ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Ижевска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

*** года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи 0>,

при секретаре 1>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску 16> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

16> (далее по тексту – истец) первоначально обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.

Иск мотивировала тем, что ей незаконно отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, более 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры в детском комбинате, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, а также периодов, когда она работала в должности заведующего медпункта-фельдшера.

Истец просила признать незаконным решение УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР (далее по тексту – решение) *** от *** года об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязать ответчика назначить пенсию с момента возникновения права на ее назначение, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы, связанные с оплатой услуг нотариуса за оформление доверенности в сумме 400 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 100 рублей и на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей.

Впоследствии истец изменила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ л.д. 83, 1 том), просила признать незаконным решение УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР (далее по тексту – решение) *** от *** года об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязать УПФР назначить досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права как лицу, проработавшему в учреждениях здравоохранения более 30 лет. Включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости следующие периоды:

с *** года по *** года – период работы в должности медсестры дошкольного учреждения,

с *** года по *** года – период работы в должности заведующего медпункта в/ч ***, заведующей медпункта «НАЗВАНИЕ1» с учетом тождественности характера работы, выполняемых функций и условий труда периодам работы в должности заведующей медпунктом-фельдшером «НАЗВАНИЕ» ФГУП УССТ ***,

с *** года по *** года – период нахождения на курсах повышения квалификации.

Взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы, связанные с оплатой услуг нотариуса за оформление доверенности в сумме 400 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 100 рублей и на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей.

Истец 16> была своевременно извещена о времени и месте судебного заседания, но в суд не явилась. Выслушав мнение участников процесса, суд в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца 2>, действующая на основании доверенности, исковые требования 16> поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что истец не настаивает на включении в свой стаж лечебной деятельности периодов отпусков без сохранения заработной платы и период частично- оплачиваемых отпусков. А также уточнила, что моментом возникновения права на досрочное назначение пенсии по ее подсчетам является день обращения истца с заявлением о ее назначении, а именно *** года.

Представитель ответчика – ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) юридического отдела УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР 3>, действующая на основании доверенности *** от *** года сроком на три годал.д.89, 1 том), исковые требования 16> не признала, пояснив, что решение *** от *** года является законным и обоснованным, поскольку на день его вынесения у истца отсутствовал тридцатилетний стаж лечебной деятельности, что не позволило ответчику принять решение о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости. В стаж лечебной деятельности, в том числе не был включен период, когда истец работала в должности медицинской сестры в *** детском комбинате, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 и постановлениями 6>от 22 сентября 1999 года №1066, от 29 октября 2002 года №781. Применение постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 не допустимо, т.к. оно не действует и не применяется на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в специальный стаж истца, поскольку во время них истец не работала полный рабочий день, не занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период, когда истец работала заведующим медпунктом в в/ч и на предприятии, не может быть зачтен в медицинский стаж, поскольку наименование должности « заведующая медпунктом» не соответствует Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному постановлением 6>№ 1066 от 22 сентября 1999 года и постановлениями 6>от 22 сентября 1999 года №1066, от 29 октября 2002 года №781.

Представитель третьего лица ФГУП « Управление специального строительства по территории *** при Федеральном агентстве специального строительства» ( ФГУП « УССТ *** »)- 4>, действующий на основании доверенности, поддержал позицию стороны истца, при этом пояснил, что согласно представленных документов, 16> фактически выполняла функции фельдшера и одновременно была заведующей медпункта.

Свидетель- 5>, опрошенная в ходе судебного заседания *** года пояснила, что истца знает давно, вместе с ней работает в здравпункте с конца 1988 года. 16> длительное время занимала должность заведующей, но в то же время выполняла функции фельдшера. Она всегда работала фельдшером. В медпункте работали четыре человека, функционировал стоматологический и массажный кабинет. Прием больных вела 16>, она же делала физио-процедуры, оказывала доврачебную помощь при непредвиденных ситуациях. Данный медпункт обслуживал не только работников завода, но и пенсионеров, проживающих в домах по близости. Все процедуры, такие как физиолечение, введение инъекций, остановка кровотечений, она выполняла как фельдшер. Три раза предприятие меняло наименование, пока не дошли до наименования филиала, но на должностных обязанностях работников медпункта, это переименование никак не отразилось. Как была должность фельдшера у истца, так она и осталась, ничего не изменилось. В функции заведования медпунктом входило контроль за работой комиссии, обследование, забор воды на анализы, выписка накладных на медикаменты, закупка медикаментов, ведение документации, фактически административная работа. Когда 16> уходила в очередной отпуск, обязанность по заведованию возлагалось на нее, оплачивалась 30% надбавка, однако функции фельдшера выполнять она не могла, поскольку у нее не было специального разрешения на выполнение физиопроцедур, инъекций, назначение лечения.

Свидетель- 7> в ходе судебного заседания *** года пояснила, что является заместителем начальника завода по кадрам и быту, первоначально завод именовался как Ижевский Название2 ( условное наименование « войсковая часть ***) с *** года по *** года, впоследствии Государственное предприятие « Название2» ( условное наименование « войсковая часть ***» Федерального управления специального строительства с *** года по *** года) впоследствии Дочернее государственное унитарное предприятие « Ижевский Название2» Федерального государственного унитарного предприятия « Управление специального строительства по территории *** Федеральной службы специального строительства при 6>»( ДГУП « Ижевский Название2» ФГУП « УССТ *** 23>») с *** года по *** года, впоследствии филиал «Название2 *** ФГУП « УССТ *** ». Должностные инструкции войсковой части, дочернего предприятия и филиала разрабатывала она как заместитель начальника отдела кадров. Медпункт подчиняется непосредственно заместителю начальника по кадрам и быту согласно структуре подчиненности завода, утвержденной начальником филиала. Структура существует внутри филиала. А так как у них один филиал, то существует и одна структура. Медпункт представляет собой место со штатом. Заведующая медпунктом, согласно должностной инструкции, непосредственно подчиняется заместителю начальника завода по кадрам и быту, то есть ей. Никто никогда не сомневался, что заведующая медпунктом фактически выполняла функции фельдшера, а за заведование ей выплачивали процентную надбавку. Фактически, те работы, которые указаны в должностной инструкции, выполняла истец. При травмах она переливала кровь пациентам, тем более, что у нее имеется вся медицинская аппаратура для этих целей. Здравпункт находится в обособленном месте в районе , где в основном живут бывшие работники завода и пенсионеры, которые приказом 24> были пофамильно прикреплены к здравпункту. Списки данных работников формируются постоянно. Другое население, которое не относится к работникам завода, в здравпункте не обслуживается. На данный момент здравпункт обслуживает около 700 человек, из которых примерно 200 человек ветераны. Данная категория людей превышает число работающих работников завода.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

16>, *** года рождения, согласно записям в трудовой книжке в следующие периоды осуществляла следующие виды деятельности:

с *** года по *** года работала в должности медсестры в *** детском комбинате,

с *** года по *** года- медсестра здравпункта в/ч ***,

с *** года по *** года- заведующая медицинским пунктом в/ ч ***,

с *** года по *** года- заведующая медицинским пунктом в/ч ***,

с *** года по *** года – заведующая медпункта «20>1»,

с *** года про настоящее время заведующая медпункта – фельдшер «20>» ФГУП УССТ ***.

*** года 16> обратилась в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику свыше 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Решением *** от *** года 16> отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью у нее менее 30 лет и составляет 24 года 11 месяцев и 21 дней.

В стаж не были включены следующие периоды:

с *** года по *** года (02 года 05 месяцев 17 дней) - медсестра  детского комбината, так как данная организация не предусмотрена Списками учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии ;

с *** года по *** года ( 01 год), когда истец работала заведующей медпункта в/ч ***, так как наименование должности « заведующая медпунктом» не соответствует Спискам должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением 6>№ 1066 от 22 сентября 1999 года,

с *** года по *** года ( 02 года 02 месяца), когда истец работала заведующей медпункта «20>1», так как наименование должности « заведующая медпунктом» не соответствует Спискам должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением 6>№ 781,

с *** года по *** года ( 05 дней), с *** года по *** года ( 03 дня), *** года, когда истец находилась в частично- оплачиваемом отпуске, на данных периодах истец не настаивает,

с *** года по *** года ( 02 дня), с *** года по *** года ( 02 дня), когда истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы, на данных периодах истец не настаивает,

с *** года по *** года ( 23 дня), когда истец находилась на курсах повышения квалификации.

Руководствуясь п.3 ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам ее работы (далее по тексту - спорные периоды), на включении которых в свой стаж лечебной деятельности она настаивает.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Требования истца 16> являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе (подпункт 11).

18> пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п.5 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.

Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, *** года.

На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность лечебной и иной деятельности истца по охране здоровья населения в городе составляла более 30 лет.

При этом суд признает, что периоды работы истца в должности медицинской сестры в *** детском комбинате, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также периоды работы в должности заведующей медпунктом подлежат включению в специальный стаж истца по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 8> каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. 8>ое право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С учетом правовой позиции 8>ого 12>, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за №320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца.

Исходя из изложенного, давая оценку спорным периодам, не зачтенным ответчиком в стаж лечебной деятельности истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими во время них нормативными правовыми актами.

Оценивая период работы в должности медицинской сестры в дошкольном учреждении (  детский комбинат) с *** года по *** года (далее по тексту – спорный период), суд приходит к следующему.

До 01 октября 1993 года действовал «19> о государственных пенсиях», принятый Верховным Советом СССР от 14 июля 1956 года (далее по тексту – 19> СССР «О государственных пенсиях»), а также принятое на его основе постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту – постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397), подпунктом «б» пункта 1 которого было установлено право на пенсию за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения при стаже работы по специальности не менее 30 лет в городах.

Приложением к постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397 являлся «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» (далее по тексту – Перечень от 17 декабря 1959 года №1397), согласно которому в стаж работы по специальности засчитывалась работа в должности медицинской сестры вне зависимости от наименования должности в детских садах, детских яслях, объединенных яслях-садах.

При этом в примечании №2 к Перечню от 17 декабря 1959 года №1397 указано, что работа по специальности в учреждениях и организациях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Факт того, что в спорный период истец работала в должности медицинской сестры в детском комбинате, подтвержден записями в трудовой книжкел.д.8) и не оспаривается ответчиком.

В судебном заседании представитель УПФР в г. Ижевске УР признала, что в спорный период истец занимала должность, наименование которой предусмотрено Списками должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и уточнила, что ответчик оспаривает лишь наименование учреждения, в котором работала истец в то время.

Учитывая изложенное, суд признает, что согласно действовавшему в спорный период Перечню от 17 декабря 1959 года №1397 работа в должности медицинской сестры в *** детском комбинате может быть зачтена в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии подтверждения, что детский комбинат являлся детским дошкольным учреждением, выполняющим функции детского сада, детских яслей или объединенных яслей-сада.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела данное условие подтвердилось.

18> справкам от *** года л.д. 144-145, 1 том), выданным Отделом народного образования Администрации Селтинского района Удмуртской Республики, 16> ( 25>) работала медицинской сестрой в *** детском саду с *** года по *** года. Переименований  детского сада за указанный период и по сегодняшний день не было. Наименование « комбинат»- это ошибка делопроизводства в отделе народного образования. Кроме того, «детских комбинатов» в  за все периоды работы не было, так как о переименовании детских садов в « комбинаты» нет ни приказов, ни постановлений. Ошибочно делопроизводитель и бухгалтер в некоторых случаях писали « комбинат», вместо « детский сад».

12> исследовались приказы за спорный период по отделу народного образования  за 1978-1980 годы.

Так в приказе *** от *** года указано, что 9> воспитателю  детского сада, разрешен очередной отпуск с *** года л.д. 146, 1 том).

В приказе *** от *** года указано, что 10>, воспитателю детского сада , разрешен очередной отпуск с *** годал.д. 147, 1 том).

В приказе *** от *** года л.д.) указано, что 11>, назначена воспитателем  детского сада с *** года.

Тот факт, что в спорный период истец работала именно в данном детском саду  района, подтверждается следующим.

В материалах дела имеются лицевые счета за период 1978-1980 годов, где указано, что данное учреждение именуется как « детский сад», а должность ФИО1 (16>) « медицинская сестра» л.д. 148-150, 1 том).

Проанализировав данные документы, суд констатирует, что несмотря на то, что в трудовой книжке и приказе о приеме на работу ФИО1 ( 16>) указано, что она принята на работу в  детский комбинат, другие документы, а именно приказы работодателя, отдела народного образования  за спорный период по данному детскому учреждению, свидетельствуют о том, что фактически  «детский комбинат», являлся « детским садом» и согласно справок отдела народного образования , подписанных начальником отдела народного образования, достоверно установлено, что в  было только одно детское учреждение, а именно «детский сад».

При этом штат сотрудников данного дошкольного учреждения соответствовал типовым штатам дошкольных учреждений, утвержденным приказом министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 года №103.

21> признает, что согласно действовавшему в спорный период постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» и «Временному положению о дошкольном учреждении – ясли-саде», утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 08 марта 1960 года существовавшие на тот период детские дошкольные учреждения «ясли» и «детский сад» были объединены в единое детское дошкольное учреждение «ясли-сад». Указанное наименование детского дошкольного учреждения существовало до утверждения постановлением 6>от 01 июля 1995 года №677 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», которым были предусмотрены также и иные наименования дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. 21> оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Учитывая изложенное, при оценке пенсионных прав истца суд исходит из приведенных выше норм и приходит к выводу, что представленные доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что работа истца в период с *** года по *** года ( 02 года 05 месяцев 17 дней), то есть до *** года, когда постановлением 6>были введены иные наименования детских дошкольных учреждений, проходила в детском дошкольном образовательном учреждении, фактически являющемся комбинированным типом дошкольного учреждения, объединяющего детский сад и детские ясли. При этом ненормативное наименование «детский комбинат» не отразилось на выполняемых истцом функциях старшей медицинской сестры.

Довод представителя ответчика о том, что 19> СССР «О государственных пенсиях» и принятые на его основе Перечень и Положение от 17 декабря 1959 года №1397 отменены с 01 октября 1993 года постановлением Совета Министров – 6>от 22 сентября 1993 года №953, в связи с чем не могли применяться на момент принятия оспариваемого решения об отказе в назначении пенсии истцу, суд отклоняет, в связи со следующим.

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного 12>за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Верховного 12>01 августа 2007 года, разъяснено, что «согласно правовой позиции 8>ого 12>, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года №2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) 8> федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано». 19>тель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего медицинские работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из стажа лечебной деятельности периодов работы в детских дошкольных учреждениях в должности медицинской сестры.

Ссылка представителя ответчика на Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 и Списки должностей и учреждений, утвержденные постановлениями 6>от 22 сентября 1999 года №1066 и от 29 октября 2002 года №781, где среди лечебно-профилактических учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отсутствуют детские дошкольные образовательные учреждения, не может быть принята судом, поскольку истец определила правовым основанием иска 19> СССР «О государственных пенсиях» и утвержденные на его основе Перечень и Положение от 17 декабря 1959 года №1397, позволяющие зачесть спорный период в ее стаж лечебной деятельности.

Оценивая период нахождения на курсах повышения квалификации с 08 сентября 2003 года по 30 сентября 2003 года ( 23 дня), суд приходит к следующему.

18> пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением 6>№516 от 11 июля 2002 года (далее по тексту – Правила №516 от 11 июля 2002 года) периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в стаж лишь при условии выполнения работы постоянно в течение полного рабочего дня.

По мнению представителя ответчика, в период нахождения на курсах повышения квалификации истец не работала полный рабочий день, поэтому данный период подлежит исключению из ее специального стажа лечебной деятельности. Однако суд не может согласиться с указанным доводом по следующим основаниям.

12> установлено, что медицинские работники обучаются на курсах повышения квалификации, в том числе с целью получения соответствующей квалификационной категории. На время нахождения работника на курсах повышения квалификации, трудовые отношения с работником не прекращаются, ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, во время которого сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Данные обстоятельства установлены в соответствии с нормами трудового законодательства, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1, приказом Минздрава РФ от 09 августа 2001 года №314 «О порядке получения квалификационных категорий», и в целом сторонами не оспариваются.

18> представленным документам свидетельство о повышении квалификации ( регистрационный ***) л.д. 107, 2 том) 16> повышала свою квалификацию в ГОУ дополнительного профессионального образования ( повышение квалификации) специалистов « 26>» с *** года по *** года ( цикл « ***)», в объеме 144 часов. За время обучения сдала зачеты и экзамены по основным дисциплинам программы, а именно: «***», получила сертификат на пять лет л.д. 103, оборот).

В Рекомендации 13> от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период, оплачиваемого учебного отпуска, к каковым также по существу относится и период нахождения на кусах повышения квалификации, должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21).

Трудовым кодексом РФ установлено, что повышение квалификации является правом работника и обязанностью работодателя и в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст.187 ТК РФ).

В связи с чем, периоды нахождения 16> на курсах повышения квалификации были предоставлены с сохранением средней заработной платы. В соответствии с действующим законодательством работодатель производил во время них уплату взносов на государственное социальное страхование.

Кроме того, согласно пункту 5 Правил №516 от 11 июля 2002 года в стаж работы по специальности включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды нахождения 16> на курсах повышения квалификации, в общей сложности составляющие 23 дня, подлежат включению в ее специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Рассматривая периоды с *** года по *** года ( 01 год), когда истец работала заведующей медицинским пунктом в/ч *** и с *** года по *** года ( 02 года 02 месяца), когда истец работала заведующей медицинским пунктом ДГУП « 27>», суд приходит к следующему.

18> представленной третьим лицом филиалом « Название2 ***» ФГУП « УССТ ***» исторической справке л.д. 33, том 1), в 1964 году на заводе строительных материалов в эксплуатацию была введена первая очередь бетона. С этого момента Завод строительных материалов был переименован в Ижевский Название2.

14> СССР от 08 сентября 1964 года № 75/316 в целях зашифровки финансово- хозяйственной деятельности оборонным отраслям промышленности, для решения вопроса материально- технического снабжения, планирования, оформления документации, ведения бухгалтерского учета и отчетности Главспецстрою при Минмонтажспецстрой СССР и подведомственным ему предприятиям были присвоены условные наименования в виде почтовых ящиков- *** присвоено условное наименование- п/я ***.

С 1967 года Ижевский Название2 стал подчиняться ***( дату приказа установить не удалось, так как документы относятся к секретной части и сданы в архив *** России ).

14> ССР от *** года *** 9, приказом Минмонтажспецстроя СССР от *** года ***, приказом Главспецстроя от *** года *** «Об упразднении условных наименований в виде « почтовых ящиков», заводу присвоено открытое наименование « Ижевский Название2 Производственного объединения « 20>3», условное наименование « войсковая часть ***».

С *** года по *** года- это Государственное предприятие « Название2» ( условное наименование « войсковая часть ***» Федерального управления, специального строительства при Совете Министров – 6>.

ДГУП « Ижевский Название2» создан на основании приказа начальника Спецстроя России « О создании Дочернего государственного унитарного предприятия « Ижевский Название2 ( ДГУП 20>1)» от *** года *** л.д. 11, том 2). В соответствии с приказом руководителя предприятия от *** года *** л/с, все работники бывшей войсковой части ****** переведены с *** года в «20>1».

Решением Арбитражного суда УР от *** года «20>1» признано банкротом.

Приказом начальника Управления ФГУП Управление специального строительства по территории *** л.д. 126, том 2 ), создано структурное подразделение Название2 ***. Приказом от *** года л.д.127, том 2) создан Филиал « Название2 ***»( именуемое в дальнейшем Филиал) и являющийся обособленным подразделением Федерального государственного унитарного предприятия « Управление специального строительства по территории *** при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации ( именуемое в дальнейшем ФГУП «УССТ *** », входящего в составную часть сил, привлекаемых к обороне, и являющимися инженерно- техническим воинским формированием при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации л.д. 128, оборот).

Согласно приказа начальника Управления от *** года *** л.д. 161) для ведения производственной и хозяйственной деятельности филиал « Название2 ***» принял в пользование от ФГУП « УССТ *** » основные средства согласно Приложению *** ( в том числе имущество медицинского пункта).

Как установлено в ходе судебного заседания, старшим специалистом отдела оценки Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики 15> с 29 июля по *** года была проведена документальная проверка первичных документов, подтверждающих факт льготной работы 16>, *** года рождения, за период с *** года по *** года в ГУ «Название2» (Войсковая часть ***), ДОУП «Ижевский Название2», «20>» ФГУП УССТ ***. При этом проверка проведена в присутствии инженера отдела кадров «20>» ФГУП УССТ *** ФИО13, заместителя начальника Отдела социально-правовых документов архива Администрации г. Ижевска ФИО14 л.д. 35-37, том 1).

В ходе проверки установлено, согласно письму страхователя *** от *** года структурное подразделение -медпункт создано при вводе в действие завода в 1964 году.

В  приказе *** л/с от *** года значится : ввести в штатное расписание с *** года ставку заведующего медпунктом.

В штатных расписаниях на работников медпункта значится- на 1992 год: зубной врач, массажист, санитарка-уборщица. :

На 1993-1999 годы - заведующий медпунктом, зубной врач (стоматолог), массажист 1 категории, санитарка-уборщица;

В выписке из штатного расписания работников медпункта на 2001 год, в выписке из штатного расписания на 2002 год руководителей и специалистов непромышленного персонала значится- заведующий медпунктом - 1, стоматолог - 1, массажист высшей категории – 1.

В штатном расписании руководителей, специалистов, служащих на 2003 год, утвержденных начальником ФГУП УССТ-8, значится- структурное подразделение - медпункт, зав. медицинским пунктом- фельдшер - 1 (количество ставок).

В Штатном расписании руководителей, специалистов, служащих непромышленного персонала, утвержденных начальником планово-экономического отдела ФГУП УССТ ***, значится- структурное подразделение - медпункт, стоматолог-врач - 1, медсестра по массажу высшей категории – 1.

18> Амбулаторным журналам здравпункта в 1993-2003 годы проводился прием граждан, постановка диагноза, назначение лечения (выписывались лекарственные препараты, назначалась физиотерапия), оказание первой медицинской помощи при травмах, осуществление ухода за пациентами (перевязки), проводились предрейсовые осмотры.

18> Журналам процедур за 1992-1999 годы в медпункте осуществлялось введение лекарственных средств внутривенно, внутримышечно, производились физиотерапевтические процедуры.

В должностной инструкции заведующей медпунктом- фельдшер, утвержденной начальником ««20>» ***» *** года, усматриваются следующие функции- прием пациентов, осуществление всех этапов сестринского процесса при уходе за пациентами, выполнение профилактических и лечебно-диагностических манипуляций и процедур, оказание неотложной медицинской помощи, введение лекарственных препаратов, проведение лечебных процедур, физиопроцедур, произведение прививок, проведение диспансерного наблюдения и другое.

По приказам руководителя завода усматривается следующее.

Приказ ***л/с от *** года о приеме на работу: 16> зачислить на работу с *** года. Отдел - медпункт, должность - заведующая медпунктом.

Приказ ***л/с от *** года об увольнении работников в/части в связи с переводом значится : 16>- заведующая МП.

Приказ ***л/с от *** года о приеме на работу переводом: Медпункт: 16> – заведующая медпунктом.

Приказ ***л/с от *** года.: произвести оплату процентной надбавки. 16> – заведующая медпунктом.

Приказ ***л/с от *** года о приеме работников переводом: медпункт - заведующий медпунктом.

Приказ ***л/с от *** года предоставить отпуск без сохранения заработной платы заведующей медпунктом 16> на *** года и с *** года.

Приказ ***л/с от *** года возложить исполнение обязанностей заведующей медпунктом на массажиста с *** года на период учебы 16>

В лицевых счетах 16> значится отдел - медпункт, должность – заведующая, указано количество отработанных часов. Указана оплата за дежурства медицинских работнике: сверх установленной нормы.

Кроме того отмечена оплата частично оплачиваемых отпусков за следующие периоды: январь 1997 года 39 часов (количество часов), декабрь 1998 года - 7 часов, май 1998 года – 24 часа, январь 2001 года - 16 часов.

В табелях учета рабочего времени за 2001, 2003 годы значится подразделение - медпункт 16> – заведующая м/п (за 2003 год - зав. медпунктом), норма рабочего времени выработана полностью за исключением периода отпуска с сохранением заработной платы, период направления на курсы повышения квалификации с *** года по *** года.

Отпуск без содержания: 15,*** года, 29,*** года. Восьмичасовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе.

В Перечнях рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения за период с 1999 года по 2002 года должность - заведующая медпунктом – фельдшер включена.

В Перечне за 2003 год значится- медицинский пункт- заведующая медпунктом – фельдшер. Характеристика выполняемой работы - медицинская деятельность, занятость - постоянная, штатная и фактическая численность - 1, код льготы - 28-ГД.

18> данного заключения   ГУ «20>», ДГУП «20>1», 20> ФГУП УССТ *** являются государственными организациям, а медицинский пункт - структурное подразделение завода.

Наименование медицинский пункт соответствует постановлению 6> *** (п. 6 «Правил исчисления периодов работу дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья граждан»). На основании представленных документов факт работы 16>, *** года рождения подтверждается.

С *** года по *** года в ГУ «Название2» (войсковая часть ***) в качестве заведующей медпунктом, за исключением частично оплачиваемых отпусков, январь 1997 года -39 часов, декабрь 1998 года – 7 часов, май 1998 года- 24 часа.

Документально подтверждается, что 16> выполняла функции фельдшера, данная должность относится к среднему медицинскому персоналу. Следовательно, работа с *** года по *** года включается в стаж на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья селения дает право на пенсию за выслугу лет».

Период с *** года по *** года не учитывается в общий стаж, так как наименование должности «заведующая медпунктом» не ответствует Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровью», утвержденному постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года.

Период с *** года по *** года в ДГУП «20>1» в качестве заведующей медпунктом. Данный период не засчитывается в общий стаж, так как наименование должности не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, утвержденному постановлением 6>***.

Период с *** года по *** года в филиале Название1 ФГУП «УССТ 8 » в качестве заведующей медпунктом- фельдшер, засчитывается в медицинский стаж, поскольку наименование должности соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья., утвержденному постановлением 6>***.

Кроме того, *** года специалистом отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики 17>, в присутствии инженера отдела кадров ФИО13,ФИО13, вновь проведена документальная проверка, в том числе Перечня рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и выслугу лет за период 2008 года Филиала 20> *** ФГУП УССТ *** л.д. 87-90, том 2). Цель проведения проверки страхователем явилось обоснованность включения в «Перечень рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и выслугу лет за период 2008 года, в том числе и заведующей здравпунктом -фельдшера.

В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности Филиала «НАЗВАНИЕ ***» являются выполнение работ по вводу в действие производственных мощностей для предприятий оборонных отраслей промышленности в соответствии с государственным оборонным заказом, промышленное производство сборных железобетонных и бетонных изделий, утеплителя на основе ячеистых бетонов, товарного бетона и раствора, других видов материалов и конструкций.

Была исследована должностная инструкция заведующего медпунктом- фельдшера от *** года ***, в соответствии с которой установлено, что в функциональные обязанности заведующей здравпунктом – фельдшер входит осуществление приема пациентов, осуществление всего сестринского процесса при уходе за пациентами, своевременное и качественное выполнение профилактических и лечебно-диагностических манипуляций и процедур и т.д.

Исследован также амбулаторный журнал здравпункта «Филиал 20> *** ФГУП УССТ ***» 2008 года, где указана дата приема, ФИО, год рождения пациента, диагноз, назначение лечения, оказание первой медицинской помощи при травмах и т.д., а также журнал учета первичных больных «Филиал 20> *** ФГУП УССТ ***» 2008 года, где указаны месяц, ФИО пациента, диагноз, назначения.

По Положению о медицинском здравпункте «Филиал 20> *** ФГУП УССТ *** » ( медицинский здравпункт- структурное подразделение филиала «20> *** ФГУП «УССТ *** »). В состав медицинского здравпункта входят: заведующая здравпунктом- фельдшер, врач-стоматолог, медсестра по массажу. Основной задачей здравпункта является оказание первичной и специализированной помощи.

18> штатного расписания работников аппарата Управления филиала 20> *** ФГУП УССТ ****** за *** года входит фельдшерский здравпункт, где ставку занимает заведующий здравпунктом - фельдшер-1,0 и медсестра по массажу-1,0.

18> заключению проверки - заведующий здравпунктом - фельдшер с кодом льготы 28-ГД, и наименование структурного подразделения «Фельдшерский здравпункт», предусмотрено п.6 Списками ***, что соответствует Списку учреждений, работа в которых засчитывается в стаж шаботы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, Осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20., п.1, ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Отказывая 16> во включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы с *** года по *** года в должности заведующей медпунктом в/ч *** и с *** года по *** года в должности заведующей медпунктом ДГУП « 27>» Управление пенсионного фонда исходило из того, что данные должности не поименованы в Списке профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением № 1066 от 22 сентября 1999 года и постановлением № 781 от 29 октября 2002 года.

На основании положения пп.11 п.1 ст.28 19>«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п.1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением 6>от 22 сентября 1999 года № 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: главная медицинская сестра;   заведующий:   фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер);   фельдшер.

18> Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением 6>от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях:   главная медицинская сестра;   заведующий:   фельдшерско-акушерским пунктом, акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер);   фельдшер.

В соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного 12>от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 1 ст.27 и пп.7 - 13 п.1 ст.28 названного 19>), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, характер работы для подтверждения специального трудового стажа определяется списками соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте. Списки 1991, 1999 и 2002 годов содержат конкретные наименования должностей, работа в которых дает право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом в указанных списках имеются различия, как в наименованиях должностей, так и в наименованиях учреждений, которые влияют на право граждан на зачет того или иного периода работы в специальный стаж.

Как следует из данных трудовой книжки л.д. 10, том 1 ) 16> имеющая профессию фельдшер, с *** года занимала должность заведующей медпункта в/ч ***, впоследствии уволена и принята переводом с *** года на должность заведующей здравпункта «20>1», впоследствии уволена и принята переводом с *** года на должность заведующая медпункта- фельдшер в 20> ФГУП УССТ ***.

Иных записей в трудовой книжке истца о переводе, увольнении и принятии ее в иное учреждение, другое структурное подразделение, не содержится.

18> о Труде РСФСР (КЗоТ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2001 года) рабочие и служащие реализуют свое право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2). Трудовой договор может быть заключен в устной или письменной форме при этом фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации учреждения (ст. 18).

18>оТ (ст. 39), постановлению Совета Министров СССР, ВЦСПС от 06 сентября 1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» (п. 1, п. 6), которые действовали в спорный период, а также Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162 (п. 1.1, 2.2), действовавшей до 29 ноября 2003 года «трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника; в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе: приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении».

В соответствии с п. 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек 1974 года все записи в трудовой книжке о приеме на работу или о переводе на другую работу или увольнении должны вноситься Администрацией учреждения после издания приказа (распоряжения) и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). С каждой такой записью в трудовой книжке администрация обязана ознакомить владельца (работника) под расписку в личной карточке формы Т-2 (утвержденной ЦСУ СССР), в которой должна быть повторена точная запись из трудовой книжки.

При приеме работника на работу в трудовую книжку вносятся сведения о работе: указывается «цех, отдел, подразделение, участок, производство» с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности. Записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, производятся: для рабочих - в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, может и в соответствии со штатным расписанием (п. 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек 1974 года).

Перевод работника на другую постоянную работу на том же предприятии оформляется в таком же порядке, как и прием на работу.

Кроме того, данная позиция законодателя разъяснена Верховным 12>, так в постановлении Пленума ВС РФ от 22 декабря 1992 года № 16 «О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров» (действовавшего до 16 марта 2004 года), где указано, что «переводом на другую работу, требующим согласия работника, следует считать поручение ему работы, не соответствующей специальности, квалификации, должности, либо работы, при выполнении которой изменяется размер заработной платы, льготы, преимущества и иные существенные условия труда, обусловленные при заключении трудового договора (контракта). Необходимо учитывать, что согласие на перевод, имевший место до введения в действие 19> от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", могло быть дано и в устной форме».

В Трудовом Кодексе РФ указано, что 19> или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (ст. 12), в связи с чем далее будут проанализированы нормативные акты, которые действовали в спорный период, то есть на период внесения изменений в штатные расписания.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. (ст. 11 Трудового Кодекса РФ с изменениями и дополнениями от 24, 25 июля 2002 года, 30 июня 2003 года, 27 апреля 2004 года).

Основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор, заключаемый ими в соответствии с ТК РФ (ст. 16 ТК РФ).

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (ст. 68 ТК РФ).

Данная позиция отражена в постановлении Пленума Верховного 12>№ 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» (п. 12).18> ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек устанавливаются Правительством РФ. 14> 6>от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках" (с изменениями от 06 февраля 2004 года) утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.

18> Правил ведения и хранения трудовых книжек в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора (п. 4).

Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя (п. 10).

С каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу работодатель обязан ознакомить ее владельца под расписку в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку (п. 12).

В данный период времени действовала также Инструкциия по заполнению трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 года N 69 (Приложение N 1), в которой указывались следующие требования.

В трудовой книжке работника делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации, а в графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу (п. 3.1).

К существенным условиям трудового договора Трудовой Кодекс РФ относит (ст. 57 ТК РФ): место работы (с указанием структурного подразделения), наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция, дата начала работы, права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации), условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

Записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации (п. 3.1 Инструкции о порядке ведения и хранения трудовых книжек).

Фактически с момента принятия 16> на работу с *** года по *** года работала в должности заведующей медпункта-фельдшера.

Данное обстоятельство подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в том числе актом документальной проверки *** от *** года, в котором указано, что для проверки всего периода с *** по *** года были исследованы документы, а именно приказы работодателя, штатные расписания работников медпункта, лицевые счета, табеля учета рабочего времени, амбулаторные журналы по *** год включительно.

18> имеющихся в материалах гражданского дела амбулаторных журналах с *** по *** года ( копии) л.д. 1 ) 16> производится прием граждан, постанавливается диагноз, назначается лечение, а именно выписываются лекарственные препараты и назначается физиолечение, оказывается первая медицинская помощь при травмах и осуществляется уход за пациентами, а также осуществляется предрейсовые осмотры водителей.

То есть видно, что в медпункте ведутся фельдшерские работы.

Кроме того в материалах дела представлен журнал процедур с *** года по *** года. Он затрагивает как зачтенный период ответчиком, так и не зачтенный им период. В данном журнале указаны процедуры, проводимые в этом медпункте. Их годовых отчетов за *** *** годы л.д. 109-112, том 1 ) усматривается, что в медпункте производятся физиопроцедуры, делаются профилактические прививки, инъекции, фактически делается работа, присущая только фельдшеру. Все представленные годовые отчеты аналогичны друг другу и ничем не отличаются.

Несмотря на то, что ответчик УПФР разбил периоды, из которых одни периоды включил, а другие нет, истец работает на одной и той же должности, и журналы за это время не прерывались в записях.

Анализируя штатные расписания за период ***, *** годы л.д. 25-32, том 1), а также штатные расписания за *** год, с *** года и с *** года л.д. 62-79, том 2), суд приходит к следующему.

18> приказа начальника в/ч *** л/с от *** года, в штатное расписание войсковой части с *** года введена ставка заведующего медпунктом.

В штатных расписаниях на *** годы значится заведующая медпунктом, зубной врач, массажист 1 категории, санитарка- уборщица. Штатные расписания с *** года, с *** года, с *** года, с *** года, *** года, *** года, идентичны. Единственное отличие в том, что в штатном расписании от *** года к 20%-ой надбавке добавилась надбавка в размере 15%. В штатном расписании с *** года, с *** года также имеется надбавка в размере 20%. В штатном расписании с *** года появляется две надбавки в размере 20% и 30% соответственно. В штатном расписании с *** года аналогично. В штатном расписании с *** года появляется 3 надбавки, из которых 30% идет за осмотр водителей, 20% за процедуры УВЧ, 20% за заведование. В штатном расписании с *** года, 2000 - 2002 годы все аналогично.

Имеющаяся в материалах дела, должностная инструкция заведующей медпункта за *** год ( л.д 32-36), том 2), 2003 год л.д.37-40, том 2) содержат должностные обязанности заведующей отделением, а также должностные обязанности фельдшера. В них усматриваются следующие функции фельдшера: прием пациентов, осуществление всех сестринского процесса при уходе за пациентами, выполнение профилактических и лечебно диагностических манипуляций и процедур, оказание неотложной медицинской помощи, введение лекарственных препаратов, физиопроцедур, прививок и так далее. То есть фактически должностные обязанности заведующего медпунктом- фельдшера за *** год и заведующего медпункта –фельдшера за *** год, включенным УПФР в медицинский стаж, идентичны. Кроме того, свидетели, допрошенные в ходе судебного заседания пояснили, что фактически истец выполняла должностные обязанности фельдшера и только получала процентную надбавку за заведование медпунктом.

Совокупность всех документов, представленных в материалы дела, говорят о том, что истец как была принята на должность заведующей-фельдшера, так и продолжает работать в этой должности по сегодняшний день. Истец с момента приема ее на работу и до сегодняшнего дня работает в одной и той же должности, несмотря на изменение организационно-правовой структуры предприятия. Все три предприятия в свое время реорганизовывались, преобразовывались, но медпункт, в котором работала истца, существовал во всех этих трех предприятиях, причем местонахождение данного медпункта не изменилось. Люди как работали, так и продолжали работать, изменилась лишь только подчиненность медпункта.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие должности заведующий медпункта в Списках должностей, утвержденном постановлением 6>№ 1066 от 22 сентября 199 года и от 29 октября 2002 года №781, является не состоятельной и не может быть принята судом по следующим основаниям.

В постановлении 8>ого 12>от 29 января 2004 года №2-П указано, что «принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18, 19 и 55 (часть 1) 8> предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность правовых норм, которые лежат в соответствующих решениях правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».

В соответствии с постановлением 8>ого 12>от 03 июня 2004 года №11-П «в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)».

Таким образом, отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы в должности заведующего медпункта, ответчик поставил ее в неравное положение с другими лицами, работавшими в должностях заведующий медпунктом –фельдшер, которые реализовали свое право на пенсионное обеспечение.

18> определению 8>ого 12>от 18 июня 2004 года №197-О «различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)».

12> установлено, что с *** года по день обращения с заявлением о назначении пенсии, несмотря на различие в наименовании должности (заведующий медпункта и заведующий медпункта- фельдшер ) 16> относилась к одной и той же категории, выполняла одни и те же должностные обязанности, работала фактически на одном и том же рабочем месте.

В определении от 18 июня 2004 года №197-О 8>ый 12>установил, что тождественность выполняемых функций, условий и характера специальной деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости может быть установлена судами общей юрисдикции.

Исходя из чего, суд приходит к выводу, что функции, условия и характер деятельности заведующего медпункта в/ч ***, заведующий медпункта «20>1» тождественны функциям, условиям и характеру деятельности заведующего медпункта-фельдшера 20> ФГУП УССТ ***, что позволяет принять решение о включении периода работы с *** года по *** года, в течение которого истец работала в должности заведующего медпункта.

При включении в специальный стаж работы по специальности 16>, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на *** года, 24 года 11 месяцев 21 день, периода работы в должности медицинской сестры в *** детском комбинате (02 года 05 месяцев 17 дней), периодов работы с *** года по *** года ( 03 года 02 месяца) в должности заведующего медпункта, периодов нахождения на курсах повышения квалификации (23 дня) -

он составит 30 лет 8 месяцев 01 день, что позволяет принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости со дня обращения 16> с заявлением о назначении пенсии, то есть с *** года.

Таким образом, решение УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР *** от *** года об отказе 16> в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконно и необоснованно, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости с момента возникновения права, а именно со дня обращения за ее назначением, то есть с *** года.

С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статей 98 и 100 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению 16> судебных расходов, состоящих из государственной пошлины – 100 рублей, расходов на оформление доверенности – 400 рублей и расходов по оплате услуг представителя – 5000 рублей. Данные расходы подтверждены в судебном заседании квитанциями, нотариально удостоверенной доверенностью, а также участием в суде представителя истца 2> При определении размера расходов на оплату услуг представителя, суд руководствуется принципом разумности, с учетом сложности дела.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования 16> к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации ( Государственное учреждение) в городе Ижевске ( Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации ( Государственное учреждение) в городе Ижевске ( Межрайонное) Удмуртской Республики *** от *** года об отказе 16> в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации ( Государственное учреждение) в городе Ижевске ( Межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить 16> трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с *** года, как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации ( Государственное учреждение) в городе Ижевске ( Межрайонное) Удмуртской Республики включить в специальный медицинский стаж 16>, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, следующие периоды:

с *** года по *** года в должности медицинской сестры дошкольного учреждения,

с *** года по *** года- период работы в должности заведующего медпункта войсковой части № ***, заведующей медпункта «НАЗВАНИЕ1» с учетом тождественности характера работы, выполняемых функций и условий труда периодам работы в должности заведующей медпунктом-фельдшером 20> ФГУП УССТ ***,

с *** года по *** года – период нахождения на курсах повышения квалификации.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное ) Удмуртской Республики в пользу 16> расходы за услуги представителя в сумме 5000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей и расходы за услуги нотариуса по оформлению доверенности в сумме 400 рублей, а всего взыскать 5500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный 21> в течение 10 дней со дня вынесения через районный суд.

22>0>

Изг. *** г.