ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Ступинского городского суда (Московская область)

                                                                                    Ступинский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ступинский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

ДЕЛО Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена Дата обезличена года.

Мотивированное решение составлено Дата обезличена года.

Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ильиной О.И.,

с участием истца Савельевой М.В.,

представителя истца Головачевой Л.В., действующей на ос -

новании доверенности МО-5 Номер обезличен от Дата обезличена года,

представителя ответчиков Шарова А.А., действующего на основа -

нии доверенности Дата обезличена г., от Дата обезличена г. и от Дата обезличена г.,

при секретаре Чаплиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению

Савельевой Марины Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО17 к жилищной комиссии и войсковой части 03770, ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ, Савельеву Вадиму Юрьевичу, ОУФМС России по Ступинскому району в Московской области о признании решений жилищной комиссии незаконными, признании неприобретшим права пользования, признании незаконными отказа командира войсковой части 03770 и ОУФМС, возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства,

по встречному исковому заявлению

командира и жилищной комиссии войсковой части 03770 к Савельевой Марине Викторовне о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным,

по встречному исковому заявлению

ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ к Савельевой Марине Викторовне и Савельеву Вадиму Юрьевичу о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Савельева М.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, Дата обезличена года рождения, ФИО6, Дата обезличена года рождения, и ФИО5, Дата обезличена года рождения, обратилась в суд с иском к жилищной комиссии и войсковой части 03770, ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ, Савельеву Вадиму Юрьевичу, ОУФМС России по Ступинскому району в Московской области, в котором просит (с учетом принятых судом уточнений,л.д.108-111):

признать решение жилищной комиссии войсковой части 03770 (протокол Номер обезличен) от Дата обезличена года об отмене решения жилищной комиссии войсковой части 03770 от Дата обезличена года (протокол Номер обезличен) в части, касающейся распределения служебной 4-х комнатной квартиры по адресу: ..., ..., ...-1 ... ..., гражданке Савельевой М.В. в связи с изменением состава семьи и включения гражданки Савельевой М.В. в список военнослужащих и граждан, подлежащих обеспечению служебной площадью на 3-х комнатную квартиру по дате подачи первого заявления на предоставление служебной жилой площади (Дата обезличена года) незаконным;

признать решение жилищной комиссии войсковой части 03770 (протокол Номер обезличен) от Дата обезличена года в части выделения Савельевой М.В. отдельной 3-х комнатной квартиры по адресу: ..., ..., ...-1 ... ..., площадью 54,3/41,9 кв.м незаконным;

признать Савельева Вадима Юрьевича неприобретшим права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Московская область, Ступинский район, п.Мещерино-1 д.3 кв.53;

признать незаконным отказ командира войсковой части 03770 и отдела УФМС России в Ступинском районе в даче согласия в регистрации Савельевой Марины Викторовны и членов ее семьи несовершеннолетних детей ФИО18, ФИО6 и ФИО5 по месту жительства: ..., ..., ...-1 ... ...;

возложить обязанность на отдел УФМС России в Ступинском районе зарегистрировать Савельеву Марину Викторовну и членов ее семьи несовершеннолетних детей ФИО19, ФИО6 и ФИО5 по месту жительства: ..., ..., ...-1 ... ....

Свои требования истец обосновывает тем, что по договору найма служебного жилого помещения Номер обезличен от Дата обезличена Коломенская КЭЧ района, действующая от собственника жилого помещения на основании Указа Президента РФ от Дата обезличена Номер обезличен, на основании решения жилищной комиссии войсковой части 03770 о предоставлении жилого помещения передала ей и членам ее семьи в срочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 4-х комнат общей площадью 69.3 кв.м, жилой площадью 50.2 кв.м, расположенное по адресу: ..., ..., ...-1 ... .... На основании данного договора она и ее несовершеннолетние дети вселились и стали проживать в указанном помещении, нести бремя его содержания. Ответчик Савельев В.Ю. в данное помещение не вселялся и не проживал в нем, соответственно, не производил оплату коммунальных услуг. С учетом того, что ... является закрытым военным городском, вселение в жилые помещения возможно только с разрешения командира войсковой части по ходатайству (представлению) начальника КЭЧ в соответствии с п.21 приложения Номер обезличен к Приказу МО РФ от Дата обезличена Номер обезличен, она обратилась к командиру войсковой части с заявлением по вопросу о регистрации по месту проживания, которое, по ее мнению, неправомерно было оставлено без удовлетворения. Кроме того, в период слушания жилищная комиссия войсковой части 03770 на заседании Дата обезличена отменила свое решение, оформленное протоколом Номер обезличен от Дата обезличена, в части, касающейся распределения вышеуказанной квартиры истице в связи с изменением состава семьи, и на заседании от Дата обезличена приняла новое решение о выделении ей отдельной 3-х комнатной квартиры по адресу: ... ... ... площадью 54.3/41.0 кв.м - данные действия истица также считает неправомерными.

Командиром и жилищной комиссией войсковой части 03770 заявлен встречный иск к Савельевой М.В., в котором просят признать договор найма служебного помещения Номер обезличен от Дата обезличена, заключенный между ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ и Савельевой М.В., недействительным и недействующим с момента его заключения л.д.127-129).

ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ заявлен аналогичный встречный иск к Савельевой М.В. и Савельеву В.Ю., в котором просит признать договор найма служебного помещения Номер обезличен от Дата обезличена, заключенный между ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ и Савельевой М.В., недействительным и недействующим с момента его заключения л.д.185-188).

Свои требования как войсковая часть 03770, так и Коломенская КЭЧ обосновывает тем, что жилое помещение, состоящее из 4-х комнат общей площадью 69.3 кв.м, жилой площадью 50.2 кв.м, и расположенное по адресу: ..., ..., ...-1 ... ..., выделялось Савельевой М.В. на основании решения жилищной комиссии на состав семьи из 5 человек, а спорный договор был заключен на состав семьи из 4 человек, поскольку брак между истицей и ответчиком Савельевым В.Ю. в период после принятия решения о выделении 4-х комнатной квартиры и до момента заключения договора найма служебного жилого помещения Номер обезличен был расторгнут, в связи с чем жилищной комиссией были приняты соответствующие решения, и Савельевой М.Ю. на состав семьи из 4-х человек была выделена 3-х комнатная квартира общей площадью 54.3 кв.м в связи с изменением состава семьи, что соответствует норме предоставления жилого помещения в Ступинском районе (12 кв.м). Кроме того, на спорном договоре стоит факсимильная подпись наймодателя.

В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Головачева Л.В. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердили, просили иск удовлетворить; встречные исковые требования не признали, дополнительно пояснив о том, что несовершеннолетняя ФИО5, Дата обезличена года рождения, является инвалидом с рождения в связи с заболеванием опорно-двигательной системы, в связи с чем пользуется соответствующими льготами, в том числе, на право дополнительной площади.

В судебном заседании представитель ответчиков - командира и жилищной комиссии войсковой части 03770, ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ - Шаров А.А., действующий на основании доверенностей, основные исковые требования не признал; встречные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Ранее участвовавший в судебном заседании представитель ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ Устян Р.Е., действовавший на основании доверенности от Дата обезличена, подтвердил то обстоятельство, на спорном стоит факсимильная подпись наймодателя, которую он сам поставил в виду отсутствия начальника КЭЧ. Данное пояснение Устяна Р.Е. не было внесено в протокол судебного заседания от Дата обезличена года л.д.112-114), однако имело место быть, и данный факт у сторон не вызывал сомнения и не оспаривался, кроме того, на это обстоятельство имеется ссылка с собственном встречном исковом заявлении.

Ответчик Савельев В.Ю. в судебное заседание не явился; о дне, времени и месте судебного разбирательства уведомлялся надлежащим образом, предоставив в адрес суда письменное заявление с согласием по основному иску и возражением по встречным искам; а также ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие л.д.199).

Ранее в судебном заседании ответчик Савельев В.Ю. сообщил о том, что двухкомнатная квартира, в которой он с истицей и детьми проживал до предоставления 4-х комнатной квартиры, им не сдана; несмотря на то, что он в ней зарегистрирован, но фактически не проживает.

Представитель ответчика - ОУФМС РФ по МО в Ступинском районе в судебное заседание не явился; о дне, времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении или возражений суду не представил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ступинскому муниципальному району в судебное заседание не явился; о дне, времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, предоставив в адрес суда письменные заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, а также с сообщением о том, что основные исковые требования поддерживает в полном объеме; встречные исковые требования не поддерживает л.д.132, 160), в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, приняв во внимание мнение неявившихся ответчиков и третьих лиц, показания свидетеля Овсиенко Г.В., оценив письменные доказательства в их совокупности, нашел исковые требования Савельевой М.В., командира и жилищной комиссии войсковой части 03770 необоснованными и не подлежащими удовлетворению; исковые требования ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ подлежащими удовлетворению, по основаниям, предусмотренным ст.ст.160, 168 ГК РФ; ст.ст.5, 7, 12-13, 50, 93, 99, 100, 103, 104 ЖК РФ; ст.ст.254-255 ГПК РФ; Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от Дата обезличена года N 1082; Федеральным законом от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О статусе военнослужащих»; Федеральным законом от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации Номер обезличен от Дата обезличена года; Примерным положением о жилищных комиссиях, утвержденному Приказом Министра обороны РФ от Дата обезличена года Номер обезличен (ред. от Дата обезличена); решением Совета депутатов муниципального образования «Ступинский район» Московской области Номер обезличен от Дата обезличена года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения», и муниципальным нормативным правовым актом Номер обезличенМНПА от Дата обезличена года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском поселении Ступино Ступинского муниципального района Московской области на 2009 год»; а также по основаниям, предусмотренным ст.ст.12 и 56 ГПК РФ.

В силу ч.5 ст.5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

При этом в соответствии с п.6 ст.12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от Дата обезличена года N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции.

Таким образом, Министр обороны Российской Федерации вправе издавать правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.

Соответственно, основания и порядок обеспечения жильем работников из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Министерства обороны Российской Федерации регулируется как Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации Номер обезличен от Дата обезличена года, так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

В силу п.20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации Номер обезличен от Дата обезличена года, работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. На эти цели выделяется 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны.

В силу п.21 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации Номер обезличен от Дата обезличена года, вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. При вселении несовершеннолетних детей такого разрешения не требуется. Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей.

В силу п.26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации Номер обезличен от Дата обезличена года, учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п.35 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации Номер обезличен от Дата обезличена года, в целях правильного и экономного распределения жилых помещений в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях.

В силу п.40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации Номер обезличен от Дата обезличена года, заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, и общежитий производится по соответствующим ордерам. Выдача ордеров на служебное жилое помещение, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках, выдаются КЭЧ района. Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена начальником КЭЧ района в случаях: когда фактический состав семьи не соответствует указанному составу семьи в списке распределения жилых помещений по воинской части; выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

В силу п.43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации Номер обезличен от Дата обезличена года, предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Из этого следует, что жилые помещения такому гражданскому персоналу предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, принятых в соответствии с этим кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч.2 ст.5 ЖК РФ).

В силу ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В силу ст.104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры (ч.1). Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде (ч.2). Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч.3).

В силу ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ч.1). Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч.2). В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением (ч.3). К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса (ч.5). В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (ч.6). Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме (ч.7).

Как следует из материалов дела, Савельева М.В., Савельев В.Ю. и несовершеннолетние ФИО5, ФИО6 и ФИО5 зарегистрированы в двухкомнатной квартире Номер обезличен жилой площадью 29,4 кв.м в ... ...-... ...; лицевой счет открыт на имя Савельева В.Ю. л.д.49-50).

На основании заявления Савельевой М.В. от Дата обезличена года, занимающей должность из числа гражданского персонала при войсковой части 03770 л.д.42), Дата обезличена года жилищной комиссией войсковой части 03770 принято решение о выделении Савельевой М.В. на семью из 5 человек для улучшения жилищных условий служебной четырехкомнатной квартиры площадью 69,3/50,2 кв.м по адресу: ..., ..., ...-1, ... ..., оформленное протоколом Номер обезличен л.д.43).

Дата обезличена года между Савельевой М.В. и Коломенской КЭЧ района на основании решения о предоставлении жилого помещения от Дата обезличена Номер обезличен заключен договор найма служебного жилого помещения в виде отдельной четырехкомнатной квартиры площадью 69,3/50,2 кв.м по адресу: ..., ..., ...-1, ... ...; совместно с нанимателем вселяются три члена семьи - несовершеннолетние ФИО5, ФИО6 и ФИО5 В месте подписи со стороны наймодателя отмечается наличие подписи факсимильным способом л.д.8-9).

Брак между Савельевой М.Ю. и Савельевым В.Ю. на основании решения мирового судьи 254 судебного участка Ступинского судебного района Московской области от Дата обезличена года расторгнут л.д.53).

В соответствии с решением жилищной комиссии войсковой части 03770 от Дата обезличена года, оформленным протоколом Номер обезличен, отменено решение от Дата обезличена (протокол Номер обезличен) в части распределения ФИО7 служебной четырехкомнатной квартиры площадью 69,3/50,2 кв.м по адресу: ..., ..., ...-1, ... ..., в связи с изменением состава семьи с пяти человек до четырех; и постановлено о включении Савельевой М.В. в список военнослужащих и граждан, подлежащих обеспечению служебной площадью на трехкомнатную квартиру по дате подачи первого заявления на предоставление служебной жилой площади (Дата обезличена) л.д.51).

Дата обезличена года решением жилищной комиссии войсковой части 03770, оформленным протоколом Номер обезличен, Савельевой М.В. в связи с изменением состава семьи выделена трехкомнатная квартира площадью 54,3/41,0 кв.м по адресу: ..., ..., ...-1, ... ... л.д.65).

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от Дата обезличена года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ.

На основании предоставленных полномочий Правительство РФ Дата обезличена года издало распоряжение N 752-р, утвердившее Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в который входит военный городок Номер обезличен, расположенный в пос.... ... (Мещерино-1).

В силу ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно Примерному положению о жилищных комиссиях, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен (ред. от Дата обезличена), для правильного и экономного распределения жилых помещений в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии, на которые возлагается: учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); ведение списков военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); рассмотрение по указанию командира воинской части рапортов о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверка прилагаемых документов, перечисленных в пункте 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, и подготовка решений по ним; своевременное внесение изменений в карточку учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему; подготовка и представление на утверждение командиру воинской части предложений по распределению между военнослужащими, нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), выделенных воинской части жилых помещений; организация приема командиром воинской части посетителей по жилищным вопросам, рассмотрение писем, заявлений и жалоб по жилищным вопросам и подготовка предложений по ним; контроль за своевременным освобождением жилых помещений военнослужащими воинской части; учет забронированных жилых помещений. В своей работе жилищные комиссии руководствуются действующим законодательством, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и его заместителей. Заседания жилищных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. На заседаниях жилищной комиссии должно присутствовать не менее двух третей ее членов, а также военнослужащие, жилищные вопросы которых рассматриваются в ходе заседания. Решения жилищной комиссии принимаются простым большинством голосов.

В соответствии с указанными нормами суд нарушений в действиях жилищной комиссии в виде принятых ею решений в отношении Савельевой М.В. по изложенным последней в иске доводам не отмечает.

Во-первых, как объективно отмечено представителем ответчиков, указанное Положение о жилищных комиссиях обязывает данный орган разрешать жилищные вопросы только с участием лиц, являющихся военнослужащими; обязанность в обеспечении участия на заседаниях жилищной комиссии лиц из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, данным Положением не возложена. О принятых решениях в отношении Савельевой М.В. жилищная комиссия своевременно и надлежащим образом извещала последнюю, что подтверждается как материалами дела, так и объяснениями Савельевой М.В. в судебном заседании. Таким образом, процедура (форма и порядок) принятия решений жилищной комиссией соответствует нормам законодательства.

Во-вторых, на основании указанных норм жилищного законодательства, а также с учетом особой специфики спорного жилого помещения - отнесение не просто к специализированному жилищному фонду, а жилищному фонду в закрытом военном городке - и узкому законодательному регулированию в этой части, жилищной комиссией правомерно применялись нормы, установленные органами местного самоуправления, при этом, как отражено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от Дата обезличена Номер обезличен, предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (ч.3 ст.103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (ч.2 ст.15 ЖК РФ) и, как следует из содержания ч.2 ст.103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.

В соответствии с действовавшими на спорный период времени решением Совета депутатов муниципального образования «Ступинский район» Московской области Номер обезличен от Дата обезличена года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения», утратившим силу с Дата обезличена, и муниципальным нормативным правовым актом Номер обезличенМНПА от Дата обезличена года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском поселении Ступино Ступинского муниципального района Московской области на 2009 год» (так и действующим в настоящее время муниципальным нормативным правовым актом Номер обезличенМНПА от Дата обезличена года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском поселении Ступино Ступинского муниципального района Московской области на 2010-2012 года» - в отношении жилищных правоотношений, возникших с Дата обезличена года), норма предоставления площади жилого помещения составляет 12 кв.м.

В силу ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч.1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч.2). Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления (ч.3).

Одним из федеральных законов, о которых говорится в ч. 3 ст. 50 ЖК РФ, является Федеральный закон Дата обезличена Номер обезличенФЗ (в ред. от Дата обезличена) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена N 817 был утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, определенные льготы, в том числе, в области жилищных прав: в соответствии со ст.17 инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после Дата обезличена года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Савельева М.В. поставлена на учет для улучшения жилищных условий Дата обезличена года л.д.42).

В соответствии с представленными стороной истца документами, несовершеннолетняя ФИО5, Дата обезличена года рождения, является инвалидом в связи с заболеванием опорно-двигательной системы, в связи с чем семья Савельевых пользуется льготами и мерами социальной поддержки семей с детьми инвалидами, предусмотренными федеральными законами Номер обезличенФЗ и 181-ФЗ и законом Московской области Номер обезличенОЗ, что подтверждено Ступинским управлением социальной защиты населения л.д.133, 33-34).

С учетом установленной в Ступинском районе нормы предоставления площади жилого помещения в 12 кв.м., размер общей площади трехкомнатной квартиры по адресу: ..., ..., ...-1, ... ..., выделенной Савельевой М.В. на семью из четырех человек решением жилищной комиссии войсковой части 03770 от Дата обезличена, в 54,3 кв.м включает предусмотренное вышеназванным законом право на дополнительную площадь.

Жилищная комиссия обладает компетенцией в изменении/отмене собственно принятых решений, и в данном случае изменение состава семьи Савельевой М.В. с учетом острого дефицита специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ (в соответствии с п.20 Инструкции - 3% для гражданского персонала от общей площади жилых помещений) является убедительным доводом для отмены ранее принятого решения.

В этой связи оспариваемые решения жилищной комиссии войсковой части 03770 судом признаются принятыми в рамках действующего законодательства, и не нарушающими права и законные интересы Савельевой М.В. и ее несовершеннолетних детей.

С учетом вышеизложенных норм жилищного законодательства в отношении специализированного жилого помещения, после Дата обезличена года (то есть, с момента действия ЖК РФ) основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения.

В виду признания судом принятых жилищной комиссией войсковой части 03770 решений об отмене решения о предоставлении служебной четырехкомнатной квартиры Савельевой М.В. на семью из пяти человек и выделении ей служебной трехкомнатной квартиры, как не нарушающих права и законные интересы Савельевой М.В. и ее несовершеннолетних детей, являющихся правовым основанием для вселения в специализированное жилое помещение и заключение договора найма специализированного жилого помещения, договор найма Номер обезличен, заключенный Дата обезличена года между Савельевой М.В. и Коломенской КЭЧ района, в отношении отдельной четырехкомнатной квартиры площадью 69,3/50,2 кв.м по адресу: ..., ..., ...-1, ... ..., не может быть признан судом действительным.

Во-первых, как указывалось выше, в виду отмены решения о предоставлении предмета данного договора (четырехкомнатной квартиры), вынесенного уполномоченным на то органом.

Во-вторых, отличительной особенностью правового статуса нанимателя по договору найма служебного жилого помещения является то, что согласно ч. 5 ст. 100, п. 6 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ он наделен такой специфической обязанностью, как информирование наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору. Наличие данной обязанности следует признать оправданным, поскольку изменение оснований и условий, дающих право пользования конкретным жилым помещением по договору, означает изменение самого правоотношения по найму служебного жилого помещения, о чем должна быть проинформирована другая сторона, и такое изменение также должно быть оформлено соответствующим образом.

Аналогичная обязанность нанимателя закреплена в п.п.«м» п.4 спорного договора л.д.8-9).

В-третьих, как указывалось выше, в соответствии с п.40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации Номер обезличен от Дата обезличена года, заселение служебных жилых помещений, находящиеся в закрытых военных городках, производится по соответствующим ордерам, которые выдаются КЭЧ района. Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена начальником КЭЧ района в случаях: когда фактический состав семьи не соответствует указанному составу семьи в списке распределения жилых помещений по воинской части; выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения. КЭЧ района заявлено встречное требование о признании спорного договора найма недействительным, что подтверждает его позицию в части несогласия с выделением жилого помещения в виде четырехкомнатной квартиры на количественно измененный состав семьи Савельевой М.В.

В-четвертых, возможность факсимильного воспроизведения подписи одной из сторон договора в соответствии с требованиями ст.160 ГК РФ должна оговариваться в тексте заключаемого договора. Оспариваемый договор найма не содержит условия о подобной возможности.

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от Дата обезличена Номер обезличен «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, договор найма служебного жилого помещения Номер обезличен, заключенный Дата обезличена между Коломенской КЭЧ района и Савельевой М.В., судом признается недействительным и, как правое последствие признания его таковым - не действующим с момента заключения.

Относительно возможности требования признания недействительным указанного договора служебного жилого помещения Номер обезличен, заключенного Дата обезличена между Коломенской КЭЧ района и Савельевой М.В., суд полагает правильным признать данное право за ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ, как стороной договора, а не за командиром и жилищной комиссией войсковой части 03770.

Безусловно, войсковая часть является заинтересованным лицом в имеющих место быть правоотношениях, в связи с чем обладает правом требования о признании договора найма специализированного жилого помещения недействительным, однако в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и Примерного положения о жилищных комиссиях только КЭЧ наделена от имени федерального органа исполнительной власти полномочиями в фактическом выделении жилого помещения и выдаче ордера, а также заключении договора найма.

В этой связи суд счел объективно верным признать право требования о признании недействительным договора найма за ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ, в связи с чем его требование подлежит удовлетворению, а аналогичное требование войсковой части 03770 в лице ее командира и жилищной комиссии - не подлежащим удовлетворению.

В части признания Савельева В.Ю. неприобретшим права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ..., ..., ...-1 ... ..., исковые требования Савельевой М.В. не подлежат удовлетворению на том основании, что договор найма указанного служебного помещения судом по выше изложенным причинам признан недействительным, в связи с чем Савельева М.В. не может являться заинтересованным лицом по отношению к предмету данного договора, а соответственно, не обладает правом оспаривания.

В части признания незаконным отказа командира войсковой части 03770 и отдела УФМС России по Московской области в Ступинском районе в даче согласия в регистрации Савельевой М.В. и членов ее семьи по указанному адресу, а также возложении обязанности зарегистрировать их по данному адресу - исковые требования Савельевой М.В. не подлежат удовлетворению в виду признания судом по вышеизложенным причинам недействительным договора найма служебного жилого помещения, в связи с чем правового основания для проживания и регистрации Савельевой М.В. и членов ее семьи в спорном служебном помещении не имеется.

При этом необходимо отметить, что обоснование данных требований об обязанности регистрации истицы и ее детей по месту жительства в соответствии нормами Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ», Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, а также ст.27 Конституции РФ, не основано на законе.

Право гражданина РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ не является абсолютным, поскольку в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, согласно ст.8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом, в том числе в закрытых военных городках.

То есть, дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им - в частности, наличие ограничения права граждан Российской Федерации на выбор места пребывания и жительства на территории закрытых военных городков, к которым, как указано выше, относится Мещерино-1.

По этой же причине имеется особый, разрешительный характер регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства на территории закрытых военных городков.

Определением Ступинского городского суда Московской области от Дата обезличена года удовлетворено ходатайство Савельевой М.В. и приняты меры по обеспечению иска в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ...-1 ... ... л.д.136-137), которые в соответствии с ч.3 ст.144 ГПК РФ подлежат отмене.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Савельевой Марины Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Савельевой ФИО20, Дата обезличена года рождения, ФИО6, Дата обезличена года рождения, и ФИО5, Дата обезличена года рождения, к войсковой части 03770 и жилищной комиссии войсковой части 03770, ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ, Савельеву Вадиму Юрьевичу, ОУФМС России в Московской области по Ступинскому району

о признании решения жилищной комиссии войсковой части 03770 (протокол Номер обезличен) от Дата обезличена года об отмене решения жилищной комиссии войсковой части 03770 от Дата обезличена года (протокол Номер обезличен) в части, касающейся распределения служебной четырехкомнатной квартиры по адресу: ..., ..., ...-1 ... ..., гражданке Савельевой М.В., в связи с изменением состава семьи и включения гражданки Савельевой М.В. в список военнослужащих и граждан, подлежащих обеспечению служебной площадью на трехкомнатную квартиру по дате подачи первого заявления на предоставление служебной жилой площади (Дата обезличена) незаконным;

о признании решения жилищной комиссии войсковой части 03770 (протокол Номер обезличен) от Дата обезличена года в части выделения Савельевой М.В. отдельной трехкомнатной квартиры по адресу: ..., ..., ...-1 ... ..., площадью 54,3/41,9 кв.м незаконным;

о признании Савельева Вадима Юрьевича неприобретшим права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ..., ..., ...-1 ... ...;

о признании незаконным отказа командира войсковой части 03770 и отдела УФМС России по Московской области в Ступинском районе в даче согласия в регистрации Савельевой Марины Викторовны и членов ее семьи несовершеннолетних детей - ФИО21, Дата обезличена года рождения, ФИО6, Дата обезличена года рождения, и ФИО5, Дата обезличена года рождения, по месту жительства: ..., ..., ...-1 ... ...;

о возложении обязанности на отдел УФМС России по ... в ... зарегистрировать Савельеву Марину Викторовну и членов ее семьи несовершеннолетних детей - ФИО22, Дата обезличена года рождения, ФИО6, Дата обезличена года рождения, и ФИО5, Дата обезличена года рождения, по месту жительства: ..., ..., ...-1 ... ...,

- оставить без удовлетворения.

Исковое заявление командира и жилищной комиссии войсковой части 03770 к Савельевой Марине Викторовне о признании договора найма служебного помещения Номер обезличен от Дата обезличена, заключенного между Коломенской КЭЧ района и Савельевой М.В., недействительным и недействующим с момента его заключения - оставить без удовлетворения.

Исковое заявление ФГ КЭУ «Коломенская КЭЧ района» МО РФ удовлетворить:

- Договор найма служебного помещения Номер обезличен от Дата обезличена, заключенный между Коломенской КЭЧ района и Савельевой М.В., признать недействительным и недействующим с момента его заключения.

Меры обеспечения иска в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ...-1 ... ..., принятые по настоящему делу в соответствии с определением Ступинского городского суда Московской области от Дата обезличена года, отменить.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течении 10 дней.

Федеральный судья: Ильина О.И.