ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 001812-33 от 02.12.2020 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

001812-33

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 2 декабря 2020 года

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Мартьяновой С.А.

при секретаре ФИО4,

с участием представителя истцов: ФИО1, ФИО2ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о внесении изменений в генеральный план и об изменении вида разрешенного использования,

установил:

истцы обратились в суд с иском, в котором просили обязать администрацию МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> внести изменения в генеральный план МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> и изменить вид разрешенного использования земельного участка, находящегося по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, г.<адрес>, , с кадастровым номером 47:07:0502072:123 площадью 1820 кв.м, на вид разрешенного использования - для размещение малоэтажных многоквартирных жилых домов.

В обосновании исковых требований указали, что они являются собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, г.<адрес>. Многоквартирный доме по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, г.<адрес>, состоит из двух квартир. Собственником <адрес> является ФИО2 Собственником <адрес> является ФИО1 Согласно постановлению администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за утверждена схема расположения земельного участка площадью 1820 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, г.<адрес>, , и установлена категорию земельного участка - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства». Многоквартирный дом, расположен на земельном участке площадью 1820 кв.м, с кадастровым номером 47:07:0502072:123 категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о государственной регистрации прав на земельный участок по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, г.<адрес>, , с кадастровым номером 47:07:0502072:123. Управление Росреестра по <адрес> вынесло уведомление о приостановлении государственной регистрации по причине того, что земельный участок о регистрации права, на который заявлено имеет разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, а, следовательно, не соответствует цели использования - под многоквартирный жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ они обратились с заявлением в администрацию МО «Токсовское городское поселение», в котором просили внести изменения в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» и изменить вид разрешенного использования земельного участка, находящегося по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, г.<адрес>, , с кадастровым номером 47:07:0502072:123 площадью 1820 кв.м, на котором расположен многоквартирный дом, на вид разрешенного использования - для размещение малоэтажных многоквартирных жилых домов.

В письме администрации от ДД.ММ.ГГГГ за им было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Отказ они считают неправомерным. Таким образом, отказ администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> внести изменения в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> и изменить вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, на вид разрешенного использования - для размещение малоэтажных многоквартирных жилых домов препятствует реализации их права на регистрацию права собственности на указанный земельный участок и противоречит действующему законодательству РФ.

Представитель истцов: ФИО1, ФИО2ФИО5 в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, в дополнении к нему, и просит удовлетворить исковые требования.

Ответчик: администрация МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Третье лицо - администрация МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истцы: ФИО1 и ФИО2 являются собственниками квартир в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, г.<адрес>.

Указанный многоквартирный дом по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, г.<адрес>, состоит из двух квартир.

ФИО2 является собственником <адрес> вышеуказанном многоквартирной доме на основании решения Всеволожского городского суда <адрес> от 29.05.2012г.

ФИО1 является собственником <адрес> вышеуказанном многоквартирной доме на основании на основании решения Всеволожского городского суда <адрес> от 13.05.2014г., договора дарения доли в праве общей собственности на квартиру от 31.10.2015г. и свидетельства о праве на наследство по закону от 31.10.2015г.

Согласно постановлению администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от 10.07.2018г. утверждена схема расположения земельного участка площадью 1820 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, г.<адрес>,, и установлена категория земельного участка - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства».

Вышеуказанный многоквартирный дом, расположен на земельном участке площадью 1820 кв.м, с кадастровым номером 47:07:0502072:123, который относиться к категории - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением в администрацию МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, в котором просили внести изменения в генеральный план МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> и изменить вид разрешенного использования земельного участка, находящегося по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, г.<адрес>, , с кадастровым номером 47:07:0502072:123 площадью 1820 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом, на вид разрешенного использования - для размещение малоэтажных многоквартирных жилых домов.

В письме администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от 09.12.2019г. отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка, в связи с тем, что в территориальной зоне Ж-1 не предусмотрено размещение многоквартирных домов (от двух и более).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.

Исходя из положений частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относятся генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ положения документов территориального планирования носят обязательный характер для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии и реализации ими решений. В частности, из системного толкования пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Согласно подпункту 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.

Согласно статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2). При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 названного кодекса (часть 11). Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12). Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13). Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (часть 16). Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии со статьями 9, 24, 25 названного кодекса.

Из перечисленных норм законодательства следует, что процедура внесения изменений в генеральный план инициируется главой местной администрации поселения и оформляется в виде решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений.

В рассмотренном споре решение о подготовке предложений о внесении в Генеральный план МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> Администрацией не принималось, проект изменений генерального плана не разрабатывался, сбор предложений заинтересованных лиц не производился.

Истцы реализовали предусмотренное частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право на обращение в орган местного самоуправления с предложением о внесении изменений в документы территориального планирования.

Из совокупного толкования приведенных правовых норм следует, что задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Частью 2 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" установлено, что по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направление развития муниципального образования и принимать в соответствии с этим соответствующие нормативные акты.

Стратегия социально-экономического развития является основой для разработки муниципальных программ, схемы территориального планирования и плана мероприятий по ее реализации.

Закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип разделения властей не допускает вмешательства судебных органов в деятельность органов местного самоуправления, поэтому судам общей юрисдикции не предоставлено право принимать конкретные решения по предметам ведения таких органов.

На основании вышеизложенного, суд полагает, что не подлежат удовлетворению заявленные истцом требования.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил

в удовлетворении исковых требований об обязании администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> внести изменения в генеральный план МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> и изменить вид разрешенного использования земельного участка, ФИО1, ФИО2 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд <адрес>.

Судья