дело № 2а-3196/2021
56RS0042-01-2021-005140-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.
при секретаре Портновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Оренбургской области к Зайцеву Д.П. о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц
УСТАНОВИЛ:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Оренбургской области (далее – Межрайонная ИФНС № 13 по Оренбургской области) обратилась в суд с административным иском к Зайцеву Д.П. о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц, указав, что Зайцевым Д.П. представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 год. Сумма налога к уплате составила <данные изъяты> рублей. В целях обеспечения исполнения решения Инспекцией в порядке п. 2 ст. 11.2 НК РФ в адрес Зайцева Д.П. направлено требование об уплате недоимки и пени № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, и составляет – 273 рубля 92 копейки. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зайцевым Д.П. произведена уплата недоимки по НДФЛ в полном размере. Поскольку суммы исчисленного налога и пени налогоплательщиком не уплачены, инспекцией на основании п. 2 ст. 45, ст. 48 НК РФ и в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, в адрес мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Оренбурга было направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении Зайцева Д.П., который был вынесен 15 января 2021 года, но впоследствии отменен определением мирового судьи от 26 января 2021 года.
В связи с тем, что до настоящего времени сумма пени по НДФЛ административным ответчиком не уплачена, просит взыскать с Зайцева Д.П. задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 273 рублей 92 копеек.
Определением суда от 20 сентября 2021 года произведена замена правопредшественника ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга правопреемником МИФНС № 13 по Оренбургской области.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Зайцев Д.П. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражение на административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
С учетом требований ст. 96 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 286 КАС РФ предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К числу доходов от источников в Российской Федерации, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, статья 208 Налогового кодекса РФ относит доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (абзац второй подпункта 5 пункта 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога производят физические лица, получившие доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговыми агентами, исходя из сумм таких доходов.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, подает заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зайцевым Д.П. представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 год. Сумма налога к уплате составила 47569 рублей.
В целях обеспечения исполнения решения инспекцией в порядке п. 2 ст. 11.2 НК РФ в адрес Зайцева Д.П. направлено требование об уплате недоимки и пени № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, и составляет – 273 рубля 92 копейки.
В связи с неисполнением обязанностей по уплате налога ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц.
Мировым судьей судебного участка № 1 Центрального района г. Оренбурга 15 января 2021 года вынесен судебный приказ о взыскании с Зайцева Д.П. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 39982,89 рублей, пени в сумме 273,92 рублей, который впоследствии определением мирового судьи 26 января 2021 года был отменен.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зайцевым Д.П. произведена уплата недоимки по НДФЛ в полном размере.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок, ИФНС по Центральному району обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Зайцева Д.П. пени по НДФЛ за 2019 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 настоящего Кодекса, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75).
Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом, основанием для прекращения начисления пени является уплата налога.
Судом установлено, что Зайцев Д.П. в установленный законодательством срок обязанности по уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год, а именно, до ДД.ММ.ГГГГ не исполнил, в связи с чем налогоплательщику произведено начисление пени по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 273 рублей 92 копеек.
Расчет пени произведен по день выставления требования № – ДД.ММ.ГГГГ исходя из ставки Центрального банка РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4.50, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4.25, и суммы недоимки по НДФЛ – 47 569 рублей.
Доказательств того, что размер пени является иным, или пеня погашена, суду не представлено.
Таким образом, с Зайцева Д.П. в пользу Межрайонной ИФНС № 13 по Оренбургской области подлежит взысканию пени по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 273 рублей 92 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец от уплаты государственной пошлины освобожден в соответствии с положениями ст. 333.36 НК РФ, то с Зайцева Д.П. в бюджет муниципального образования «город Оренбург» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Оренбургской области к Зайцеву Д.П. о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц – удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Зайцева Д.П., проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС № 13 по Оренбургской области пени по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 273 рублей 92 копеек.
Взыскать с Зайцева Д.П. в бюджет муниципального образования «город Оренбург» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2021 года
Судья Р.Т. Чувашаева