ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

                                                                                    Новотроицкий городской суд Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Новотроицкий городской суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 апреля 2011г.

Суд г.Новотроицка Оренбургской области

в составе:

председательствующего судьи Белоусова Ю.А.

при секретаре Сухаревой О.А.

с участием пом. прокурора Губернской Т.Ю.

представителя администрации Муниципального образования г. Новотроицк Подорожниковой Т.В.

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области и администрации МО г. Новотроицк

У C Т А Н О В И Л:

Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области и администрации МО г. Новотроицк указывая на то, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению Управления Россельхознадзора по Оренбургской области проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации и содержании скотомогильников, расположенных в пос. Пригорное и в селе Хабарное на территории муниципального образования г. Новотроицк.

В ходе проверки установлено, что на территории МО г. Новотроицк в поселке Пригорное и в селе Хабарное, располагаются скотомогильники, которые не соответствуют Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированным в Минюсте РФ 5 января 1996г. №1005.

Просил признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильников, расположенных на территории муниципального образования город Новотроицк в селе Хабарное и в поселке Пригорное. Обязать Правительство Оренбургской области принять меры к приведению скотомогильников в селе Хабарное и в поселке Пригорное, муниципального образования город Новотроицк в надлежащее состояние: огородить территорию скотомогильника глухим забором с въездными воротами; с внутренней стороны забора выкопать траншею по всему периметру с устройством вала из вынутого грунта; установить над ямой навес и пристроить на территории скотомогильника помещение для вскрытия трупов животных; на люке биотермической ямы установить крышку с запирающим замком. Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования город Новотроицк, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области с ходатайством о выделении средств на обустройство и содержание скотомогильников, расположенных на территории муниципального образования город Новотроицк в селе Хабарное и в поселке Пригорное. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества- скотомогильников, расположенных на территории МО г. Новотроицк в селе Хабарное и в поселке Пригорное. Возложить на администрацию МО г. Новотроицк обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Оренбургской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, расположенных на территории МО г. Новотроицк в селе Хабарное и в поселке Пригорное.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования указывая на то, что на территории МО г. Новотроицк в поселке Пригорное и селе Хабарное располагаются скотомогильники, которые не соответствуют Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированным в Минюсте РФ 5 января 1996г. №1005 (далее Правила), а именно: в нарушение п.п.5, 6 указанных правил отсутствует ограждение глухим забором с въездными воротами, что предоставляет возможность свободного доступа к скотомогильникам людям и животным. На ямах, в которых должны храниться трупы животных, отсутствуют крышки с люком и запирающим устройством. В нарушение п. 5.8 Правил над ямами отсутствуют навесы, а также помещения для вскрытия трупов животных.

Указанные факты также подтверждаются актом проверки Управления ветеринарии г. Новотроицка ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым территории скотомогильников не огорожены глухим забором, отсутствуют траншеи по периметру, над ямами отсутствуют навесы, крышки люков биотермических ям не заперты на замок, помещения для хранения дезрастоворов, инвентаря отсутствуют, т.е. указанные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Согласно представленной в Орскую межрайонную природоохранную прокуратуру информации от ДД.ММ.ГГГГ № из ГУ «Новотроицкое городское управление ветеринарии» скотомогильник, находящийся в с. Хабарное, состоит на балансе администрации МО города Новотроицк, скотомогильник, находящийся в пос. Пригорное на чьем- либо балансе не числится.

Согласно письму главы муниципального образования г. Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией МО  заключен договор с Оренбургским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» договор № от ДД.ММ.ГГГГ на изготовление технической документации на скотомогильники, расположенные на территории МО г. Новотроицк. После изготовления технической документации будут проведены мероприятия по установлению права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество – скотомогильники (биотермические ямы).

Согласно ветеринарно-санитарным правилам скотомогильники – это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Скотомогильники являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний.

В соответствии с ч.13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ земельные участки, на которых расположены скотомогильники, определены как зоны специального назначения.

Часть 2 ст.59 Водного кодекса РФ относит скотомогильники к объектам, оказывающим негативное воздействие на состояние подземных вод.

Скотомогильники в поселке Пригорное и селе Хабарное эксплуатировались населением на протяжении длительного времени, хотя фактически они надлежаще не оборудованы, не соответствуют требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний.

Согласно распоряжению главного государственного ветеринарного инспектора Оренбургской области  от ДД.ММ.ГГГГ № «О консервации скотомогильников, находящихся в с. Хабарное, с. Пригорное, с. Новоникольск, ст. Губерля» недействующие скотомогильники, находящиеся в селах Хабарное, Пригорное, Новоникольск и ст. Губерля, не соответствующие ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, необходимо законсервировать в следующем порядке: 1. провести шурфирование территории вокруг скотомогильников и исследование проб грунта в ветеринарной лаборатории с целью исключения возбудителя сибирской язвы, 2. провести консервацию скотомогильников, для чего территорию скотомогильников куполообразно забетонировать и огородить территории скотомогильников забором из металлических прутьев высотой не менее 1,5 м., установить металлические таблички с надписью «Скотомогильник закрыт».

В нарушение ст. 8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающей, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также ч.1 ст.34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», до настоящего времени консервация скотомогильников, расположенных в поселке Пригорное и селе Хабарное муниципального образования город Новотроицк и не соответствующих ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в установленном порядке не проведена.

Вместе с тем, согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 14.04.2010 г. № 32-В10-5, в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с эпидемиями находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ.

Статьей 3 Закона РФ «О ветеринарии», установлены полномочия субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, к которым относятся участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта РФ, защита населения от болезней, общих для животных и человека, решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 5, 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно п. п. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания, содержания и консервации скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект РФ.

Указанным органом государственной власти не предпринято никаких мер по устранению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства на территории муниципального образования город Новотроицк, и вопрос о консервации в установленном порядке скотомогильника в поселке Пригорное до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст.42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Скотомогильник, расположенный в селе Хабарное, стоит на балансе МО город Новотроицк.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. В то время как расположение скотомогильников, не соответствующих требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории МО город Новотроицк создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда здоровью.

Часть 2 ст.45 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст.12 ГК РФ.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ просит признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к организации консервации в установленном порядке скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования город Новотроицк в поселке Пригорное. Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 01.10.2011 года принять меры к проведению консервации скотомогильника в поселке Пригорное муниципального образования город Новотроицк, а именно: провести шурфирование территории вокруг скотомогильников и исследование проб грунта в ветеринарной лаборатории с целью исключения возбудителя сибирской язвы; провести консервацию скотомогильников: для чего забетонировать куполообразно территорию скотомогильников, толщина слоя бетона по краям должна составлять не менее 0,4 метра от поверхности земли, в центре купола 0,8 метра. Общая площадь забетонированной поверхности над каждым скотомогильником должна составлять не менее 100 м?; огородить территории скотомогильников забором из металлических прутьев высотой не менее 1,5 м.; установить по углам ограждений металлические таблички с надписью «Скотомогильник закрыт».

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новотроицк, выразившееся в непринятии мер к организации консервации в установленном порядке скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования город Новотроицк в селе Хабарное, стоящего на балансе муниципального образования. Обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк в срок до 01.10.2011 года принять меры к проведению консервации скотомогильника в селе Хабарное муниципального образования город Новотроицк, а именно: провести шурфирование территории вокруг скотомогильников и исследование проб грунта в ветеринарной лаборатории с целью исключения возбудителя сибирской язвы; провести консервацию скотомогильников: для чего забетонировать куполообразно территорию скотомогильников, толщина слоя бетона по краям должна составлять не менее 0,4 метра от поверхности земли, в центре купола 0,8 метра. Общая площадь забетонированной поверхности над каждым скотомогильником должна составлять не менее 100 м?; огородить территории скотомогильников забором из металлических прутьев высотой не менее 1,5 м.; установить по углам ограждений металлические таблички с надписью «Скотомогильник закрыт».

В судебном заседании помощник прокурора Губернская Т.Ю. на исковых требованиях настаивала подтвердив обстоятельства изложенные в исковом заявление.

Представитель Правительства Оренбургской области Белова Г.В. действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела без её участия.

В судебном заседание состоявшемся 01.03.2011 г. Белова Г.В с первоначально заявленным исковым требованием прокурора не согласилась указывая на то, что согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильником является сооружение, построенное на отведенном органами местной администрации для строительства земельным участке, которое должно быть построено по указанным в Правилах параметрам и сдано в эксплуатацию, согласно акта приемки.

Из материалов, предоставленных прокуратурой нельзя сделать вывод о том, что указанное место, где хранятся отходы, является скотомогильником ( нет акта отвода земли, проектной документации). Соответственно, место хранения отходов объектом, подлежащим учету, постановке на баланс, принятию в собственность считать нельзя. Это просто несанкционированная свалка, которую позволил сделать на своей территории орган муниципальной власти.

Согласно статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Также подпунктом 5 пункта 3 статьи 50 вышеуказанного закона установлено, что в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Ссылку прокуратуры на то, что в соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284, скотомогильник не подлежит приватизации - считает необоснованной.

В п.2.1. Госпрограммы перечисляются объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, среди прочего в п.2.1.16 указаны скотомогильники.

В сложившейся ситуации места хранения отходов не являются федеральной собственностью, собственника вообще нет, и следовательно, нет объекта приватизации, разрешенного или запрещенного к приватизации.

Есть безхозяйная вещь, которую согласно ст.225 Гражданского кодекса, по заявлению органа местного самоуправления надлежит в судебном порядке признать муниципальной собственностью.

В предоставленных прокуратурой материалах имеет письмо администрации муниципального образования г. Новотроицк о том, что в настоящее время осуществляется работа по установлению права собственности на бесхозяйное имущество - места хранения отходов.

В силу п.п. 49 п.2. ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Данные мероприятия включают своевременную вакцинацию животных, оборудование помещений для скота, установление карантинных зон и т.д. и для осуществления данных полномочий в собственности субъекта Федерации может находится скотомогильник. Действующее законодательство не содержит положений, обязывающих иметь в областной собственности скотомогильник, на основании которой расходы по обустройству и содержанию скотомогильника, закладываются в расходную часть бюджета областного бюджета.

Считает, что вывод прокуратуры о том, что согласно норм вышеуказанного Федерального закона (дословно) «указанные полномочия должным образом не исполняются органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии» не имеет правового обоснования. Прокуратурой ничем не обосновано определение несанкционированной свалки на территории муниципального образования как «скотомогильник» и требование обязать Правительство обустроить не принадлежащее ему имущество.

Вышеуказанный довод подтвержден Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 июня 2006 г. № КАС06-193, в котором сказано, что «содержащееся в пункте 6.10 Правил предписание о возложении на местную администрацию ответственности за устройство, санитарное состояние и оборудование, находящихся в ее ведении скотомогильников (биотермических ям), соответствует требованиям федерального закона.

В соответствии с п/п 8 п. 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с п.п. 7 п. 1 статьи 15 этого же федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального закона.

В настоящее время разрабатывается областная целевая программа по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с несоответствием объектов сбора, утилизации и уничтожению биологических отходов ветеринарно-санитарным правилам Оренбургской области.

Просила применить срок исковой давности и отказать прокурору в иске.

В судебном заседание представитель ответчика администрации МО г. Новотроицк Подорожникова Т. В. с иском прокурора не согласилась указывая на то, что в своем иске прокуратура ссылается на проверку, в ходе которой установлено, что в пос. Пригорное и с. Хабарное располагаются скотомогильники, не соответствующие Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированным в Минюсте 05.01.1996 № 1005 (далее по тексту Правила), а именно: отсутствует ограждение глухим забором с въездными воротами; на ямах отсутствуют крышки с люком и запирающим устройством; над ямами отсутствуют навесы, а также помещения для вскрытия трупов животных. В иске от 10.03.2011 не указаны реквизиты акта проверки, которым установлены указанные нарушения.

Указанное обстоятельство, по мнению администрации, является существенным, поскольку согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд, законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).

По мнению администрации, прокуратурой нарушен порядок обращения в суд, установленный главой 25 ГПК РФ.

Так, в качестве основания для обращения в суд в заявлении об обжаловании бездействия от ДД.ММ.ГГГГ указаны, представлены в администрацию и приняты судом в качестве доказательств по данному гражданскому делу акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжение главного государственного ветеринарного инспектора Оренбургской области  от ДД.ММ.ГГГГ № «О консервации скотомогильников, находящихся в с. Хабарное, с. Пригорное, с. Новоникольск, ст. Губерля».

Кроме того, в материалы дела прокуратурой (при подаче заявлений от ДД.ММ.ГГГГ) было представлено письмо администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что консервация скотомогильника в с. Хабарное, с. Пригорное, ст. Губерля и с. Новоникольск не проводилась в связи с отсутствием финансирования. Уничтожение и утилизация биологических отходов осуществляется на базе скотомогильника п. Новорудное (указанное письмо было приложением к письму городской ветеринарии от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованное и.о. Орского межрайонного природоохранного прокурора юристу 2 класса Губернской Т.Ю.).

Поскольку статьей 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок для обращения с заявлением в суд со дня, когда стало известно о нарушении, администрация считает, что прокуратурой пропущен установленный трехмесячный срок. Данный факт, по мнению администрации, является основанием для отказа в удовлетворении заявления прокуратуры полностью.

В качестве доказательства принадлежности скотомогильника в с. Хабарное муниципальному образованию город Новотроицк прокуратура ссылается на информацию от ДД.ММ.ГГГГ №, представленную ГУ «Новотроицким городским управлением ветеринарии». Вывод прокуратуры о том, что скотомогильник, расположенный в с. Хабарное, стоит на балансе муниципального образования город Новотроицк, подтвержденный только указанным письмом, администрация считает безосновательным, не соответствующим фактическим и юридическим обстоятельствам дела.

Так, в судебном заседании 04.02.2011 заместителем начальника городской ветеринарии была представлена копия постановления главы муниципального образования город Новотроицк от 24.06.2008 № 944-п «О принятии в собственность муниципального образования город Новотроицк от сельскохозяйственной артели (колхоз) им. Шевченко Т.Г. имущества». Из пункта 1 постановления следует, что администрация приняла решение принять в собственность муниципального образования город Новотроицк скотомогильник, расположенный в с. Хабарное, а по условиям пункта 2 постановления комитету по управлению муниципальным имуществом необходимо произвести прием скотомогильника в соответствии с действующим законодательством.

В преамбуле постановления имеется ссылка на Порядок управления и распоряжения объектами собственности муниципального образования город Новотроицк, определенный решением городского Совета депутатов от 31.07.2007 № 85. Согласно п/п 4 п. 10 данного Порядка при передаче объектов недвижимости из частной собственности физических и юридических лиц принятие таких объектов недвижимости в собственность муниципального образования осуществляется в порядке, определяемом Гражданским кодексом РФ на основании решения городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения.

Скотомогильник с учетом положений ст. 130 ГК РФ и общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 года № 359 является сооружением, которое связано с землей так, что его перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть отвечает требованиям ст. 130 ГК РФ иявляется объектом недвижимого имущества.

Таким образом, в соответствии с действующим на территории муниципального образования город Новотроицк Порядком от 31.07.2007 № 85, дальнейшее принятие в муниципальную собственность скотомогильника должно было быть оформлено решением представительного органа власти муниципального образования город Новотроицк – городским Советом депутатов.

Также существенным юридическим фактом при оформлении права собственности на недвижимое имущество является государственная регистрация права (ст. 131 ГК РФ). Согласно ч. 2 ст. 8 права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Орская природоохранная прокуратура не представила доказательств возникновения у администрации муниципального образования город Новотроицк права собственности на спорный объект недвижимости – скотомогильник в с. Хабарное. Ссылка на постановление главы от 24.06.2008 № 944-п «О принятии в собственность муниципального образования город Новотроицк от сельскохозяйственной артели (колхоз) им. Шевченко Т.Г. имущества» является несостоятельной, поскольку оно не является в силу п/п. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ основанием возникновения права муниципальной собственности на скотомогильник в с. Хабарное.

Так, согласно п/п 2 п. 1 ст. ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, отсутствие решения уполномоченного органа местного самоуправления (городской Совет депутатов) о принятии в муниципальную собственность скотомогильника в с. Хабарное, а также отсутствие регистрации права муниципальной собственности с включением объекта недвижимости в реестр объектов муниципальной собственности, свидетельствуют о том, что скотомогильник в с. Хабарное не является муниципальной собственностью, соответственно не может находится на балансе администрации в силу закона.

Постановление главы от 24.06.2008 № 944-п «О принятии в собственность муниципального образования город Новотроицк от сельскохозяйственной артели (колхоз) им. Шевченко Т.Г. имущества» следует расценивать не иначе как намерение оформить право муниципальной собственности.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое бездействие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Согласно п. 25 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить имеет ли орган (лицо) полномочия на совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица.

Таким образом, по мнению администрации, вопрос о принятии или непринятии скотомогильника в муниципальную собственность – это право администрации, от реализации которого администрация впоследствии отказалась.

Так, в отзывах на заявления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, а также в судебных заседаниях представитель администрации неоднократно указывал на тот факт, что скотомогильник в муниципальную собственность не принят, на балансе администрации не числится. Указанные в постановлении главы от ДД.ММ.ГГГГ №-п мероприятия не осуществлены в связи с тем, что администрация пришла к выводу, что скотомогильники в силу закона не могут находиться в муниципальной собственности. Указанный вывод в настоящее время подтвержден судебной практикой в Оренбургской области, в частности кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (скотомогильник в ст. Губерля).

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи2 Федерального закона от 30 марта 1999года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают РФ и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи26.3 Федерального закона от 6 октября 1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи26.11 Федерального закона от 6 октября 1999года N184-ФЗ в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993года N2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться РФ и субъект РФ.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования город Новотроицк бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей19 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по консервации скотомогильника в с. Хабарное муниципальному образованию город Новотроицк не передавались.

Согласно указанному выше постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В заявлении прокуратуры нет ссылки ни на один нормативный акт, который бы устанавливал обязанность органов местного самоуправления принять меры по консервации скотомогильника, который муниципальному образованию не принадлежит.

Исходя из вышеизложенного администрация не согласна с требованиями, заявленными Орской межрайонной природоохранной прокуратуры, в части оспаривания бездействия администрации муниципального образования город Новотроицк, выразившиеся в непринятии мер по консервации скотомогильника в с. Хабарное. Мероприятия по консервации скотомогильника в с. Хабарное, по мнению администрации, должны осуществлять за счет субъекта РФ.

Требования прокуратуры к Правительству Оренбургской области правомерны, при условии соблюдения сроков обжалования бездействия. В отношении требований прокуратуры провести мероприятия по консервации скотомогильников в срок до 01.10.2011 г. сообщает следующее.

Согласно статье 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых, согласно законодательству РФ, договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Бюджеты (и местный и областной) на 2011 год на дату рассмотрения заявления сформированы, утверждены и исполняются. В силу бюджетного законодательства РФ планирование средств на мероприятия по консервации скотомогильников возможно не ранее ноября 2011 года при формировании бюджета на 2012 год, а расходы осуществлять только в 2012 году.

В этой связи, требования прокуратуры исполнить судебное решение до 01.10.2011 невозможно в силу закона.

Просит применить срок давности и отказать в удовлетворении требований прокуратуры полностью. При установлении в судебном заседании факта подачи заявления прокуратуры в соответствии с требованиями ст. 256 ГПК РФ отказать прокуратуре в удовлетворении заявления в части требований к администрации муниципального образования город Новотроицк по консервации скотомогильника в с. Хабарное, обязать Правительство Оренбургской области законсервировать скотомогильники в с. Хабарное и п. Пригорное.

Суд, выслушав помощника прокурора г.Новотроицка, представителя ответчика изучив материалы дела приходит к следующему.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В силу указанного данный закон не может распространяться на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями муниципальных районов, которые к тому же не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст.ст.5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п/п 49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляемым за счет средств его бюджета. Согласно п/п «ц» п.2 ст.26.11 этого же закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Из указанного выше следует, что вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) закон возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Согласно п.п.5.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995г. №13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию и руководителей организации, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что сведений о правах на имеющиеся на территории в пос. Пригорное и в селе Хабарное муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области скотомогильников не имеются, указанные скотомогильники являются безхозными. и на балансе у администрации муниципального образования не состоят.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

В ходе подготовки к рассмотрению дела определением судьи от 12.01.201 г. и 10.03.2011 г. сторонам было предложено представить доказательства обоснованности требований или возражений.

Согласно ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В судебном заседание прокурором не представлено доказательств передачи скотомогильника, расположенного в селе Хабарное, от сельскохозяйственной артели (колхоз) им. Шевченко Т.Г., на баланс МО город Новотроицк, отсутствуют документы подтверждающие это.

Ссылка прокурора в подтверждение указанного утверждения на постановление главы от 24.06.2008 № 944-п «О принятии в собственность муниципального образования город Новотроицк от сельскохозяйственной артели (колхоз) им. Шевченко Т.Г. имущества»-«скотомогильника» является несостоятельной, поскольку оно не является в силу п/п. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ основанием возникновения права муниципальной собственности на указанный скотомогильник. Указанное постановление следует расценивать как намерение оформить право муниципальной собственности на скотомогильник, подтверждением чему служит письмо главы муниципального образования г. Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ № начальнику ГУ «Новотроицкое городское управление ветеринарии» из которого следует, что администрацией МО г. Новотроицк заключен договор с Оренбургским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» договор № от ДД.ММ.ГГГГ на изготовление технической документации на скотомогильники, расположенные на территории МО г. Новотроицк. После изготовления технической документации будут проведены мероприятия по установлению права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество – скотомогильники (биотермические ямы).

Как установлено в судебном заседание и прокурором не доказано обратное, что данные мероприятия администрацией МО г. Новотроицк до конца не доведены, скотомогильники в муниципальную собственность не оформлены. Администрацией МО г. Новотроицк мероприятия по консервированию скотомогильником не проводились из-за отсутствия финансирования.

Приходя к выводу об отсутствии права собственности МО г. Новотроицк на скотомогильник в с. Хабарное суд так же принимает во внимание первоначальные исковые требования прокурора по настоящему делу, согласно которым он просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества- скотомогильников, расположенных на территории МО г. Новотроицк в селе Хабарное и в поселке Пригорное. Возложить на администрацию МО г. Новотроицк обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Оренбургской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, расположенных на территории МО г. Новотроицк в селе Хабарное и в поселке Пригорное.

Допрошенный в судебном заседание в качестве специалиста, заместитель начальника Новотроицкого Городское Управление ветеринарии  показал, что 25 лет работает в учреждении городское управление ветеринарии. В период его
работы скотомогильники принадлежали совхозам, в частности совхозу Шевченко, колхозу « Прогресс», ныне пос. Пригорный. Крупнорогатый скот был совхозный и колхозный. В этих совхозах были биологические отходы - это трупы, которые складировались на скотомогильниках. Были специальные правила, скотомогильники были на учете, но сам скот он не проверял, врачи совхозов вскрывали скот без него. Они выясняли причину смерти животных и утилизировали их в скотомогильник. Места утилизации и в те времена, и в настоящее время такие же, и находятся они также на тех же местах. В год два раза они проверяют, как утилизируются биологические отходы, составляют акты проверок. В случае нарушений они выдают предписание. Предписание выдается руководителю администрации той территории, на которой находятся скотомогильники, т.е. главе администрации пос. Пригорное и с. Хабарное. Их учреждением поднимался вопрос о необходимо привести указанные скотомогильники в порядок, направлялись письма, имеется ответ главного государственного инспектора области о том, что он предлагает провести консервацию этих скотомогильников, как несоответствующих требованиям. Руководителями администрации с. Хабарное и с. Пригорное издано указание о том, что бы местное население обязательно утилизировало скот в скотомогильниках г. Новотроицка. Указанные скотомогильники на протяжении последних примерно четырех лет по прямому назначению не используются. Скот утилизируется на скотомогильнике г. Новотроицка, который оборудован для этой цели. Именно в силу отсутствия необходимости в указанных скотомогильниках и было приято реше6ние об их консервации. Указанные скотомогильники безхозные. Он не может пояснить, откуда появились сведения о том, что скотомогильник с. Хабарное находится на балансе МО г. Новотроицк.

У них отсутствуют документы подтверждающие образование указанных скотомогильников, отвод земельное участка под эту цель и другие. Однако указанные скотомогильники на протяжении последних нескольких десятков лет считаются и являются именно скотомогильниками, проходят по всем их отчетам и документации именно как скотомогильники и не являются местами свалки мусора и бытовых отходов.

На территории Оренбургской области уже проведена консервация ряда скотомогильников, имеется апробированная соответствующая практика, включающая в себя ряд определенных мероприятий, которые известны главному государственному ветеринарному инспектору Оренбургской области.

Согласно акта проверки Управления ветеринарии г. Новотроицка ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника от ДД.ММ.ГГГГ, территория скотомогильника в с. Хабарное не огорожена глухим забором, отсутствует траншея по периметру, имеется захламление останками трупов животных; над ямой отсутствует навес; крышка люка биотермической ямы не заперта на замок, помещение для хранения дезрастоворов, инвентаря отсутствует, т.е. указанный скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам весенней проверки указанного скотомогильника ветеринарным инспектором главе сельсовета с. Хабарное, , было выдано предписание об оформлении отвода земли для скотомогильника, и определения балансодержателя скотомогильника.

Согласно акта проверки Управления ветеринарии г. Новотроицка ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника от ДД.ММ.ГГГГ, территория скотомогильника в с. Пигорное не огорожена глухим забором, отсутствует траншея по периметру, над ямой отсутствует навес, крышка люка биотермической ямы не заперта на замок, помещение для хранения дезрастоворов, инвентаря отсутствует, т.е. указанный скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам весенней проверки указанного скотомогильника ветеринарным инспектором главе поссовета Пригорное,  было выдано предписание об оформлении отвода земли для скотомогильника, и определения балансодержателя скотомогильника.

Согласно представленной в Орскую межрайонную природоохранную прокуратуру информации от ДД.ММ.ГГГГ № из ГУ «Новотроицкое городское управление ветеринарии» указанный скотомогильник на чьем- либо балансе не числится.

Указанными документами подтверждается отсутствие собственника указанных скотомогильников, отсутствие правоустанавливающих документов, отсутствие оформления земельного отвода под скотомогильники.

Указанные проверки проводились главным государственным ветеринарным инспектором г.Новотроицка и по его заключению данные скотомогильники /биотермическая яма/ не соответствует ветеринарно-санитарным Правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным Госветинспектором РФ от 4.12.1995г. №13-7-2 /469, и зарегистрированных в Минюсте России 5.01.1996г. №1005/.

Согласно распоряжению главного государственного ветеринарного инспектора Оренбургской области  от ДД.ММ.ГГГГ № «О консервации скотомогильников, находящихся в с. Хабарное, с. Пригорное, с. Новоникольск, ст. Губерля» недействующие скотомогильники, находящиеся в селах Хабарное, Пригорное, Новоникольск и ст. Губерля, не соответствующие ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, необходимо законсервировать в следующем порядке провести шурфирование территории вокруг скотомогильников и исследование проб грунта в ветеринарной лаборатории с целью исключения возбудителя сибирской язвы, провести консервацию скотомогильников, для чего территорию скотомогильников куполообразно забетонировать и огородить территории скотомогильников забором из металлических прутьев высотой не менее 1,5 м., установить металлические таблички с надписью «Скотомогильник закрыт».

У суда не вызывает сомнений объем и характер предлагаемых главным государственным ветеринарным инспектором Оренбургской области, мероприятий для консервации скотомогильников.

Представители ответчиков не оспаривали, тот факт, что мероприятия по оборудованию и консервации скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожению биологических отходов, ими не проводились.

Поскольку вопросы создания скотомогильника /биотермической ямы/ и его оборудования возлагаются на собственника указанного имущества, которым может является субъект Российской Федерации, бездействие Правительства Оренбургской области по не выполнению требований, изложенных в Акте проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника в поселке Пригорный от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным.

Скотомогильник. расположенный в пос. Пригорный на территории МО г.Новотроицк, является бесхозным.

Наличие места захоронения биологических отходов на территории сельского поселения, которое осталось от бывшего производства, не предполагает непосредственное обращение в муниципальную собственность скотомогильников и биотермических ям, не принадлежащих организациям. Более того названные действия прямо противоречат статье 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории, которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратить в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

Приведенные нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственную передачу бесхозяйных объектов недвижимости и муниципальную собственность и не дают право обязывать муниципальные образования на создание скотомогильников (биотермической ямы) без передачи необходимых полномочий и денежных средств, что не было сделано в данном случае.

При таких обстоятельствах суд считает, что обязанность по устранению указанных в Акте от ДД.ММ.ГГГГ нарушений и принятие мер по его консервации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов должна быть возложена на Правительство Оренбургской области.

Действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории Новотроицкого городского муниципального образования Оренбургской области мест захоронения биологических отходов, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников МО г.Новотроицк Оренбургской области не передавались, у суда отсутствуют основания для возложения на администрацию данного муниципального образования обязанности по консервации скотомогильника расположенного в с. Хабарное.

Суд находит не обоснованным ссылку прокурора в подтверждение обоснованности своих требований, на вступившее в силу решение Новотроицкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ об обязании администрации МО г. Новотроицк принять меры к устранению нарушений законодательства при эксплуатации скотомогильника в с. Хабарное в соответствии с ветеринарно- санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в нем речь идет об эксплуатации скотомогильника, которая как установлено в судебном заседание, и не оспорено прокурором, в последние четыре года не производится. Кроме того указанное судебное решение не соответствуют судебной практике сложившейся в настоящее время.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.

В соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

Отсюда утверждение представителей ответчиков о пропуске прокурором срока исковой давности является не обоснованным.

Суд находит необоснованным утверждение представителя Правительства Оренбургской области о том, указанные в иске скотомогильники являются несанкционированными свалками, которые позволил сделать на своей территории орган муниципальной власти, поскольку отсутствует акта отвода земли, проектная документации.

В судебном заседание исследованными доказательствами установлено, что скотомогильники указанные прокурором, являются именно скотомогильниками, а не свалками.

У суда нет оснований не соглашаться с указанным прокурором сроком принятия ответчиком мер по проведению консервации скотомогильника. Указанный вопрос может быть решен в ходе исполнения судебного решения.

Анализируя вышеизложенное суд находит исковые требования прокурора об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области подлежащих удовлетворению, а исковые требования к администрации МО г. Новотроицк., не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.191-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к организации консервации в установленном порядке скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования город Новотроицк в поселке Пригорное.

Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 01.10.2011 года принять меры к проведению консервации скотомогильника в поселке Пригорное муниципального образования город Новотроицк, а именно: провести шурфирование территории вокруг скотомогильника и исследование проб грунта в ветеринарной лаборатории с целью исключения возбудителя сибирской язвы; провести консервацию скотомогильников для чего забетонировать куполообразно территорию скотомогильников, толщина слоя бетона по краям должна составлять не менее 0,4 метра от поверхности земли, в центре купола 0,8 метра. Общая площадь забетонированной поверхности над каждым скотомогильником должна составлять не менее 100 м?; огородить территории скотомогильников забором из металлических прутьев высотой не менее 1,5 м.; установить по углам ограждений металлические таблички с надписью «Скотомогильник закрыт».

В иске Орского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования г. Новотроицк, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургской областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новотроицкий городской суд.

Председательствующий: Белоусов Ю.А.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено и подписано 4 апреля 2011 года.

Председательствующий: Ю.А. Белоусов Решение вступило в заклонную силу 15.04.2011г.