дело № 2а-3475/2020
56RS0042-01-2020-005792-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 30 сентября 2020 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,
при секретаре Портновой А.В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора г. Оренбурга Мирошниковой Е.А.,
представителей административных ответчиков Лесниковой З.А., Емельченко Н.Г.,
заинтересованных лиц Минлибаевой Р.К., Савченко В.И., Савченко С.П., Бочарова А.И., Бочарова И.А.,
представителя заинтересованного лица Багановой Р.Х. – Багановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, выразившееся в неисполнении мероприятий муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы»
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее – УЖКХ г. Оренбурга), администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействия УЖКХ г. Оренбурга, выразившееся в неисполнении мероприятий муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы». Указал, что в силу Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» жилищный фонд – это совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 марта 2013 года № 378-пп утверждена областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы». Постановлением администрации города Оренбурга от 15 апреля 2013 года № 788-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы». Срок реализации программы установлен с 2013 года по 1 сентября 2017 года. Однако по настоящее время в рамках данной муниципальной программы остаются не расселенными 28 семей из 25 многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> А; <адрес> А; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес><адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> Д; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> Б; <адрес>.
В связи с этим прокуратурой г. Оренбурга в 2019-2020 г.г. принимались меры реагирования по отдельным нарушениям закона, препятствующим завершению программных мероприятий - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ вносились представления главе города Оренбурга. Однако окончательная реализация программы муниципальным образованием «город Оренбург» не обеспечена, что свидетельствует о бездействии УЖКХ г. Оренбурга, выразившимся в уклонении от исполнения вмененных обязанностей, возложенных в силу Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также требований Жилищного кодекса РФ. Незавершенность мероприятий по расселению граждан из аварийного жилищного фонда препятствует ликвидации аварийных домов, которые представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан по причине высокой вероятности их обрушения.
Просил признать незаконным бездействие УЖКХ г. Оренбурга, выразившееся в неисполнении мероприятий муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы».
Впоследствии административный истец требования уточнил, окончательно просил признать незаконным бездействие УЖКХ г. Оренбурга, выразившееся в неисполнении мероприятий муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального адресной образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы». Обязать администрацию города Оренбурга внести изменения в постановление от 19 мая 2017 года № 1888п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» в соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» от 29 марта 2019 года № 16.
Представитель административного истца – помощник прокурора города Оренбурга Мирошникова Е.А. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, пояснив, что размещенные в АИС «Реформа ЖКХ» сведения, показывают, что администрацией города не обеспечено исполнение программных мероприятий в срок до 1 сентября 2017 года. УЖКХ г. Оренбурга на основании пункта 1.5 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 года № 187, является правопреемником Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга, в силу чего на УЖКХ возложена обязанность по реализации муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы».
Представитель административного ответчика УЖКХ г. Оренбурга Лесникова З.А., действующая на основании доверенности, требования прокурора города Оренбурга не признала, указав, что на основании решения Оренбургского городского Совета от 28 февраля 2019 года № 657 УЖКХ г. Оренбурга реорганизовано в форме присоединения к нему Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга, в связи с чем УЖКХ г. Оренбурга участие в реализации Программы не принимало, а полномочия Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга приобрело с 24 апреля 2019 года. Указала, что УЖКХ предпринимаются все возможные меры для реализации Программы. Причиной неисполнения в установленный срок послужили объективные обстоятельства, не зависящие от УЖКХ г. Оренбурга, поскольку споры по аварийным многоквартирным домам разрешались в судебном порядке в 2018-2020 г.г., в настоящее время принятые судебные решения не исполнены по объективным причинам. Многоквартирный дом по <адрес> был признан аварийным и включен в адресную программу «переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург». ДД.ММ.ГГГГ собственнику жилого помещения № вручено требование о сносе указанного дома, но в связи с неисполнением постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка по адресу <адрес>, и жилых помещений в указанном многоквартирном доме литера АА1Б1, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург». Срок действия постановления истек ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ№-п внесены изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», на основании которых внесены соответствующие изменения в АИС «Реформа ЖКХ». В результате признания межведомственной комиссией многоквартирного дома пригодным для проживания, по МО «город Оренбург» из реестра исключен многоквартирный дом по <адрес>; жилые помещения: по <адрес>, по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> А, по <адрес>, по <адрес>. После утверждения решения правления Фонда вносимых изменений в Программу и принятия ежеквартального отчета соответствующие изменения будут отражены в АИС «Реформа ЖКХ». Аварийный многоквартирный дом по <адрес> настоящее время снесен, что подтверждается актом о ликвидации дома от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим полагала, что УЖКХ г. Оренбурга предпринимаются все возможные меры для исполнения мероприятий муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Оренбурга просила отказать.
Представитель административного ответчика администрации г. Оренбурга, УЖКХ г. Оренбурга Емельченко Н.Г. требования административного иска не признала по доводам, изложенным представителем Лесниковой З.А., и просила в удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Оренбурга отказать.
Заинтересованное лицо Минлибаева Р.К. полагала, что требования административного искового заявления прокурора г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Заинтересованные лица Бочаров А.И., Бочаров И.А., Савченко С.П., Савченко В.И., представитель заинтересованного лица Багановой Б.Х. – Баганова М.В., действующая на основании ордера адвоката, оставили разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
В отношении неявившихся заинтересованных лиц судом принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, заслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
Аварийный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (п. 2 ст. 2 в редакции Федерального закона № 436-ФЗ от 28 ноября 2018 года).
В пункте 3 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
Наличие адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома, признанного в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 марта 2013 года № 378-пп утверждена областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы».
Постановлением администрации города Оренбурга от 15 апреля 2013 года № 788-п утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы».
Срок реализации программы установлен с 2013 по 1 сентября 2017 года.
Прокуратурой города Оренбурга проведен анализ соблюдения законодательства при исполнении УЖКХ администрации г. Оренбурга мероприятий по расселению граждан из аварийного жилья, и установлено, что программные мероприятия до настоящего времени администрацией города Оренбурга, в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Оренбурга, до настоящего времени не реализованы. То есть мероприятия не завершены в срок, установленный вышеуказанной программой.
С учетом документов, представленных административными ответчиками в судебное заседание, судом установлено, что в настоящее время в рамках вышеуказанной муниципальной программы остаются не расселенными многоквартирные дома по адресам:
- <адрес>,
- <адрес>,
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>,
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>,
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>.
Также судом установлено, что решением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» от ДД.ММ.ГГГГ№ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу, и включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы».
Собственнику жилого помещения № в данном многоквартирном доме ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о сносе указанного жилого дома в разумный срок за счет собственных средств.
В связи с неисполнением требования постановлением администрации г. Оренбурга №-п от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и жилых помещений в указанном многоквартирном доме литера АА1Б1, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург».
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Однако в нарушение ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ требование собственникам о реконструкции дома в разумный срок не предъявлено.
Срок действия постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» составляет 3 года и истек ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4 постановления).
В результате признания межведомственной комиссией многоквартирного дома пригодным для проживания, по муниципальному образования «город Оренбург» из реестра исключен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.
По муниципальному образованию «город Оренбург» из реестра исключены жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес>, <адрес>
Аварийный многоквартирный <адрес> снесен, что подтверждается актом о ликвидации дома от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением мероприятий муниципальной адресной программы прокуратурой города Оренбурга в 2019-2020 годах принимались меры реагирования в связи с нарушением закона, препятствующим завершению программных мероприятий, путем внесения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ представлений в адрес главы города Оренбурга.
Поскольку судом установлено, что окончательная реализация муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» в настоящее время не обеспечена, то суд приходит к выводу, что данный факт свидетельствует о бездействии администрации города Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга, выразившимся в уклонении от исполнения обязанностей, возложенных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также требований Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах требования прокурора города Оренбурга о признании незаконным бездействия администрации города Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга, выразившееся в неисполнении мероприятий муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Между тем, не подлежат удовлетворению требования прокурора г. Оренбурга в части обязать администрацию <адрес> внести изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером №42 и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» в соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку срок действия данного постановления истек ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не соглашается с доводами представителей административных ответчиков об отсутствии бездействия со стороны администрации города Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга, поскольку ответчиками предпринимаются все возможные меры реализации данной программы, неисполнение муниципальной программы связано с объективными причинами, не зависящими от действий УЖКХ и администрации г. Оренбурга.
Представленные УЖКХ администрации г. Оренбурга в судебном заседании документы свидетельствуют о том, что меры, направленные на реализацию муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» предпринимались Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга по истечении установленных в данной программе сроков, в связи с чем в адрес администрации г. Оренбурга прокуратурой г. Оренбурга неоднократно вносились представления в адрес главы города Оренбурга.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о признании бездействие незаконным удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, выразившееся в неисполнении мероприятий муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 7 октября 2020 года.
Судья Р.Т. Чувашаева
�