Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 марта 2011 г. Зеленчукский районный суд КЧР в составе:
председательствующего судьи Тешелеевой Д.А.,
при секретаре Авдиенко В.А.,
с участием заявителя Батчаева А.А.,
представителя Управления лесами КЧР Тохчуковой Ф.А.,
представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР Айдинова А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Батчаева А.А. о признании отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР (далее Управление Росреестра по КЧР) в государственной регистрации договора аренды лесного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ г. незаконным и обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР провести государственную регистрацию договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Батчаев А.А. обратился в суд с заявлением о признании отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР в государственной регистрации договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР провести государственную регистрацию договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что им, Батчаевым А.А., и Управлением лесами КЧР был заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному договору лесной участок, который им арендован, расположен в РГУ «Зеленчукское лесничество» Ермоловское участковое лесничество в квартале . Цель использования арендуемого участка - сенокошение.
В 2010 г. он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о государственной регистрации указанного договора аренды лесного участка.
В этот же день Управлением Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике была выдана расписка в получении следующих документов:
По истечении определенного времени он получил уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Он представил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР договор аренды лесного участка в трех экземплярах, а остальные документы, указанные в сообщении о приостановлении, им были представлены ранее. Однако, несмотря на это за исходящим номером № от ДД.ММ.ГГГГ в его адрес Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном сообщении основаниями для отказа были указаны все обстоятельства, перечисленные в сообщении о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, начиная с исходящего номера и даты направления уведомления указанной как ДД.ММ.ГГГГ.
С отказом Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР в государственной регистрации договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № не согласен по следующим основаниям:
Как следует из сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. для государственной регистрации не предоставлены документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок, указанный в договоре аренды лесного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ, до проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и не предоставлено подтверждение публикации информации о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка на официальном сайте для размещения информации о лесных аукционах.
Согласно схемам расположения лесного участка (приложение 1 к договору аренды лесного участка года листы №6, №7) он располагается в квартале участкового лесничества на территории Государственного лесного фонда РГУ «Зеленчукского лесничества». Статьей Лесного кодекса РФ установлены императивные правила, определяющие, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Ни частная собственность граждан и юридических лиц, ни собственность субъектов РФ, ни муниципальная собственность на такие лесные участки не допускаются.
В соответствии с частью 1 ст.3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса» установлены основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Статьи 17-19 ЗК выделяют три основания возникновения каждого из названных видов права собственности: 1).признание таковыми федеральными законами; 2) возникновение права собственности при разграничении государственной собственности на землю; 3) приобретение земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки, основанием чему являлись акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федераций, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Указанные перечни готовились в соответствии с утвержденными Правительством РФ Правилами специально уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и согласовывались с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Однако практика показала, что предусмотренная процедура их подготовки и оформления собственности грозит затянуться на долгие годы, в связи с чем названный выше Федеральный закон был отменен.
Вышеизложенное указывает, что собственность Российской Федерации в квартале установлена ст. 8 Лесного кодекса РФ и в регистрации не нуждается. Данный факт подтвержден Инструкцией о Порядке государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста РФ от 6 августа 2004 г. N135, из которой следует, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимся в государственной собственности, не требуется.
Статьей 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Предоставление каких -либо документов для регистрации договора аренды недвижимого имущества, в том числе подтверждения публикации на официальном сайте высшего органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской республики Законом не установлено. Информация о проведении аукциона была опубликована на официальном сайте www.uprleskcr.org.ru. и в газете «День республики» от 12 апреля 2008 года. Статьей 20 Федерального закона «О государственной регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
-право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с указанным Федеральным законом;
-с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочен, распоряжаться прав данный объект недвижимого имущества;
-лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
-правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения данным Федеральным законом перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения его в действие сделки с объектом недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии законом для государственной регистрации прав;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается законом.
Ни одно из этих условий не указано в качестве оснований для отказа в регистрации предоставленного им договора аренды лесного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике в государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ вынесен с нарушением ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает его законное право на регистрацию сделки с недвижимым имуществом.
В судебном заседании заявитель Батчаев А.А. поддержал свое заявление по изложенным в нем основаниям, суду дополнительно объяснил, что собственность Российской Федерации на земли лесгосфонда- участок лесного фонда, занятый лесом, площадью , расположенный по адресу КЧР, зарегистрирован Управлением Росреестра по КЧР в ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается представленным им суду свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того право собственности Российской Федерации на лесные участки предусмотрена Федеральным законом Лесным Кодексом РФ, в связи с чем не требуется отдельной госрегистрации права РФ на леса. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не предусматривает предоставления кадастрового паспорта для регистрации договора аренды лесного участка, а требует предоставления плана такого участка. Он представил Управлению для регистрации договора аренды лесного участка план лесного участка. Этот Закон не требует предоставления сведений о размещении извещения о проведении лесного аукциона на официальном сайте для государственной регистрации договора аренды лесного участка. Извещение было размещено на сайте Управления лесами КЧР, которое входит в состав Правительства КЧР. Извещение было опубликовано в предусмотренные сроки в газете « День Республики», все заинтересованные граждане имели возможность узнать о проведении лесного аукциона и принять участие в нем., поэтому нет оснований считать, что ущемлены чьи-либо права. Если организатор проведения лесного аукциона и допустил какие-либо нарушения, его вины нет и он не должен страдать. Он со своей стороны выполнил все предписания закона. Все необходимые для госрегистрации договора аренды лесного участка документы им были представлены в Управление Росреестра по КЧР, основания отказа являются надуманными. Просит удовлетворить его заявление. Согласен, что в Уведомлении об отказе в госрегистрации договора аренды допущена опечатка- указана дата ДД.ММ.ГГГГ. вместо ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Управления лесами КЧР Тохчукова Ф.А. заявление Батчаева А.А. поддержала и объяснила, что существенных нарушений порядка проведения лесного аукциона не имеется, договор аренды лесного участка соответствует требованиям, предъявляемым к таким сделкам. Заявитель представил в Управление Росреестра по КЧР все необходимые для государственной регистрации документы. Она не находит обоснованным отказ Управления Росреестра в госрегистрации договора аренды. Кадастрового паспорта переданный в аренду лесной участок не имеет. Данный лесной участок не зарегистрирован в государственном лесном реестре, так как такой реестр стали вести лишь в 2011 г. Документы о внесении Батчаевым А.А. задатка для участия в лесном аукционе она не смогла найти для представления в суд.
Представитель Управления Росреестра по КЧР Айдинов А.З. не согласился с требованием Батчаева А.А. и объяснил, что из представленного заявителем сообщения об отказе в госрегистрации договора аренды лесного участка следует, что на основании п.1 ст.19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) Батчаеву А.А. была приостановлена государственная регистрация договора аренды лесного участка по адресу: Россия, Карачаево-Черкесская по следующим причинам:
В соответствии с абзац. 2 пункта 3 статьи 9, пункта 1 статьи 13 и абзац. 10 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР (далее - Управление) провело правовую экспертизу, а также проверило юридическую силу представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, законность сделки и действительности поданных Батчаевым А.А. документов.
При проведения правовой экспертизы представленных Батчаевым А.А. для госрегистрации документов установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Батчаев А.А.обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка.
В результате проверки представленных документов установлено, что среди представленных заявителем документов отсутствуют документы, подтверждающие, государственную регистрацию права собственности Российской Федерации до проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (т.е. до распоряжения), такие же сведения отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Представленное заявителем Свидетельство о госрегистрации права собственности РФ на участок лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. прекратило свое действие, поскольку имеется запись в ЕГРП о прекращении этой госрегистрации ДД.ММ.ГГГГ. Действительно согласно ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе лесного фонда находятся в Федеральной собственности, однако распоряжение конкретным лесным участком из земель лесного фонда допускается только после госрегистрации права РФ на лесной участок, которым предстоит распорядиться соответствующим способом. То есть, перед тем как проводить лесной аукцион, право собственности Российской федерации на лесные участки, выставляемые на лесной аукцион, должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Кроме того, такие лесные участки должны имеет кадастровые паспорта, либо зарегистрированы в государственном лесном реестре. В судебном заседании установлено, что Госреестр лесных участков в 2008-20010 г.г. не велся. Предоставленный для госрегистрации договор аренды лесного участка план лесного участка не содержит указаний его местоположения и описания границ, в связи с чем определить индивидуальные признаки переданного в аренду лесного участка не представляется возможным.
Имеют место и нарушения порядка подготовки и проведения лесного аукциона.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 79 Лесного Кодекса Российской Федерации организатор аукциона не менее чем за шестьдесят дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений должен опубликовать извещение о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок, а также разместить это извещение на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного
самоуправления в сети "Интернет». Информация о проведении
аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам. В
соответствии с п. 9 ст. 80 Лесного Кодекса Российской Федерации информация о
результатах аукциона подлежит опубликованию организатором аукциона в течение трех
дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодическом печатном
издании, в котором было опубликовано извещение о проведении аукциона, и размещению
на официальном сайте в сети "Интернет". В соответствии с распоряжением Президента
Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №№ "О государственном
информационном ресурсе - официальном сайте Президента и Правительства Карачаево-
Черкесской Республики " официальный сайт Президента и Правительства Карачаево-
Черкесской Республики (т.е. официальный сайт высшего органа исполнительной власти
Карачаево-Черкесской Республики) имеет адрес в сети интернет : www.kchf.info.
В соответствии с п. 7 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" договор аренды лесного участка в качестве существенного должен содержать сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка, кадастровый номер. Однако, в представленном договоре аренды не указан ни кадастровый номер лесного участка, нет и выписки из Государственного реестра лесных участков.
Заслушав заявителя Батчаева А.А., представителей Управления Лесами КЧР Тохчукову Ф.А., представителя управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР Айдинова А.З., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 – 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которого оспариваются.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявителем не пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР об отказе в госрегистрации договора аренды лесного участка.
Согласно ст.249 ч.1 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в силу ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вправе отказать в государственной регистрации договора аренды лесного участка.
Из объяснений заявителя и заинтересованных лиц, материалов гражданского дела следует, что по результатам лесного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ Управлением лесами КЧР и Батчаевым А.А. заключен договор № для ведения сельского хозяйства с приложениями к договору плана лесного участка, схем расположения лесных насаждений, характеристики лесного участка и его насаждений, с указанием цели и объема использования лесов на арендуемом лесном участке, сроках внесения арендной платы, расчета арендной платы. Во исполнение договора аренды оставлен акт приема-передачи лесного участка в аренду от 26 июня 2008 г.(л.д.,л.д.9-23).
ДД.ММ.ГГГГ. арендатор Батчаев А.А. обратился в Управление Росреестра по КЧР с заявлением о государственной регистрации договора аренды и с другими документами, что подтверждается распиской в получении документов на госрегистрацию от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.31)
Управлением Росреестра по КЧР ДД.ММ.ГГГГ. за номером № направлено было заявителю уведомление о приостановлении госрегистрации в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов: экземпляра договора аренды лесного участка, документы, подтверждающие госрегистрацию права собственности РФ на лесной участок до проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, так как такие сведения отсутствуют в ЕГРП. Кроме того было установлено при проведении правовой экспертизы представленных документов нарушение порядка и условий проведения лесного аукциона: отсутствие сведений, о размещении извещения о проведении лесного аукциона на официальном сайте Правительства КЧР и о результатах лесного аукциона, что свидетельствовало о нарушении требований ст.79 п.3,ст.80 п.п.4,9 ЛК РФ; В нарушение п.7 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в представленном на госрегистрацию договоре аренды лесного участка не содержатся существенные сведения о лесном участке, а именно: сведения о площади лесного участка, местоположении и описании границ лесного участка, кадастровый номер лесного участка.(л.д..л.д. 32-34).
В связи с неустранением заявителем указанных недостатков в предоставленный госрегистратором срок (ДД.ММ.ГГГГ по указанным основаниям заявителю Батчаеву А.А. отказано в госрегистрации договора аренды лесного участка.(л.д.,л.д.35-38).
В соответствии с п. 17 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, утвержденными Приказом Росрегистрации от 19 ноября 2007 г. № 255 на государственную регистрацию представляются:
заявление сторон (стороны) договора о государственной регистрации договора аренды (договора безвозмездного срочного пользования) лесного участка (пункт 1 статьи 16, пункт 1 статьи 26 Закона о регистрации);
подлинники договора аренды (договор безвозмездного срочного пользования) лесного участка, заключаемого в простой письменной форме не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, или подлинник нотариально удостоверенного договора аренды (безвозмездного срочного пользования) лесного участка, а также его копия;
подлинник и копия протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды (часть 3 статьи 80 Лесного кодекса). Представление извещения о проведении аукциона и протокола результатов аукциона не требуется в случаях, предусмотренных статьями 43 - 45 Лесного кодекса, и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (часть 3 статьи 74 Лесного кодекса);
подлинник и копия кадастрового плана лесного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или плана лесного участка, удостоверенного органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации, части 1, 3 статьи 4.1 и часть 2 статьи 4.2 Закона, статья 92 Лесного кодекса). Представление указанных планов не требуется, если кадастровый план лесного участка или план лесного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов;
Из объяснений заявителя, представителя Управления лесами КЧР и письма начальника Управления Лесами КЧР следует, что государственный лесной реестр по учету лесных участков не велся в 2008 г., что лесной участок, выставленный на аукцион и указанный в договоре аренды лесного участка, не прошел государственный учет в составе земель лесного фонда и не внесен в государственный лесной реестр.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 1.2 настоящей статьи, п.5 ст.25.2, п.2 ст.25.3 настоящего Федерального закона.
1.1. В государственной регистрации прав по требованию судебного пристава-исполнителя может быть отказано только по основаниям, указанным в абзацах втором, четвертом, пятом. Шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 2 настоящей статьи.
1.2. Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом(п. 1.2 введен Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ).
Порядок проведения государственной регистрации определен статьей 13 Закона и предусматривает, что при государственной регистрации прав производится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.17 Закона учреждение юстиции по регистрации прав проверяет юридическую силу представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
Из представленного суду сообщения об отказе в госрегистрации следует, что основаниями отказа в госрегистрации договора аренды лесного участка явились несоответствие договора аренды лесного участка, представленного на госрегистрацию, по форме и содержанию требованиям действующего законодательства; не представление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, а именно: документа, подтверждающего госрегистрацию права собственности РФ до проведения аукциона на лесной участок, кадастрового плана лесного участка.
Представленное заявителем суду Свидетельство о государственной регистрации права РФ на земли гослесфонада – участок лесного фонда площадью , расположенный на территориях в подтверждение государственной регистрации права Российской федерации на лесной участок не может быть принято судом, поскольку ДД.ММ.ГГГГ. прекращена запись о госрегистрации лесного участка и Свидетельство не имеет доказательственного значения.
Суд соглашается с тем, что предмет аукциона не был определен (сформирован), так как договор аренды лесного участка не содержит существенных условий о лесном участке: отсутствуют описание границ лесного участка и кадастровый номер этого участка, по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 ЛК РФ Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 69 и 92 настоящего Кодекса.
Таким образом, лесной участок признается разновидностью земельного участка, границы которого должны определяться в соответствии с утвержденными Правительством порядком проведения лесоустройства (ст.67 ЛК РФ), проектированием лесных участков, в том числе в соответствии с ФЗ о землеустройстве (ст.69 ЛК РФ), и кадастровым учетом лесных участков в соответствии с ФЗ о кадастре (ст.92 ЛК РФ).
Подлежащий передаче в аренду лесной участок должен быть индивидуализирован. В соответствии с ч.3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных условие об объекте считается не согласованным сторонами, а договор не считается заключенным.
Индивидуализация лесного участка осуществляется путем описания в договоре сведений о лесном участке, в том числе его площади, местоположения и границ, кадастрового номера. Кроме того, к договору прилагается кадастровая карта (план), которая является неотъемлемой частью договора. В соответствии с законодательством объектом рассматриваемого договора могут быть как участки леса, так и участки нелесных земель в составе земель лесного фонда.
В соответствии со ст.4.1 ч.2 ФЗ «О введении в действие лесного кодекса РФ» до 1 января 2012 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Согласно ч. 2 ст.4.1 этого Закона при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1,2,4 и 5 ст. 69 ЛК РФ.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 ст.69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляемым ведение государственного реестра.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда и внесение в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, указанными в ч.1 ст.69 ЛК РФ, Управлением лесами КЧР до 2010 года не велся. Проведение аукциона и заключение договора аренды лесного участка, не прошедшего ни кадастровый учет, ни государственный учет, не соответствует закону. Представленный для государственной регистрации план лесного участка (Приложение № 1) не отвечает требованиям об индивидуализации этого участка, так как в нем не содержатся сведения о местоположении и описании границ земельного участка, характеристик, соответствующих ст.69 ч.1 ЛК РФ, а именно: не указан вид разрешенного использования лесного участка, номер учетной записи в государственном лесном реестре, должностное лицо органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра.
Изложенное свидетельствует о невозможности государственной регистрации представленного в Управление Росреестра по КЧР договора аренды лесного участка, не прошедшего государственный учет, то есть не внесенного в государственный лесной реестр и обоснованности отказа госрегистратора в государственной регистрации договора аренды лесного участка.
В связи с этим суд находит обоснованным отказ в госрегистрации договора аренды лесного участка на основании непредставления документов о государственной регистрации права Российской Федерации на лесной участок, подлежащий передаче в аренду, до проведений аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, то есть до распоряжения ими, а также отсутствием документа, определяющего объект договора аренды – кадастрового плана либо выписки и государственного лесного реестра, подтверждающей постановку на государственный учет лесных участков, выставленных на аукцион. (ст.20 абз.10 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
При осуществлении правовой экспертизы представленных заявителем документов в пределах полномочий, предоставленных управлению ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", было выявлено, что не соблюден порядок предоставления лесного участка в аренду, установленный действующим законодательством.
Согласно ст. 79 ч.2 ЛК РФ извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определенном высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок, и размещается на официальном сайте Правительства субъекта РФ в сети «Интернет»в не менее чем за 60 дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за 15 дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений(в редакции ЛК РФ, действовавшего на момент организации аукциона).
Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и документация об аукционе: сведения касающиеся лесного участка; кадастровый план лесного участка; сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона; сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи; сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка; проект договора аренды лесного участка не были размещены на официальном сайте Правительства субъекта РФ в сети «Интернет», чем был ограничен доступ для ознакомления к указанной документацией всех заинтересованных лиц.
Согласно п.1 ч.11 ст.79 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент организации и проведения лесного аукциона, в настоящее время- п.п.1 и 2 ч.11 ст.79 ЛК РФ) к заявке на участие в аукционе прикладываются выписка из ЕГРЮЛ – для юридического лица, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки, документ, подтверждающий факт внесения задатка.
Задаток должен поступить на счет, указанный в документации, согласно п. 5 ч. 8 ст.79 ЛК РФ в редакциях, действовавших на момент проведения аукциона и в настоящее время, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и до проведения аукциона.
Документами, подтверждающими факт внесения задатка заявителем, являются платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении и выписка (выписки) с банковских счетов заявителя, подтверждающие факт перечисления суммы задатка на счета организатора аукциона, указанные в извещении, а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме.
Одним из условий допуска заявителя к участию в аукционе является поступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, в пределах срока подачи заявок на участие в аукционе. Если сумма задатка не была зачислена на счет организатора аукциона в последний день окончания срока приема заявок согласно банковской выписке организатора аукциона, заявитель к участию в аукционе не допускается. Банковская выписка организатора аукциона, подтверждающая поступление на его счет задатка в установленный срок, представителем Управления лесами КЧР не представлена суду.
В нарушение п.3,п.4 ст.79 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент публикации извещений о проведении аукциона, в размещенном в газете «День республики» извещении не содержатся сведения о форме заявки на участие в аукционе, сроке и порядке внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка. (л.д.40).;
В соответствии со ст.80 ч.3 ЛК РФ протокол о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен содержать сведения о внесении участником аукциона задатка.
Сведения об уплате задатка имеют существенное значения и свидетельствуют об обоснованности допуска лица к участию в аукционе, поскольку невнесение в установленные сроки и в установленном порядке задатка влечет отказ в допуске лица к участию в аукционе
В протоколе № № от ДД.ММ.ГГГГ г. аукционной комиссии нет сведений о внесении заявителем задатка. (л.д.,л.д. 26-27).
Изложенные нарушения подтверждают несоответствие представленных на государственную регистрацию прав документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, что в соответствии с абз.4 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является основанием для отказа в регистрации прав.
Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что отказ в государственной регистрации договора № № от ДД.ММ.ГГГГ. аренды лесного участка, заключенного Управлением лесами КЧР и Батчаевым А.А., является обоснованным, вынесенным по основаниям, указанным в ст.20 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В удовлетворении заявления следует отказать.
На основании ст. ст. 7,8,79,80 ЛК РФ, ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь ст.ст. 254, 255,258, 191-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Батчаева А.А. о признании отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ. в государственной регистрации договора аренды лесного участка № г. незаконным и обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР провести государственную регистрацию договора аренды лесного участка № г., заключенного между Батчаевым А.А. и Управлением лесами КЧР.
Решение может быть обжаловано через Зеленчукский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР в течение 10 дней после вынесения.
С у д ь я: