это не входит в ее компетенцию.
Энергоснабжение ЗАО «Рыболовецкая компания им. Вострецова» со стороны ХО ООО ВЭХ является хозяйственной деятельностью последнего, основанного на договорных отношениях данный хозяйственных обществ, и участия в данных отношениях ответчик не принимал и не принимает. Работу по взысканию задолженности за отпущенную электроэнергию, ограничение ее поставки должно вести ХО ООО «Вострецовское энергетическое хозяйство», как организация оказывающая услуги.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из доводов искового заявления ответчику вменяется в вину бездействие, выразившееся в непринятии мер к транспортировке выделенного количества топлива в адрес хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по выработке и транспортировке для нужд населения с. Вострецова электроэнергии, которое повлекло временное прекращение энергоснабжения жителей села и может полечь таковое в дальнейшем.
Кроме того, как следует из иска, ответчик обязан был принять меры к получению для нужд ХО ООО ВЭХ топлива от прочих потребителей, либо к ограничению их электроснабжения при наличии непогашенной задолженности.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Вместе с тем, в отношении электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в настоящее время применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307.
Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Органы местного самоуправления создают предприятия и учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, либо выступают заказчиками на оказание соответствующих услуг.
Как установлено судом, данная обязанность ответчиком выполнена, в рамках решения данного вопроса местного значения ответчиком учреждено соответствующее энергоснабжающее предприятие – ХО ООО «Вострецовское энергетическое хозяйство».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.
Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств. (пункты 75, 76 Правил).
При этом под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; а к числу видов коммунальных услуг отнесено электроснабжение (пункты 3, 6 Правил).
При этом, электроснабжение предполагает круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Таким образом, ответственность за бесперебойное электроснабжение несет исполнитель коммунальной услуги, коим на территории Вострецовского сельского поселения является ХО ООО «Вострецовское энергетическое хозяйство».
Являясь коммерческой организацией, как это следует из Устава ХО ООО ВЭХ и в соответствии со ст. 50 ГК РФ, данное юридическое лицо самостоятельно в осуществлении заявленных уставных видов деятельности.
При этом в соответствии с п.3 ст.126 ГК РФ муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом, в частности при банкротстве такого юр. лица, вызванного действиями или решениями органа местного самоуправления, как учредителя.
Кроме того, как следует из постановлений главы Охотского муниципального района № 273 от 09.07.2009 г., № 294 от 20.07.2009 г., № 387 от 29.09.2009 г., № 461 от 10.11.2009 г., № 464 от 11.11.2009 г., в качестве получателей топлива для социальных и производственных нужд Охотского района были определены предприятия, в том числе и ХО ООО «Вострецовское энергетическое хозяйство», на руководителей которых возлагалась и обязанность по обеспечению оперативного получения нефтепродуктов со склада нефтебазы ООО «Нефтьоптторг».
Более того, как следует из представленных с иском материалов, в частности ответа ХО ООО «Вострецовское энергетическое хозяйство» за запрос прокуратуры Охотского района от 21.05.2009 г. 122,1 тонны дизельного топлива не завезены данным предприятием на ДЭС с. Вострецово, поскольку данное количество топлива возвращено в администрацию Охотского района за долги предыдущих лет.
Это свидетельствует, что организация по вывозу топлива для нужд электростанции осуществлялась предприятием, вины ответчика в недопоставке данного количества топлива не имеется, поскольку предприятием было принято самостоятельное решение о его возврате в счет имевшейся задолженности.
Указанные обстоятельства, установленные в судебном заседании, свидетельствуют о необоснованности заявленного прокурором Охотского района требования, поскольку ответчиком в полном объеме исполнена возложенная на него обязанность по решению вопросов местного значения в области электроснабжения населения муниципального образования села Вострецова.
Организация непосредственной доставки топлива для нужд ДЭС к компетенции ответчика как органа местного самоуправления не отнесена, являясь частью производственно-хозяйственной деятельности учрежденного ответчиком юридического лица, за надлежащее осуществление которой ХО ООО ВЭХ несет самостоятельную ответственность, как субъект предпринимательской деятельности.
По этим же основаниям суд полагает несостоятельными и остальные доводы, изложенные в иске, в частности о наличии у ответчика обязанности по принятию мер к получению для нужд ХО ООО ВЭХ топлива от прочих потребителей, либо к ограничению их электроснабжения при наличии непогашенной задолженности, поскольку как орган местного самоуправления ответчик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность общества, а как единоличный участник данного общества и учредитель в соответствии с Уставом и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ непосредственного руководства хозяйственной деятельностью общества не осуществляет.
Какого – либо распорядительного документа, нормативно-правого акта, обязывавшего ответчика к непосредственному вывозу топлива для нужд учрежденного им предприятия, принятого на органом местного самоуправления Охотского муниципального района, органами государственной власти Хабаровского края, прокурором не представлено, и ссылки на таковой в иске не имеется.
Доказательств нахождения данного топлива в собственности ответчика, передаче ему на ответственное хранение, в безвозмездное пользование, а также по иному законному основанию, или доказательств, позволявших бы сделать вывод о ненадлежащем распоряжении данным топливом, повлекшим остановку деятельности электростанции по выработке электроэнергии прокурором не предоставлено, и в исковом заявлении прокурор на такие доказательства не ссылался.
В этой связи оснований для удовлетворения заявленного иска суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору Охотского района в удовлетворении иска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вострецовского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по организации бесперебойного электро- и теплоснабжения путем поставки недостающего количества топлива – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.Н. Джерелейко