Дело №03а-39/2022
УИД 53OS0000-01-2022-000048-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2022 года Новгородский областной суд в составе председательствующего судьи Комаровской Е.И.
при секретаре Лютовой Л.С.
с участием прокурора Жуковой Е.С.
административного истца Михеевой Н.В., ее представителя Макаревич И.П., представителя административного ответчика Администрации Ракомского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области Фориковой М.Б., представителя заинтересованного лица Правительства Новгородской области Шичкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Михеевой Н.В. к Администрации Ракомского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области, Совету депутатов Ракомского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области, Главе Ракомского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области и председателю Совета депутатов Ракомского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области Ивановой Г.И. о признании недействующим решения Совета депутатов Ракомского сельского поселения от 30 декабря 2014 года №41 «Об утверждении Генерального плана Ракомского сельского поселения» в части не включения в границы населенного пункта деревни Васильевское земельного участка с кадастровым номером <...>,
установил:
Областным законом Новгородской области от 17 января 2005 года №400-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории Новгородского муниципального района, наделении их статусом городских и сельских поселений, определении административных центров и перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений» установлены границы территорий муниципальных образований, входящих в состав территории Новгородского муниципального района.
Согласно статьям 2, 3, 4 данного Областного закона муниципальное образование Ракомское, входящее в состав Новгородского муниципального района, наделено статусом сельского поселения с административным центром в деревне Старое Ракомо, определен состав территории муниципального образования Ракомского сельского поселения, в который входят следующие населенные пункты: деревня Береговые Морины, деревня Васильевское, деревня Георгий, деревня Горные Морины, деревня Желкун, деревня Здринога, деревня Ильмень, деревня Козынево, деревня Лукинщина, деревня Медвежья Голова, деревня Милославское, деревня Моисеевичи, деревня Неронов Бор, деревня Нехотилово, деревня Новое Ракомо, деревня Ондвор, деревня Песчаное, деревня Радбелик, деревня Ращеп, деревня Сапунов Бор, деревня Старое Ракомо, деревня Три Отрока, деревня Троица, деревня Хотяж, деревня Юрьево.
Приложением 16 данного Областного закона утверждено описание границ муниципального образования Ракомского сельского поселения.
Решением Совета депутатов Ракомского сельского поселения Новгородского района Новгородской области от 20 сентября 2012 года №22 утверждены Правила землепользования и застройки Ракомского сельского поселения» (далее – Правила землепользования и застройки поселения, Правила).
Решением Совета депутатов Ракомского сельского поселения Новгородского района Новгородской области от 26 августа 2014 года №28 в вышеуказанные Правила землепользования и застройки поселения в целях приведения их в соответствии с Генеральным планом Ракомского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Ракомского сельского поселения от 14 декабря 2011 года №33 (в редакции решений от 26 апреля 2013 года №16, от 1 августа 2013 года №28), внесены изменения, касающиеся изменения границ населенных пунктов, включая деревню Васильевское, путем включения в границы населенных пунктов ряда земельных участков с установлением зоны – для ведения личного подсобного хозяйства.
Решением Совета депутатов Ракомского сельского поселения Новгородского района Новгородской области (далее – Совет депутатов поселения, Совет) от 30 декабря 2014 года №41 утвержден в новой редакции Генеральный план муниципального образования «Ракомское сельское поселение» (далее – Генеральный план поселения), который официально опубликован в приложении к муниципальной газете Ракомского сельского поселения «Ракомо.рф.» Официальный вестник №30 от 30 декабря 2014 года.
Данным нормативным правовым актом предусмотрено, в числе прочих, включение земельных массивов (земли, собственность на которые не разграничена) в границы населенных пунктов - деревни Медвежья Голова, деревни Радбелик в целях дальнейшего формирования земельных участков и их предоставления лицам, включенным в список граждан, имеющих право на получение земельных участков, и гражданам льготной категории Ракомского сельского поселения и Новгородского муниципального района, а также исключение из границ населенных пунктов - деревни Сапунов Бор, деревни Новое Ракомо, деревни Троица, деревни Нехотилово ряда земельных участков из категории земель населенных пунктов в земли сельскохозяйственного назначения ввиду неиспользования данных земельных участков по их целевому назначению и возможности дальнейшего их использования для сельскохозяйственных целей.
Генеральный план поселения действует в редакции решений Совета депутатов от 25 марта 2016 года, от 25 августа 2017 года №221, от 29 мая 2020 года №490, от 26 февраля 2021 года №584, от 25 февраля 2022 года №714.
Михеева Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Администрации Ракомского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области (далее – Администрация поселения), Совету депутатов поселения, Главе сельского поселения Ивановой Галине Ивановне о признании недействующим решения Совета депутатов поселения от 30 декабря 2014 года №41 «Об утверждении Генерального плана Ракомского сельского поселения», а также Правил землепользования и застройки поселения от 20 сентября 2012 года №22, в редакции от 26 августа 2014 года №28, в части не включения в границы населенного пункта деревни Васильевское земельного участка с кадастровым номером <...>, собственником которого она является.
В обоснование заявленных требований Михеева Н.В. указала, что проектом Генерального плана поселения, утвержденным постановлением Администрации поселения от 28 июля 2014 года №124, было предусмотрено включение в границы населенного пункта деревни Васильевское принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером <...>. Проект прошел публичные слушания, однако с учетом возражений Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области в согласовании проекта Генерального плана поселения Правительством Новгородской области отказано, несмотря на отсутствие к тому предусмотренных законом оснований, без учета того, что указанный земельный участок фактически находится в пределах территории деревни Васильевское. При рассмотрении согласительной комиссией представленных на проект Генерального плана поселения возражений принято решение об отказе во включении земельного участка с кадастровым номером <...> в границы населенного пункта Васильевское, в связи с чем при утверждении Советом депутатов поселения 30 декабря 2014 года Генерального плана поселения данный земельный участок не вошел в состав территории населенного пункта деревни Васильевское.
Административный истец считает, что заключение Правительства Новгородской области, основанное на заключении Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области, об отказе в согласовании проекта Генерального плана поселения является необоснованным, противоречащим требованиям статей 4, 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 84 Земельного кодекса Российской Федерации, что не было учтено согласительной комиссией при рассмотрении представленных на проект возражений и в дальнейшем повлекло принятие Советом депутатов поселения Генерального плана поселения, не соответствующего вышеуказанным нормативным правовым актам.
Судом к участию в административном деле привлечены для дачи заключения прокурор, в качестве административного ответчика - председатель Совета депутатов поселения Иванова Г.И., в качестве заинтересованного лица – Министерство сельского хозяйства Новгородской области (ранее – Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области).
Определением суда от 30 сентября 2022 года производство по административному делу в части заявленных Михеевой Н.В. требований о признании недействующим решения Совета депутатов поселения от 20 сентября 2012 года №22 (в редакции решения от 26 августа 2014 года №28) в оспариваемой части прекращено в связи с отказом административного истца от иска и принятием его судом.
В судебном заседании административный истец Михеева Н.В., ее представитель Макаревич И.П. административный иск о признании недействующим в части Генерального плана поселения (в новой редакции) поддержали по основаниям, изложенным в административном иске, дополнениях (уточнениях) к нему.
Представитель административного ответчика Администрации поселения Форикова М.Б. административный иск Михеевой Н.В. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта требованиям федерального законодательства в сфере градостроительной деятельности, земельных отношений.
Представитель заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Шичкина К.В. вопрос об обоснованности заявленных Михеевой Н.В. требований оставила на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Совета депутатов поселения, административный ответчик - председатель Совета депутатов поселения и Глава поселения Иванова Г.И., заинтересованное лицо – Глава Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области Шахов О.И., представитель заинтересованного лица Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области (далее – Администрация района) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Административным ответчиком Ивановой Г.И., представителем заинтересованного лица Администрацией района представлены письменные возражения относительно заявленных Михеевой Н.В. требований ввиду их необоснованности.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика Администрации поселения, представителя заинтересованного лица Правительства Новгородской области, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Жуковой Е.С., полагавшей иск Михеевой Н.В. необоснованным, суд находит административное исковое заявление Михеевой Н.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 15 статьи 24, пункта 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что Михеева Н.В. на основании договора купли-продажи от 31 июля 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь <...> кв.м., расположенного по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Ракомское сельское поселение.
Также установлено, что Михеева Н.В. на праве собственности имеет земельный участок, категории земель - для ведения личного подсобного хозяйства и возведенный на нем жилой дом, расположенные в границах населенного пункта деревни Хотяж, также входящей в состав Ракомского сельского поселения Новгородского района Новгородской области.
Таким образом, Михеева Н.В. является субъектом правоотношений, которые регулируются Генеральным планом поселения, следовательно, в силу части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным иском о его оспаривании, полагая, что данным нормативным правовым актом нарушены ее права и законные интересы.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия Генерального плана, утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселения относилось к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 18 ГрК РФ к числу документов территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы поселений.
Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, осуществляется в границах таких поселений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Подготовка и утверждение генерального плана поселения осуществляется в соответствии со статьей 24 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части нормативного акта), предусматривающей:
принятие главой местной администрации поселения решения о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений;
подготовку проекта генерального плана в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц;
рассмотрение проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ;
направление главой местной администрации поселения в представительный орган местного самоуправления поселения проекта генерального плана с протоколами публичных слушаний по проекту генерального плана и заключением по результатам таких публичных слушаний;
принятие представительным органом местного самоуправления поселения решения об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии со статьями 24, 9 и 25 ГрК РФ.
Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Генеральный план поселения подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения в сети «Интернет» (часть 13 статьи 24 ГрК РФ).
В соответствии со статьями 18, 19 Устава поселения, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, Совет депутатов поселения является представительным органом муниципального образования и к его полномочиям относилось утверждение генерального плана поселения.
Согласно статье 20 Устава поселения Совет депутатов поселения в рамках своих полномочий принимает решения и иные правовые акты. Нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов поселения, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение десяти дней.
Решение Совета депутатов поселения вступают в силу после его подписания Главой поселения, если самим решением не установлен иной срок вступления в силу.
Муниципальные правовые акты подлежат опубликованию (обнародованию) в газете «Ракомо.рф.Официальный вестник» в течение 7 дней со дня их подписания.
Следовательно, утверждая Генеральный план, Совет депутатов поселения действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Требования, предъявляемые законодательством к форме, правилам введения в действие, в том числе порядку официального опубликования и вступления в силу, при принятии и утверждении названного нормативного правового акта соблюдены, что не оспаривалось административным истцом.
Проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт поселения на предмет соблюдения процедуры его принятия, суд, несмотря на приводимые административным истцом доводы, оснований полагать, что процедура оспариваемого в части нормативного правового акта была нарушена, не находит.
Согласно части 3 статьи 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую» (далее также Федеральный закон №172-ФЗ), пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона №172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, то названный проект подлежит обязательному согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение (пункт 2 части 2 статьи 24 ГрК РФ).
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае не поступления в установленный срок главе поселения заключения на проект генерального плана данный проект считается согласованным с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 50 Устава Новгородской области Правительство Новгородской области является постоянно действующим коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти Новгородской области.
Постановления и распоряжения Правительства Новгородской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Новгородской области (статья 51 Устава Новгородской области).
Как установлено из представленных в материалы дела документов, постановлением Администрации поселения от 23 июля 2014 года №122 принято решение подготовить проект Генерального плана поселения в новой редакции, включив в него предложения граждан, предложения Новгородского муниципального района, которое опубликовано в муниципальной газете Ракомского сельского поселения - «Ракомо.рф.Официальный вестник» от 24 июля 2014 года №15.
Постановлением Администрации поселения от 28 июля 2014 года №124 «Об опубликовании проекта Генерального плана Ракомского сельского поселения в новой редакции» постановлено опубликовать в газете «Ракомо.рф Официальный вестник», разместить в ФГИС ТП, на официальном сайте Администрации поселения в сети «Интернет», на официальном сайте Администрации Новгородского муниципального района проект Генерального плана поселения в новой редакции и материалы по его обоснованию, которое опубликовано в газете «Ракомо.рф Официальный вестник» №16 от 1 августа 2014 года.
Проектом Генерального плана поселения в числе прочих изменений было предусмотрено изменение границ населенного пункта деревни Васильевское путем включения в границу данного населенного пункта земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., с установлением функциональной зоны - для ведения личного подсобного хозяйства.
Также проектом Генерального плана были предусмотрены и другие земельные участки, планируемые к включению в границы населенных пунктов – деревни Горные Морины, деревни Милославское, деревни Хотяж, деревни Медвежья Голова, деревни Неронов Бор, деревни Радбелик, общей площадью 531 677 кв.м., с установлением функциональной зоны – для ведения личного подсобного хозяйства. Включение земельных участков в границы населенных пунктов деревни Медвежья Голова и деревни Радбелик предлагалось в целях дальнейшего формирования земельных участков и их предоставления гражданам льготной категории Ракомского сельского поселения и Новгородского муниципального района.
Постановлением Администрации поселения от 6 октября 2014 года №213 назначены публичные слушания по проекту Генерального плана поселения, в том числе в деревне Васильевское – на 27 октября 2014 года в 10 часов 00 минут у церкви Василия Великого, опубликованном в газете «Ракомо. рф. Официальный вестник» №22 от 6 октября 2014 года.
В этом же постановлении назначено ответственное лицо за проведение публичных слушаний и указана информация, где можно предварительно ознакомиться с информацией по обсуждаемым вопросам.
Нарушений порядка организации и проведения публичных слушаний, исходя из представленных суду документов, в ходе рассмотрения дела не установлено.
По результатам проведения публичных слушаний они признаны состоявшимися, вынесено заключение, в соответствии с которым рекомендовано согласовать проект Генерального плана поселения в новой редакции с учетом всех поступивших предложений.
Заключение по итогам публичных слушаний по проекту Генерального плана поселения опубликовано в газете «Ракомо. рф. Официальный вестник» №22 от 6 октября 2014 года.
Также установлено, что 28 июля 2014 года, а затем 31 июля 2014 года (в связи с допущенной технической ошибкой в ранее размещенном проекте территориального планирования) Администрацией поселения в адрес Правительства Новгородской области направлено уведомление об обеспечении доступа к проекту Генерального плана поселения в новой редакции и материалы по его обоснованию, размещенные в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, для согласования (получено Правительством Новгородской области 29 июля 2014 года и 1 августа 2014 года, соответственно).
Согласно пункту 3.1.34 Положения о Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации области от 11 апреля 2008 года №129 (в редакции от 13 июля 2011 года №313, от 26 апреля 2013 года №224) департамент участвует в рассмотрении проектов документов территориального планирования муниципальных образований области и подготовке по ним заключений в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории области.
В ходе проводимых мероприятий по согласованию проекта Генерального плана поселения Правительством Новгородской области от Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области получены возражения от 15 сентября 2014 года в части предусмотренного проектом Генерального плана включения в границы населенных пунктов земель сельскохозяйственного назначения ввиду значительного расхождения объемов земель сельскохозяйственного назначения, указанных в проекте Генерального плана по состоянию на 2014 год - 3 830,99 га по сравнению с данными Генерального плана поселения на 2013 год - 7 017,0 га, а также объема планируемого уменьшения земель сельскохозяйственного назначения на расчетный период - 2031 год, указанного в Генеральном плане (2013 год) - 6 674,38 га и 3 726,08 га, указанного в проекте Генерального плана (2014 год). Также в заключении указано, что согласно имеющимся в проекте сведениям численность населения деревни Васильевское, Неронов Бор, Хотяж, в настоящее время составляет 1 человек, 68 человек, 55 человек, соответственно, вместе с тем в границы указанных населенных пунктов планируется включить около 45,0 га земель сельскохозяйственного назначения, что с учетом малой численности населения данных деревень является необоснованным.
Распоряжением Правительства Новгородской области от 11 ноября 2014 года №340-рз утверждено заключение об отказе в согласовании проекта Генерального плана поселения по указанным выше основаниям.
Постановлением Администрации поселения от 5 ноября 2014 года №239 в связи с поступившими возражениями на проект Генерального плана была создана согласительная комиссия, заседание которой назначено на 14 ноября 2014 года в 12 часов 00 минут.
При этом то обстоятельство, что созыв Администрацией поселения согласительной комиссии предшествовал даче Правительством Новгородской области заключения об отказе в согласовании проекта Генерального плана поселения, на что указывал административный истец, суд считает не противоречащим части 9 статьи 25 ГрК РФ, учитывая то обстоятельство, что о наличии имеющихся со стороны Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области возражений на проект Генерального плана, принятых Правительством Новгородской области при подготовке заключения на проект, поселению стало известно 16 сентября 2014 года.
Поскольку законом не предусмотрена обязанность опубликования результатов заседания согласительной комиссии, довод административного истца о нарушении процедуры принятия проекта Генерального плана поселения, выразившимся в не доведении до сведения населения поселения информации о принятом согласительной комиссией решении, суд находит несостоятельным.
По результатам заседания, состоявшегося 14 ноября 2014 года, согласительной комиссией принято решение не включать предусмотренные проектом Генерального плана земельные участки в границы населенных пунктов деревни Васильевское, деревни Хотяж, деревни Неронов Бор, деревни Горные Морины и деревни Милославское.
Постановлением Администрации поселения от 26 декабря 2014 года №307 постановлено направить проект Генерального плана в Совет депутатов поселения (опубликовано в газете «Ракомо.рф.Официальный вестник» №29 от 26 декабря 2014 года).
Решением Совета депутатов поселения от 30 декабря 2014 года №41 Генеральный план поселения утвержден.
Проанализировав представленные документы и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о соблюдении процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта.
Ссылаясь на несоблюдение процедуры принятия Генерального плана поселения, административный истец указал на несогласие с отрицательным заключением Правительства Новгородской области на проект Генерального плана, полагая его немотивированным и противоречащим статьям 4, 7 Федерального закона №172-ФЗ, а также на приоритет результатов публичных слушаний над решением согласительной комиссии.
Данные доводы суд находит ошибочными, исходя из следующего.
Как следует из письма Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области от 15 сентября 2014 года, а также заключения Правительства Новгородской области на проект Генерального плана поселения от 11 ноября 2014 года, содержащиеся в них возражения на проект имеют обоснование. Кроме того, обстоятельства, послужившие основанием для отказа в согласовании проекта Генерального плана поселения, подтверждаются исследованным в судебном заседании проектом Генерального плана поселения, протоколом согласительной комиссии от 14 ноября 2014 года, из которого следует, что на заседании согласительной комиссии представитель Администрации поселения не смог объяснить причины расхождения указанных в письме Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области показателей объема сельскохозяйственных площадей, а также необходимости с учетом имеющейся численности населения увеличения территории поселения за счет уменьшения объема земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем согласительной комиссией было принято решение не включать земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения в состав населенных пунктов деревни Васильевское, деревни Неронов Бор, общей площадью 376 529 кв.м., а также земельные участки, находящиеся в собственности, аренде, на ином вещном праве у физических лиц, предлагаемые проектом к включению в границы населенных пунктов деревни Горные Морины и деревни Милославское.
Таким образом, заключение об отказе в согласовании проекта Генерального плана, вопреки доводам административного истца, является мотивированным, учитывая также то, что конкретных требований, предъявляемых к форме и содержанию заключений, действовавшее на момент принятия оспариваемого в части нормативного акта законодательство, а также действующее в настоящее время законодательство, не содержат.
Предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона №172-ФЗ возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию при установлении или изменении черты населенных пунктов не предполагает безусловности такого перевода, принимая во внимание установленные статьей 25 ГрК РФ особенности согласования проекта генерального плана поселения в таких случаях с уполномоченным органом исполнительной власти, что в данном случае Администрацией поселения было сделано путем согласования проекта Генерального плана поселения с Правительством Новгородской области, представившего на проект отрицательное заключение.
То обстоятельство, что это заключение было дано Правительством Новгородской области за пределами установленного частью 7 статьи 25 ГрК РФ трехмесячного срока, не свидетельствует о существенном характере нарушения, влекущем признание оспариваемого акта недействующим, принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, свидетельствующие о том, что поселение в сентябре 2014 года уже располагало информацией о наличии возражений на проект Генерального плана со стороны Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области, что явилось основанием для созыва Администрацией поселения согласительной комиссии.
Приводимые административным истцом доводы относительно приоритета результатов публичных слушаний над заключением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании закона.
Проведение публичных слушаний по проекту генерального плана и согласование проекта генерального плана с высшим органом исполнительной власти в случаях, установленных статьей 25 ГрК РФ, являются самостоятельными, не зависимыми друг от друга, мероприятиями, проводимыми в рамках подготовки и утверждения генерального плана поселения, что следует из целей и значимости этих мероприятий при утверждении документов территориального планирвоания.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года №931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
При этом целью согласования проекта нормативного правового акта с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации является проверка данным органом соответствия положений проекта нормативного правового акта действующему в этой сфере федеральному законодательству.
Отсюда следует, что результаты публичных слушаний, не могут иметь приоритет над заключением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, однако должны учитываться при принятии документов территориального планирования, что применительно к настоящему административному спору поселением было сделано.
Иные приводимые административным истцом доводы, в частности, о несоответствии Генерального плана поселения требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ (пункт 6), несостоятельны, так как данная норма определяет требования к образуемым или измененным земельным участкам, а не к установлению или изменению границ населенных пунктов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт по своему содержанию соответствует вышеприведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Заявляя требование о признании недействующим Генерального плана поселения в части не включения в границы населенного пункта – деревни Васильевское принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <...>, Михеева Н.М. указала на нарушение ее прав, выразившихся в отказе Администрации поселения и Администрации Новгородского муниципального района во внесении изменений в Генеральный план поселения в части изменения функциональной зоны этого земельного участка – для сельскохозяйственного использования на зону застройки индивидуальными жилыми домами Между тем, проверка судом законности применения на практике оспариваемых нормативных правовых актов и (или) их отдельных положений в отношении конкретных лиц (административных истцов, заинтересованных лиц), не входит в предмет доказывания по административным делам, рассматриваемым судами в соответствии с главой 21 КАС РФ в порядке абстрактного нормоконтроля.
Таким образом, суд не находит оснований для признания недействующим в части решения Совета депутатов поселения от 30 декабря 2014 года №41 об утверждении Генерального плана поселения, в связи с чем требования Михеевой Н.В. подлежат оставлению без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Михеевой Н.В. к Администрации Ракомского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области, Совету депутатов Ракомского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области, Главе Ракомского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области и председателю Совета депутатов Ракомского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области Ивановой Г.И. о признании недействующим решения Совета депутатов Ракомского сельского поселения от 30 декабря 2014 года №41 «Об утверждении Генерального плана Ракомского сельского поселения» в части не включения в границы населенного пункта деревни Васильевское земельного участка с кадастровым номером <...> отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 1 ноября 2022 года
Председательствующий Е.И. Комаровская