Дело № 01 июня 2020 года
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Светлоярского районного суда <адрес> Верцимак Н.А.,
при секретаре ФИО6
с участием представителя истца ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ПАО «Аэрофолот» о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «Аэрофолот» о взыскании компенсации морального вреда, в обоснование иска пояснил, что им у авиаперевозчика были приобретены авиабилеты на рейсы: время вылета прилета SU 1189 Boeing 737-800 Волгоград - Москва, SU 1276 Boeing 737-800 Москва - Казань, SU 1193 Sukhoi SuperJet 100 Казань - Москва, SU 1184 Boeing 737-800 Москва - Волгоград.
Однако, рейс SU 1193 Sukhoi SuperJet 100 Казань - Москва, который должен был осуществить вылет в 18-40, был отменен по неизвестным причинам, о чем на адрес электронной почты ему ДД.ММ.ГГГГ пришло сообщение в 17 часов 15 минут.
После перебронирования, рейс SU1195 Казань — Москва вылетел в 21-55, т.е. с задержкой более трех часов подряд, а рейс SU 1188 Boeing 737-800 Москва -Волгоград из-за задержки и перебронирования прилетел в место назначения в 6-00 утра, вместо указанного в расписании – 2 часа 45 минут.
В связи с тем, что поездка была запланирована заранее, составлен сложный маршрут, заблаговременно куплены билеты, а об отмене рейса стало известно после совершения полета в <адрес> (т.е. после исполнения перевозки по маршруту «туда»), истец считает, что ему был причинен моральный вред, заключающийся в нарушении прав на своевременный вылет. ФИО1, И.М. испытал нервные переживания, стресс, волнение.
Кроме того, истец должен был прибыть в конечный пункт назначения в 2-45, а прибыл 6 - 00, в утреннее время, чем был нарушен режим дня и привычное время сна.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику была направлена претензия с предложением компенсации морального вреда, однако, был получен отказ.
Ответчик никак не обосновал, что задержка рейса вызвана причинами, не зависящими от перевозчика, ввиду чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, поэтому истец считает, что имеет место факт неисполнения надлежащим образом взятых на себя обязательств по договору воздушной перевозки.
Как предусмотрено ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство; если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Пунктом 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами, а также договором воздушной перевозки пассажира.
В связи с тем, что ненадлежащее оказание услуги подтверждено, взыскание с ответчика денежной компенсации морального вреда законно, отвечает требованиям разумности и справедливости.
Просит взыскать в пользу ФИО1 с ПАО «Аэрофлот» компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО7 настаивает на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика, извещённый надлежащим образом о дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, прислав письменное возражение на иск, в котором указал, что требования истца незаконны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из фактических обстоятельств дела следует, что ФИО4 заключил с ПАО «Аэрофлот» договор перевозки по авиабилету №.
Авиабилет № на пассажира KHORSEV/IGOR MIKHAILOVICH на рейсы SU1189, SU1276 ДД.ММ.ГГГГ и SU1193, SU1184 ДД.ММ.ГГГГ Волгоград - Москва - Казань - Москва - Волгоград был оформлен ДД.ММ.ГГГГ через web-сайт ПАО «Аэрофлот» по тарифу с комбинацией «ENBR/NNBR» экономического класса группы «ЛАИТ (LITE)». Полная стоимость авиабилета № составляла 14 240 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Контакт-центром в связи с отменой рейса SU1193 ДД.ММ.ГГГГ Казань - Москва в бронирование были внесены ремарки от автоматизированной системы голосового и СМС оповещения об отмене рейса «ASC 1193/29JUL DEP CNCD, PSRG РР BY EMAIL SWILL/MAIL/RU/ICENT, PSRG PP BY PHONE 79033276053/VOICE/ICENT».
В тот же день Контакт-центром пассажир был перебронирован с рейсов SU1193, SU1184/ДД.ММ.ГГГГ Казань-Москва-Волгоград на рейсы SU1195/ДД.ММ.ГГГГ и SU1188/ ДД.ММ.ГГГГ потому же маршруту.
Авиабилет № был переоформлен (ревалидирован) без доплаты с внесением ремарок «PAX SOQLASEN S PERESADKOY NA SU1195/29JUL, PAX SOGLASEN S PERESADKOY NA SU1188/30JUL, INVOL RBK РО RQ РАХ 1.1 Т79033276053 1632/28JUL, OSIINVL RBK SU1195/29JUL DUE CANCEL SU1193/29JUL, INVL RBK SU1188/30JUL DUE CANCEL SU1193/29JUL».
Авиабилет № числится полностью использованным.
В связи с неисправностью 30ВС из 49ВС типа SSJ-100(RRJ-95B), используемых в парке ПАО «Аэрофлот» парный рейс SU1192/1193 ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Москва - Казань - Москва был отменен. Пассажиры отменённого рейса SU1193/ДД.ММ.ГГГГ доставлены в пункт назначения рейсом SU1195/ДД.ММ.ГГГГ.
Рейс SU1195/ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Казань - Москва был выполнен на ВС A320/VPBIW компоновкой (C8/Y150) по центральному расписанию (время местное): Отправление из а/п <адрес>: SU1193 расп 18:40 SU1195 расп 21:55 SU1195 факт 21:44.
Задержка по отправлению для пассажиров рейса SU1193 составила Зч 04мин.
Прибытие в а/п Шереметьево (терм. «В»): SU1193 расп 20:25, SU1195 расп 23:40, SU1195 факт 23:34. Задержка по прибытию для пассажиров рейса SU1193 составила З ч 09 мин.
Рейс SU1188/ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Москва - Волгоград был выполнен на ВС B737/VPBSB компоновкой (C20/Y138) по центральному расписанию (время местное): Отправление из а/п Шереметьево (терм. «В»): расп 02:00, факт 01:49, Прибытие в а/п <адрес>: расп 04:00, факт 03:26.
В соответствии со ст. 120 ВК РФ, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Диспозиция ст. 120 ВК РФ прямо относит неисправность воздушного судна, угрожающую жизни и здоровью пассажиров к обстоятельствам, не зависящим от перевозчика и освобождающим перевозчика от ответственности.
Согласно п. 7.2.1 Приказа МГА СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении и введении в действие Руководства по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации» предприятие гражданской авиации освобождается от ответственности за нарушение регулярности полетов при задержках по следующим причинам: И01. Отказы и неисправности авиатехники по вине авиационно-технической базы (АТБ), И06. Дополнительные разовые осмотры (проверки) авиационной техники по указанию АТБ предприятия, Ф02. Устранение неисправности ВС, М. Метеоусловия, М01. На аэродроме вылета фактическая погода ниже минимума, установленного для взлета, М06. Сбойная ситуация из-за скоплений ВС в аэропорту по метеоусловиям или занятости воздушного пространства зоны УВД аэродрома по метеоусловиям.
Вылет неисправного воздушного судна, а равно в неблагоприятных метеоусловиях влечет риск жизни и здоровью пассажиров. Авиационная безопасность является приоритетным условием выполнения полетов для ПАО «Аэрофлот».
Таким образом, задержки и отмены рейсов были произведены в целях обеспечения безопасности полетов и являются правомерными.
При таких обстоятельствах возложение вины на перевозчика является незаконным. В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, на нарушителя в судебном порядке может быть возложена обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, в качестве обязательного условия наступления ответственности за причинение морального вреда Гражданский кодекс РФ устанавливает наличие вины причинителя, а также наличие прямого указания в законе на возможность компенсации морального вреда по спорным правоотношениям.
Воздушным кодексом РФ компенсация морального вреда за задержку отправления транспортного средства, как мера ответственности перевозчика, не предусмотрена.
В действиях ПАО «Аэрофлот» вина отсутствует. ПАО «Аэрофлот» не причиняло и не могло причинить истцу физические и нравственные страдания.
В исковом заявлении истец не представил доказательств причинения морального вреда, а также доказательств, свидетельствующих о наличии вины в действиях ответчика, что позволяет говорить об отсутствии правовых оснований для возмещения морального вреда.
Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «Аэрофлот» отказать в полном объеме.
Суд, выслушав представителя истца ФИО7, изучив материалы дела, считает, что данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком был заключен договор перевозки пассажира, что подтверждается билетами на рейсы, приобретенные истцом у авиаперевозчика: время вылета прилета SU 1189 Boeing 737-800 Волгоград - Москва, SU 1276 Boeing 737-800 Москва - Казань, SU 1193 Sukhoi SuperJet 100 Казань - Москва, SU 1184 Boeing 737-800 Москва – Волгоград (л.д. 10).
Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец обращался к ответчику с претензией о некачественном обслуживании и возмещении морального вреда (л.д. 12 – 14).
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, задержка рейса из а/п <адрес> составила 3 часа 04 минут.
Ответчиком не опровергнуто, что рейс SU 1193 Sukhoi SuperJet 100 Казань - Москва, который должен был осуществить вылет в 18-40, был отменен, и пассажиры отмененного рейса доставлены в пункт назначения рейсом SU 1195/ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).
После перебронирования, рейс SU1195 Казань — Москва вылетел в 21-55, т.е. с задержкой более трех часов подряд, а рейс SU 1188 Boeing 737-800 Москва -Волгоград из-за задержки и перебронирования прилетел в место назначения в 6-00 утра, вместо указанного в расписании – 2 часа 45 минут, то есть прилет в конечный пунк был задержан на 3 часа 15 минут.
Истец не был своевременно уведомлен надлежащим образом о задержке рейса, в связи с чем заблаговременно прибыл в аэропорт, где ему стало известно об отмене рейса SU1193 ДД.ММ.ГГГГ Казань - Москва, в бронирование были внесены ремарки от автоматизированной системы голосового и СМС оповещения об отмене рейса «ASC 1193/29JUL DEP CNCD, PSRG РР BY EMAIL SWILL/MAIL/RU/ICENT, PSRG PP BY PHONE 79033276053/VOICE/ICENT».
Причины такого решения истцу сообщены не были. Доказательств, освобождающих перевозчика от ответственности за опоздание авиарейса, ответчиком суду не представлено.
Согласно ст. 786 ГК РФ По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.
Таким образом, статья 786 ГК РФ устанавливает, что билет является доказательством заключения договора перевозки.
В соответствии с п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Исходя из содержания ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Статья 103 Воздушного Кодекса Российской Федерации предписывает для перевозчика обязанность по осуществлению доставки пассажира в пункт назначения.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира.
При задержке рейса по технической причине необходимо сообщить пассажирам о сложившихся обстоятельствах. В случае если причина задержки вылета самолета перевозчиком не сообщается пассажирам, суд встает на сторону пассажиров.
Основные требования, предъявляемые к перевозчикам, отражены в Приказе Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 82 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".
Согласно требованиям п. 72 ФАП регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. При этом п. 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов.
Как следует из п. 227 ФАП - Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию.
Неисправность модулей 30ВС из 49ВС типа SSJ-100(RRJ-95B), используемых в парке ПАО «Аэрофлот», не является непреодолимой силой, освобождающей ответчика от ответственности за задержку рейса.
Согласно п. 2 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
В соответствии ст.15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Таким образом, пассажир имеет право в случае отказа от полета, возмещение убытков и компенсацию морального вреда, взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения.
Задержкой рейса признается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика (авиакомпании) или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете. Основными причинами задержки рейсов могут являться технические неисправности самолета, плохие погодные условия, позднее прибытие самолета.
В случае задержки рейса время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете (п. 99 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 82).
В соответствии со ст. 795 Гражданского кодекса РФ и ст. 120 Воздушного кодекса РФ основаниями освобождения перевозчика от ответственности за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения являются обстоятельства, не зависящие от перевозчика, включая непреодолимую силу или необходимость устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что указанный рейс был задержан вследствие обстоятельств, при которых невозможно было осуществить полет без риска для жизни пассажиров и экипажа воздушного судна.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен моральный вред.
На основании и. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно п.8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от ДД.ММ.ГГГГ N 10 следует, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Суд приходит к выводу, что права истца как потребителя были нарушены, поскольку ответчиком не исполнена обязанность в отношении пассажира при отмене авиарейса, установленная законом, - в связи с чем подлежит удовлетворению требование о взыскании денежной компенсации морального вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, характер и степень перенесённых им нравственных страданий. Нарушение ответчиком своих обязательств повлекло для истца определенные неудобства, заключающиеся в нарушении прав на своевременный вылет, нервное напряжение и переживание, стресс, волнение, нарушение графика запланированных личных дел.
Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании морального вреда в сумме 5 000 рублей, при таких обстоятельствах компенсация морального вреда в указанной сумме будет справедливой и соразмерной причинённому вреду.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к ПАО «Аэрофолот» о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить.
Взыскать с ПАО «Аэрофолот» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с ПАО «Аэрофолот» в доход местного бюджета Светлоярского муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней с момента вручения ему ФИО2 этого решения.
Заочное решение также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий подпись Верцимак Н.А.
Мотивированное заочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Верцимак Н.А.
ФИО2 ВЕРНАподпись судьи_______ ФИО5 судебного заседания(должность)ФИО6 ________________________(Ф.И.О., подпись)«5» июня 2020 г. |