51RS0009-02-2022-000062-50 Дело № 02/2-49/2022
Мотивированное решение составлено 20 апреля 2022 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года пгт. Умба
Кандалакшский районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района в составе: судьи Татарниковой Н.Ю.
при секретаре Соловьевой В.К.,
с участием истца Попова М.Ю.,
представителя ответчика Менгалева Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова М.Ю, к администрации Терского района Мурманской области о признании незаконным бездействия администрации Терского района Мурманской области,
установил:
Попов М.Ю. обратился в суд с иском к администрации Терского района Мурманской области о признании незаконным бездействия администрации Терского района Мурманской области.
Свои исковые требования мотивировал тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ является опекуном своего недееспособного дяди – ФИО, и имеет право на получение вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, установленного Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», при условии наличия вынесенного администрацией Терского района постановления о назначении вознаграждения опекуну и заключении соответствующего договора. Указывает, что бездействием ответчика, не принявшего своевременно постановления о назначении ему указанного вознаграждения и не заключившего с ним соответствующего договора, были нарушены его права на получение вознаграждения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку только ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен договор и ответчиком принято постановление о назначении ему вознаграждения опекуна.
Просит суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии постановления о назначении ему, как опекуну совершеннолетнего недееспособного гражданина, вознаграждения, и в не заключении с ним договора об осуществлении опеки на возмездных условиях; обязать ответчика принять постановление о назначении ему, как опекуну совершеннолетнего недееспособного гражданина, вознаграждения и заключить с ним договор об осуществлении опеки на возмездных условиях; взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Попов М.Ю. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, сообщив суду, что в конце 2020 года при передаче отчета об использовании денежных средств опекаемого он задал вопрос работнику органа опеки и попечительства Свидетель №1 о его праве на получение вознаграждения, получил ответ о том, что ему достанется квартира дяди. В последующем он вновь обратился за разъяснениями о выплате, снова получил ответ о том, что ему денежные средства не положены. После чего он обратился в суд.
Представитель ответчика – администрации Терского района Мурманской области, по доверенности Менгалев Е.М. в судебное заседание возражал против удовлетворения иска, пояснив, что назначение вознаграждения опекуну совершеннолетнего недееспособного гражданина носит заявительный характер, поскольку истец не обращался с подобным заявлением ранее января 2022 года, то назначение ему вознаграждения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ году незаконно, в связи с чем просил в удовлетворении иска отказать.
Заслушав стороны, свидетеля Свидетель №1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 4 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами регулируется Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»).
В силу положений части 1 статьи 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 указанной статьи отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом.
В силу частей 2 и 3 статьи 14 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина на возмездных условиях устанавливаются Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 927.
В силу пункта 3 указанных Правил договор заключается по месту жительства совершеннолетнего подопечного (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - по месту жительства опекуна или попечителя) в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетнего подопечного решения о назначении опекуна или попечителя.
Вопросы, связанные с выплатой опекунам совершеннолетних недееспособных граждан вознаграждения за счет средств областного бюджета, регулирует Закон Мурманской области от 4 декабря 2020 года № 2571-01-ЗМО «О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан».
В соответствии со статьей 3 Закона № 2571-01-ЗМО вознаграждение опекунам совершеннолетних недееспособных граждан устанавливается в размере 17000 рублей в месяц и выплачивается за счет средств областного бюджета. Размер вознаграждения подлежит индексации в порядке, предусмотренном законом Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно статье 7 Закона № 2571-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области со статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по выплате опекунам совершеннолетних недееспособных граждан вознаграждения за счет средств областного бюджета, включающими в себя: принятие решений о назначении вознаграждения, решений об отказе в назначении вознаграждения, решений о прекращении выплаты вознаграждения; заключение и расторжение договоров, предусматривающих выплату вознаграждения; выплату вознаграждения; размещение информации о выплате вознаграждения в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
В силу пункта 4 статьи 4 Закона № 2571-01-ЗМО выплата вознаграждения осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, указанными в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона (далее также - органы опеки и попечительства), со дня заключения договора до дня его расторжения пропорционально количеству календарных дней в месяце, приходящихся на период исполнения опекуном своих обязанностей.
Постановлением Правительства Мурманской области от 20 января 2021 года № 11-ПП в целях реализации Закона № 2571-01-ЗМО утвержден порядок назначения, выплаты и прекращения выплаты вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан (далее по тексту – Порядок).
Постановление Правительства Мурманской области вступило в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года (пункт 3 Постановления).
В силу пункта 2.1 Порядка орган опеки и попечительства через средства массовой информации информирует граждан о возможности осуществлять опеку над совершеннолетними недееспособными гражданами на возмездной основе.
Согласно пункту 2.2 Порядка для назначения вознаграждения опекун представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - по месту жительства подопечного) следующие документы: а) заявление о выплате вознаграждения, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в формате электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; б) копию документа, подтверждающего личность гражданина и место его постоянного или преимущественного проживания на территории Мурманской области; в) копию документа, содержащего сведения о номере счета в финансово-кредитной организации, открытого на имя заявителя.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка орган опеки и попечительства в течение 15 календарных дней со дня представления документов, предусмотренных пунктами 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, принимает решение о назначении вознаграждения либо решение об отказе в его назначении с указанием причин отказа. Основанием для отказа в назначении вознаграждения являются: а) непредставление или представление неполного комплекта документов, подтверждающих право на вознаграждение; б) несоответствие опекуна условиям, предусмотренным статьей 2 Закона Мурманской области от 04.12.2020 № 2571-01-ЗМО.
В силу пункта 2.5 Порядка на основании решения о назначении вознаграждения орган опеки и попечительства заключает договор об осуществлении опеки на возмездных условиях за счет средств областного бюджета по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее – договор).
Вознаграждение выплачивается со дня заключения договора до дня его расторжения пропорционально количеству календарных дней в месяце, приходящихся на период исполнения опекуном своих обязанностей (пункт 2.6 Порядка).
Судом установлено, что решением Кандалакшского районного суда Мурманской области постоянного судебного присутствия в пгт. Умба Терского района Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан недееспособным (л.д. 16-18).
Указанным решением установлено, что Попов М.Ю. является племянником признанного недееспособным ФИО
Постановлением администрации Терского района от ДД.ММ.ГГГГ№ Попов М.Ю. назначен опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина ФИО (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Терского района издано постановление № о заключении с Поповым М.Ю., исполняющим обязанности опекуна в отношении совершеннолетнего недееспособного гражданина ФИО, договора об осуществлении опеки на возмездных условиях за счет средств областного бюджета (л.д. 24, 25-28).
Истец просит обязать ответчика заключить договор об осуществлении опеки на возмездных условиях за счет средств областного бюджета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что основанием для отказа в назначении вознаграждения являются: а) непредставление или представление неполного комплекта документов, подтверждающих право на вознаграждение; б) несоответствие опекуна условиям, предусмотренным статьей 2 Закона Мурманской области от 04.12.2020 № 2571-01-ЗМО.
Статьей 2 Закона № 2571-01-ЗМО (в редакции, действующей до 1 января 2022 года) установлено, что опекунам совершеннолетних недееспособных граждан выплачивается вознаграждение за счет средств областного бюджета на основании договора об осуществлении опеки на возмездных условиях (далее - договор), при соблюдении следующих условий: 1) опекун и совершеннолетний недееспособный гражданин (далее также - подопечный) постоянно или преимущественно проживают на территории Мурманской области; 2) опекун не имеет обязательств перед подопечным, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации; 3) опекуну не назначена выплата вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц; 4) опекуну не предоставлено в безвозмездное пользование имущество подопечного.
В судебном заседании установлено, что Попов М.Ю. и ФИО постоянно проживают на территории Мурманской области.
В силу пункта 1 статьи 85, пункта 1 статьи 87, пункта 1 статьи 89, статей 90, 93-97 Семейного кодекса Российской Федерации обязанность содержать совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи при определенных условиях лежит на родителях в отношении детей; детей в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей; супругах и бывших супругах; братьев и сестер; внуках, бабушках и дедушках; пасынков и падчериц в отношении отчима и мачехи.
Исходя из родственных связей ФИО и Попова М.Ю., суд приходит к выводу, что истец Попов М.Ю. не имеет обязательств по содержанию недееспособного, предусмотренных семейным законодательством.
Также в судебном заседании установлено, что истцу не назначалась выплата вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц; не предоставлено в безвозмездное пользование имущество подопечного.
Из изложенного следует, что при обращении Попова М.Ю. в администрацию Терского района с заявлением о заключении договора после ДД.ММ.ГГГГ, основания для отказа в назначении вознаграждения отсутствовали.
ДД.ММ.ГГГГ Попов М.Ю. обратился в администрацию Терского района с заявлением, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ему не производится выплата, установленная Законом Мурманской области № 2571-01-ЗМО, и просил разобраться в причине (л.д. 20).
Из текста письма Министерства труда и социального развития Мурманской области от 1 февраля 2022 года № 09-05/979-СМ следует, что главе администрации Терского района даны разъяснения по обращению о назначении выплаты вознаграждения опекуну недееспособного ФИО, согласно которым опекун Попов М.Ю., не имеющий обязательств, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, имеет право на выплату вознаграждений. Указано также, что в документах, представленных администрацией Терского района, отсутствует информация о результатах рассмотрения обращения Попова М.Ю., что влечет за собой нарушение прав заявителя, нарушение положений законодательства в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан (л.д. 22-23).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №1, дала показания о том, что занимает в администрации Терского района должность <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ Попов М.Ю. представлял ежеквартальные отчеты о расходовании средств подопечного, не отрицала возможный разговор с истцом о введении в действие Закона Мурманской области № 2571-01-ЗМО. Пояснила, что в ее обязанности не входит разъяснение прав опекунам. О порядке назначения выплаты опекунам ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ, когда поступили методические рекомендации.
Судом установлено, что в нарушение требований пункта 2.1 Порядка назначения, выплаты и прекращения выплаты вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан органом опеки и попечительства администрации Терского района через средства массовой информации не были информированы граждане о возможности осуществлять опеку над совершеннолетними недееспособными гражданами на возмездной основе.
При обращении Попова М.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ истцу также не был разъяснен порядок обращения с заявлением о назначении выплаты вознаграждения.
Поскольку установлено нарушение ответчиком прав истца, выразившееся в бездействии, исковые требования о признании его незаконным, подлежат удовлетворению.
Исковые требования в части принятия постановления о назначении вознаграждения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и заключении договора суд находит подлежащими удовлетворению.
Поскольку суд при вынесении решения не вправе подменять органы местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, принятие решения о назначении вознаграждения выносится органом местного самоуправления в течение 15 календарных дней со дня представления документов, предусмотренных пунктами 2.2 и 2.3 Порядка, для устранения допущенного нарушения прав и свобод истца, суд возлагает на ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления Попова М.Ю. о заключении с ним договора об осуществлении опеки на возмездных условиях.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 8).
В связи с тем, что исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию судебные расходы в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Попова М.Ю, к муниципальному учреждению администрация Терского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации Терского района, выразившееся в непринятии мер к заключению с Поповым М.Ю. договора об осуществлении опеки на возмездных условиях за счет средств областного бюджета в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на муниципальное учреждение администрацию Терского района обязанность рассмотреть заявление опекуна Попова М.Ю, в течение 15 календарных дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 2.2 Порядка назначения, выплаты и прекращения выплаты вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 20 января 2021 года № 11-ПП, и принять решение о назначении вознаграждения о заключении с ним договора об осуществлении опеки на возмездных условиях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с муниципального учреждения администрации Терского района Мурманской области в пользу Попова М.Ю, судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Татарникова