Оренбургский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Оренбургский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-13/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
при секретаре Ерш Е.Н.,
с участием прокурора Филипповской О.Н.,
а также с участием Карпова Ю.П., действующего в своих интересах и в интересах Дейко В.И. и Андреевой А.С. по доверенностям от 17 ноября 2009 года и 14 апреля 2010 года соответственно,
представителей Правительства Оренбургской области Михайлова В.А. и Линниковой В.В., действующих по доверенностям от 28 февраля 2011 года № 01/22-202,
рассмотрев 3 марта 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпова Ю.П., Дейко В.И. и Андреевой А.С. о признании частично недействующим Постановления Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2010 года № 937-п «Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2011 год»,
установил:
Карпов Ю.П., Дейко В.И. и Андреева А.С. обратились в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2010 года № 937-п «Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2011 год», указывая, что оно было опубликовано в газете «Оренбуржье» от 31 декабря 2010 года. Оспариваемым Постановлением установлены розничные цена на природный газ, реализуемый населению, жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительными кооперативам и товариществам собственников жилья. Заявители считают, что Постановление Правительства Оренбургской области противоречит пункту 2 ст. 426 ГК РФ, поскольку им устанавливается разные цены на один и тот же товар – сетевой природный газ. В нарушение ст.ст. 426, 539, 541, 544 ГК РФ устанавливаются разные условия договора (цены на газ) для потребителей, имеющих счётчики, и не имеющих приборов учёта расхода газа. Кроме того, примечанием к указанному Постановлению, в розничные цены на природный газ не включены расходы эксплуатационных организаций ОАО «Оренбургоблгаз» по техническому обслуживанию газового оборудования жилых домов, следовательно, нарушаются требования пункта 2 ст. 543 ГК РФ и создаётся угроза для жизни потребителей.
Полагают, что Правительство Оренбургской области нарушает ст.2 Конституции РФ, не признавая и не защищая право покупать газ на условиях публичного договора энергоснабжения (ст.ст. 426, 539-548 ГК РФ). Установление заведомо завышенных и разных цен на 1000 м3 газа для приготовления пищи и подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, явно умоляет права потребителей на получение газа по одинаковой цене, что противоречит пункту 2 ст.426 ГК РФ и в силу пункта 5 ст. 426 ГК РФ такое условие публичного договора является ничтожным.
Установленные ООО «Оренбургрегионгаз» цены на сетевой природный газ в размерах: с использованием плиты в домах с централизованным горячим водоснабжением (за 1 человека в месяц) – 63 рубля 45 копеек; с использованием плиты в домах без централизованного горячего водоснабжения (за 1 человека в месяц) – 95 рублей 18 копеек; с использованием плиты и газовой колонки (за 1 человека в месяц) – 158 рублей 63 копейки; за отопление жилья при отсутствии счётчика (за 1 м2 в месяц) – 22 рубля 73 копейки; за отопление бани (за 1 м3 в месяц) – 53 рубля 52 копейки; за отопление теплицы (за 1 м3 в месяц) – 21 рубль 57 копеек; за отопление гаража (за 1 м3 в месяц) – 76 рублей 14 копеек; отопление прочих помещений (за 1 м2 в месяц) – 53 рубля 93 копейки также являются завышенными и незаконными.
Также полагают, что в розничную цену на природный газ должны включаться расходы эксплуатационных организаций ОАО «Оренбургоблгаз» по техническому обслуживанию газового оборудования жилых домов, поскольку на граждан в силу пункта 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» не может быть возложена обязанность заключать отдельный договор на предоставление услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение с ОАО «Оренбургоблгаз». Кроме того, согласно пункту 2 ст. 543 ГК РФ обязанность обеспечивать надлежащее состояние и безопасность газовых сетей возложена на газоснабжающую организацию. По мнению заявителей, газоснабжающая организация не сможет выполнить свои обязанности, если все связанные с этим затраты не будут включены в розничную цену на газ. Невключение указанных затрат в розничные цены на газ приводит к нарушению прав потребителей газа, т.к. их обязывают заключать отдельные договоры на указанные услуги.
Заявители также полагают, что условия предлагаемого им ОАО «Оренбургоблгаз» договора на предоставление услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении состоят исключительно из норм, не относящихся к предмету договора, что запрещено ст. 26 Закона РФ «О газоснабжении в Российской Федерации».
В судебном заседании Карпов Ю.П. уточнил заявленные требования и просил признать недействующим вышеуказанное постановление Правительства Оренбургской области в части:
- установления разных цен на газ в зависимости от наличия прибора учёта газа и направления потребления;
- установления завышенных цен на газ для приготовления пищи и подогрев воды, отопление бань, отопление теплиц, гаражей и прочих помещений;
- невключения в розничную цену расходов эксплуатационных организаций ОАО «Оренбургоблгаз» по техническому обслуживанию газового оборудования жилых домов;
- распространения действия розничных цен на юридических лиц (жилищно-эксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья).
Кроме того, Карпов Ю.П. суду пояснил, что он и его доверители являются потребителями газа, поставляемого через подразделения ОАО «Оренбургоблгаз». В его доме установлен прибор учёта расхода газа, однако оплату он производит по нормам потребления, поскольку истек срок поверки счетчика. Подача газа в дом Дейко В.И. и Андреевой А.С. приостановлена из-за образовавшейся у них задолженности. Согласно утверждённого постановлением Правительства Оренбургской области Приложения – розничные цены на реализуемый природный газ установлены как для потребителей, имеющих приборы учёта расхода газа, так и для потребителей, не имеющих таких приборов. При этом для тех и других категорий потребителей газа установлены разные розничные цены, что является незаконным и нарушает права заявителей, поскольку согласно ст. 426 ГК РФ договор поставки газа является публичным договором, а не договором на оказание коммунальных услуг, как то предусмотрено ст. 157 ЖК РФ. В связи с этим для всех потребителей должны устанавливаться одинаковые условия договора, в том числе, относительно цены за потреблённый газ. Постановление Правительства Оренбургской области принято без учёта указанного положения гражданского законодательства и является незаконным.
Распространение положений оспариваемого постановления на юридических лиц (жилищно-эксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья) является незаконными, поскольку оно призвано регулировать отношения только с гражданами-потребителями, и законодателем не предусмотрено заключение публичного договора между юридическими лицами.
Представители Правительства Оренбургской области - заместитель директора департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Михайлов В.А. и консультант департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Линникова В.В. с требованиями заявителей не согласились и пояснили, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Правительства Оренбургской области и в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Филипповской О.Н., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд считает, что заявление Карпова Ю.П., Дейко В.И. и Андреевой А.С. не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Установлено, что 29 декабря 2010 года принято постановление Правительства Оренбургской области № 937-п «Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2011 год», которое подписано губернатором - председателем Правительства Оренбургской области Оренбургской области Бергом Ю.А. и опубликовано в газете «Оренбуржье» 31 декабря 2010 года (л.д.6-7).
Пунктом 1 данного постановления на период с 1 января по 31 декабря 2011 года установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению, жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах), согласно приложению.
В соответствии с пунктами 1-2 указанного Приложения розничные цены на реализуемый природный газ установлены по направлениям потребления газа, т.е. для потребителей, не использующих приборы учёта расхода газа (счётчиков) и для потребителей, использующих такие приборы.
При этом цены за потребляемый газ для указанных категорий потребителей действительно являются разными.
В примечании к постановлению Правительства Оренбургской области указано, что в розничные цены на природный газ не включены расходы эксплуатационных организаций ОАО «Оренбургоблгаз» по техническому обслуживанию газового оборудования жилых домов (л.д. 7).
Заявители Карпов Ю.П., Дейко В.И. и Андреева А.С. проживают в городе Кувандыке Оренбургской области в частных домах и являются потребителями природного газа, поставляемого им ООО «Оренбургрегионгаз».
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Заключаемые с потребителями договоры энергоснабжения в силу ст. 426 ГК РФ являются публичными, и в соответствии со ст. 428 ГК РФ признаются договорами присоединения.
Отношения между энергоснабжающей организацией и потребителями природного газа регулируются нормами гражданского законодательства (статьи 439-548 ГК РФ).
Вместе с тем поскольку предметом судебного контроля является проверка соответствия оспариваемого постановления Правительства Оренбургской области федеральному законодательству, то в рамках настоящего дела гражданско-правовые отношения между поставщиком и потребителями газа не рассматриваются.
По мнению суда оспариваемое постановление принято Правительством Оренбургской области в пределах его полномочий и его нормы федеральному законодательству не противоречат.
Так, согласно пунктов «б», «в» части 1 ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, а также вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской федерации.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу части 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные слуги включает в себя плату за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) и отопление.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 6 Указа Президента РФ от 28 декабря 1996 года № 1782 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано устанавливать розничные цены на природный газ, реализуемый населению, дифференцировав этот размер в зависимости от целей использования газа по видам коммунальных услуг.
Аналогичные рекомендации содержаться в пункте 4 Решения Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 22 января 1997 года № 40.
В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемое постановление принято Правительством Оренбургской области в пределах его полномочий.
Суд не соглашается с доводами заявителей о том, что установление разных цен на реализуемый природный газ для потребителей, использующих приборы учёта газа, и не использующих таких приборов, а также разных цен по направлениям потребления противоречит ст. 426 ГК РФ по следующим основаниям.
Согласно пунктов 1 и 2 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Вместе с тем в силу указанных выше нормативных правовых актов цена (тариф) по договору энергоснабжения, в том числе на использование природного газа, регулируется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и определяется исходя из показаний прибора учёта, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 10 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года № 1021 (в редакции от 30 октября 2007 г.), установлено, что регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-бытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с указанным Федеральной службой по тарифам, в соответствии с предоставленными полномочиями, были утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (приказ от 15 июня 2007 года № 129-э/2), определяющие основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен. Одним из которых является то, что розничные цены на газ устанавливаются дифференцировано.
Из пункта 3 указанных Методических рекомендаций следует, что розничные цены на газ устанавливаются исходя из пищеприготовления, отопления, горячего водоснабжения, то есть дифференцируются по направлениям потребления.
Кроме того, Правительство Российской Федерации 13 июня 2006 года приняло Постановление № 373 «О порядке установления нормативов потреблении газа населением при отсутствии приборов учета газа», в соответствии с которым нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления при отсутствии приборов учета газа. При этом нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации не могут быть ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, установленных в приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации.
Таким образом, установление различных цен за использование природного газа в отношении потребителей, имеющих приборы учёта и потребителей, не имеющих таких приборов, а также разных цен по направлениям потребления природного газа, является законным и экономически обоснованным.
Суд не соглашается с доводами заявителей о том, что оспариваемым постановлением Правительства Оренбургской области установлены заведомо завышенные цены на газ для приготовления пищи и подогрев воды, отопление бань, отопление теплиц, гаражей и прочих помещений, по следующим основаниям.
Согласно части 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт.
Вместе с тем, из системного толкования нормы части 1 ст. 251 ГПК РФ следует, что на гражданина возлагается обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым актом его прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Суд не соглашается с позицией Карпова Ю.П. о том, что Правительству Оренбургской области надлежит доказывать, что принятым актом не нарушаются его права и свободы, поскольку данная позиция не согласуется с положениями приведённых выше норм процессуального права.
Заявителями в суд не представлено доказательств, что Приложением к постановлению Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2010 года № 937-п установлены заведомо завышенные цены на природный газ для приготовления пищи и подогрев воды, отопление бань, отопление теплиц, гаражей и прочих помещений, а также доказательств, что установление цен в указанных размерах нарушает их права.
Более того, Карпов Ю.П. в судебном заседании подтвердил, что таких доказательств у него нет.
Ввиду изложенного, доводы заявителей об установлении заведомо завышенных цен на природный газ по направлениям потребления являются необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.
Суд не соглашается и с доводами о том, что оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области должно регулировать отношения только с физическими лицами, так как деятельность жилищно-эксплуатационных организаций, организаций, управляющих многоквартирными домами, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья напрямую связано с проживанием граждан в жилых домах и с использованием природного газа для бытовых нужд.
Кроме того, оспариваемым нормативным актом установлены те же розничные цены на природный газ в случае его реализации населению ООО «Оренбургрегионгаз», равно как и в случае его реализации населению жилищно-эксплуатационными организациями, организациями, управляющими многоквартирными домами, жилищно-строительными кооперативами и товариществами собственников жилья, после его приобретения у ООО «Оренбургрегионгаз». То есть данным постановлением Правительства Оренбургской области установлены одни и те же цены на газ для всех указанных юридических лиц, реализуемых газ населению.
Более того, в пункте 2 вышеуказанного постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 332 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья.
С доводами о том, что в Примечании к постановлению Правительства Оренбургской области в розничные цены на природный газ незаконно не включены расходы эксплуатационных организаций ОАО «Оренбургоблгаз» по техническому обслуживанию газового оборудования жилых домов суд не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя также плату за содержание и текущий ремонт общего имущества. В структуру платы за жилое помещение отдельно включаются платежи за коммунальные услуги, куда входят платежи за газоснабжение.
При этом оплата коммунальных услуг и расходов за содержание и ремонт жилого помещения производится в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» размер платы за содержание и ремонт жилья определяется исходя из цен на услуги по содержанию жилья (содержание общего имущества жилого дома и техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома) и цен на услуги по ремонту жилья (ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома). Причем вышеуказанные цены подлежат регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 года № 89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства»). Постановлением Госстроя России от 21 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в соответствии с которыми ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом, возложены на пользователя и организацию по обслуживанию жилищного фонда. Таким образом, собственник жилищного фонда или уполномоченная им обслуживающая организация осуществляет организацию эксплуатации жилищного фонда, включающую в себя техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий.
Техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт. При этом организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения.
Из указанного следует, что затраты на обслуживание внутридомового газового оборудования не могут входить в структуру розничной цены на газ.
Доводы заявителей о том, что не включение расходов эксплуатационных организаций в розничные цены за поставляемый газ противоречит пункту 2 ст. 543 ГК РФ являются необоснованными, поскольку данная норма не устанавливает порядок оплаты расходов энергоснабжающей организации по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности энергетических сетей.
При таких обстоятельствах заявление Карпова Ю.П., Дейко В.И. и Андреевой А.С. является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании Карпов Ю.П. заявил ходатайство о вынесении частного определения в адрес ООО «Оренбургрегионгаз» в связи с нарушением данной организацией требований пункта 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пункта 1 ст. 421 ГК РФ.
Поскольку суд признает заявление Карпова Ю.П., Дейко В.И. и Андреевой А.С. не подлежащим удовлетворению, других законных оснований для вынесения частного определения не имеется, то указанное ходатайство удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Карпову Ю.П., Дейко В.И. и Андреевой А.С. в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2010 года № 937-п «Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2011 год» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.
Судья Оренбургского
областного суда Имамов Ю.М.
Мотивированное решение суда изготовлено 9 марта 2011 года.
Судья Оренбургского
областного суда Имамов Ю.М.