ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

                                                                                    Кировский районный суд г.Саратова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кировский районный суд г.Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ

Кировский районный суд  в составе председательствующего судьи

ттт

При секретаре ммм

С участием представителя истца ввв, представителей ответчиков ввв, ккк, представителя третьего лица ссс, помощника прокурора  ппп

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ррр к Комитету социальной защиты населения  социального развития , Министерству социального развития , третьи лица Управление Федерального казначейства по  (Министерство финансов РФ) и Федеральной служба по труду и занятости, о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью,

Установил:

ррр обратился с иском, указав, что является инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС, имеет 100 процентов утраты трудоспособности с 1999 года. Органами социальной защиты населения  ему была установлена и выплачивалась сумма возмещения вреда здоровью ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ возмещение вреда здоровью в размере 3360.40 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 4039.68 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 4443.66 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 5554.57 руб. Данный размер был определен органами соцзащиты исходя из заработка за три неполных календарных месяца, что не соответствовало требованиям закона. Данный способ расчета был выбран органами соцзащиты самостоятельно. В 2000 году ему предложили представить справку о заработке за 12 месяцев до окончания работы на ЧАЭС, данные сведения он представил в сентябре 2000 году, написав заявление о перерасчете возмещения вреда. Расчет был произведен и размер возмещения составил 1442.56 руб. Данную сумму он не оспаривает, как и ответчик. Однако, ответчик, начиная с июля 2000 года, не производил индексацию размера возмещения, а с октября 2000 года снизил данный размер до 1442.56 руб., с января 2001 года установил в размере 1728.15 руб., с февраля 2001 года и до настоящего времени определил и выплачивал размер возмещения в твердой денежной сумме в размере 2500 руб., ссылаясь на вступивший в силу Закон № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает данные действия незаконными, поскольку он имел право выбора – получать возмещение в твердой денежной суммы в соответствии с Законом № 5-ФЗ или продолжать получение в размере, определенном исходя из среднего заработка.

В соответствии с частями 1 и 3 ст.2 ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Законов от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, он имеет право на индексацию платежей, назначенных ему ранее.

В соответствии с ч.3 ст.5 базового Закона (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ), ст.1 закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», ст.318 ГК РФ в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, равного 1.581, а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента 1.515; при условии, что в период с февраля 1997 года до ДД.ММ.ГГГГ не производилась индексация указанных сумм на основании ч.3 ст.5 базового Закона и ст.1 Закона РСФСР (в редакции Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст.3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, ответчик должен был проиндексировать ему сумму возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ на 1.581, с ДД.ММ.ГГГГ на 1.515. В этом случае размер возмещения с ДД.ММ.ГГГГ должен был составить 2280.79 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 3455.24 руб.

Таким образом, ответчик фактически нарушил его права, без волеизъявления истца фактически уменьшил размер выплачиваемого возмещения.

Решениями Октябрьского районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подтверждено право истца на индексацию суммы возмещения на коэффициенты 1.52 в 2002 году, 1.41 в 2003 году, 1.135 в 2004 году.

Далее индексация производится в соответствии с коэффициентом инфляции, определяемом ежегодно Федеральным законом о бюджета на очередной год.

Федеральным законом от 4.11.05 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» уровень инфляции установлен в размере 10-11 процентов, следовательно индекс составляет 1.11.

Федеральным законом № 197-ФЗ от 1.12.06 г. «О внесении изменений в ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2006 год» уровень инфляции установлен в размере 9 процентов, индекс составляет 1.08. Индекс уровня инфляции в 2007 году составил 1.09, в 2008 году 1.105, в 2009 г. 1.13, в 2010 г. – 1.1, с января 2011 г. – 1.065.

Таким образом, согласно расчета с 1.01.2011 года он должен получать ежемесячно 16065.45 рублей.

Кроме того, ему должны выплатить задолженность в сумме 348746.20 руб. согласно расчета за прошлое время с учетом выплаты возмещения вреда без индексации.

А потому он просит обязать ответчика начислить ему с учетом индексации к выплате ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ размер возмещения в сумме 16065.45 руб., и назначить к выплате задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 348746 руб. 20 коп. Обязав Комитет социальной защиты населения  производить ежегодно индексацию ежемесячной компенсации в соответствии с законами о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и обязать Министерство социального развития  в соответствии с Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № внести в ежемесячно составляемый им реестр граждан, имеющих право на получение денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС сведения, необходимые для выплаты суммы ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 16065 руб. 45 коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а также единовременной задолженности по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 348746 (триста сорок восемь тысяч семьсот сорок шесть) руб. 20 коп., и представить их в Федеральную службу по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В судебном заседании истец не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца ввв иск поддержал, дав объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика ввв иск не признала и пояснила, что истец является инвалидом 2 группы, принимал участие в ликвидации аварии на № АЭС, а потому имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, ежемесячную компенсацию на продовольственные товары, ежегодную компенсацию на оздоровление в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на  АЭС». Ежемесячная сумма возмещения была рассчитана в соответствии с ст.ст.12-15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. А именно исходя из среднемесячной зарплаты за работу на ЧАЭС и сохраненного заработка по основному месту работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом степени утраты трудоспособности (80 процентов) и с учетом обязательной индексации в связи с увеличением минимального размера оплаты труда. Учитывались повышающие коэффициенты, предусмотренные п.2 Постановления №. В дальнейшем на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью исходя из заработной платы за 12 месяцев, предшествовавших окончанию работ на ЧАЭС, и его размер составил с 01.10.2000 г. 1442.56 руб., с 01.01.2001 г. – 1728.19 руб. с учетом индексации пропорционально росту МРОТ на 1.198.

После вступления в силу ФЗ РФ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ сумма возмещения вреда, рассчитанная из заработка, была заменена ежемесячной компенсацией в тведой сумме, которая для инвалидов 2 группы составила 2500 руб. Блохин А.Ф. использовал свое право выбора и добровольно избрал новый порядок выплаты, т.к. она была более выгодна для него. С момента установления указанной суммы прошло более 10 лет, он неоднократно обращался в суды с требованием об индексации в связи с ростом прожиточного минимума, роста уровня инфляции, т.е. согласился с данным порядком. Поскольку до 15.02.2001 года истец не получал сумму возмещения вреда из условного заработка, следовательно, в настоящее время не имеется оснований для проведения перерасчета.

Кроме того, статья 2 ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.2001 года предусматривает, что инвалиду либо сохраняется ранее получаемая сумма возмещения вреда в пределах максимального размера, предусмотренного ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования», либо устанавливается в твердой сумма. Возможность перерасчета суммы возмещения вреда из заработка после установления получателю твердой суммы не предусмотрена. Выбор инвалиды имели только однажды. Право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан возникает за прошлое время не более чем за три года, предшествующие предъявлению иска. Просит в иске отказать.

Представитель Министерства социального развития  ккк поддержала доводы ввв Выплата возмещения за прошлое время без ограничения каким-либо сроком возможна в случае невыплаты своевременно сумм возмещения вреда здоровью и при наличии вины органов социальной защиты. Данные обстоятельства отсутствуют. Поскольку ранее решениями суда производилась индексация денежной выплаты, просит прекратить производства по делу в соответствии с ст.220 ГПК РФ.

Представитель УФК по  ссс поддержал возражения ответчиков, оснований для взыскания с Управления Федерального казначейства по  не имеется.

Представитель Роструда в судебном заседании не присутствовал.

Суд, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что ррр в 1987 году принимал участие в ликвидации аварии на  АЭС. В результате облучения у него наступила стойкая утрата трудоспособности, он признан инвалидом 2 группы, является пенсионером, что никем не оспаривалось.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец получал возмещение в размере 3366406 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 4039688 руб. (индексация на 1.2), с ДД.ММ.ГГГГ – 4443657 руб. ( индексация 1.1); с ДД.ММ.ГГГГ – 4443.66 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 5554.57 руб. (100 процентов утраты трудоспособности).

На основании заявления истца был произведен перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, исходя из заработной платы за 12 месяцев, предшествовавших окончанию работ на ЧАЭС, и размер возмещения составил с ДД.ММ.ГГГГ 1442.56 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ – 1728.19 руб. (коэффициент 1.198 индексация пропорционально росту МРОТ); с ДД.ММ.ГГГГ размер возмещения был определен в сумме 2500 руб.

На основании решений Октябрьского районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная сумма индексировалась пропорционально росту величины прожиточного минимума за 2002-2004 годы и уровня инфляции за 2005-2010 годы и назначалась органами социальной защиты в следующих размерах:

С ДД.ММ.ГГГГ – 3800 руб. (2500 х 1.52)

С ДД.ММ.ГГГГ – 5358 руб. (1.41)

С ДД.ММ.ГГГГ – 6081.33 руб. (1.135)

С ДД.ММ.ГГГГ – 6689.46 руб.(1.1)

С ДД.ММ.ГГГГ - 7291.51 руб. (1.09)

С ДД.ММ.ГГГГ – 7874.83 руб. (1.08)

С ДД.ММ.ГГГГ – 8701.69 руб. (1.105)

С ДД.ММ.ГГГГ – 9832.91 руб. (1.13)

С ДД.ММ.ГГГГ – 10816.20 руб. (1.1)

Данные обстоятельства никем не оспаривались, как и размер возмещения вреда, определенный ответчиком в сумме 1442.56 руб. исходя из заработка за 12 месяцев, предшествовавших окончанию работ на ЧАЭС.

Никем не оспаривалось, что вышеуказанными решениями суда производилась только индексация установленного ответчиком размера возмещения. Действия ответчика в части назначения к выплате истцу возмещения в твердой денежной сумме 2500 руб. ежемесячно, истцом ранее в судебном порядке не оспаривались. Вследствие чего суд считает доводы ответчика в части прекращения производства по делу не основанными на законе.

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу ст.318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, по договору пожизненного содержания, в других случаях – индексируются с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

В соответствии с п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, участвовавшим в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. А также выплачивается в соответствии с п.4 ч.1 ст.15 данного закона ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой ст.14 настоящего Закона, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ст.5 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на  АЭС» размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу толкования вышеуказанных положений закона, исходя из принципа единообразия судебной практики, данном в п.5 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 г.( в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7, от 11.05.2007 N 23) предусмотрено, что соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

При рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997 г., необходимо иметь в виду следующее.

Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 г. до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ).

Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 г. исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г.

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В силу этого размер возмещения вреда здоровью подлежал индексации с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента 1.581, с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента 1.515.

Никем не оспаривалось, что подобная индексация установленного истцу размера возмещения в сумме 1442.56 руб. не производилась.

Данная сумма была проиндексирована пропорционально росту МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента 1.198, в связи с чем истец получал до ДД.ММ.ГГГГ компенсацию в размере 1728.19 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 2500 руб.

А потому требования истца в части индексации размера возмещения в указанный период подлежат удовлетворению.

Следовательно с ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать ежемесячно: 1442.56 х1.581 = 2280.69 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ – 2280.69 х 1.515 = 3455.24 руб.

При таких обстоятельствах суд считает действия ответчика по назначению истцу к выплате с 15.02.2011 года размера возмещения в твердой денежной сумме в размере 2500 рублей неправомерными. Доказательств в подтверждение волеизъявления истца на фактическое уменьшение положенной ему по закону до вступления в законную силу ФЗ РФ № 5-ФЗ суммы возмещения ответчиками суду не представлено. Таким образом, фактически органы социальной защиты нарушили права истца.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 (в настоящее время пункт 15) части первой ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, предметом рассмотрения которого являлись нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степени утраты здоровья (инвалидности), а не утраченный заработок, и, соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты установлено, что при определении порядка возмещения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда.

Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19, 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

При определении порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов-чернобыльцев, а в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находящихся на их иждивении, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью.

В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.

В силу толкования вышеуказанных норм закона, имевшего место в определении Конституционного Суда РФ №-О от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из принципа единообразия судебной практики, исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на № АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

В связи с чем суд считает необходимым проиндексировать размер выплачиваемого истцу возмещения с учетом индексов роста прожиточного минимума в период с 2002 по 2004 год включительно.

В силу  Думы пропорция между средним значением величины прожиточного минимума за четыре квартала 2000 года и ДД.ММ.ГГГГ по категории «пенсионеры» составляет 1.52 (602.72 руб. и 916 руб.); за четыре квартала 2001 года и ДД.ММ.ГГГГ – 1.41 ( 916 руб. и 1294.90 руб.); за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ – 1.135 ( 1294.90 руб. и 1469.50 руб.).

Следовательно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, истец должен был получать возмещение вреда здоровью в размере: 3455.24 х 1.52 = 5251.96 руб.;

- с ДД.ММ.ГГГГ: 5251.96 х 1.41 = 7405.27 руб.;

- с ДД.ММ.ГГГГ: 7405.27 х 1.135 = 8404.98 руб.

Начиная с января 2005 года индексация должна производиться на основании данных Федеральных Законов «О федеральном бюджете» на соответствующий год исходя из индекса роста инфляции.

Индекс роста инфляции в соответствии с ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2005 год» составил 1.11, индекс роста инфляции в соответствии с ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2006 год» составил 1.09, индекс роста инфляции в соответствии с ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» составил 1.08, индекс роста инфляции в соответствии с ФЗ РФ № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» составил 1.105, в 2009 году 1.13, в 2010 году 1.1, в 2011 году 1.065.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ррр должен был получать в счет возмещения вреда здоровью: 8404.98 х 1.11 = 9329.53 руб.;

С ДД.ММ.ГГГГ: 9329.53 х 1.09 = 10169.18 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ: 10169.18 х 1.08 = 10982.72 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ: 10982.72 х 1.105 = 12135.91 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ: 12135.91 х 1.13 = 13713.58 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ 13713.58 х 1.1 = 15084.93 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ 15084.93 х 1.065 = 16065.45 руб.

Поскольку в указанный период времени ррр получал возмещение без учета предусмотренной законом индексации, возникла задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующем размере:

За 2000 год: 2280.69 – 1442.56) х 3 мес. = 2514.39

За январь 2001 года: 3455.24 – 1728.19 = 1727.05

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 3455.24 – 2500 ) х 11 = 10507.64

За 2002 год 5251.96 – 3800) х 12 = 17423.53

За 2003 год 7405.27 – 5358) х 12 = 23567.24

За 2004 год 8404.98 – 6081.33) х 12 = 27883.8

За 2005 год 9329.53 – 6689.46) х 12 = 31680.84

За 2006 год 10169.18 – 7291.51) х 12 = 34532.04

За 2007 год 10982.72 – 7874.83) х 12 = 37294.68

За 2008 год 12135.91 – 8701.69) х 12 = 41210.64

За 2009 год 13713.58 – 9832.91) х 12 = 46568.04

За 2010 год 15084.93 – 10816.2) х 12 = 51224.76

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ : 16065.45 – 11519.25) х 5 = 22731 руб.

Общий размер задолженности путем сложения полученных сумм за каждый год составляет 348865 руб. 65 коп. Истец просит начислить к выплате 348746 руб. 20 коп., что меньше полученной судом суммы. Суд считает возможным удовлетворить требования в рамках заявленных.

Доводы ответчика в части взыскания в пользу истца задолженности с учетом индексации на основании решений Октябрьского районного суда  суд не принимает, поскольку при расчете задолженности судом учтены положения данных решений.

Суд не принимает возражения ответчиков в остальной части, поскольку они не основаны на законе. Положения ст.208 ГК РФ о возможности возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, за прошлое время не более чем за три года, предшествующие дате предъявления иска, в силу правовых позиций Конституционного Суда РФ в Определении №-О от ДД.ММ.ГГГГ не могут рассматриваться как препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком не выплаченных своевременно пострадавшим лицам сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также вследствие чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять указанные выплаты на основании соответственно Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на № АЭС". Иное приводило бы к ущемлению законных интересов указанных лиц, нарушению закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, противоречило бы ее статье 42, а также вступало бы в противоречие с целями, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с изм., внесенными Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 866, от ДД.ММ.ГГГГ N 946, от ДД.ММ.ГГГГ N 868, от ДД.ММ.ГГГГ N 985) «О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" утверждены Правила финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п.2 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2007 год на эти цели Федеральной службе по труду и занятости.

Пункт 3 данных Правил предусматривает, что выплата денежной компенсации осуществляется путем перечисления в установленном порядке соответствующих средств со счета Управления Федерального казначейства по , в котором Федеральной службе по труду и занятости открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, на счета по вкладам, открытые получателями денежной компенсации в организациях (филиалах, структурных подразделениях) Сберегательного банка Российской Федерации, или по желанию получателей денежной компенсации - через организации федеральной почтовой связи (далее - доставка денежной компенсации) на основании соглашений, заключаемых Службой со Сберегательным банком Российской Федерации и федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" (далее - плательщики).

Перечисление средств, предусмотренных на выплату денежной компенсации и оплату банковского (почтового) обслуживания операций, связанных с доставкой денежной компенсации, в соответствии с указанными соглашениями, осуществляется отдельными платежными поручениями.

В соответствии с п.4 Правил органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на  АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и следующие сведения о каждом получателе денежной компенсации:

а) фамилия, имя, отчество и данные документа, удостоверяющего личность;

б) период, за который выплачивается денежная компенсация;

в) размер денежной компенсации;

г) сумма задолженности по выплате денежной компенсации (при ее наличии);

д) реквизиты счета, открытого получателем денежной компенсации в Сберегательном банке Российской Федерации, или его почтовый адрес.

Пункты 5- 9 данных Правил предусматривают, что реестры, указанные в пункте 4 настоящих Правил, подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заверяются печатью и ежемесячно, не позднее 10-го числа, представляются в Федеральную службу по труду и занятости.

Форма и способ представления реестров определяются Федеральной службой по труду и занятости.

Федеральная служба по труду и занятости в соответствии с реестрами, указанными в пункте 4 настоящих Правил:

а) формирует базу данных получателей денежной компенсации;

б) определяет итоговую потребность в средствах федерального бюджета на соответствующий месяц, включая расходы на банковское (почтовое) обслуживание операций, связанных с доставкой денежной компенсации, в соответствии с соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил;

в) осуществляет распределение средств между плательщиками;

г) направляет каждому из плательщиков сводные реестры, содержащие следующие сведения:

размер средств федерального бюджета, предназначенных для перечисления получателям денежной компенсации в соответствующем месяце по каждому субъекту Российской Федерации;

размер средств на банковское (почтовое) обслуживание операций, связанных с доставкой денежной компенсации, в соответствии с соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил;

сведения о получателях денежной компенсации, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил;

д) представляет ежемесячно, не позднее 25-го числа, в Управление Федерального казначейства по г. Москве платежные поручения на перечисление средств с лицевого счета Федеральной службы по труду и занятости в соответствии с учтенными на этом лицевом счете лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования денежной компенсации на счета плательщиков для доставки денежной компенсации, а также для банковского (почтового) обслуживания операций, связанных с доставкой денежной компенсации.

Плательщики осуществляют доставку денежной компенсации в размере, указанном в соответствующем реестре. Порядок и сроки доставки денежной компенсации, а также форма соответствующей отчетности и порядок ее представления определяются соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил.

Получатели денежной компенсации обязаны своевременно информировать орган социальной защиты населения, принимающий решение о выплате денежной компенсации, об изменении условий, необходимых для доставки денежной компенсации (о перемене места жительства, изменении банковских реквизитов счета в Сберегательном банке Российской Федерации или почтового адреса и др.).

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за предоставление недостоверной информации о получателях денежной компенсации и о потребности в бюджетных ассигнованиях на эти цели.

В соответствии с Правилами финансового обеспечения в 2007 году расходы обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 872, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2007 год на эти цели Федеральной службе по труду и занятости.

Выплата денежной компенсации осуществляется путем перечисления в установленном порядке соответствующих средств со счета Управления Федерального казначейства по г. Москве, в котором Федеральной службе по труду и занятости открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, на счета по вкладам, открытые получателями денежной компенсации в организациях (филиалах, структурных подразделениях) Сберегательного банка Российской Федерации, или по желанию получателей денежной компенсации - через организации федеральной почтовой связи (далее - доставка денежной компенсации) на основании соглашений, заключаемых Службой со Сберегательным банком Российской Федерации и федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" (далее - плательщики).

Перечисление средств, предусмотренных на выплату денежной компенсации и оплату банковского (почтового) обслуживания операций, связанных с доставкой денежной компенсации, в соответствии с указанными соглашениями, осуществляется отдельными платежными поручениями.

Органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на № АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и следующие сведения о каждом получателе денежной компенсации:

а) фамилия, имя, отчество и данные документа, удостоверяющего личность;

б) период, за который выплачивается денежная компенсация;

в) размер денежной компенсации;

г) сумма задолженности по выплате денежной компенсации (при ее наличии);

д) реквизиты счета, открытого получателем денежной компенсации в Сберегательном банке Российской Федерации, или его почтовый адрес.

Реестры, указанные в пункте 4 настоящих Правил, подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заверяются печатью и ежемесячно, не позднее 10-го числа, представляются в Федеральную службу по труду и занятости.

Форма и способ представления реестров определяются Федеральной службой по труду и занятости.

Федеральная служба по труду и занятости в соответствии с реестрами, указанными в пункте 4 настоящих Правил:

а) формирует базу данных получателей денежной компенсации;

б) определяет итоговую потребность в средствах федерального бюджета на соответствующий месяц, включая расходы на банковское (почтовое) обслуживание операций, связанных с доставкой денежной компенсации, в соответствии с соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил;

в) осуществляет распределение средств между плательщиками;

г) направляет каждому из плательщиков сводные реестры, содержащие следующие сведения:

размер средств федерального бюджета, предназначенных для перечисления получателям денежной компенсации в соответствующем месяце по каждому субъекту Российской Федерации;

размер средств на банковское (почтовое) обслуживание операций, связанных с доставкой денежной компенсации, в соответствии с соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил;

сведения о получателях денежной компенсации, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил;

д) представляет ежемесячно, не позднее 25-го числа, в Управление Федерального казначейства по  платежные поручения на перечисление средств с лицевого счета Федеральной службы по труду и занятости в соответствии с учтенными на этом лицевом счете лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования денежной компенсации на счета плательщиков для доставки денежной компенсации, а также для банковского (почтового) обслуживания операций, связанных с доставкой денежной компенсации.

Плательщики осуществляют доставку денежной компенсации в размере, указанном в соответствующем реестре. Порядок и сроки доставки денежной компенсации, а также форма соответствующей отчетности и порядок ее представления определяются соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил.

Получатели денежной компенсации обязаны своевременно информировать орган социальной защиты населения, принимающий решение о выплате денежной компенсации, об изменении условий, необходимых для доставки денежной компенсации (о перемене места жительства, изменении банковских реквизитов счета в Сберегательном банке Российской Федерации или почтового адреса и др.).

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за предоставление недостоверной информации о получателях денежной компенсации и о потребности в бюджетных ассигнованиях на эти цели.

Таким образом, ответчики в силу закона являются ответственными по исполнению действий, от которых зависит назначение истцу возмещения вреда здоровью в размере, соответствующем нормам закона, и направленных на восстановление нарушенных прав граждан.

На основании изложенного суд считает исковые требования правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,

Решил:

Признать за ррр право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 16065 руб. 45 коп., обязав Комитет социальной защиты населения  социального развития  начислить ему ежемесячную денежную компенсацию в указанном размере, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за ррр право на получение задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 348746 руб. 20 коп., обязав Комитет социальной защиты населения  социального развития  начислить ррр к выплате задолженность в размере 348746 (триста сорок восемь тысяч семьсот сорок шесть) руб. 20 коп.

Обязать Комитет социальной защиты населения  социального развития  ежегодно индексировать начисленную ррр ежемесячную денежную компенсацию вреда здоровью на коэффициент роста инфляции в соответствии с законами о Федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Обязать Министерство социального развития  в соответствии с Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № внести в ежемесячно составляемый им реестр граждан, имеющих право на получение денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на № сведения, необходимые для выплаты ррр суммы ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 16065 руб. 45 коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а также единовременной задолженности по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации аварии на №, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 348746 (триста сорок восемь тысяч семьсот сорок шесть) руб. 20 коп., и представить их в Федеральную службу по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья