Дело №02а-2497/2020 < >
35RS0001-02-2020-001933-79
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Череповец 8 июня 2020 года
Череповецкий федеральный городской суд Вологодской области в составе:
судьи Екимова С.Г.
при секретаре Катиной Н.А.
с участием административного истца ФИО1
представителей административных ответчиков ФИО2, ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к мэрии города Череповца о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и к Управлению архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца о признании незаконным отказа в изменении наименования жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к мэрии города Череповца о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и к Управлению архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца о признании незаконным отказа в изменении наименования жилого помещения, в обоснование указав, что он является собственником одноэтажного нежилого здания с кадастровым №, расположенного по <адрес>, площадью < > кв.м. В выписке из ЕГРН здание поименовано как «Склад». В целях внесения изменений в сведения ЕГРН относительно площади, описания местоположения и наименования указанного здания ДД.ММ.ГГГГ он обратился в регистрирующий орган с соответствующим заявлением и приложением технического плана здания. ДД.ММ.ГГГГ им получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта до ДД.ММ.ГГГГ. Одной из причин приостановления является отсутствие документа, подтверждающего изменение наименования принадлежащего мне здания со «Склада» на «Гараж гидромототехники». До обращения в регистрирующий орган он подал заявление в Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца о выдаче разрешения на реконструкцию здания склада под гараж. Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ для проведения реконструкции здания получения разрешения на строительство не требуется в силу пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Поскольку градостроительным законодательством не предусмотрено получение разрешения на строительство (реконструкцию) здания, то, соответственно, ему не будет выдан и документ, подтверждающий ввод в эксплуатацию изменённого объекта недвижимости. Здание склада можно использовать в качестве гаража, если Правилами землепользования и застройки для соответствующей территориальной зоны предусмотрено размещение гаражей, а само здание соответствует требованиям, предъявляемым к гаражам. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в мэрию города Череповца для принятия решения о внесении изменения в наименование принадлежащего ему здания. Письмом Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№ ему было разъяснено, что процедура смены наименования объектов недвижимости не предусмотрена действующим законодательством. При этом Управление архитектуры не возражало против того, чтобы он, как собственник объекта недвижимости, самостоятельно обратился в орган кадастрового учёта по смене наименования здания. Вместе с тем, Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца в ответе на его заявление указало на возможность изменения наименования здания, то есть на отсутствие возражений со своей стороны, но предложило обратиться с заявлением по смене наименования самостоятельно в регистрирующий орган. Здание находится в территориальной зоне 0-1 согласно Правилам землепользования и застройки города Череповца, утверждённым Решением Череповецкой городской Думы от 29.06.2010 №132. Исходя из перечня видов разрешённого использования земельных участков, допустимых в указанной территориальной зоне, в ней возможно нахождение объектов гаражного назначения. Следовательно, градостроительной документацией подтверждается возможность изменения функционального назначения здания со «Склада» на «Гараж гидромототехники». Фактический отказ административного ответчика от принятия решения об изменении наименования принадлежащего мне здания препятствует ему внести в сведения об объекте недвижимости, имеющиеся в ЕГРН приведя их в соответствие с реальным положением, поскольку регистрирующий орган на законных основаниях требует предоставление соответствующего решения (акта) органа местного самоуправления.
Истец просил признать незаконным бездействие мэрии города Череповца, выраженное в непринятии по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ решения (акта) о переименовании принадлежащего ему нежилого здания с кадастровым №, расположенного <адрес>, имеющего именование «Склад» на наименование «Гараж гидромототехники»;
признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца, оформленный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 в изменении наименования нежилого здания с кадастровым №, расположенного по <адрес>, со «Склада» на наименование «Гараж гидромототехники»;
возложить на мэрию города Череповца обязанность в месячный срок с даты вынесения решения суда принять решение по результатам обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым №, расположенного <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнил, что решение Управления Росреестра по Вологодской области о приостановлении государственного кадастрового учета не оспаривал.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца ФИО2 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве из которого следует, что ФИО1, как собственник нежилого здания вправе выбрать без дополнительных разрешений и согласования вид разрешенного использования объекта капитального строительства «гараж», что соответствует градостроительному регламенту. Административный истец в исковом заявлении указывает, что непринятие мэрией города решения об изменении наименования здания со «Склада» на «Гараж гидромототехники» препятствует внесению сведений об объекте недвижимости в ЕГРН. Вместе с тем, Федеральным законом РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ» определены вопросы местного значения городского округа и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Запрашиваемая истцом услуга не относится к полномочиям органа местного самоуправления. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ архитектуры и градостроительства сообщило об отсутствии возражений по изменению наименования указанного объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного ответчика мэрии города Череповца ФИО3 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве из которого следует, что принятие решения о переименовании зданий, находящихся в частной собственности не относится к вопросам компетентности органа местного самоуправления. Перечень муниципальных услуг, предоставляемых мэрией города, услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями утвержден постановлением мэрии города от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями), перечень муниципальных функций мэрии города, подлежащих регламентации, утвержден постановлением мэрии города от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями). Порядок формирования и ведения Реестра муниципальных услуг (функций) утвержден постановлением мэрии города от ДД.ММ.ГГГГ№. В указанные перечни не включено оказание муниципальной услуги (функции) по принятию решений об изменении наименования здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса. Мэрия города Череповца не вправе самовольно возлагать на себя дополнительные обязанности по осуществлению каких-либо действий относительно частного имущества. Из системного толкования норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что изменение наименования возможно в уведомительном порядке, без межведомственного взаимодействия.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Вологодской области не явился, представлен отзыв, из которого следует, в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности истца на нежилое здание с наименованием «склад», площадью 45 кв.м., с кадастровым №, местоположение: <адрес>. Указанное здание является ранее учтенным объектом недвижимости, поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о характеристиках данного здания были внесены органом кадастрового учета на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГП ВО Череповецтехинвентаризация. ДД.ММ.ГГГГ заявителем с целью осуществления кадастрового учета здания был представлен технический план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером А. в связи с изменением сведений о площади, наименовании здания с кадастровым № и с внесением сведений о координатах характерных точек контура здания с кадастровым №. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной правовой экспертизы представленных документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости государственным регистратором прав было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета до ДД.ММ.ГГГГ по причинам, изложенным в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости в кадастр недвижимости ЕГРН вносятся в качестве дополнительных сведения о наименовании здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования. Согласно частям 2, 3 статьи 13 Закона о регистрации недвижимости внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав: порядке межведомственного информационного взаимодействия; в уведомительном порядке в случаях, установленных Законом о регистрации недвижимости. Наименование объекта недвижимости является дополнительной характеристикой объекта недвижимости и, согласно части 3 статьи 8 Закола о регистрации недвижимости, изменяется на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления. Просят дело рассмотреть без участия представителя.
В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ суд рассмотрел дело при состоявшейся явке.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец является собственником одноэтажного нежилого здания с кадастровым №, расположенного по <адрес>, площадью < > кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением об изменений сведений в ЕГРН относительно площади, описания местоположения и наименования указанного здания.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором приостановлен государственный кадастровый учёт до ДД.ММ.ГГГГ в том числе на том основании, что истцом не представлен документ, подтверждающий изменение наименования здания.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в мэрию города Череповца с заявлением о принятии решения об изменении наименования указанного здания со «Склада» на «Гараж гидромототехники».
Письмом Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ№/ОГ-70 в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что процедура смены наименования объектов недвижимости не предусмотрена действующим законодательством. При этом Управление архитектуры не возражало против смены наименования.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом ЕГРН сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом № 218-ФЗ сведений об объекте недвижимости (часть 7).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В силу части 3 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статье 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества и вносится в кадастр недвижимости при наличии такого наименования (пункт 11 часть 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
Согласно частям 2, 3 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в порядке межведомственного информационного взаимодействия; в уведомительном порядке при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Часть 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Изменение наименования здания к таким случаям не отнесено.
Федеральным законом РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определены вопросы местного значения городского округа и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Статья 16 данного закона не закрепляется среди вопросов местного значения принятие решений об изменении наименований частных зданий, сооружений, помещений.
Деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа является муниципальной услугой (функцией), предоставляемая в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административными регламентами. Перечни предоставляемых муниципальных услуг (функций) определяются постановлениями мэрии города.
Перечень муниципальных услуг, предоставляемых мэрией города, услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями утвержден постановлением мэрии города от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями), перечень муниципальных функций мэрии города, подлежащих регламентации, утвержден постановлением мэрии города от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями). Порядок формирования и ведения Реестра муниципальных услуг (функций) утвержден постановлением мэрии города от ДД.ММ.ГГГГ№.
В указанные перечни не включено оказание муниципальной услуги (функции) по принятию решений об изменении наименования здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для возложения на ответчиков обязанности по смене наименования объекта недвижимости, принадлежащего истцу, в связи с чем суд также не усматривает оснований для признания действий и бездействий ответчиков, принятых по факту обращения истца, незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180, 213 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к мэрии города Череповца о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и к Управлению архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца о признании незаконным отказа в изменении наименования жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2020 года.
Судья < >С.Г. Екимов