Дело № 03а-72/2020 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 июня 2020 года Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Константиновой Ю.П.,
при секретаре Лебедевой И.И.,
с участием прокурора Новгородской областной прокуратуры <...>,
представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства <...>,
административного ответчика Главы Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области <...>,
представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области <...>,
специалистов К.Г.В., А.М.С., М.Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области, Администрации Грузинского сельского поселения Чудовского муниципального района Новгородской области, Главе Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области о признании недействующим решения Совета депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области от 09 февраля 2012 года №81 «Об утверждении Генерального плана Грузинского сельского поселения» (в редакциях решений Совета депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области от 23 апреля 2014 года №213 «О внесении изменений и дополнений в Генеральный план Грузинского сельского поселения», от 17 октября 2017 года №111 «О внесении изменений в Генеральный план Грузинского сельского поселения») в части включения в границы населенного пункта лесных участков,
у с т а н о в и л:
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) (далее - Агентство) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области (далее – Совет депутатов), Администрации Грузинского сельского поселения Чудовского муниципального района Новгородской области о признании недействующим в части решения Совета депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области от 09 февраля 2012 года №81 «Об утверждении Генерального плана Грузинского сельского поселения» (в редакциях решений Совета депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области от 23 апреля 2014 года №213 «О внесении изменений и дополнений в Генеральный план Грузинского сельского поселения», от 17 октября 2017 года №111 «О внесении изменений в Генеральный план Грузинского сельского поселения») – (далее – Генеральный план) в части включения в границы населенных пунктов Грузинского сельского поселения лесных участков в кварталах (выделах): н.п. Беглово – части кварталов 215, 216 Оскуйского участкового лесничества; дер. Березеево – часть квартала 181 Грузинского участкового лесничества; н.п. Большая Отока – часть квартала 193 Оскуйского участкового лесничества; н.п. Велья – части кварталов 222, 223 Лезненского участкового лесничества; дер. Гладь – части кварталов 36, 56, 184 Грузинского участкового лесничества; с. Грузино – части кварталов 62, 63, 179 Грузинского участкового лесничества; н.п. Дерева – часть квартала 219 Оскуйского участкового лесничества; ж/д ст. Дубцы – часть квартала 152 Селищенского участкового лесничества; дер. Ефремово - часть квартала 152 Селищенского участкового лесничества; пос. Краснофарфорный – часть квартала 101 Чудовского участкового лесничества; дер. Мелехово – часть квартала 99 Грузинского участкового лесничества; н.п. Мелеховская – часть квартала 231 Оскуйского участкового лесничества; н.п. Облучье части кварталов 180, 181, 184 Оскуйского участкового лесничества; дер. Переход – часть квартала 180 Грузинского участкового лесничества; с. Оскуй – части кварталов 50, 52, 187, 189 Оскуйского участкового лесничества; н.п. Покровское – часть квартала 178 Оскуйского участкового лесничества; н.п. Рогачи – части кварталов 111, 211 Оскуйского участкового лесничества; н.п. Серебряницы – часть квартала 183 Оскуйского участкового лесничества; дер. Суворовка – часть квартала 190 Грузинского участкового лесничества; н.п. Филиппово – часть квартала 213 Оскуйского участкового лесничества; н.п. Черницы – части кварталов 224, 229 Лезненского участкового лесничества; н.п. Шарья – части кварталов 78, 189 Оскуйского участкового лесничества Чудовского лесничества Новгородской области. В обоснование административного иска указано, что находящиеся в федеральной собственности перечисленные лесные участки включены в границы населенного пункта с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) и Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон №172-ФЗ) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, в результате чего Рослесхоз лишен возможности по реализации предоставленных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе, предусмотренных пунктом 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736.
Судом к участию в деле привлечены: в качестве административного ответчика – Глава Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области <...>, в качестве заинтересованного лица – Администрация Чудовского муниципального района Новгородской области.
В судебном заседании представитель Рослесхоза <...> требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске и дополнениях к нему.
Представитель Совета депутатов Грузинского сельского поселения, Администрации Грузинского сельского поселения, Глава Грузинского сельского поселения <...> требования не признала, пояснила, что оспариваемый в части нормативный акт принят Советом депутатов с соблюдением процедуры принятия: в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления, нормативный акт опубликован в средствах массовой информации, размещен на официальном сайте Администрации поселения в сети «Интернет» и в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП), проект Генерального плана согласован, в том числе Администрацией (Правительством) Новгородской области.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области <...> поддержала административный иск, полагая обоснованными доводы Рослесхоза.
Представитель заинтересованного лица Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 5 статьи 213 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля П.Н.А., исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения и консультации специалистов К.Г.В., А.М.С., М.Л.В., заслушав заключение прокурора, полагавшего требования Рослесхоза обоснованными, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакциях, действовавших на дату принятия решения об утверждении Генерального плана и внесения в него изменений) утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Как установлено в судебном заседании, решение Совета депутатов Грузинского сельского поселения от 09 февраля 2012 года №81 «Об утверждении Генерального плана Грузинского сельского поселения» (в редакциях решений Совета депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области от 23 апреля 2014 года №213, от 17 октября 2017 года №111) принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ, пункту 1 статьи 8 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 ГрК РФ, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
В период подготовки Генерального плана действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, регламентированный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Положение о согласовании).
Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 Положения о согласовании, в редакции, действовавшей в период подготовки Генерального плана, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40).
Как следует из пунктов 4, 6, Положения о согласовании, Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) было наделено организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Минрегион России хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования, министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, действовавшего в период подготовки оспариваемого нормативного правового акта, Рослесхоз являлся федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О).
На основании изложенного можно сделать вывод, что отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия Генерального плана.
Согласно результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, входящих в муниципальное образование Грузинское сельское поселение, определенных основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы н.п. Беглово, дер. Березеево, н.п. Большая Отока, н.п. Велья, дер. Гладь, с. Грузино, н.п. Дерева, ж/д ст. Дубцы, дер. Ефремово, пос. Краснофарфорный, дер. Мелехово, н.п. Мелеховская, н.п. Облучье, дер. Переход, с. Оскуй, н.п. Покровское, н.п. Рогачи, н.п. Серебряницы, дер. Суворовка, н.п. Филиппово, н.п. Черницы, н.п. Шарья Чудовского района Новгородской области лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда, а именно:
- в границы н.п. Беглово – части кварталов 215, 216 Оскуйского участкового лесничества лесных участков общей площадью 3 514 кв.м.;
- в границы дер. Березеево – часть квартала 181 Грузинского участкового лесничества лесных участков общей площадью 9 356 кв.м.;
- в границы н.п. Большая Отока – часть квартала 193 Оскуйского участкового лесничества лесных участков общей площадью 3 567 кв.м.;
- в границы н.п. Велья – части кварталов 222, 223 Лезненского участкового лесничества лесных участков общей площадью 69 876 кв.м.;
- в границы дер. Гладь – части кварталов 36, 56, 184 Грузинского участкового лесничества лесных участков общей площадью 37 276 кв.м.;
- в границы с. Грузино – части кварталов 62, 63, 179 Грузинского участкового лесничества лесных участков общей площадью 695 100 кв.м.;
- в границы н.п. Дерева – часть квартала 219 Оскуйского участкового лесничества лесных участков общей площадью 17 756 кв.м.;
- в границы ж/д ст. Дубцы – часть квартала 152 Селищенского участкового лесничества лесных участков общей площадью 4 667 кв.м.;
- в границы дер. Ефремово - часть квартала 152 Селищенского участкового лесничества лесных участков общей площадью 20 005 кв.м.;;
- в границы пос. Краснофарфорный – часть квартала 101 Чудовского участкового лесничества лесных участков общей площадью 114 595 кв.м.;
- в границы дер. Мелехово – часть квартала 99 Грузинского участкового лесничества лесных участков общей площадью 6 675 кв.м.;
- в границы н.п. Мелеховская – часть квартала 231 Оскуйского участкового лесничества лесных участков общей площадью 23 622 кв.м.;
- в границы н.п. Облучье части кварталов 180, 181, 184 Оскуйского участкового лесничества лесных участков общей площадью 164 940 кв.м.;
- в границы дер. Переход – часть квартала 180 Грузинского участкового лесничества лесных участков общей площадью 33 369 кв.м.;
- в границы с. Оскуй – части кварталов 50, 52, 187, 189 Оскуйского участкового лесничества лесных участков общей площадью 197 361 кв.м.;
- в границы н.п. Покровское – часть квартала 178 Оскуйского участкового лесничества лесных участков общей площадью 8 858 кв.м.;
- в границы н.п. Рогачи – части кварталов 111, 211 Оскуйского участкового лесничества лесных участков общей площадью 1 828 кв.м.;
- в границы н.п. Серебряницы – часть квартала 183 Оскуйского участкового лесничества лесных участков общей площадью 2 325 кв.м.;
- в границы дер. Суворовка – часть квартала 190 Грузинского участкового лесничества лесных участков общей площадью 21 763 кв.м.;
- в границы н.п. Филиппово – часть квартала 213 Оскуйского участкового лесничества лесных участков общей площадью 14 159 кв.м.;
- в границы н.п. Черницы – части кварталов 224, 229 Лезненского участкового лесничества лесных участков общей площадью 409 132 кв.м.;
- в границы н.п. Шарья – части кварталов 78, 189 Оскуйского участкового лесничества лесных участков общей площадью 156 722 кв.м. Чудовского лесничества Новгородской области.
Данное обстоятельство подтверждается выполненными ФГБУ «Рослесинфорг» схемами совмещения рабочих материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, свидетельствами о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда.
В нарушение требований статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана не направлялся на утверждение в Минрегион России, утвержден без согласования с Рослесхозом, что не оспаривалось административными ответчиками.
Согласование проекта Генерального плана смежными муниципальными районами, а также выполнение разработки проекта Генерального плана специалистами ООО «Г...», а также ОАО «И...», ИП <...> не свидетельствует о соблюдении процедуры его согласования, поскольку каждый, кто согласовывал проект Генерального плана действовал в пределах своей компетенции, которая не включает в себя полномочия по согласованию проектов генеральных планов, в случае если этими проектами предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда. При этом, указанные административным ответчиком специалисты при разработке проекта Генерального плана не использовали сведения из Государственного лесного реестра.
Доводы возражений административного ответчика о пропуске срока исковой давности при подаче административного искового заявления являются несостоятельными, поскольку согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах при подготовке проекта Генерального плана Грузинского сельского поселения не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, частичное наложение границ земель населенных пунктов и находящихся в федеральной собственности лесных участков.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные Рослесхозом административные исковые требования и признать недействующим решение Совета депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области от 09 февраля 2012 года №81 «Об утверждении Генерального плана Грузинского сельского поселения» (в редакциях решений Совета депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области от 23 апреля 2014 года №213, от 17 октября 2017 года №111) в оспариваемой части.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что положения Генерального плана применялись и на их основании реализовывались права граждан и юридических лиц, в связи с чем считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Совет депутатов следует возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в бюллетене «Официальный вестник Угловского городского поселения».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области, Администрации Грузинского сельского поселения Чудовского муниципального района Новгородской области, Главе Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области о признании недействующим решения Совета депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области от 09 февраля 2012 года №81 «Об утверждении Генерального плана Грузинского сельского поселения» (в редакциях решений Совета депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области от 23 апреля 2014 года №213 «О внесении изменений и дополнений в Генеральный план Грузинского сельского поселения», от 17 октября 2017 года №111 «О внесении изменений в Генеральный план Грузинского сельского поселения») в части включения в границы населенных пунктов лесных участков – удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области от 09 февраля 2012 года №81 «Об утверждении Генерального плана Грузинского сельского поселения» (в редакциях решений Совета депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области от 23 апреля 2014 года №213 «О внесении изменений и дополнений в Генеральный план Грузинского сельского поселения», от 17 октября 2017 года №111 «О внесении изменений в Генеральный план Грузинского сельского поселения») в части включения в границы населенных пунктов, входящих в состав Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно:
н.п. Беглово – части кварталов 215, 216 Оскуйского участкового лесничества общей площадью 3 514 кв.м.;
дер. Березеево – часть квартала 181 Грузинского участкового лесничества общей площадью 9 356 кв.м.;
н.п. Большая Отока – часть квартала 193 Оскуйского участкового лесничества общей площадью 3 567 кв.м.;
н.п. Велья – части кварталов 222, 223 Лезненского участкового лесничества общей площадью 69 876 кв.м.;
дер. Гладь – части кварталов 36, 56, 184 Грузинского участкового лесничества общей площадью 37 276 кв.м.;
с. Грузино – части кварталов 62, 63, 179 Грузинского участкового лесничества общей площадью 695 100 кв.м.;
н.п. Дерева – часть квартала 219 Оскуйского участкового лесничества общей площадью 17 756 кв.м.;
ж/д ст. Дубцы – часть квартала 152 Селищенского участкового лесничества общей площадью 4 667 кв.м.;
дер. Ефремово - часть квартала 152 Селищенского участкового лесничества общей площадью 20 005 кв.м.;;
пос. Краснофарфорный – часть квартала 101 Чудовского участкового лесничества общей площадью 114 595 кв.м.;
дер. Мелехово – часть квартала 99 Грузинского участкового лесничества общей площадью 6 675 кв.м.;
н.п. Мелеховская – часть квартала 231 Оскуйского участкового лесничества общей площадью 23 622 кв.м.;
н.п. Облучье части кварталов 180, 181, 184 Оскуйского участкового лесничества общей площадью 164 940 кв.м.;
дер. Переход – часть квартала 180 Грузинского участкового лесничества общей площадью 33 369 кв.м.;
с. Оскуй – части кварталов 50, 52, 187, 189 Оскуйского участкового лесничества общей площадью 197 361 кв.м.;
н.п. Покровское – часть квартала 178 Оскуйского участкового лесничества общей площадью 8 858 кв.м.;
н.п. Рогачи – части кварталов 111, 211 Оскуйского участкового лесничества общей площадью 1 828 кв.м.;
н.п. Серебряницы – часть квартала 183 Оскуйского участкового лесничества общей площадью 2 325 кв.м.;
дер. Суворовка – часть квартала 190 Грузинского участкового лесничества общей площадью 21 763 кв.м.;
н.п. Филиппово – часть квартала 213 Оскуйского участкового лесничества общей площадью 14 159 кв.м.;
н.п. Черницы – части кварталов 224, 229 Лезненского участкового лесничества общей площадью 409 132 кв.м.;
н.п. Шарья – части кварталов 78, 189 Оскуйского участкового лесничества общей площадью 156 722 кв.м. Чудовского лесничества Новгородской области.
Обязать Совет депутатов Грузинского сельского поселения Чудовского района Новгородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в бюллетене «Официальный вестник Грузинского сельского поселения».
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 19 июня 2020 года.
Председательствующий Ю.П. Константинова