ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 02889/2022 от 04.10.2022 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

дело № 2а-3413/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2022 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Гречишниковой М.А.,

при секретаре Многолетней М.Е.,

с участием представителя административного ответчика Сулим И.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Латипова Р.З. к министерству социального развития Оренбургской области, министру министерства социального развития Оренбургской области Сладковой Е.А. о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом недееспособной,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанными требованиями и в обоснование указал, что . признана недееспособной на основании решения Центрального районного суда г. Оренбурга . Распоряжением министерства социального развития Оренбургской области № опекуном назначен Латипов Р.З.. Указал, то приходится ему супругой, за которой требуется постоянный уход и на ее содержание ежемесячно требуется денежная сумма в размере 90 000 рублей. Однако, дохода административного истца, состоящего из пенсионных выплат супруги и его в размере 60 000 рублей недостаточно для полноценного ухода за супругой, которые он расходует на приобретение медикаментов в размере 15 000 рублей, вызов на дом медицинского персонала (патронаж) в месяц в среднем около 15 000 рублей, оплату за услуги сиделки для супруги в размере 30 000 рублей ежемесячно, покупка продуктов питания в размере 20 000 рублей, оплата коммунальных платежей в размере 6 000 рублей и расходов на содержание квартиры, расположенной в республике Башкортостан около 7 000 рублей в месяц. Между тем, в период брака была приобретена однокомнатная квартира по адресу: , которая принадлежит на праве собственности по доли каждому. В данной квартире административный истец с супругой не проживают и содержать ее он не имеет финансовой возможности. Административный истец обращался в министерство социального развития Оренбургской области для получения разрешения на совершение сделки в соответствии с положением п.5 ст. 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве», однако ему было отказано по причине необходимости произведения раздела данного имущества, нажитого в браке, в равных долях. Административный истец указывает, что раздел нажитого имущества в силу признания супруги недееспособной не представляется возможным. Просит обязать министерство социального развития Оренбургской области выдать предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом недееспособной, расположенного по адресу:

Определением суда привлечен к участию в деле в качестве соответчика министр социального развития Оренбургской области Сладкову Е.А.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представив письменный отзыв согласно которого доводы административного истца основаны на необходимости достойного содержания недееспособной, оплаты медицинского персонала, сиделки, коммунальных платежей, в связи чем имеется необходимость продажи квартиры, собственником доли которой является недееспособная. В представленном Латиповым Р.З. пакете документов, а также по уведомлению, полученному из Единого государственного реестра недвижимости сведения о правах недееспособной гражданки на имеющиеся у нее объекты недвижимости отсутствуют. Для определения долей и установления права собственности на недвижимое имущество недееспособной Латиповой И.В., административному истцу необходимо произвести раздел имущества совместно нажитого во время брака в равных долях. Кроме того, доказательств, подтверждающих дорогостоящее лечение либо оплаты сиделки, оказание иной медицинской помощи в интересах недееспособной, а также иных документов, подтверждающих наступление исключительного случая опекуном, предоставлено не было. Также на момент обращение истек срок действия отчета об оценке имущества. В связи с чем, министерство не имело правовых оснований выдать предварительное разрешение на продажу доли квартиры, расположенной по адресу: Республика . Кроме того, в отказе опекуну было предложено вновь подать заявление на совершение сделки при условии предоставления полного и соответствующе пакета документов с указанием целей, соответствующих требованиям законодательства, повторного обращения от Латипова Р.З. в адрес министерства не поступило. Просит в иске отказать.

Суд, рассмотрев исковое заявление, выяснив мнение представителя административного ответчика приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 1 ст. Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям части 2 статьи 37 ГК РФ, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также; любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" определено, что выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных относится к полномочиям органов опеки и попечительства.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «0б опеке и попечительстве» опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за coбoй отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел и него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за coбoй уменьшение стоимости имущества подопечного.

Статьей 3 Закона Оренбургской области от 06.03.1998 N 256/76-03 « Об организации работы органов опеки и попечительства Оренбургской области» определено, что органом опеки попечительства в отношении гражданна признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособным совершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве состоянию здоровья, является орган исполнительной власти Оренбургской области в сфере социального развития, каковым является министерство.

Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Оренбурга признана недееспособной.

Распоряжением министерства социального развития Оренбургской области опекуном назначен Латипов Р.З..

Согласно свидетельства о заключения брака между Латиповым Р.З. и Горбуновой И.В. заключен брак с присвоением фамилии

В материалах имеются сведения о приобретении в период брака однокомнатной квартиры по адресу: и находится в собственности по доли каждому супругу.

Латипов Р.З. обратился в Министерство социального развития Оренбургской области с заявлением о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на продажу жилого помещения-квартиры по адресу: со ссылкой необходимости полноценного ухода за супругой.

Согласно ответа Министерства социального развития Оренбургской области , Латипову Р.З. было отказано выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на продажу спорного жилого помещения со ссылкой на действующее законодательство.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» закреплены случаи, при наступлении которых недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, может быть отчуждено, а именно при:

принудительном обращении взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;

отчуждении по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

отчуждении по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

отчуждении жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при перемене места жительства подопечного.

Пункт 5 части 1 вышеуказанной статьи позволяет произвести отчуждение недвижимого имущества подопечного в исключительных случаях (необходимое для оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интерес подопечного.

Возможность отчуждения недвижимого имущества в интересах подопечного на основании пункта 5 части 1 статьи 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предполагает исследование каждого случая на предмет его исключительности с учетом совокупности обстоятельств, связанных как с личностью подопечной, ее социальным статусом, так и обеспечением в полном объеме ее потребности для проживания.

Приказом министерства социального развития Оренбургской области от 22.05.2020 г. № 266 «Об утверждении Временного перечня документов необходимых для выдачи предварительного разрешения органа опеки попечительства на совершение сделок с недвижимым и ценным движимым имуществом недееспособных, ограниченно дееспособных, а также безвестно отсутствующих граждан, принадлежащим им на праве частной собственности (далее - Приказ) утвержден соответствующий перечень документов необходимый для рассмотрения вопроса выдачи предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимым и ценны движимым имуществом недееспособных, которые опекуны должны предоставить при обращении в органы опеки и попечительства одновременно с заявлением на выдачу разрешения на совершение сделки.

Доводы административного истца о необходимости продажи спорного жилого помещения для полноценного ухода супруги на приобретение медикаментов и дополнительных медицинских услуг (патронаж, сиделка), продуктов питания, оплаты коммунальных платежей и расходов на содержание спорной квартиры незаконны и необоснованны. Доказательств в виде документального подтверждения суду не представил.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета.

Представленный Латиповым Р.З. отчет об оценке рыночной и ликвидационной стоимости спорной квартиры на момент подачи Латиповым Р.З. заявления о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на продажу доли вышеуказанной квартиры, срок действия отчета истек.

Таким образом, министерство не имело правовых оснований выдать предварительное разрешение на продажу доли квартиры, расположенной по адресу:

Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение об отказе в даче разрешения на отчуждение имущества является мотивированным, обоснованным и направленным на защиту имущественных интересов недееспособной, а административным истцом не представлено достаточных доказательств, что отчуждение направлено на улучшение жизнедеятельности дееспособной, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Латипова Р.З. к Министерству социального развития Оренбургской области, министру министерства социального развития Оренбургской области Сладковой Е.А. о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом недееспособной - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.А.Гречишникова

Решение в окончательной форме вынесено 07 октября 2022 года.