ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02465/2023 от 19.01.2024 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

КОПИЯ

Дело № 2-130/2024

Уникальный идентификатор дела

56RS0042-01-2023-003903-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2024 года г.Оренбург

Центральный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Миллибаева Э.Р.,

при секретаре Благодарской О.С.,

с участием представителя ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области – Ковинько Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремов В.Н. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Ефремов В.Н. обратился в суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области с требованиями о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, указав, что отбывая наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области он получил полное среднее образование (11 классов) в Образовательном учреждении ГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №13» г. Оренбурга. Проходил обучение в период с ДД.ММ.ГГГГ (19 лет) по ДД.ММ.ГГГГ (20 лет). Ранее до осуждения он обучался в ГАПОУ «Гуманитарный-технологиеский техникум» г. Оренбурга и получал социальную стипендию и дополнительные выплаты, однако за время обучения в ГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №13» г. Оренбурга выплаты не производились. Считает, что ответчик не исполнил возложенные социальные обязательства.

Просил суд взыскать с ответчиков в свою пользу за нарушение условий содержания и неисполнение социальных обязательств денежные средства в размере 179915 руб.

В ходе рассмотрения дела исковые требования дополнил, окончательно просит суд взыскать с ответчиков в свою пользу денежные средства в размере 179719 руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по иску Ефремова В.Н. по правилам гражданского судопроизводства.

Истец Ефремов В.Н. в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснил, его мать Поддубняк лишена в отношении него родительских прав, ранее он получал стипендию как ребенок- сирота, ему выплачивали пособия, когда он проходил обучение в Александровском детском доме и ПУ-37. В период обучения в ИК-1 у него из заработной платы вычитали расходы на питание, коммунальные услуги и одежду, которые ему должны были выплачивать при прохождении обучения. Считает, что исправительное учреждение своевременно не направило документы для оформления пособия по потере кормильца, в связи с чем просит взыскать денежные средства. Просит возместить социальное пособие как сироте за 7 месяцев периода обучения с сентября 2014 года по март 2015 года, что включает в себя ежемесячное пособие и единовременную выплату по окончанию обучения.

Представитель ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области Ковинько Е.А., действующая по доверенности, с исковым заявлением не согласилась. Пояснила, что Ефремов В.Н. не имел право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Сотрудники ИК-1 выполняли свои обязанности, направляли документы в пенсионный фонд, но пенсия не начислялась, поскольку получателем пенсии истец не является. ПО оформлению иной социальной пенсии истец не обращался. Кроме того, истец пропустил срок исковой давности при обращении в суд.

Представители ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области не явились в судебное заседание, были извещены.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия.

Представители третьих лиц - Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Вечерняя (сменная) ОШ №13, ГБОУ НПО ПУ №37 г.Оренбурга не явились в судебное заседание, были извещены.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Ефремов Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ИК -1 УФСИН России по Оренбургской области.

После вынесения приговора Ефремов В.Н. принят для прохождения обучения в Образовательное учреждение ГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №13» г. Оренбурга, где получил аттестат об общем образовании.

Ефремов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать, Поддубняк И.Н., лишена родительских прав на основании решения Мартукского районного суда Актюбинской области Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ. С сентября 2000 года по декабрь 2003 года Ефремов В.Н. воспитывался в детском доме в Республике Казахстан, в последующем передан на воспитание в приемную семью, в которой воспитывался вплоть до совершеннолетия.

ДД.ММ.ГГГГЕфремов В.Н. обратился с заявлением в ГСЗО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области на возобновление пенсии по потери кормильца в период обучения в ГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №13».

ДД.ММ.ГГГГ сотрудником социальной службы ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области был представлен пакет документов на возобновление пенсии о потери кормильца на Ефремова В.Н. в Пенсионный Фонд г.Оренбурга.

ДД.ММ.ГГГГ при повторном приеме сотрудника социальной службы ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области в оформлении пенсии по потере кормильца Ефремова В.Н. было отказано, в связи с тем, что получателем пенсии он не является.

Согласно ответу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, Ефремов Н.В., отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На время отбывания был обеспечен горячим питанием, согласно действующего на тот момент Постановления от 11 апреля 2005 года №205 «Минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и органов ФСБ, на мирное время» и вещевым довольствием по сезонности, в соответствии с Приказом МЮ РФ от 3 декабря 2013 года №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах».

Из ответа Министерства образования Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что размеры выплат по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме на одного обучающегося, из числа детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, устанавливаются ежегодно приказом министерства образования Оренбургской области с учетом индексации и финансового обеспечения в пределах бюджетных ассигнований.

Из ответа УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-1, КП-12 УФСИН России по Оренбургской области с вопросами выплат социальных стипендий к администрации учреждений Ефремов В.Н. не обращался. Установлено, что мать Ефремова Н.В. лишена родительских прав в соответствии с решением Маркутского районного суда Актюбинской области Республики Казахстан.

Согласно ответу Прокуратуры Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, уголовно- исполнительным законодательством не предусмотрены стипендии, осужденным из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждения ФСИН в период отбывания наказания. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГЕфремов Н.В. проходил обучение в 12 классе ГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №13» при ИК-1 по окончании которой выдан аттестат о среднем образовании. ДД.ММ.ГГГГ администрацией ИК-1 в Пенсионный фонд РФ на основании поступившей от Ефремова Н.В. информации направлены документы о возобновлении выплаты по потере кормильца. ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по потере кормильца отказано, поскольку получателем пенсии Ефремов Н.В. не является.

Полагая, что исправительным учреждением ИК-1 допущено нарушение прав на социальное обеспечение как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ефремов В.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Основания, на которые ссылается истец, не подтверждают наличие правовых оснований для осуществления спорных выплат.

В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прерогатива выбора способа защиты нарушенного права принадлежит заявителю, обратившемуся в суд за его защитой, суд же, по общему правилу, рассматривает дело исключительно в пределах заявленных требований (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то есть в пределах тех оснований и предмета иска, которые заявлены.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В исковом заявлении истец, указывая на факт необеспечения его социальной стипендией (пособием), ссылаясь на пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которой регламентирована страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статьей 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи признаются в том числе дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно пункту 18 указанных Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

Граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения (пункт 9 Правил (в редакции от 14.06.2016).

Абзацем вторым пункта 9 Правил, введенным в действие Приказом Минтруда России от 13.02.2018 № 94н (в ред. Приказа Минтруда России от 28.01.2019 № 43н), предусмотрено, что заявления и документы, представленные гражданами, осужденными к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня их представления в администрацию исправительного учреждения.

Из вышеуказанных норм следует, что основанием для обращения исправительного учреждения в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии в отношении лица, отбывающего наказание, является заявление этого лица о назначении пенсии, которое подлежит передаче в орган Пенсионного фонда.

Между тем, ни материалы дела, ни личное дело осужденного Ефремова В.Н. не содержат сведений об обращении лица в администрацию исправительного учреждения ИК-1 в период прохождения обучения по вопросу оформления социальной пенсии по случаю потери кормильца, а имеется заявление на возобновление указанной пенсии.

В ходе судебного разбирательства не установлена вина ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области в части того, что истцу не возобновили получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, поскольку он получателем такой пенсии не являлся.

Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентировано, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам (абзац 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей выплачивается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением указанных лиц, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в размере трехмесячной государственной социальной стипендии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также иных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются федеральным органом государственной власти, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением обучавшихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в порядке, которые утверждены Правительством Российской Федерации, и единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.

По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» размер возмещения по вкладам.

Выпускники федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием либо по желанию выпускника денежной компенсацией и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, которые установлены федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в размере и в порядке, которые утверждены законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим пунктом дополнительные гарантии по социальной поддержке не предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в случае, если указанные гарантии уже были им предоставлены за счет средств организации, где они ранее обучались и (или) воспитывались.

Таким образом, вышеприведенная правовая норма федерального закона предусматривает обеспечение бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием, в том числе выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Вышеперечисленные выплаты являются дополнительными гарантиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получениям ими очного профессионального образования.

Между тем, обучение Ефремова В.Н. имело место в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, в связи с чем все права и свободы граждан Российской Федерации в силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации гарантируются с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть вторая статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), к которым относится общественно полезный труд (часть вторая статьи 9 того же Кодекса), не имеющий основной целью получение трудового дохода (заработка), профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, учитываемое при определении степени их исправления (статья 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, целями Уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение новых преступлений, задачами – регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определены гарантии материально-бытового обеспечения осужденных, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом, каких-либо положений, предусматривающих выплату осужденным из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательном учреждении ФСИН России в период отбывания наказания, либо окончивших профессиональное образовательное учреждение ФСИН России, заявленных истцом компенсаций Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации не содержит.

С учетом изложенного, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отбывающие наказание в виде лишения свободы, и являющиеся выпускниками федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений ФСИН России имеют иной правовой статус, в связи с чем дополнительные гарантии, перечисленные в статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на них не распространяются.

На основании вышеизложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении требований.

Представителем ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и о защите своих прав.

По общему правилу, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.

Учитывая, что в исковом заявлении истец, полагая свое право на дополнительные гарантии при обучении нарушенным, ссылался в числе прочего на факт получения спорных денежных сумм в период его обучения в Гуманитарно-техническом техникуме г. Оренбурга в 2013, 2014 годах, то с учетом вышеприведённых норм материального права о нарушении своего права в части неоказании ему полного государственного обеспечения истец должен был узнать с момента окончания профессионального образовательного учреждения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, однако, длительное время (вплоть до ДД.ММ.ГГГГ по конверту) не принимал никаких мер для реализации своего права на судебную защиту.

Ссылка истца на то, что о нарушении своего права ему стало известно с момента получения ответа Прокуратуры Оренбургской области суд ДД.ММ.ГГГГ, подлежит отклонению по вышеприведённому обоснованию.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Ефремова В.Н. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России о взыскании денежных средств – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Оренбурга.

Судья подпись Э.Р. Миллибаев

Решение в окончательной форме принято 31 января 2024 года.

Судья: копия верна