Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2020 года
51RS0009-02-2020-000363-85 Дело № 02/2а-180/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года пгт. Умба
Кандалакшский районный суд постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области в составе: судьи Березина А.Н. – единолично,
при секретаре Лобовой И.А.,
с участием: административных истцов – Мартыновой А.Ф., Бердниковой Н.Ю.,
заинтересованного лица Бердникова А.В.,
представителя административного ответчика – администрации муниципального образования Терский район, по доверенности Менгалева Е.М.,
представителя административного ответчика – Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в пгт. Умба Терского района Мурманской области, по доверенности Дворниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мартыновой А.Ф. и Бердниковой Н.Ю. к администрации Терского района Мурманской области и «Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в пгт. Умба Терского района Мурманской области» об оспаривании решения межведомственной комиссии от 07 октября 2020 года о признании жилого дома № по <адрес> не аварийным, но требующим капитального ремонта, о возложении на администрацию Терского района Мурманской области обязанность признать жилой дом аварийным,
УСТАНОВИЛ:
Мартынова А.Ф. и Бердникова Н.Ю. обратились в суд с административным иском к администрации Терского района Мурманской области об оспаривании решения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома № по <адрес> не аварийным, но требующим капитального ремонта.
Из административного искового заявления и дополнений к нему следует, что административные истцы мотивируют свое заявление тем, что являются собственниками квартир №№ указанного выше жилого дома. Во исполнение решения Кандалакшского районного суда постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области № 02/2а-23/2020 от 18 февраля 2020 года с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда 07 мая 2020 года № 33а-980-2020 администрацией Терского района Мурманской области была создана межведомственная комиссия, в которую вошли представители администрации Терского района и ФИО5 - генерального директора ООО «<данные изъяты>», у которого нет права заниматься таким видом деятельности, как экспертиза. Указывают, что их законные интересы нарушены председателем межведомственной комиссии, являющегося заместителем главы администрации - ФИО14. Истцам не были своевременно представлены копия акта обследования дома и копия заключения межведомственной комиссии. Обследование дома проводилось не в полном объёме, акт обследования на месте не составлялся. К работе межведомственной комиссии собственники не привлекались, то есть были лишены права совещательного голоса.
Просят отменить решение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома № по <адрес> не аварийным, но требующим капитального ремонта.
Административные истцы Мартынова А.Ф. и Бердникова Н.Ю. в судебном заседании исковые требования, заявленные к Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в пгт. Умба Терского района Мурманской области и администрации Терского района, поддержали, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в дополнениях к ним. Просили признать Заключение «Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в пгт. Умба Терского района Мурманской области» от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании дома № по ул. <адрес>, не аварийным, но требующим капитального ремонта, признать незаконным, и обязать рассмотреть вопрос о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. А также просили возложить на администрацию Терского района обязанность признать аварийным жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, дом №.
Заинтересованное лицо Бердников А.В. в судебном заседании поддержал уточненный административный иск.
Заинтересованное лицо Сторожук Э.В., привлеченный к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, как собственник <адрес>, в судебном заседании участия не принимал, извещался судом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Терский район Мурманской области, действующий на основании доверенности, Менгалев Е.М., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (т. 1 л.д. 192-193), из содержания которого следует, что на октябрь месяц 2019 года состояние здания оценивается как ограниченно работоспособное, требуется выполнить ремонт чердачного перекрытия, ремонт фасада здания и входных зон, ремонт цоколя. На основании решения Кандалакшского районного суда по гражданскому делу № 02/2а-23/2020 от 18.02.2020 постановлением Администрации Терского района от 22.10.2020 № 776 заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 1 от 15.11.2019 признано незаконным и межведомственной комиссии рекомендовано провести повторное обследование многоквартирного дома по адресу <адрес>. Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование спорного дома и ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией принято решение о признании дома не аварийным, но требующим капитальный ремонт. Постановлением Администрации Терского района от ДД.ММ.ГГГГ№ - протокол заседания межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ - утвержден. У Администрации Терского района и Межведомственной комиссии Терского района нет оснований сомневаться в компетентности экспертной организации ООО «<данные изъяты>», проводившей техническое обследование спорного дома. Жильцы дома обратились с коллективным заявлением с просьбой к Администрации Терского района не признавать их дом аварийным, но требующем ремонта. Администрация принимает во внимание требования, изложенные в коллективной просьбе. Администрация Терского района просит в заявленных требованиях административных истцов отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Межведомственной комиссии Терского района, секретарь комиссии Дворникова А.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту – Положения).
На основании пункта 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
В разделе 2 Приложения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Так:
- несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (п. 10);
- жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (п. 11);
- жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12);
- инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами. Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах (п. 13);
- инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами (п. 14);
- наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома (п. 15);
- жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств (п. 16);
- допустимая высота эксплуатируемого жилого дома и площадь этажа в пределах пожарного отсека, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать классу конструктивной пожарной опасности здания и степени его огнестойкости, установленным в действующих нормативных правовых актах, и обеспечивать пожарную безопасность жилого помещения и жилого дома в целом (п. 18);
- в жилом помещении требуемая инсоляция должна обеспечиваться для одно-, двух- и трехкомнатных квартир - не менее чем в одной комнате, для четырех-, пяти- и шестикомнатных квартир - не менее чем в 2 комнатах. Длительность инсоляции в осенне-зимний период года в жилом помещении для центральной, северной и южной зон должна отвечать соответствующим санитарным нормам. Коэффициент естественной освещенности в комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5 процента в середине жилого помещения (п. 21);
- высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м (п. 22);
- отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли. Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается (п. 23);
- комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение. Естественного освещения могут не иметь другие помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (коридоры, вестибюли, холлы и др.). Отношение площади световых проемов к площади пола комнат и кухни следует принимать с учетом светотехнических характеристик окон и затенения противостоящими зданиями, но не более 1 : 5,5 и не менее 1 : 8, а для верхних этажей со световыми проемами в плоскости наклонных ограждающих конструкций - не менее 1 : 10 (п. 25);
- в жилом помещении допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные и максимальные уровни звука и проникающего шума должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах, и не превышать максимально допустимого уровня звука в комнатах и квартирах в дневное время суток 55 дБ, в ночное - 45 дБ. При этом допустимые уровни шума, создаваемого в жилых помещениях системами вентиляции и другим инженерным и технологическим оборудованием, должны быть ниже на 5 дБА указанных уровней в дневное и ночное время суток. Межквартирные стены и перегородки должны иметь индекс изоляции воздушного шума не ниже 50 дБ (п. 26);
- в жилом помещении допустимые уровни вибрации от внутренних и внешних источников в дневное и ночное время суток должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах (п. 27);
- в жилом помещении допустимый уровень инфразвука должен соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах (п. 28);
- в жилом помещении интенсивность электромагнитного излучения радиочастотного диапазона от стационарных передающих радиотехнических объектов (30 кГц - 300 ГГц) не должна превышать допустимых значений, установленных в действующих нормативных правовых актах (п. 29);
- в жилом помещении предельно допустимая напряженность переменного электрического поля и предельно допустимая напряженность переменного магнитного поля должны соответствовать значениям, установленным в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 30);
- внутри жилого помещения мощность эквивалентной дозы облучения не должна превышать мощность дозы, допустимой для открытой местности, более чем на 0,3 мкЗв/ч, а среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м (п.31);
- концентрация вредных веществ в воздухе жилого помещения не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест, установленных в действующих нормативных правовых актах. При этом оценка соответствия жилого помещения требованиям, которым оно должно отвечать, проводится по величине предельно допустимых концентраций наиболее гигиенически значимых веществ, загрязняющих воздушную среду помещений, таких, как оксид азота, аммиак, ацетальдегид, бензол, бутилацетат, диметиламин, 1,2-дихлорэтан, ксилол, ртуть, свинец и его неорганические соединения, сероводород, стирол, толуол, оксид углерода, фенол, формальдегид, диметилфталат, этилацетат и этилбензол (п. 32).
Согласно пункту 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В соответствии с пунктом 34 Положения, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.
В соответствии с п. 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, согласно п. 44 Положения, включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем 1 п. 42 настоящего Положения;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно п. 45, 45(2) Положения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).
Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: а) сведения из Единого государственного реестра недвижимости; б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем 3 п. 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце 5 п. 7 настоящего Положения.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Согласно пункту 47(1) Положения, два экземпляра заключения, указанного в абзаце 9 п. 47 настоящего Положения, в 3-дневный срок направляются комиссией в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем 7 п. 7 настоящего Положения, и направления заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или многоквартирного дома.
49. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2. Участие в обследовании помещения лиц, указанных в абзаце 4 п. 7 настоящего Положения, в случае их включения в состав комиссии является обязательным.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Постановлением администрации Терского района от 17.05.2019 № 469 утверждено «Положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в пгт. Умба Терского района Мурманской области» (далее – Положение о межведомственной комиссии Терского района).
Этим же постановлением утвержден состав межведомственной комиссии: заместитель главы администрации Терского района ФИО8 (председатель комиссии); начальник отдела городского хозяйства ФИО9 (заместитель председателя комиссии); специалист 1 категории отдела городского хозяйства Дворникова А.А. (секретарь комиссии); специалист 1 категории отдела по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям ФИО10 (член комиссии); депутат Совета депутатов Терского района ФИО11 (член комиссии); инспектор по жилищным вопросам ООО «ЖКХ-Умба» ФИО12 (член комиссии); мастер ООО «Техпром» ФИО13 (член комиссии) (т. 1 л.д. 194-200).
Постановлением Администрации Терского района № 665 от 25.09.2020 внесены изменения в постановление администрации Терского района № 469 от 17.05.2019 приложение № 2 о составе межведомственной комиссии изложено в новой редакции, согласно которой председателем комиссии является заместитель главы администрации Терского района ФИО14, заместитель председателя комиссии - начальник отдела городского хозяйства ФИО9, секретарь комиссии - специалист I-категории отдела городского хозяйства Дворникова А.А.. Членами комиссии являются: специалист 1 категории отдела по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям ФИО15; инспектор по жилищным вопросом ООО «ЖКХ-Умба» ФИО12; директор МБУ «ХЭС» ФИО13 (по согласованию); глава МО ГП Умба ФИО16 (по согласованию); начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Кандалакшском и Терском районах, г. Полярные Зори Доронин О.Н.; инженер ПТО производственно-технического отдела ФИО17; генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО5 (по согласованию) (т. 1 л.д. 201-202).
В судебном заседании установлено, что административный истец Мартынова А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры № по <адрес> (т. 1 л.д. 140-142), а административный истец Бердникова Н.Ю., с ДД.ММ.ГГГГ - собственником квартиры № в указанном доме (т. 1 л.д. 145-147), заинтересованное лицо Сторожук Э.В., с ДД.ММ.ГГГГ - собственник квартиры № указанном доме (т. 1 л.д. 155-157). Собственником остальных квартир в спорном двенадцатиквартирном жилом доме является Муниципальное образование городское поселение Умба Терского района Мурманской области, полномочия администрации которой исполняет администрация Терского района (т. 1 л.д. 123-182).
Как следует из технического паспорта, вышеуказанный жилой дом, построен в 1966 году; двухэтажный; имеет 12 квартир, три подъезда; фундамент – бутовый ленточный с оштукатуренным цоколем; стены – брусчатые оштукатуренные, обшиты тёсом; чердачные и междуэтажные перекрытия – деревянные; крыша – шиферная по обрешетке; оконные проемы – двухстворные приборы простые; дверные проемы – феленчатые; печное отопление; водопровод – трубы стальные; канализация – чугунные трубы; газоснабжение – центральное 2,0 (т. 1 л.д. 89-96).
ДД.ММ.ГГГГ представители управляющей компании – МУП «ЖЭК» составили акт технического осмотра вышеуказанного дома, выявив следующее: козырьки над подъездами имеют повреждения; требуется замена электропроводки в подъездах с выводом электросчетчиков в подъезды; требуется капитальный ремонт канализации снаружи; требуется капитальный ремонт полов и лестничных маршей в подъездах; требуется капитальный ремонт печей и печных труб (28 печей, 14 труб); требуется замена сгнивших венцов под окнами на 1 этаже, <адрес>; в <адрес> нет черного пола. Заключение – требуется капитальный ремонт печей, труб, электропроводки, канализации, полов в подъезде и лестничных маршей, венцов, козырьков 1 и 2 подъездов (т. 1 л.д. 59).
Распоряжением администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района от 06.12.2013 № 236, вышеуказанный жилой дом, на основании заключения № 3 межведомственной комиссии при администрации МО ГП Умба Терского района, был признан аварийным и подлежащим сносу, вследствие морального износа, в связи с нецелесообразностью благоустройства ввиду физического износа (т. 1 л.д. 65-55).
Однако, распоряжением администрации МО ГП Умба Терского района от 12.04.2017 № 52, вышеуказанное Распоряжение от 06.12.2013 № 236, было отменено, а спорный дом был признан пригодным для постоянного проживания (т. 1 л.д. 63 об.).
Как следует из Технического заключения ООО «СМ-Север», в ходе обследования вышеуказанного жилого дома в 2016 году установлено, что он находится в ограниченно работоспособном состоянии, конструкции печных труб находятся в аварийном состоянии, необходима замена окон и дверей, утепление чердачного перекрытия (т. 1 л.д. 60-63).
26.03.2018 комиссия, созданная распоряжением администрации МО ГП Умба от ДД.ММ.ГГГГ№, в присутствии собственников Мартыновой А.Ф. и ФИО18, провела обследование вышеуказанного дома, установив, что: фундамент дома имеет просадку, стены деформированы, цоколь местами сгнил имеет трещины, следы увлажнения, зарастания мхом, также разрушение бетонного слоя цоколя; наружные стены имеют повреждения наружной обшивки, нарушения окрасочного слоя; кровля дома имеет следы протечек, нарушение целостности и гидроизоляционного слоя, частично разрушена обрешетка, отсутствие коньковых элементов: полы имеют осадку, превышение уровня уклона пола, нарушено крепление половых досок, нарушен окрасочный слой; оконные проемы имеют нарушение целостности остекления, мелкие щели в уровне подоконной доски; дверные проемы имеют нарушение вертикального положения дверей, искривление дверного заполнения, нарушение окрасочного покрытия, неплотное закрытие дверей, что способствует попаданию осадков в подъезд и несоблюдению температурно-влажного режима; лестницы деревянные, наблюдается скрип ступеней при ходьбе, нарушение окрасочного слоя покрытия ступеней, перил; козырьки имеют прогиб металлического листа покрытия козырька, разрушение несущих конструкций козырьков; в перекрытиях 1 этажа отсутствует черный пол и утеплитель; обследование печей в 4 квартирах показало, что печи находятся в аварийном состоянии, имеют щели в кирпичной кладке печной трубы, частичное разрушение кирпичной кладки печной трубы на кровлю, нарушение конструкций узла прохода трубы в перекрытиях; водопровод 3 подъезда в аварийном состоянии, канализация в аварийном состоянии, выхода в канализации в колодцы и колодцы в аварийном состоянии; электропроводка в аварийном состоянии, щитки в аварийном состоянии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ - требуется: укрепление бутовой кладки фундамента, очистка поверхности фундамента от мха, установка черных полов, укрепление отдельных досок наружных стен, восстановление окрасочного слоя, ремонт деревянных перегородок, ремонт кровли с заменой гидроизоляционной пленки, разрушенных и замоченных элементов обрешетки, установка коньковых элементов, установка полов в тамбурах входа, замена разбитого остекления, устранение сквозных щелей оконного блока, восстановление окрасочного слоя, ремонт дверных полотен с заменой, дополнительное крепление ступеней, восстановление окрасочного слоя, замена разрушенных козырьков, капитальный ремонт печей, водопровода, канализации дома с установкой колодцев (т. 1 л.д. 64).
Как следует из Акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Отделом надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Мурманской области, а также Предписания № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного Администрации МО ГП <адрес>, в ходе проверки квартир в спорном доме, были выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами. Так в квартирах №№, к эксплуатации допускаются неисправные отопительные печи (т. 2 л.д. 24-27).
Как следует из Акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Кандалакшскому и Терскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Мурманской области, а также Предписания №/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного ООО «<данные изъяты>», в ходе проверки многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Так, на лестничной клетке в 1 и 2 подъездах, допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; перед началом отопительного сезона не осуществлена проверка и ремонт печей (дымоходов); не обеспечена побелка дымовых труб и стен, в которых проходят дымовые каналы (т. 2 л.д. 97-101).
Согласно техническому обследованию (экспертизы безопасности) вышеуказанного многоквартирного жилого дома, проведенного ООО «<данные изъяты>» визуально, без детального (инструментального) обследования, в сентябре 2019 года, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Терского района, с целью определения возможности круглогодичного проживания в нем, и дачи оценки технического состояния строительных конструкций здания, а также заключения о соответствии требованиям безопасной эксплуатации жилого дома, установлено, что: для дальнейшей безаварийной эксплуатации конструктивных элементов фундамента и цоколя необходимо – усиление и замена отдельных участков кладки, устройство штукатурного слоя; для дальнейшей безаварийной эксплуатации конструкций стен необходим – ремонт обшивки фасада, восстановление защитного слоя; для дальнейшей эксплуатации перегородок необходимо – вывешивание и выравнивание перегородок; для дальнейшей безаварийной эксплуатации конструкций чердачного перекрытия необходимо – усиление балок, разборка и ремонт части перекрытия; для дальнейшей безаварийной эксплуатации конструкций междуэтажного перекрытия необходимо – вскрытие части перекрытия, усиление концов балок; для дальнейшей безаварийной эксплуатации конструкций крыши здания необходимо – покрытие деревянных элементов антисептирующим средством; крыша и кровля имеет незначительные протечки и просветы в отдельных местах; для дальнейшей эксплуатации пола необходим – частичный ремонт покрытия и основания; для дальнейшей эксплуатации окон и дверей необходим – ремонт переплетов, укрепление соединений накладками, остекление; для дальнейшей безаварийной эксплуатации инженерного оборудования здания необходимо – реконструкция системы электроснабжения, устройство отсутствующих систем инженерного обеспечения (систем горячего водоснабжения и теплоснабжения).
Вывод: несущие конструкции жилого дома частично находятся в ограниченно работоспособном состоянии.
Требуется ремонт цоколя и восстановление отмостки здания. Деревянные балки и стропила нуждаются в обработке антисептическим покрытием. Требуется ремонт чердачного перекрытия. Фасад здания требует капитального ремонта козырьков входных зон, восстановление защитного слоя фасада. Для дальнейшей эксплуатации здания рекомендуется выполнить реконструкцию системы электроснабжения и обеспечение дома централизованными сетями в полном объеме.
Жилой дом не соответствует требованиям раздела 2 «Положения о признании помещения жилым помещениям, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, а также требованиям СП 55.13330.2011 и СанПиН2.1.2.2645-10, предъявляемым к жилым помещениям. Несущие конструкции жилого дома частично находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Ограждающие конструкции обеспечивают необходимые климатические условия для жилых и вспомогательных помещений. Техническое состояние несущих и ограждающих конструкций исследуемого строения, его инженерное обеспечение не позволяет отнести исследуемое строение к домам, пригодным для постоянного круглогодичного проживания, на основании современных требований к жилым домам.
Для обеспечения круглогодичного проживания в исследуемом доме требуется выполнить ремонт чердачного перекрытия, ремонт фасада здания и входных зон, ремонт цоколя и обеспечение централизованными сетями инженерно-технического обеспечения, выполнить реконструкцию системы электроснабжения.
До проведения необходимых мероприятий требуется обеспечить постоянный контроль текущего состояния несущих конструкций и сетей здания.
На октябрь 2019 года состояние здания оценивается как ограниченно работоспособное (т. 2 л.д. 1-21).
ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия Терского района, в составе: заместитель главы администрации Терского района - ФИО14 (председатель), начальник отдела городского хозяйства администрации Терского района - ФИО9 (заместитель председателя), специалист 1 категории отдела городского хозяйства администрации Терского района – Дворникова А.А. (секретарь), специалист 1 категории отдела по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям – ФИО19 (член комиссии), инспектор по жилищным вопросам ООО «ЖКХ Умба – ФИО12 (член комиссии), рассмотрев обращение собственников и (или) нанимателей дома № по ул. 8 Марта в пгт. <адрес> <адрес>, на основании вышеуказанной экспертизы безопасности ООО «<данные изъяты>», пришла к заключению о том, что несущие конструкции жилого дома частично находятся в ограниченно работоспособном состоянии, внести дом в краткосрочный план по капитальному ремонту на 2020-2022 г. и признать дом № по ул. 8 Марта пригодным для постоянного проживания (т. 1 л.д. 213-216).
Решением Кандалакшского районного суда постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области № 02/2а-23/2020 от 18.02.2020 заключение «Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в пгт. Умба Терского района Мурманской области» от 15.11.2019 № 1 о признании дома № по ул. <адрес>, пригодным для постоянного проживания, признано незаконным, и на администрацию Терского района Мурманской области и межведомственную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 07.05.2020 (т. 2 л.д. 101-108).
Как следует из имеющихся в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ показаний, допрошенных в качестве свидетелей жильцов вышеуказанного дома: ФИО20 пояснил, что проживает в квартире № с ДД.ММ.ГГГГ. Когда вселялся, квартира была в непригодном для проживания состоянии, окна заколочены, печь разрушена, проводки не было. На его просьбы в различные инстанции, помочь с ремонтом, никто не отреагировал, поэтому самостоятельно сделал в квартире ремонт, но крыша продолжает протекать, все течет по печной трубе. Весной, осенью и в дождь при входе в их подъезд постоянно стоит вода; ФИО21 - что проживает в квартире № с 1995 года. Ремонт в квартире производят своими силами, поддерживая её в надлежащем состоянии. Самостоятельно установили водонагреватели. Помнит, что лет 26 назад в их доме крыли крышу шифером. Печь приходится ремонтировать самостоятельно; ФИО22 - что квартира № ему предоставлена около двух лет назад. Все это время он ремонтирует предоставленную ему квартиру, ночевал в ней пару раз. Заменил электричество, канализационный стояк, подмазал печи; ФИО23 - что квартира № ему предоставлена ДД.ММ.ГГГГ, в квартире не проживает, но ходит и топит печь, занимается электропроводкой и другими ремонтными работами.
Кроме того, как следует из решения Кандалакшского районного суда постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области № 02/2а-23/2020 от 18.02.2020, жильцы вышеуказанного дома, в том числе административные истцы, неоднократно: ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обращались к главе муниципального образования городское поселение Умба с заявлениями о проведении капитального ремонта их дома, поскольку с момента постройки дома – с 1965 года, капитальный ремонт никогда не производился, а дом находится в аварийном состоянии.
Согласно Акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в пгт. Умба Терского района Мурманской области, в составе: заместителя председателя – ФИО9, членов комиссии – Дворниковой А.А., ФИО12, ФИО13 и ФИО16, обследовав спорный дом, пришли к выводу о том, что жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии и пригодно для проживания, дом не является аварийным, но необходимо провести ремонт жилого помещения (т. 1 л.д. 211-212).
Согласно Акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в пгт. Умба Терского района Мурманской области, в составе: председателя – ФИО14, заместителя председателя – ФИО9, членов комиссии – Дворниковой А.А., ФИО15, ФИО13 и ФИО16, с участием приглашенных собственников квартиры № – Мартыновой А.Ф., квартиры № – Бердниковой Н.Ю., квартир №№ – МО ГП Умба, в лице администрации Терского района, обследовав спорный дом, установили: нарушение штукатурного слоя; в системе электропитания выявлена неисправность, ослабление закреплений и отсутствие отдельных приборов (розеток, штепселей, патронов и т.д.), следы коррозии на поверхности металлических шкафов. Для дальнейшей эксплуатации системы электроснабжения необходимо привести в соответствие с правилами устройства электроустановок. Состояние инженерных сетей дома оценивается как ограниченно работоспособное состояние. Для дальнейшей безаварийной эксплуатации инженерного оборудования здания необходимо: реконструкция системы электроснабжения; устройство отсутствующих систем инженерного обеспечения (систем горячего водоснабжения и теплоснабжения). Пришли к выводу о том, что дом не признан аварийным, но требует капитального ремонта (т. 1 л.д. 209-210).
ДД.ММ.ГГГГ жильцы квартир 1 (ФИО24), 3 (ФИО25), 6 (ФИО26), 7 (ФИО27), 9 (ФИО22), 10 (ФИО28), 11 (ФИО21), 12 (ФИО29) дома № по <адрес> обратились в Администрацию Терского района с коллективным заявлением с просьбой не признавать их дом аварийным, мотивируя свое заявление тем, что их дом частично благоустроен, расположен в зеленой зоне поселка, а управляющей компанией ООО <данные изъяты>» проводятся текущие работы по ремонту дома. При этом, жильцы дома произвели в своих квартирах замену окон, перебрали полы, утеплили стены, установили водонагреватели, душевые кабинки, стиральные машинки, заменили входные двери, и лишь некоторые жильцы недобросовестно относятся к своим обязанностям по содержанию жилья (т. 1 л.д. 206-208, т. 2 л.д. 73-74).
Согласно Акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в пгт. <адрес>, в составе: председателя – ФИО14, заместителя председателя – ФИО9, членов комиссии – Дворниковой А.А., ФИО15, ФИО13, ФИО16, ФИО17 и ФИО5 с участием приглашенных собственников квартиры № – Мартыновой А.Ф., квартиры № – Бердниковой Н.Ю., квартир № – МО ГП Умба, в лице администрации Терского района, обследовав спорный дом, установили:
- нарушение штукатурного слоя, частичная поверхностная эрозия кирпичной кладки цоколя, состояние фундамента работоспособное, но требующее усиление и замену отдельных участков кладки и устройство штукатурного слоя;
- трещины в наружной обшивке стен, нарушение защитного слоя фасада здания, состояние несущих конструкций стен работоспособное, но требующее ремонта обшивки фасада и восстановления защитного слоя;
- отклонение перегородок от вертикали, щели и зазоры в местах сопряжения со смежными конструкциями, для дальнейшей эксплуатации перегородок необходимо выполнить их вывешивание и выравнивание;
- незначительная деформация чердачного перекрытия, которое оценено как ограниченно работоспособное, требующее усиление балок, разборка и ремонт части перекрытия;
- в междуэтажном перекрытии мелкие трещины в местах сопряжений балок с несущими стенами, состояние работоспособное, но требующее вскрытие части перекрытия и усиление концов балок;
- нарушение защитного антисептического покрытия деревянных балок и стропил крыши, незначительные протечки, состояние работоспособное, но требующее покрытие деревянных элементов конструкции антисептирующим средством;
- на кровле незначительные протечки и просветы в отдельных местах состояние работоспособное;
- частичное разрушение покрытия и основания полов, состояние работоспособное, но требующее частичный ремонт;
- при осмотре окон и дверей установлено, что оконные переплёты рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, частичное отсутствие остекления, часть приборов повреждена или отсутствует, для дальнейшей эксплуатации окон и дверей необходимо выполнить ремонт переплётов, укрепление соединений накладками и остекление;
- в системе электрооборудования выявлена неисправность, ослабление закреплений и отсутствие отдельных приборов (розеток, штепселей, патронов и т.д.), следы коррозии на поверхности металлических шкафов. Для дальнейшей эксплуатации системы электроснабжения необходимо привести в соответствие с правилами устройства электроустановок. Состояние инженерных сетей дома оценивается как ограниченно работоспособное состояние. Для дальнейшей безаварийной эксплуатации инженерного оборудования здания необходимо: реконструкция системы электроснабжения; устройство отсутствующих систем инженерного обеспечения (систем горячего водоснабжения и теплоснабжения). Пришли к выводу о том, что дом требует капитального ремонта (т. 1 л.д. 69-70).
ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия Терского района, в составе: председатель - ФИО14, секретарь - Дворникова А.А., члены комиссии - ФИО15, ФИО13; ФИО16, ФИО17, ФИО5, на основании экспертизы безопасности ООО «<данные изъяты>» от 2019 года и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, пришла к заключению: дом № по <адрес> – признать не аварийным, но требующим капитальный ремонт (т. 2 л.д. 57).
Согласно протоколу № заседания Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании комиссии присутствовали: председатель - ФИО14, секретарь - Дворникова А.А., члены комиссии - ФИО15, ФИО13; ФИО16, ФИО17, ФИО5 При этом, 6 (шесть) членов межведомственной комиссии проголосовало против аварийности, 1 (один) – воздержался (т. 1 л.д. 15).
Как пояснила суду представитель Межведомственной комиссии Дворникова А.А., воздержался – ФИО17, но по какой причине, пояснить не смогла.
Постановлением Администрации Терского района № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии, был утвержден (т. 1 л.д. 204).
Постановлением Администрации Терского района от ДД.ММ.ГГГГ№ заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и межведомственной комиссии рекомендовано провести повторное обследование многоквартирного дома по адресу <адрес> (т. 2 л.д. 217).
Вышеуказанное, оспариваемое административными истцами решение Межведомственной комиссии Терского района от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит незаконным, по следующим основаниям.
Заключение комиссии, не соответствуют требованиям, установленным вышеуказанным Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и Приложению к нему.
В соответствии с пунктом 44 Положения, по итогам проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, комиссия составляет заключение в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №.
Согласно указанным в пункте 44 Положения и приложении, заключение составляется на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте обследования, в случае проведения обследования, или в заключении указывается, что на основании решения межведомственной комиссии обследование не проводилось.
Однако, заключение Межведомственной комиссии администрации Терского района от ДД.ММ.ГГГГ составлено на основании экспертизы безопасности ООО «<данные изъяты>», при этом в заключении не указано, что на основании решения межведомственной комиссии обследование не проводилось.
Согласно пункту 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 и пункта 8 Положения о межведомственной комиссии Терского района, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований, Межведомственной комиссией администрации Терского района принято два решения: о признании жилого не аварийным, которое принимается в случае соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а также о необходимости проведения капитального ремонта дома, то есть, о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными Положением требованиями.
При этом, вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта, не подтвержден ни техническим заключением о целесообразности, ни сметой планируемого капитального ремонта и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом.
Кроме того, в данном заключении указано, что обследование дома проводилось в полном составе. Вместе с тем, при осмотре и принятии решения не принимал участие член комиссии - начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Кандалакшском и Терском районах, г. Полярные Зори ФИО40 являющийся представителем государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
Комиссией не исследовалось и не было принято во внимание предписание №, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Мурманской области по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенное в адрес Администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района, согласно которому в ходе проведения проверки дома № по <адрес> выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами: в квартирах №№ к эксплуатации допускаются неисправные отопительные печи (п. 81 правил противопожарного режима РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.12 № 390); в квартирах №№ не обеспечено проведение очистки дымоходов и печей от сажи не реже 1 раза в 3 месяца (п. 82 правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.12 № 390).
Комиссией также не исследовалось Техническое заключение ООО «СМ-Север» от 2016 года, согласно которому спорный дом находится в ограниченно работоспособном состоянии, конструкции печных труб находятся в аварийном состоянии, необходима замена окон и дверей, утепление чердачного перекрытия.
Надлежащим доказательством установления пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения являются акты межведомственной комиссии, составленные в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. При этом суд проверяет соблюдение процедуры оценки жилого помещения требованиям закона и соответствие акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии форме, установленной приложениями № 1 и 2 к Положению.
Вместе с тем, процедура оценки вышеуказанного жилого дома и оспариваемое заключение Межведомственной комиссии Терского района не соответствуют приведенным выше требованиям Положения.
Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ, Межведомственной комиссией в составе заместителя председателя комиссии ФИО9, секретаря комиссии Дворниковой А.А., членов комиссии: ФИО12, ФИО13, ФИО16 без участия собственников квартир были обследованы помещения жилого дома по адресу <адрес>, и по результатам обследования комиссией принято заключение: дом не признан аварийным, провести ремонт жилого помещения (т. 1 л.д. 211-212).
Вместе с тем, пунктом 47 Положения не предусмотрено принятие комиссией такого вида решения, как «провести ремонт жилого помещения».
Кроме того, на момент проведения обследования ФИО16 не являлась членом Межведомственной комиссии (т. 1 л.д. 194-200, 201-202).
Также в нарушении пункта 7 Положения, при обследовании не принимали участие собственники квартир и представители государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ, Межведомственной комиссией в составе председателя ФИО14, заместителя председателя комиссии ФИО9, секретаря комиссии Дворниковой А.А., членов комиссии: ФИО15, ФИО13, ФИО16 с участием собственников квартир 4, 5 Мартыновой А.Ф. и Бердниковой Н.Ю. были обследованы помещения жилого дома по адресу <адрес>, и по результатам обследования комиссией принято заключение: требуется капитальный ремонт (т. 1 л.д. 209-210).
Вместе с тем, пунктом 47 Положения не предусмотрено принятие комиссией такого вида решения, как «требует капитального ремонта».
Кроме того, на момент проведения обследования председателем комиссии являлся ФИО8, а не ФИО14, и ФИО16 не являлась членом Межведомственной комиссии (л.д. 194-200, 201-202).
Также в нарушении пункта 7 Положения, при обследовании не принимали участие и не приглашался собственник квартиры № – Сторожук Э.В. и представители государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
Как следует из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии, комиссией принято заключение о том, что дом требует капитального ремонта.
Однако, пунктом 47 Положения не предусмотрено принятие комиссией такого вида решения, как «требует капитального ремонта».
Кроме того, в нарушении пункта 7 Положения, при обследовании не принимали участие и не приглашался собственник квартиры № – Сторожук Э.В. и представители государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
Принимая решение о признании вышеуказанного жилого дома не аварийным, но подлежащим капитальному ремонту, Межведомственная комиссия, как указано в её заключении, основывалась лишь на техническом заключении ООО «<данные изъяты>».
Представитель административного ответчика Дворникова А.А. пояснила суду, что другие документы комиссией не запрашивались и не исследовались, а после проведенной в 2019 году экспертизы безопасности ООО «<данные изъяты>», спорный дом не ремонтировался.
Вместе с тем, принятое за основу заключение экспертизы безопасности ООО «<данные изъяты>» не содержит исследование противопожарной безопасности печной отопительной системы дома, обследование проведено визуально, без детального (инструментального) обследования.
Как следует из заключения экспертизы безопасности ООО «<данные изъяты>» и решения суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело №а-23/2020), во всех помещениях исследуемого жилого дома обеспечена требуемая инсоляция, все жилые помещения и кухня имеют естественное освещение, отметки полов первого этажа находятся на расстоянии не менее 0,3 м. от планировочной отметки земли, следов конденсации влаги на внутренних поверхностях стен и потолков не обнаружено, ограждающие конструкции обеспечивают необходимые климатические условия для жилых и вспомогательных помещений, однако, из пояснений административных истцов и показаний проживающих в вышеуказанном доме, свидетелей: ФИО30 (<адрес>), ФИО22 (<адрес>), ФИО23 (<адрес>), следует, что представители ООО «<данные изъяты>» их квартиры не посещали, о том, что будет производиться обследование их дома, им никто не сообщал. Печное отопление представителями ООО «<данные изъяты>» не проверялось. При этом, обследование вышеуказанного дома производилось визуально, и лишь с замерами геометрических характеристик рулетками 5 м., 10 м., лазерным дальнометром и применением фотоаппарата, поэтому непонятно на каком основании сделан вывод о том, что ограждающие конструкции обеспечивают необходимые климатические условия для жилых и вспомогательных помещений. Данные по результатам предыдущих обследований представителям ООО «<данные изъяты>» не предоставлялись. Не все требования, которым должно отвечать жилое помещение (перечисленные в разделе 2 Положения) были проверены.
Кроме того, даже из выводов экспертизы безопасности ООО «<данные изъяты>» следует, что жилой дом не соответствует требованиям раздела 2 Положения, а также требованиям СП 55.13330.2011 и СанПиН2.1.2.2645-10, предъявляемым к жилым помещениям. Техническое состояние несущих и ограждающих конструкций исследуемого строения, его инженерное обеспечение не позволяет отнести исследуемое строение к домам, пригодным для постоянного круглогодичного проживания. На октябрь 2019 года состояние здания оценивается как ограниченно работоспособное.
Межведомственной комиссией Терского района, сославшейся на указанное техническое заключение, выводы эксперта о том, что жилой дом не соответствует требованиям раздела 2 Положения, а также требованиям СП 55.13330.2011 и СанПиН2.1.2.2645-10, предъявляемым к жилым помещениям, не опровергнуты.
Принимая решение, Межведомственная комиссия Терского района не запросила и не истребовала документы, в том числе заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), из которых было бы видно, что жилой дом соответствует требованиям раздела 2 Положения, а также требованиям СП 55.13330.2011 и СанПиН2.1.2.2645-10, предъявляемым к жилым помещениям, что выявленные факты зарастания мхом, поражение гнилью и частичное разрушение цоколя, протечка крыши и кровли, попадания осадков в подъезд и несоблюдение температурно-влажного режима, нарушение целостности остекления оконных проемов соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.
Учитывая перечисленные в вышеуказанных документах (акте технического осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, техническом заключении ООО «СМ-Север» от 2016 года, экспертизы безопасности ООО «<данные изъяты>», выявленные вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме гражданам вследствие ухудшения его технического состояния в связи с физическим износом (просадка фундамента, деформация стен, разрушение обрешетки, отклонение от вертикали перегородок, деформация чердачного перекрытия, трещины в местах сопряжения балок с несущими стенами в междуэтажном перекрытии, частичное разрушение покрытия и основания полов, осадка полов и превышение уровня их уклона, нарушение крепления половых досок, оконные переплеты рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, часть приборов повреждена или отсутствует, нарушение вертикального положения дверей, искривление дверного заполнения, прогиб металлического листа покрытия козырька, разрушение несущих конструкций козырьков, аварийное состояние печей, которые имеют щели в кирпичной кладке печной трубы и частичное разрушение кирпичной кладки печной трубы на кровлю, нарушение конструкций узла прохода трубы в перекрытиях, аварийное состояние водопровода, канализации и системы электроснабжения), а также изменения параметров среды и параметров микроклимата жилого помещения, которые не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований (зарастания мхом, поражение гнилью и частичное разрушение цоколя, протечка крыши и кровли, неплотное закрытие дверей, способствующее попаданию осадков в подъезд и несоблюдению температурно-влажного режима, нарушение целостности остекления оконных проемов, аварийное состояние печей, водопровода, канализации и системы электроснабжения), а также то, что с момента введения в эксплуатацию вышеуказанного жилого дома, в 1966 году, сведения о проведении в доме капитального ремонта отсутствуют, вывод Межведомственной комиссии Терского района о возможности проведения капитального ремонта жилого дома, не подтвержден ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни какими-либо другими документами.
Кроме того, в нарушение требований пункта 7 Положения, собственник квартиры № - Сторожук Э.В. вышеуказанного дома не был привлечен к работе в комиссии с правом совещательного голоса, и не был уведомлен о времени и месте заседания комиссии.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заключение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, Межведомственной комиссией Терского района нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения, установленным в пункте 44 Положения требованиям, а вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта, суд считает необоснованными, поскольку он не подтвержден ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом, следовательно, требование административных истцов к Межведомственной комиссии Терского района о признании незаконным заключения от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании дома № по <адрес>, не аварийным, но требующим капитального ремонта, подлежат удовлетворению.
При этом, суд считает необходимым возложить на Межведомственную комиссию Терского района обязанность рассмотреть вопрос о признании вышеуказанного жилого дома пригодным (непригодным) для проживания в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, требования административных истцов к Администрации Терского района о возложении обязанности, признать аварийным жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Из содержания части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 7, 47, 49 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, следует, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Административным истцом Бердниковой Н.Ю. при подаче административного искового заявления, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 11), которые являются судебными расходами и, в силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежат взысканию, с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Мартыновой А.Ф. и Бердниковой Н.Ю. к администрации Терского района Мурманской области и «Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в пгт. Умба Терского района Мурманской области», удовлетворить частично.
Заключение «Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в пгт. Умба Терского района Мурманской области» от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании дома № по ул. <адрес>, не аварийным, но требующим капитального ремонта, признать незаконным, обязать рассмотреть вопрос о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении заявленных требований Мартыновой А.Ф. и Бердниковой Н.Ю. о возложении обязанности на Администрацию Терского района Мурманской области признать аварийным жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отказать.
Взыскать с Администрации Терского района Мурманской области в пользу Бердниковой Н.Ю. судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Березин