ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

                                                                                    Правобережный районный суд г. Липецка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Правобережный районный суд г. Липецка — Принятые судебные акты

Дело №г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Чуносовой О.А.,

при секретаре Лабутиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коршуновой ФИО9 к Управлению имущественных и земельных отношений по Липецкой области, администрации г.Липецка о предоставлении в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Коршунова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений по Липецкой области о предоставлении ей в собственность земельного участка. В обоснование иска указала, что её семья является многодетной, в связи с чем в соответствии со ст.11 Закона Липецкой области от 04.12.2003г. №81-ФЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области» относится к категории граждан, имеющих право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка. В июне 2010 года она обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области. В последующем в августе того же года она обратилась с дополнительным заявлением, в котором просила предоставить ей в собственность земельный участок, находящийся в г.Липецке, Правобережный округ в районе , предназначенный для строительства индивидуального жилого дома, поскольку в Липецкой газете №157 от 14.08.2010г. имелось сообщение УИЗО по Липецкой области о приеме заявлений о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. Однако на заявления 02.09.2010г. и 07.09.2010г. ей был дан письменный ответ, согласно которому вышеуказанная норма закона по предоставлению земельного участка не может быть применима в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, к которой и относится земельный участок в районе . Считает, что принятое ответчиком решение незаконно и необоснованно, и просит обязать Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области предоставить ей в собственность земельный участок, находящийся в г.Липецке, Правобережный округ в районе , предназначенный для строительства индивидуального жилого дома.

Затем 09.12.2010г. истец увеличила исковые требования, просила: обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области сформировать спорный земельный участок в соответствии с требованиями ст.7 ФЗ от 24.07.2007г. №221 ФЗ « О государственном кадастре недвижимости»;

обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области перевести земельный участок, находящийся в г.Липецке, Правобережный округ, в районе  из земель, государственная собственность на которые не разграничена в муниципальную собственность;

обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить ей в собственность земельный участок, находящийся в г.Липецке, Правобережный округ в районе .

17.01.2011г. истец изменила исковые требования и просила:

обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить необходимый пакет документов (недостающих) на спорный земельный участок в МУ «Земельные ресурсы г.Липецка» для выполнения кадастровых работ, а также произвести оплату за выполненные кадастровые работы;

обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Липецкой области», предоставив межевой план участка и правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный в районе ;

признать за ней право на получение в собственность земельного участка, расположенного в районе  после его формирования.

03.02.2011г. истец вновь увеличила исковые требования и просила обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить ей в собственность земельный участок в черте г.Липецка для строительства индивидуального жилого дома, в размере, установленном действующим законодательством.

Определением от 22 февраля 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Липецка, в качестве третьего лица – Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования, уточнила их и просила признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 02.09.2010г. №318-К в предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в соответствии со ст.11 Закона Липецкой области от 04.12.2003г. №81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области»; обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области и администрацию г.Липецка предоставить ей в собственность земельный участок в черте г.Липецка для строительства индивидуального жилого дома, в размере, установленном действующим законодательством. При этом сослалась на доводы, изложенные в иске.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений по Липецкой области. В письменном отзыве, представленном суду в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, представитель по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, указала на то, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства в собственность или в аренду осуществляется в порядке, предусмотренном ст.30.1 ЗК РФ. Согласно указанным нормам ЗК РФ в Липецкой газете №157/23785 от 14.08.2010г. было опубликовано сообщение УИЗО Липецкой области о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в г.Липецке, Правобережный округ, в районе , примерной площадью .м., предназначенного для индивидуального жилого дома. Вышеуказанный земельный участок не является объектом земельных отношений, поскольку не сформирован, его границы не удостоверены в установленном законом порядке.

Представители ответчика администрации г.Липецка, третьего лица - Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

Руководствуясь ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд с   согласия истца считает  возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по представленным доказательствам.

Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация праве оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно удостоверению №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, семья Коршуновой Н.А. является многодетной (дело многодетной семьи из компьютерной базы «Патронаж семей» №). Тем же удостоверением, свидетельствами о рождении подтверждено, что Коршунова Н.А. имеет троих детей: Коршунову М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Коршунову Т.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Коршунову Д.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.11-15).

29.07.2010г. Коршунова обратилась с заявлением в администрацию Липецкой области, Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области о предоставлении её семье, которая является многодетной, земельный участок под строительство жилого дома в черте г.Липецка, в соответствии со ст.11 Закона Липецкой области от 04.12.2003г. №81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области».

Затем в своем дополнении к вышеуказанному заявлению от 16.08.2010г. Коршунова Н.А. просила рассмотреть вопрос о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного в районе  г.Липецка, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома, о наличии которого ей стало известно из сообщения в Липецкой газете №157 от 14.08.2010г.

На заявление Коршуновой Н.А. был дан ответ Управлением имущественных и земельных отношений по Липецкой области от 02.09.2010г. №318-К, согласно которому с 01 октября 2005 года земельные участки для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объектов, посредством проведения аукциона открытого по составу участников и форме подачи предложений ( п.п.1,2 ст.30 ЗК РФ). В настоящее время законами Липецкой области не установлены льготы по получению бесплатно земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Липецка Липецкой области. Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области имеет право предоставлять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов, из земель государственная собственность на которые не разграничена на территории города Липецка Липецкой области, руководствуясь исключительно нормами Земельного Кодекса РФ. Перечень таких земельных участков на территории городского округа город Липецк Липецкой области, на которых возможно строительство индивидуальных жилых домов публикуется в областной газете «Липецкая газета». Для проведения в установленном порядке работ по предоставлению земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в черте города Липецка необходимо обратиться в управление с заявлением о предоставлении земельного участка и указать предполагаемое место размещения жилого дома (л.д.5-6).

Ответом от 07.09.2010г. № 11489-08 Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области сообщило Коршуновой Н.А., что земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, расположенный в районе  относится к составу земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа г.Липецка Липецкой области, а не к земельным участкам, находящимся в областной или муниципальной собственности. Соответственно, применение норм Закона Липецкой области от 04.12.2003г. №81-ОЗ не представляется возможным. Также отмечено, что опубликованная в газете «Липецкая газета» информация содержит сведения о приеме заявлений о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду, а не в собственность (л.д.7).

В соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

Правом распоряжаться земельными участками наделены их собственники или

лица, уполномоченные ими. Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего кодекса.

Исходя из смысла и содержания указанной нормы материального права, предоставить земельный участок означает для уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о передаче гражданину земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании права, установленного ст.29 ЗК РФ.

В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п.1,3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Согласно ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.

Как видно из объяснений истца, материалов дела, истец просила предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Отказ в предоставлении Коршуновой Н.И. земельного участка под индивидуальное жилищное строительство основан на том, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность посредством проведения аукциона; в настоящее время законами Липецкой области не установлены льготы по получению бесплатно земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Липецка Липецкой области.

Между тем, статья 7 Конституции РФ закрепляет в качестве основы конституционного строя, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч.2 ст.28 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствие с Конституцией РФ (подп. "к" ст. 72)   и Федеративным договором от 31.03.1992 г. земельное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов. Из этого следует, что субъекты РФ осуществляют правовое регулирования земельных отношений совместно с Российской Федерацией. Согласно ч. 2 ст. 76   Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со ст.11 Закона Липецкой области от 04 декабря 2003 года №81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области» ( с изменениями и дополнениями) земельные участки, находящиеся в областной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан в случаях, если граждане относятся к категории молодых семей (обоим супругам не более 35 лет на момент предоставления земельного участка); многодетных семей (с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет); одиноких матерей.

Порядок предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство регулируется ст.ст.30, 30.1. Земельного Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 30.1 предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.2).

Однако, аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену.

Тогда как право на бесплатное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление без торгов.

Таким образом, в рамках аукциона невозможно бесплатное предоставление гражданам земельных участков.

Следовательно, в данном случае неприменимы положения ст.30,30.1 ЗК РФ.

Поскольку государство предусмотрело в федеральном законе (ст.28 ЗК РФ) право граждан на приобретение земельных участков в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, такой закон Липецкой области принят и является действующим, компетентными органами должна быть обеспечена возможность реализации этого права.

Отказ Управления имущественных и земельных отношений по Липецкой области в предоставлении истцу земельного участка без проведения торгов противоречит требованиям законодательства, исключает возможность реализации гарантированного права многодетной семьи Коршуновой Н.И. на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Суду ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие свободного земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, который может быть предоставлен для строительства индивидуального жилого дома.

Доводы о невозможности бесплатного предоставления в порядке ст.11 Закона Липецкой области от 04 декабря 2003 года №81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области» земельного участка из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Липецка Липецкой области, также объективно ничем не подтверждены.

Не представлено суду и доказательств невозможности формирования земельного участка и передачи в его в муниципальную или государственную собственность для бесплатного предоставления многодетной семье истца.

При этом в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие наличие такого земельного участка. В частности, имеется земельный участок в районе . Материалами дела подтверждено, что Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обращалось к Главе г.Липецка для проведения работ по формированию земельного участка, определения возможности строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке ориентировочной площади .м.. Письмом и.о. председателя департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка от 23.06.2010г. №К-923 подтверждена возможность строительства индивидуального жилого дома на данном участке.

Согласно сообщению о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, опубликованного в Липецкой газете от 14.08.2010г. №157, Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области сообщило о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в г.Липецке, Правобережный округ, в районе , примерно площадью .м., предназначенного для строительства индивидуального жилого дома (л.д.30).

Незаконным решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, выразившемся в ответе №318-К от 02.09.2010 об отказе в предоставлении земельного участка, ограничены конституционные права истца на приобретение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области и администрации г.Липецка являются надлежащими ответчиками по данному делу, поскольку в силу действующих нормативных актов к их исключительной компетенции относится распоряжение земельными участками на территории г.Липецка.

Так, Законом Липецкой области от 16.04.2008г. №138-ОЗ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области», вступившего в законную силу 19.04.2008г. установлено, что на территории городского округа город Липецк Липецкой области распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченным администрацией Липецкой области органом.

В соответствии с положением об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области утвержденным распоряжением администрации Липецкой области от 05.03.2007г. №111-р ( в ред. распоряжений администрации Липецкой области от 14.06.2007г. №420-р, от 14.04.2008г. №169-р) управление осуществляет в установленном порядке управление и распоряжение государственным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности области, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Липецк Липецкой области.

Постановлением Главы г.Липецка от 17.09.2007г. №3638 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги в сфере земельных отношений. Данный регламент утвержден в соответствии с Федеральным законом   от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом   города Липецка, постановлением   администрации Липецкой области от 29 декабря 2006 года N 199 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги в сфере земельных отношений".

В силу п.1.1 вышеуказанного постановления Административный регламент Муниципального образования город Липецк по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков" разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результата оказания муниципальной услуги, создания комфортных условий для потребителей результатов предоставления муниципальной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги.

Предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации,   Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", …., Законом Липецкой области от 04 декабря 2003 года N 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" (1.2.1.,1.2.2.,1.2.3.,1.2.4.,.1.2.12).

При таких данных, признавая незаконным отказ в предоставлении земельного участка истцу, суд полагает необходимым устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истца, препятствие к осуществлению истцом его прав и свобод, для чего обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области и администрацию г.Липецка предоставить Коршуновой Н.И. бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в установленном законом размере, в черте г.Липецка..

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 02.09.2010г. №318-К в предоставлении Коршуновой ФИО10 ФИО11 бесплатно в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в соответствии со ст.11 Закона Липецкой области от 04.12.2003г. №81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области».

Обязать администрацию г.Липецка и Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить Коршуновой ФИО12 бесплатно в собственность земельный участок установленного законом размера для строительства индивидуального жилого дома в черте г.Липецка.

Сообщить суду и Коршуновой ФИО13 об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Ответчики вправе подать в Правобережный суд г. Липецка заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручении ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление будет подано – в течение десяти дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ