ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02834/2021 от 27.09.2021 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2а-3314/2021

56RS0042-01-2021-005456-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2021 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,

при секретаре Портновой А.В.,

с участием представителя административного истца Рахубовской Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Оренбургской области к Баздреву К.В. о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и задолженности по пени

УСТАНОВИЛ:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Оренбургской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 13 по Оренбургской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Баздреву К.В. о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени, указав, что административный ответчик Баздрев К.В. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Баздреву К.В. на основании главы 31 НК РФ и положения «О земельном налоге», утвержденного решением Оренбургского городского совета от 10.10.2008 № 677, решения Оренбургского городского совета от 28.11.2017 № 432 «О внесении изменения в решение Оренбургского городского совета от 10.10.2008 № 677» Инспекция исчислила земельный налог за 2013 год в размере 1573 рублей, за 2014 год в размере 1287 рублей, за 2015 год в размере 1287 рублей, за 2016 год в размере 1287 рублей, за 2017 год в размере 1546 рублей, за 2018 год в размере 1546 рублей.

Кроме того, Баздрев К.В. является собственников домовладения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в связи с чем ему на основании главы 32 НК РФ и решения Оренбургского городского Совета «Об установлении налога на имущество физических лиц», исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 87 рублей, за 2016 год в размере 101 рубля, за 2018 год в размере 154 рублей.

В порядке ст. 52 НК РФ почтовыми отправлениями Баздреву К.В. направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в которых отражен расчет исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, и составляет:

- по земельному налогу за 2013 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 469,59 рублей;

- по земельному налогу за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 555,99 рублей;

- по земельному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 403,90 рублей;

- по земельному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 278,05 рублей;

- по земельному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 189,28 рублей;

- по земельному налогу за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 82,89 рублей

- по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 29,76 рублей;

- по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 21,83 рублей;

- по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 06,26 рублей.

Актуальная задолженность по пени по земельному налогу за 2013 год составляет – 437,59 рублей, задолженность по пени по земельному налогу за 2014 год, по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2018 годы уплачена.

Инспекция не заявляет требования о взыскании недоимки по земельному налогу за 2013-2017 годы, налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, поскольку мировым судьей судебного участка № 5 Центрального района г. Оренбурга в отношении недоимки по земельному налогу за 2013, 2014, 2016 годы, налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, вынесен судебный приказ № 02а-0333/108/2018 от 3 сентября 2018, в отношении недоимки по земельному налогу за 2015, 2017 годы вынесен судебный приказ № 02а-0193/108/2019 от 30 августа 2019 года.

В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц Инспекцией почтовыми отправления в адрес Баздрева К.В. на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ направлены требования по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку суммы исчисленного налога и пени Баздревым К.В. не уплачены, Инспекций на основании п. 2 ст. 45, ст. 48 НК РФ и в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ мировому судьей судебного участка № 5 Центрального района г. Оренбурга направлено заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Баздрева К.В. недоимки по налогам и задолженности по пени.

Мировым судьей судебного участка № 5 Центрального района г. Оренбурга вынесен судебный приказ от 28 января 2021 года № 2а-38/108/2021 о взыскании с Баздрева К.В. земельного налога, налога на имущество физических лиц и сумм соответствующих пеней, впоследствии отмененный определением от 4 марта 2021 года.

Просит взыскать с Баздрева К.В. недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 1546 рублей, пени по земельному налогу за 2013 год в размере 437 рублей 59 копеек, пени по земельному налогу за 2015 год в размере 403 рублей 90 копеек, пени по земельному налогу за 2016 год в размере 278 рублей 05 копеек, пени по земельному налогу за 2017 год в размере 189 рублей 28 копеек, пени по земельному налогу за 2018 год в размере 82 рублей 89 копеек, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 154 рублей.

Определением суда от 27 сентября 2021 года произведена замена правопредшественника ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга правопреемником Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области.

В судебном заседании представитель административного истца Рахубовская Л.В., действующая на основании доверенности, требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, просила удовлетворить иск. Также просила восстановить срок на подачу административного искового заявления в части взыскания пени по земельному налогу за 2013 год в размере 437,59 рублей, за 2016 год в размере 278,05 рублей. По земельному налогу за 2013, 2016 годы был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, который к исполнению не предъявлялся.

Административный ответчик Баздрев К.В. в судебное заседание не явился, судом извещался по последнему месту жительства и регистрации – <адрес>, посредством направления судебного извещения заказным письмом с уведомлением. Судебные извещения возвращены в адрес суда в связи с истечением срока хранения.

В соответствии с частью 1 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Применительно к правилам части 2 статьи 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Таким образом, административный ответчик добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда "Судебное".

С учетом требований ст. 96 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы административного иска, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу ст. 44 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 Налогового кодекса РФ).

Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.

Согласно пункту 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ).

Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Решением Оренбургского городского совета от 10.10.2008 г. № 677 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) определены ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы на территории г. Оренбурга.

Вышеуказанным решением налоговые ставки установлены в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства в размере 0,2 процента от кадастровой стоимости участка; в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или приобретенных предоставленных) для жилищного строительства - в размере 0.3 % от кадастровой стоимости.

В силу ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 1 Закона "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Статьей 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

В силу п. 1 ст. 3 Закона «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на имущество физических лиц устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах, под которой понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу (Инструкция МНС РФ от 02.11.1999 г. № 54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»).

Пунктом 4 ст. 406 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, расположенных в пределах одного муниципального образования, а также пределы налоговых ставок.

Решением Оренбургского городского Совета от 30 октября 2015 года № 24 «Об установлении налога на имущество физических лиц» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлены дифференцированные ставки налога на имущество физических лиц на территории г. Оренбурга. Согласно решению налоговая ставка в отношении квартир, жилых домов, устанавливается в размере 0,1%.

Судом установлено, что Баздрев К.В. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Баздреву К.В. на основании главы 31 НК РФ и положения «О земельном налоге», утвержденного решением Оренбургского городского совета от 10.10.2008 № 677, решения Оренбургского городского совета от 28.11.2017 № 432 «О внесении изменения в решение Оренбургского городского совета от 10.10.2008 № 677» Инспекция исчислила земельный налог за 2013 год в размере 1573 рублей, за 2014 год в размере 1287 рублей, за 2015 год в размере 1287 рублей, за 2016 год в размере 1287 рублей, за 2017 год в размере 1546 рублей, за 2018 год в размере 1546 рублей.

Кроме того, Баздрев К.В. является собственников домовладения с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем ему на основании главы 32 НК РФ и решения Оренбургского городского Совета «Об установлении налога на имущество физических лиц», исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 87 рублей, за 2016 год в размере 101 рубля, за 2018 год в размере 154 рублей.

В порядке ст. 52 НК РФ почтовыми отправлениями Баздреву К.В. направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в которых отражен расчет исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, и составляет:

- по земельному налогу за 2013 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 469,59 рублей;

- по земельному налогу за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 555,99 рублей;

- по земельному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 403,90 рублей;

- по земельному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 278,05 рублей;

- по земельному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 189,28 рублей;

- по земельному налогу за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 82,89 рублей

- по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 29,76 рублей;

- по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 21,83 рублей;

- по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 06,26 рублей.

Актуальная задолженность по пени по земельному налогу за 2013 год составляет – 437,59 рублей, задолженность по пени по земельному налогу за 2014 год, по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2018 годы уплачена.

Инспекция не заявляет требования о взыскании недоимки по земельному налогу за 2013-2017 годы, налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, поскольку мировым судьей судебного участка № 5 Центрального района г. Оренбурга в отношении недоимки по земельному налогу за 2013, 2014, 2016 годы, налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, вынесен судебный приказ № 02а-0333/108/2018 от 3 сентября 2018, в отношении недоимки по земельному налогу за 2015, 2017 годы вынесен судебный приказ № 02а-0193/108/2019 от 30 августа 2019 года.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции закона, действовавшей на момент возникновения обязательства) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Как следует из вышеизложенного, в адрес административного ответчика ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга были направлены требования:

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы налога на имущество физических лиц в размере 154 рублей, земельного налога в размере 1546 рублей, пени в общей сумме 22,13 рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы пени в размере 2018,08 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с учетом ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ с требованием о взыскании вышеуказанной задолженности ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга вправе была обратиться в течение 6 месяцев после превышения суммы 3000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного налоговым законодательством срока, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга в адрес мирового судьи направлено заявление о вынесении судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № 5 Центрального района г. Оренбурга был вынесен судебный приказ № 2а-38/108/2021 от 28 января 2021 года о взыскании с Баздрева К.В. земельного налога, налога на имущество физических лиц и сумм соответствующих пеней, впоследствии отмененный определением от 4 марта 2021 года.

5 августа 2021 года, то есть в установленный законом срок, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени по земельного налогу, налогу на имущество физических лиц.

Административный истцом заявлены требования о взыскании земельного налога за 2018 год в размере 1546 рублей, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 82,89 рублей.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Межрайонная ИФНС России № 13 по Оренбургской области указала, что до настоящего времени начисленный Баздреву К.В. земельный налог за 2018 год, налог на имущество физических лиц за 2018 год не оплачены.

Доказательств того, что Баздревым К.В. произведена оплата начисленных налогов, в рамках рассмотрения спора суду не представлено, равно как и не представлено доказательств неправильного исчисления налога.

При таких обстоятельствах, поскольку расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц произведен верно, до настоящего времени уплата налога налогоплательщиком не произведена, сроки для обращения в суд с иском о принудительном взыскании налога по требованию инспекцией соблюдены, суд находит требования Межрайонная ИФНС России № 13 по Оренбургской области о взыскании недоимки обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, с Баздрева К.В. в пользу Межрайонная ИФНС России № 13 по Оренбургской области подлежит взысканию недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 1546 рублей, налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 154 рублей.

Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области заявлены требования о взыскании пени по земельному налогу за 2013, 2015, 2016, 2017 годы.

В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 февраля 2015 года № 422-О отметил, что принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ). С учетом изложенного, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носит акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 57 Постановления от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросов, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ») пени взыскиваются, только если инспекция своевременно приняла меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает возможность начисления пени исключительно из того обстоятельства, что не утрачена возможность взыскания самой суммы налога.

Административным истцом представлены доказательства того, что инспекцией предпринимались меры к взысканию недоимки по земельному налогу за 2013, 2014, 2016 годы.

Так, по заявлению ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга 3 сентября 2018 года был вынесен судебный приказ № 02а-0333/108/2018 о взыскании с Баздрева К.В. суммы недоимки по земельному налогу за 2013, 2014, 2016 годы.

Судебный приказ № 02а-0333/108/2018 был направлен ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга, однако к исполнению не предъявлялся.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (часть 3 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Срок предъявления исполнительного документа – судебного приказа мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г. Оренбурга от 3 сентября 2018 года № 2а-0333/108/2018 истек 3 сентября 2021 года, однако к исполнению повторно не предъявлялся в службу судебных приставов.

Следовательно, Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области утрачено право на взыскание недоимки по земельному налогу за 2013, 2016 годы.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Таким образом, из материалов дела и представленных доказательств следует, что право на взыскание суммы земельного налога за 2013, 2016 годы, на который начислена пеня, на момент подачи административного искового заявления налоговым органом утрачено.

Межрайонная ИФНС России № 13 по Оренбургской области в административном иске просит восстановить срок на взыскание с Баздрева К.В. суммы пени по земельному налогу за 2013, 2016 годы.

К уважительным причинам для восстановления срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного налоговым органом срока на взыскание пени по земельному налогу за 2013, 2016 годы.

Также административным истцом заявлены требования о взыскании пени по земельному налогу за 2015, 2017 годы.

По заявлению ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга 30 августа 2019 года был вынесен судебный приказ № 02а-0193/108/2019 о взыскании с Баздрева К.В. суммы недоимки по земельному налогу за 2015, 2017 годы.

Судебный приказ № 02а-0193/108/2019 был направлен взыскателю ИФНС России по Центральному району, срок его предъявления не истек, следовательно, право на взыскание суммы земельного налога за 2015, 2017 годы, на которые начислена пеня, на момент подачи административного искового заявления налоговым органом не утрачено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.

Согласно пункту 1 статьи 75 настоящего Кодекса, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75).

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пени является уплата налога.

Поскольку Баздрев К.В. в установленный законодательством срок обязанность по уплате земельного налога за 2015, 2017, 2018 годы не исполнил, то ему произведено начисление пени по земельному налогу за 2015 год в размере 403,90 рублей, по земельному налогу за 2017 год в размере 189,28 рублей, по земельному налогу за 2018 год в размере 82,89 рублей.

Доказательств того, что размер пени является иным, или пеня погашена, суду не представлено.

Таким образом, с Баздрева К.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области подлежит взысканию сумма пени по земельному налогу за 2015 год в размере 403,90 рублей, по земельному налогу за 2017 год в размере 189,28 рублей, по земельному налогу за 2018 год в размере 82,89 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Следовательно, с Баздрева К.В. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении ходатайства Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области о восстановлении срока на подачу административного искового заявления о взыскании с Баздрева К.В. пени по земельному налогу за 2013 год в размере 437 рублей 59 копеек, пени по земельному налогу за 2016 год в размере 278 рублей 05 копеек – отказать.

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области к Баздреву К.В. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени - удовлетворить частично.

Взыскать с Баздрева К.В., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 13 по Оренбургской области недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 1546 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год в размере 403 рублей 90 копеек, пени по земельному налогу за 2017 год в размере 189 рублей 28 копеек, пени по земельному налогу за 2018 год в размере 82 рублей 89 копеек, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 154 рублей, а всего в общей сумме 2376 рублей 07 копеек.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Баздрева К.В. государственную пошлину в бюджет муниципального образования «город Оренбург в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу изготовлено 4 октября 2021 года.

Судья Р.Т. Чувашаева