ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Катав-ивановского городского суда (Челябинская область)

                                                                                    Катав-Ивановский  городской суд Челябинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Катав-Ивановский  городской суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Судья Катав-Ивановского городского суда  Меркулова Ю.С.,

при секретаре ФИО9,

с участием представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ЧОБУ «Катав-Ивановское лесничество», соответчика Главного управления лесами  ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Челябинскому областному бюджетному учреждению «Катав-Ивановское лесничество» о признании незаконным отказа в выделении деловой древесины, обязании ее выделения,

установил:

ФИО1 обратилась с иском в суд к Челябинскому областному бюджетному учреждению «Катав-Ивановское лесничество» о признании незаконным отказа  бюджетного учреждения «Катав- Ивановское лесничество» в выделении ФИО1 деловой древесины, обязании  бюджетного учреждения «Катав- Ивановское лесничество» выделить ФИО1 деловую древесину хвойных пород в объеме 50 м 3 в Орловском лесничестве .

В обоснование требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ЧОБУ «Катав-Ивановское лесничество» с заявлением о выделении деловой древесины хвойных пород в объем 50 куб.м. в Орловское лесничество для строительства жилого дома и хозяйственных построек. Заявление было подано в соответствии с законом  от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд». Согласно п. 5 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории », утвержденного  заявителями могут быть физические лица, имеющие постоянную регистрацию и проживающие на территории . ФИО1 зарегистрирована и постоянно проживает на территории . Ранее своего права на предоставление древесины для собственных нужд не реализовывала. Согласно п.п. 8.1 п.8 указанного Административногорегламента при выделении деловой древесины для строительства к заявлению прикладываются документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности или пользовании земельного участка и действующее разрешение на производство строительных работ. К заявлению ФИО1 были приложены копия свидетельства о государственной регистрации права, договор купли-продажи земельного участка по адресу: , №., копия разрешения на строительство, срок действия которого до декабря 2014 года. В ответ на заявление ФИО1 было отказано в выделении деловой древесины. В отказе ЧОБУ «Катав-Ивановское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ указана причина, что действующее разрешение на производство строительных работ выдано на прежнего владельца, продавца земельного участка ФИО2. Считает такой отказ незаконным, нарушающим право ФИО1, установленное законом . Наличие правоустанавливающего документа на земельный участок подтверждает право правообладателя на его дальнейшую застройку. ФИО1 впервые воспользовалась правом на предоставление древесины для собственных нужд. К заявлению было приложено в соответствии с. п.п.8.1 п.8 Административного регламентадействующееразрешение на строительство. Согласно п. 21 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется. ФИО1 приобрела права на земельный участок по сделке. Разрешение на строительство было выдано на предыдущего правообладателя земельного участка. Законодательством не предусмотрена возможность аннулирования разрешения на строительство. В силу ст. 51 п.21 Градостроительного кодекса РФ за новым собственником земельного участка сохраняется срок действия разрешения на строительство до декабря 2014 в выделении деловой древесины сделан неправомерно, в нарушение норм лесного и градостроительного законодательства.

В судебное заседание истица ФИО5 не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 настаивал на исковых требованиях в полном объеме.

Представитель ответчика ЧОБУ «Катав-Ивановское лесничество», соответчика Главного управления лесами  ФИО6 с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что Челябинское областное бюджетное учреждение «Катав-Ивановское лесничество» является территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории . Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация с ДД.ММ.ГГГГ передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий, в том числе по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений. На территории  создано Главное управление лесами,которое согласно положению о нем, является органом исполнительной власти , основной задачей которого является реализация на территории  государственной политики в сфере лесных отношений. В целях реализации возложенной на него задачи Управление в соответствии с пунктом 7 Положения осуществляет продажу лесных насаждений, расположенных на лесных участках в пределах земель лесного фонда. В соответствии со статьей 77 Лесного кодекса Российской Федерации издан приказ Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности», который устанавливает порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно пункту 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, осуществляется органами государственной власти, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ. На территории  принят Закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», которым определен порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд в . Организация работ по обеспечению заготовки гражданами древесины для собственных нужд, подготовке договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти  в сфере лесных отношений. Статьей 2 Закона определены максимальные нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Во исполнение  от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО принят Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории », утвержденный Решением комиссии по проведению административной реформы  от ДД.ММ.ГГГГ № и приказ Главного управления лесами от ДД.ММ.ГГГГ № «Порядок изготовления, учета, хранения бланков договоров и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории », согласно которым, выделение гражданам деловой древесины для строительства и капитального ремонта жилых построек осуществляется на основании заключения комиссий, создаваемых в лесничествах, по согласованию с администрациями городов и районов, в состав которых входят их представители. Граждане, проживающие в  для получения древесины для собственных нужд обращаются с заявлениями по месту проживания в областные государственные учреждения - лесничества. Для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории  комиссия вправе производить проверку сведений, представленных заявителем о необходимости выделения древесины. В своей работе комиссия руководствуется  от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», объемами выделенных для этих целей лесных насаждений, базой данных администрации районов, городских округов, лесничеств об отпуске древесины населению. При выделении деловой древесины для строительства к заявлению обязательно прикладываются документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности или пользовании земельного участка и действующее разрешение на производство строительных работ. На земельный участок, площадью 0,0882 га, расположенный по адресу: , №, право на выделение деловой древесины для строительства жилых домов в размере 50 куб.м., было уже реализовано ФИО2, с которым ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан №.

Заслушав представителей истца, ответчика и соответчика, исследовав материалы дела в судебном заседании, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Согласно ст. «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» №-ЗО от ДД.ММ.ГГГГ деловая древесина для строительства жилых домов и хозяйственных построек выделяется 50 куб.м. 1 раз в 50 лет.

Согласно ст.4 указанного закона гражданин, нуждающийся в древесине для собственных нужд, обращается с заявлением в учреждение по месту проживания. В заявлении указываются цель использования испрашиваемой древесины, требуемый объем древесины в пределах нормативов, установленных статьей 2 настоящего Закона, а также иные сведения, установленные федеральным законодательством. Учреждение в течение пяти календарных дней направляет заявление гражданина в уполномоченный орган, который рассматривает его в сроки, установленные федеральным законодательством. Договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд заключается с уполномоченным органом.

В соответствии с п.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории ", утвержденного решением  и Комиссии по проведению административной реформы в  от ДД.ММ.ГГГГ N 01/140 предоставление государственной услуги осуществляется Главным управлением лесами . Главное управление лесами является организатором работ по обеспечению заготовки гражданами древесины для собственных нужд при взаимодействии с областными государственными учреждениями - лесничествами и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов . Для оказания государственной услуги в областных государственных учреждениях (лесничествах) по согласованию с органами местного самоуправления создаются комиссии по рассмотрению заявлений граждан, проживающих на территории , на получение деловой древесины для строительства и капитального ремонта жилых домов и хозяйственных построек. Руководство деятельностью комиссией осуществляется руководителем лесничества. Комиссия рассматривает вопрос об обоснованности и наличии правовых оснований в выделении деловой древесины.   Согласно п.п.4,5 указанного регламента результатом предоставления государственной услуги является заключение, в соответствии с требованиями Лесного кодексаРоссийской Федерации, договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (приложение N 1) или отказ в заключении договора. Заявителями могут быть физические лица, имеющую постоянную регистрацию и проживающие на территории .

Согласно п.7 регламента сроки прохождения отдельных процедур, связанных с исполнением государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан:

Подведомственные учреждения Главного управления лесами (лесничества, участковые лесничества) в течение 5 календарных дней направляют заявления граждан уполномоченному представителю Главного управления лесами, действующему по доверенности.

а) при рассмотрении заявок на деловую древесину для строительства и капитального ремонта:

уполномоченный представитель Главного управления лесами, совместно с комиссией, в течение 15 дней рассматривает поступившие заявления граждан на выделение деловой древесины, принимает решение о выделении деловой древесины для строительства жилого дома и хозяйственных построек и капитального ремонта или отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений.

Для подготовки решения комиссия вправе производить проверку сведений, представленных заявителем о необходимости выделения древесины. В своей работе комиссия руководствуется  от ДД.ММ.ГГГГ N 204-ЗО "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" и от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ЗО "О внесении изменений в статьи 2 и  "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд", объемами выделенных для этих целей лесных насаждений, базой данных лесничеств об отпуске древесины населению. Решение оформляется протоколом и доводится до заявителя.

Под капитальным ремонтом подразумевается замена стен и перекрытий дома и хозяйственных построек.

В случае отсутствия в лесничестве древесины с требуемой характеристикой и согласия гражданина на получение древесины в других лесничествах области, уполномоченный представитель Главного управления лесами готовит заключение о необходимости и объемах выделения древесины.

б) при рассмотрении заявок на получение дровяной древесины и деловой древесины для текущего ремонта уполномоченный представитель Главного управления лесами в течение 15 дней принимает решение о выделении древесины или отказе в заключении договора купли-продажи. Решение доводится до заявителя.

Договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан заключается Главным управлением лесами, в лице уполномоченного представителя и гражданина лично, при наличии паспорта или доверенным лицом гражданина по заверенной нотариально доверенности, в течение 10 дней после оплаты за выделенную древесину.

В соответствии с п.8 регламента граждане, проживающие в , для получения древесины для собственных нужд обращаются с заявлениями (приложение N 4) по месту проживания в областные государственные учреждения - лесничества (участковые лесничества). В заявлении указывается лесничество, где предполагается отпуск древесины, цель использования, требуемый объем древесины в пределах нормативов, установленных  от ДД.ММ.ГГГГ N 204-ЗО "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" и  от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ЗО "О внесении изменений в статьи 2 и  "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд", ее качественные характеристики, а также ФИО заявителя, адрес местопроживания, паспортные данные. При выделении дровяной древесины для отопления к заявлению прикладывается справка из органов местного самоуправления о проживании заявителя в доме с печным отоплением и наличием отапливаемых нежилых помещений. При выделении деловой древесины для строительства к заявлению прикладываются документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности или пользовании земельного участка и действующее разрешение на производство строительных работ.

Согласно п.9 регламента основаниями для отказа в выделении древесины заявителю являются:

а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нарушение сроков ее выделения, устанавливаемых  от ДД.ММ.ГГГГ N 204-ЗО "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" и  от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ЗО "О внесении изменений в статьи 2 и 4 закона  "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд";

б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными характеристиками и отказа в получении древесины в других лесничествах;

в) не предоставление заявителем полного пакета документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Согласно п.15 регламента споры, возникающие по вопросам заключения договоров купли-продажи рассматриваются в судебном порядке. Граждане имеют право на внесудебное обжалование действий (бездействий) и решений уполномоченных представителей Главного управления лесами, принятых в ходе предоставления государственной услуги, или в судебном порядке. Обжалование действий (бездействия), решений в суд осуществляется в порядке, установленным действующим законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в «Катав-Ивановское лесничество» с заявлением о выделении деловой древесины хвойных пород в объем 50 куб.м. в Орловское лесничество для строительства жилого дома и хозяйственных построек.

К заявлению ФИО1 были приложены копия свидетельства о государственной регистрации права, договор купли-продажи земельного участка по адресу: , №, копия разрешения на строительство, срок действия которого до декабря 2014 года.

В ответ на заявление ФИО1 ей было сообщено, что комиссия отказала ей в выделении деловой древесины ЧОБУ «Катав-Ивановское лесничество» исх.19 от ДД.ММ.ГГГГ. В ответе указано, что к заявлению приложено действующее разрешение на производство строительных работ выдано на прежнего владельца, продавца земельного участка ФИО2, что противоречит административному регламенту. На указанный земельный участок деловая древесина в количестве 50 куб.м. выделена и получена по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2. Согласно ст. «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» №-ЗО от ДД.ММ.ГГГГ деловая древесина для строительства жилых домов и хозяйственных построек выделяется 50 куб.м. 1 раз в 50 лет.

Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений и выделению деловой древесины от ДД.ММ.ГГГГ единогласным голосованием было принято решение отказать ФИО7 в выделении деловой древесины.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником земельного участка.

В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 продал ФИО1 недвижимое имущество, состоящее из земельного участка по адресу: .

В материалах гражданского дела предоставлено разрешение на строительство № RU74511306-78 от ДД.ММ.ГГГГ, которое выдано Администрацией Катав-Ивановского муниципального района на строительство двухэтажного жилого дома, размерами 9,0 х 10,0 м на земельном участке площадью 0,0882 га земельного участка по адресу: , №, ФИО3.

ФИО1 обратилась к Главе Катав-Ивановского муниципального района  о выдаче разрешения на строительство, что на земельный участок по адресу: , №.

Администрацией Катав-Ивановского муниципального района  № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ответ ФИО1 на ее заявление о выдаче разрешения на строительство, что на земельный участок по адресу: , №, было выдано разрешение на строительство жилого дома в 2009 году сроком на 5 лет.

Кроме этого, представителем ответчика в судебное заседание предоставлены также заявление  бюджетного учреждения «Катав-Ивановское лесничество» в МО МВД России «Катав-Ивановский»  от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки на предмет целевого использования древесины в отношении ФИО2; протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ; акт обследования земельного участка на наличие возведенного строения от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие, что постройки на земельном участке по адресу: , №, отсутствуют; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ; объяснение ФИО2.

Согласно предоставленной копии договора № от ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан был заключен физическим лицом ФИО2 с Главным управлением лесами .

Согласно устава  бюджетного учреждения «Катав-Ивановское лесничество» целью деятельности учреждения является управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (п.2.1).

 бюджетным учреждением «Катав-Ивановское лесничество» была создана комиссия по выделению деловой древесины ( 8 а от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, из анализа действующих нормативно-правовых актов в сфере заготовки гражданами древесины для собственных нужд, следует, что иск предъявлен истцом к ненадлежащему ответчику - Челябинскому областному бюджетному учреждению «Катав-Ивановское лесничество», поскольку оно не уполномочено принимать решений в этой сфере, осуществляет лишь сбор и направление заявлений.

Кроме этого, ссылки представителя истца на то, что ФИО1 зарегистрирована и постоянно проживает на территории , ранее своего права на предоставление древесины для собственных нужд не реализовывала, имеет право правообладателя на его дальнейшую застройку, к заявлению было приложено действующееразрешение на строительство, суд считает несостоятельными. Ранее в 2010 году представитель истца в качестве заявителя и собственника земельного участка обращался за выделением древесины и реализовал право на ее получение. Согласно предоставленных документов и пояснений сторон, строительство жилого дома на земельном участке не осуществлялось. После этого, представитель истца оформляет земельный участок на свою бабушку, ФИО8, 1934 года рождения. Новый собственник вновь под имеющееся разрешение на строительство на том же земельном участке обращается за выделением древесины. При этом суд усматривает в указанных действиях злоупотребление правом, поскольку действий по осуществлению строительства не осуществлялось, а предоставление древесины носит льготный и целевой характер согласно  «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» №-ЗО от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Действительно согласно п. 21 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется. Однако, суд учитывает при этом, что по указанному разрешению выделение деловой древесины уже производилось, в судебное заседание не предоставлено доказательств того, что строительство осуществлялось либо будет осуществляться.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Челябинскому областному бюджетному учреждению «Катав-Ивановское лесничество» о признании незаконным отказа  бюджетного учреждения «Катав- Ивановское лесничество» в выделении ФИО1 деловой древесины, обязании  бюджетного учреждения «Катав- Ивановское лесничество» выделить ФИО1 деловую древесину хвойных пород в объеме 50 м 3 в Орловском лесничестве , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Катав-Ивановский городской суд .

Судья: подпись Ю.С.Меркулова

Копия верна:

Судья: Ю.С.Меркулова

Секретарь ФИО9