Дело № 03а-76/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2020 года г. Великий Новгород
Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Алещенковой И.А.,
при секретаре Гроцер Н.А.,
с участием представителя Думы Старорусского муниципального района Новгородской области и Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области Попужаевой Т.Н.,
а также прокурора СМВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Думе Старорусского муниципального района Новгородской области, Администрации Старорусского муниципального района, Главе Старорусского муниципального района Новгородской области РАР о признании недействующим в части решения Думы Старорусского муниципального района Новгородской области от 20 февраля 2015 года № 447 «О внесении изменений в Генеральный план Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области» в части включения в границы населенных пунктов лесных участков из состава земель лесного фонда,
у с т а н о в и л:
Муниципальное образование Взвадское сельское поселение, входящее в состав территории Старорусского муниципального района Новгородской области, Областным законом Новгородской области от 27 декабря 2004 года № 353-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории Старорусского муниципального района, наделении их статусом городского и сельских поселений, определении административных центров и перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений» наделено статусом сельского поселения (статья 2).
В состав территории муниципального образования Взвадского сельского поселения входят следующие населенные пункты: <...> (часть 3 статьи 3-1 вышеуказанного Областного закона).
Решением Думы Старорусского муниципального района от 20 февраля 2015 года № 447 «О внесении изменений в Генеральный план Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области» внесены изменения в Генеральный план Взвадского сельского поселения путем изложения его в новой редакции.
Генеральный план содержит текстовую часть (положение о территориальном планировании, том 1, материалы по обоснованию проекта, том 2) и графическую часть в виде карты границ населенных пунктов поселения, карты функциональных зон поселения, карты планируемого размещения объектов местного значения поселения, карты зон с особыми режимами использования территорий и объектов культурного наследия, карты территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Думе Старорусского муниципального района Новгородской области (далее также Дума) о признании недействующим решения Думы Старорусского муниципального района Новгородской области от 20 февраля 2015 года № 447 «О внесении изменений в Генеральный план Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области» (далее Генеральный план) в части включения в границы населенных пунктов Взвадского сельского поселения лесных участков из состава земель лесного фонда в кварталах (выделах): <...>.
В обоснование административного иска указано, что находящиеся в федеральной собственности перечисленные лесные участки включены в границы населенных пунктов поселения с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и пункта 2.1 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69.
Оспариваемым актом в нарушение положений статей 8, 83 и 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статей 8 и 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ), пунктов 1, 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, в результате чего Рослесхоз лишен возможности реализации предоставленных ему полномочий в области лесных отношений и на него незаконно возложены обязанности.
Определением от 16 июня 2020 года к участию в административном деле в качестве административных ответчиков привлечены Администрация Старорусского муниципального района и Глава Старорусского муниципального района Новгородской области РАР
Представители Рослесхоза, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, Администрации Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области, Глава Старорусского муниципального района Новгородской области РАР в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителей Рослесхоза, Администрации Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области и Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 213 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В отзыве на административное исковое заявление Администрация Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области с заявленными административными исковыми требованиями согласилась.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области в письменном отзыве заявленные Рослесхозом административные исковые требования полагало обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель Думы Старорусского муниципального района Новгородской области и Администрации Старорусского муниципального района ПТН заявленные исковые требования не признала, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Думой с соблюдением необходимой процедуры и в пределах предоставленных полномочий, нормативный акт опубликован в средствах массовой информации, размещен на официальном сайте Думы в сети «Интернет» и в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП). Разработку проекта Генерального плана осуществляла Администрация Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области, которая не оспаривает отсутствие необходимого согласования с Рослесхозом. Ввиду изменений в законодательстве и передачи полномочий подготовленный проект Генерального плана был направлен на рассмотрение Думы и ею принят.
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, заключение прокурора, полагавшего требования Рослесхоза обоснованными, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакциях, действовавших на дату принятия решения о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план) утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2015 года полномочие по утверждению генерального плана поселения перешло к Администрации Старорусского муниципального района.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Как установлено в судебном заседании, решение Думы Старорусского муниципального района Новгородской области от 20 февраля 2015 года № 447 «О внесении изменений в Генеральный план Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области» принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям Рослесхозом не оспаривается.
Пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ, пункту 1 статьи 8 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В силу части 7 статьи 9 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.
Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа (часть 8 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 18 ГрК РФ порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Думы) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, действовавший на дату подготовки и принятия проекта изменений в Генеральный план Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок согласования).
Подпунктом «а» пункта 2.1 названного Порядка согласования предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее Министерство) в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ.
В силу пункта 2.2 Порядка согласования Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
Согласно пункту 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» Рослесхоз осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (пункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3).
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 238-О-О).
Отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия Генерального плана.
Согласно результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, входящих в муниципальное образование Взвадское сельское поселение, определенных основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы <...> Взвадского сельского поселения Старорусского района Новгородской области лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда, а именно:
- в границы н.<...> – <...>;
- в границы н.<...> – <...>.
Данное обстоятельство подтверждается выполненными ФГБУ «Рослесинфорг» схемами совмещения рабочих материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, свидетельствами о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда и выписками из государственного лесного реестра.
В нарушение требований статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана не направлялся на утверждение в Минрегион России, утвержден без согласования с Рослесхозом, что не оспаривалется административными ответчиками и Администрацией Взвадского сельского поселения Старорусского района Новгородской области.
При таких обстоятельствах при подготовке проекта Генерального плана Взвадского сельского поселения для изложения его в новой редакции не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, частичное наложение границ земель населенных пунктов и находящихся в федеральной собственности лесных участков.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные Рослесхозом административные исковые требования и признать недействующим решение Думы Старорусского муниципального района Новгородской области от 20 февраля 2015 года № 447 «О внесении изменений в Генеральный план Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области» в оспариваемой части.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что положения Генерального плана применялись и на их основании реализовывались права граждан и юридических лиц, в связи с чем считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Думу следует возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в муниципальной газете «Русса-Информ» Старорусского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Думе Старорусского муниципального района Новгородской области, Администрации Старорусского муниципального района, Главе Старорусского муниципального района Новгородской области РАР о признании недействующим в части решения Думы Старорусского муниципального района Новгородской области от 20 февраля 2015 года № 447 «О внесении изменений в Генеральный план Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области» в части включения в границы населенных пунктов лесных участков – удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы Старорусского муниципального района Новгородской области от 20 февраля 2015 года № 447 «О внесении изменений в Генеральный план Взвадского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области» в части включения в границы населенных пунктов, входящих в состав Взвадского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно:
- н.<...> – <...>;
- н.<...> – <...>
Обязать Думу Старорусского муниципального района Новгородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в муниципальной газете «Русса-Информ» Старорусского муниципального района.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с 13 июля 2020 года.
Председательствующий И.А. Алещенкова
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2020 года.
Судья И.А. Алещенкова