Мокшанский районный суд Пензенской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Мокшанский районный суд Пензенской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-512-2011 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2011 года р.п.Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Петровской С.Д.,
При секретаре Гордеевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Мокшан гражданское дело по заявлению межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №3 по Пензенской области УФНС России по Пензенской области ФНС Минфина РФ (ИФНС №3 по Пензенской области) на отказ в совершение нотариального действия нотариуса Мокшанского нотариального округа Шишова С.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением нотариуса Мокшанского нотариального округа Шишова С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ отказано ИФНС №3 по Пензенской области в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону - на выморочное имущество П.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из рублей копеек на депозитном счете Мокшанского психоневрологического интерната. Постановление мотивировано следующим. В соответствии с п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо, никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Согласно п. 2 и п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. До настоящего времени законодателем не выработан порядок нормативного регулирования передачи в собственность государства выморочного имущества. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса. В соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Таким образом, полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В соответствии с п. 1 ст. 125 Гражданского Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде Органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с положением Приказа Минфина России от 09 августа 2005 г. N 101н, инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, не наделены полномочиями собственника федерального имущества.
Не согласившись с отказом, ИФНС №3 по Пензенской области обратились с заявлением в суд. Заявление мотивировано следующим. Межрайонная ИФНС России №3 по Пензенской области в лице представителя по доверенности № 12-07/03713 от 16.03.2011 года Захаровой Т.И., проживающей по адресу: , обратилась в нотариальную контору Мокшанского района Пензенской области с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство государства после смерти П.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ В своем обращении заявитель просила выдать свидетельство о праве на наследство по закону на выморочное имущество в собственность Российской Федерации, заключавшееся в праве на денежные средства в размере рублей копейки, находящиеся на лицевом счете № на депозитном счете Мокшанского психоневрологического интерната. Нотариусом Шишовым С.Ю. было вынесено постановление об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, удостоверяющее право на выморочное имущество после смерти П.В.В обоснование принятого постановления нотариус указал, что полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с положением Приказа Минфина России от 09.08.2005г. № 101н, инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, не наделены полномочиями собственника федерального имущества. Межрайонная ИФНС России №3 по Пензенской области не согласна с указанным постановлением нотариуса на основании следующего. Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. До настоящего времени соответствующий закон, регулирующий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, на который имеется ссылка в ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, не принят. В связи с этим следует руководствоваться ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации". Инструкцией Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция). Согласно п. 5 указанной Инструкции документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа. Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, преобразованное Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Согласно письму Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) от 19 февраля 2007 года N 02-3-04/3. «О выморочном имуществе» до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года N 683, и Инструкцией Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года N 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов». Приказом Министерства финансов России от 09 августа 2005 года N 101н инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС России межрайонного уровня не наделены полномочиями собственника федерального имущества. В силу п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Письмом Федеральной налоговой службы России от 04 декабря 2008 года N ШС-6-3/892 «О выморочном имуществе» разъяснено, что в настоящее время функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 возложены на Росимущество. В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству,Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 340 закреплена за налоговыми органами. Таким образом, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на ФНС России, и на Росимущество.При осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года N 683, и Инструкцией Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года N 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов». В соответствии с п. 3 указанного Положения учет, принятие мер по охране и оценке имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству, возлагаются на налоговые органы. Пунктом 5 Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Таким образом, свидетельство о праве государства на наследство, в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев), в установленном порядке получают налоговые органы. Учитывая, что принятие в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 возложено на Росимущество, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу. Полномочия в отношении выморочного имущества налоговыми органами осуществляются после призвания Российской Федерации в лице налоговых органов к наследованию этого имущества. Обязанность по выявлению выморочного имущества, в том числе по проведению каких-либо проверок, законодательством Российской Федерации на налоговые органы не возложена. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом. В силу абз. 2 п. 1 ст. 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. В таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации (абз. 3 п. 1 ст. 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, документом, подтверждающим право на наследство, является свидетельство о праве на наследство, которое выдается по заявлению наследника нотариусом или уполномоченным лицом. В силу п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется. В то же время в соответствии с п. 1 ст. 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельство о праве на такое наследство выдается в общем порядке. Распоряжение имуществом невозможно до его оформления в собственность. Данная правовая позиция подтверждается и судебной практикой (Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 июня 2010 года, дело N 33-6937/2010, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 по делу N А06-7601/2009, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу N А29-2169/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2010 по делу N А26-2765/2009).Таким образом, обращение Захаровой Т.И о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество в собственность Российской Федерации являлось правомерным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ИФНС №3 по Пензенской области поддержала заявление, дала объяснения, аналогичные содержанию заявления.
Нотариус Мокшанского нотариального округа Шишов С.Ю. не признал доводы заявления и пояснил следующее. В соответствии с п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо, никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Согласно п. 2 и п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. До настоящего времени законодателем не выработан порядок нормативного регулирования передачи в собственность государства выморочного имущества. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса. В соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N432 выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Таким образом, полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с положением Приказа Минфина России от 09 августа 2005 г. N 101н, инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, не наделены полномочиями собственника федерального имущества. В случае, если к нему с соответствующим заявлением обратиться территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, он выдаст свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество.
Привлеченное в качестве заинтересованного лица - Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области в письменном обращении предложил рассмотреть дело без участия представителя и предложил удовлетворить заявление ИФНС №3 мотивировав следующим. При осуществлении работы с выморочным имуществом органы, выступающие от имени Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований, руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года N 683, и Инструкцией Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" В п.5 Инструкции №185 предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Письмом Федеральной налоговой службы России от 04 декабря 2008 года N ШС-6-3/892 "О выморочном имуществе" разъяснено, что в настоящее время функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 возложены на Росимущество. В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству,Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 340 закреплена за налоговыми органами. Таким образом, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на ФНС России, и на Росимущество. Свидетельство о праве государства на наследство( в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев) в установленном порядке получают налоговые органы. Учитывая, что принятие выморочного имущества постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года №432 возложено на Росимущество, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу. Указанный порядок работы с выморочным имуществом согласован с Правовым управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.48, 49 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:
совершение такого действия противоречит закону;
действие подлежит совершению другим нотариусом;
с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;
сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;
сделка не соответствует требованиям закона;
документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.
Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой).
В соответствии со ст. 310 ГПК РФ, заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Заявление подается в суд в течение десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.
В соответствии со ст.312 ГПК РФ, решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.
Судом установлено, что ИФНС №3 по Пензенской области обратилась в с соответствующим заявлением в суд в предусмотренный десятидневный срок со дня вынесения постановления об отказе в совершении нотариального действия.
Судом установлено, что П.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ в и открылось наследство по месту смерти наследодателя в виде рублей копеек на депозитном счете Мокшанского психоневрологического интерната. В шестимесячный срок наследники по закону или по завещанию не объявились и имущество умершей считается выморочным.
В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
До настоящего времени законодателем не выработан порядок нормативного регулирования передачи в собственность государства выморочного имущества.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти",федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
В соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 101н, инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня не наделены полномочиями собственника федерального имущества.
Таким образом, полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим Российским законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса.
Возложение на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, полномочий по приему в установленном порядке имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, а также выморочного имущества, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, не противоречит части третьей ГК РФ, поскольку этот орган выступает от имени государства, которому согласно п. 2 и п. 3 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону.
Федеральной налоговой службой РФ издавались несколько писем по разъяснению порядка принятии выморочного имущества.
Согласно письму Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) от 19 февраля 2007 года N 02-3-04/3@ "О выморочном имуществе" до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года N 683, и Инструкцией Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов".
Письмом Федеральной налоговой службы России от 04 декабря 2008 года N ШС-6-3/892 "О выморочном имуществе" разъяснено, что в настоящее время функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 возложены на Росимущество.
Судом установлено, что изложенные выше письма ФНС, разъясняющие фактически нормы гражданского законодательства, налогового законодательства, не прошли правовую экспертизу, и не могут быть обязательными для правоприменителей.
Тем не менее, последнее письмо ФНС по хронологии разъясняет, что в настоящее время функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества возложены на Росимущество.
Ссылка ИФНС №3 по Пензенской области на Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 340 «Об утверждении Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации» не состоятельна, поскольку указанным актом за налоговыми органами закреплены лишь учет, оценка и реализация имущества, перешедшего по праву наследования к государству.
После принятия выморочного имущества территориальным органом федерального агентства по управлению государственным имуществом, в последующем органы ФНС РФ могут реализовать свои права по учету, оценке, реализации перешедшего к государству выморочного имущества, что предусмотрено Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года N 683, и Инструкцией Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года N 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», поскольку эти действия действующим законодательством Российским Федерации пока не регулированы.
Заявление ИФНС №3 по Пензенской области на отказ в совершение нотариального действия нотариусом Мокшанского нотариального округа Шишова С.Ю. остается без удовлетворения. Нотариус Мокшанского нотариального округа Шишов С.Ю. правильно отказал в совершении такого нотариального действия как выдача свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество, поскольку с просьбой о совершении нотариального действия обратился представитель органа, не имеющего полномочий на это и совершение нотариального действия в этом случае противоречило бы закону.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №3 по Пензенской области УФНС России по Пензенской области ФНС Минфина РФ об отказе в совершении нотариального действия нотариусом Мокшанского нотариального округа Шишовым С.Ю. -об отказе в выдаче свидетельства о праве собственности на наследство по закону на выморочное имущество.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок со дня составления мотивированного решения через Мокшанский районный суд.
Мотивированное решение составлено 1 июня 2011 года