ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 01857/2022 от 12.07.2022 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

дело № 2а-2435/2022

56RS0042-01-2022-003653-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,

при секретаре Портновой А.В.,

с участием административного истца Сочан А.Н.,

представителя административного ответчика Евграфовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сочан А.Н. к Министерству социального развития Оренбургской области о признании незаконным отказа в представлении государственной социальной помощи

УСТАНОВИЛ:

Сочан А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству социального развития Оренбургской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о назначении ему социальной помощи на основании социального контракта в связи с тем, что он является малоимущим одиноко проживающим гражданином. Ему был предоставлен ответ ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя министра министерства социального развития Оренбургской области Тепляковой И.В., в котором отказано в предоставлении социальной помощи в связи с тем, что он является осужденным, приговоренным к пожизненному лишению свободы. Просил признать незаконным отказ заместителя министра министерства социального развития Оренбургской области Тепляковой И.В. в предоставлении ему государственной социальной помощи по социальному контракту как малоимущему одиноко проживающему гражданину, не соответствующим нормативно-правовым актам и нарушающим его права, и обязать устранить допущенные нарушения.

Определением от 29 июня 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена заместитель министра министерства социального развития Оренбургской области Теплякова И.В.

В судебном заседании административный истец Сочан А.Н. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить административный иск, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем заключения с ним социального контракта.

Представитель административного ответчика Министерства социального развития Оренбургской области Евграфова О.Н., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, пояснив, что Сочан А.Н. ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление о предоставлении мер социальной поддержки, в том числе заключения социального контракта. Министерством социального развития Оренбургской области было отказано в заключении социального контракта с Сочан А.Н. в связи с неполным предоставлением пакета документов. Для заключения социального контракта Сочан А.Н. необходимо обратиться в комплексный центр социального обслуживания населения по месту жительства. Кроме того, заключение социального контракта подразумевает взаимные обязательства, в соответствии с которыми заявитель должен выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации и предоставлять ежемесячный отчет об их исполнении.

Административный ответчик - заместитель министра министерства социального развития Оренбургской области Теплякова И.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия нормативным правовым актам; нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан определяет Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

В силу положений статьи 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ).

Судом установлено, что Сочан А.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением об определении меры социальной поддержки, на которую он имеет право, а также о заключении с ним как с малоимущим одиноко проживающим гражданином социального контракта на предоставление меры социальной защиты.

Указанное обращение было перенаправлено в министерство социального развития Оренбургской области, и ДД.ММ.ГГГГ согласно карточки передано на исполнение заместителю министра Тепляковой И.В.

ДД.ММ.ГГГГ за Сочан А.Н. за подписью заместителя министра социального развития Оренбургской области Тепляковой И.В. дан ответ, в котором указано, что рассмотреть вопрос о предоставлении Сочан А.Н. государственной социальной помощи на основании социального контракта в настоящее время не представляется возможным, так как Сочан А.Н. приговорен к пожизненному заключению. Кроме того, для получения социальной помощи необходимо предоставление надлежаще оформленного заявления с полным пакетом документов, а также проведение обследования материально-бытового положения заявителя.

В административном иске Сочан А.Н. выражает несогласие с указанным отказом, полагая, что имеет право на получение государственной социальной помощи как малоимущий одиноко проживающий гражданин.

В соответствии с Законом Оренбургской области от 16 апреля 2020 года № 2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области» (далее – Закон Оренбургской области от 16 апреля 2020 года) право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам на день обращения за назначением государственной социальной помощи имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области в расчете на душу населения.

В соответствии с Законом Оренбургской области от 16 апреля 2020 года предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта носит заявительный характер.

Для рассмотрения заявления и принятия решения о возможности или невозможности заключения социально контракта заявителю необходимо подать заявление, составленное по форме, утвержденной приказом министерства социального развития Оренбургской области от 14 сентября 2020 года № 447 «О реализации нормативных правовых актов Оренбургской области по вопросу оказания государственной социальной помощи» и документы.

При этом, комплексным центром социального обслуживания проводится обследование материально-бытового положения семьи (одиноко проживающего гражданина) заявителя, по результатам которого составляет акт обследования материально-бытового положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по форме, утвержденной министерством, с целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с главой 2 вышеуказанного закона, а так же запрашивает через единую систему межведомственного электронного взаимодействия дополнительные необходимые сведения.

Поскольку Сочан А.Н. было представлено заявление не по соответствующей форме, а также представлен не полный пакет документов, министерством социального развития Оренбургской области было отказано в предоставлении государственной социальной помощи.

Исходя из вышеизложенного, ответ на обращение Сочан А.Н. подготовлен в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения, дан в рамках предоставленной административному ответчику компетенции и при соблюдении установленного порядка, предусмотренного Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ».

Таким образом, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих незаконность действий либо бездействия административного ответчика.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: - об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; - об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с отсутствием нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемыми действиями (бездействием) административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Сочан А.Н. к Министерству социального развития Оренбургской области о признании незаконным отказа в представлении государственной социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.Т. Чувашаева

Решение в окончательной форме принято 22 июля 2022 года.