ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-48/20 от 11.08.2020 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Дело № 03а-77/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2020 года г. Великий Новгород

Новгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Алещенковой И.А.,

при секретаре Васильевой Л.М.,

с участием представителя Федерального агентства лесного хозяйства ЗРШ,

Главы Великосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области ХНВ,

представителя Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области НУВ,

специалистов МСА, РВВ,

а также прокурора ССА,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов Великосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Главе Великосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области ХНВ о признании недействующим в части решения Совета депутатов Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области от 26 декабря 2012 года № 136 «Об утверждении Генерального плана Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района» (в редакции решения Совета депутатов Великосельского сельского поселения от 29 апреля 2014 года № 213 «О внесении изменений в Генеральный план Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района») в части включения в границы населенных пунктов лесных участков из состава земель лесного фонда,

установил:

В соответствии с Областным законом Новгородской области от 27 декабря 2004 года 377-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории Старорусского муниципального района, наделении их статусом городского и сельских поселений, определении административных центров и перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений» Великосельское сельское поселение наделено статусом сельского поселения (статья 2).

В состав территории муниципального образования Великосельского сельского поселения входят следующие населенные пункты: деревня Алёксино, деревня Астрилово, деревня Байково, деревня Бараново, деревня Бела, деревня Берёзка, деревня Большие Боры, деревня Большие Горки, деревня Большое Ночково, деревня Бортниково, деревня Великое Село, деревня Выдерка, деревня Высокое, деревня Вячково, деревня Гачки, деревня Голузино, деревня Григорово, деревня Грузово, деревня Дедково, деревня Дедова Лука, деревня Должицы, деревня Дорожкино, деревня Дорохново, деревня Дретено, деревня Дубки, деревня Жежванниково, деревня Жилино, деревня Заболотье, деревня Замошье, деревня Заречье, деревня Зелёная Дубрава, деревня Иловец, деревня Калиново, деревня Караваево, деревня Кобякино, деревня Корчёвка, деревня Косино, деревня Косорово, деревня Кривец, деревня Лучки, деревня Лядинки, деревня Марково, деревня Межник, деревня Месяцево, деревня Нефедьево, деревня Нехотицко, деревня Новая Деревня, деревня Новинки, деревня Острые Луки, деревня Парышево, деревня Пашниково, деревня Переволока, деревня Пестово, деревня Петрухново, деревня Полуково, деревня Пустошка, деревня Речные Котцы, деревня Ручьевые Котцы, деревня Сбышево, деревня Селькава, деревня Сосница, деревня Сотско, деревня Сопки, деревня Старина, деревня Сусолово, деревня Сысоново, деревня Тарлаево, деревня Тулебля, деревня Тургора, деревня Турово, деревня Фларёво, деревня Харино, деревня Харушино, деревня Хилово, деревня Чудиново, деревня Шейкино, деревня Щетинкино, железнодорожная станция Тулебля.

Решением Совета депутатов Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области (далее – Совет депутатов) от 26 декабря 2012 года № 136 «Об утверждении Генерального плана Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района» утвержден Генеральный план Великосельского сельского поселения (далее – Генеральный план), содержащий текстовую часть (положение о территориальном планировании) и картографический материал, определяющий границы Великосельского сельского поселения и входящих в его состав населенных пунктов.

На основании указанного решения разработаны карты (планы) в отношении населенных пунктов Великосельского сельского поселения, содержащие описание границ населенных пунктов и координаты характерных точек установления на местности границ населенных пунктов.

Решением Совета депутатов от 29 апреля 2014 года № 213 «Об утверждении изменений и дополнений в Генеральный план Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района» утверждены изменения и дополнения в Генеральный план путем изложения его в новой редакции.

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных в ходе судебного разбирательства требований) о признании не действующим Генерального плана в части включения в границы населенных пунктов, входящих в состав Великосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно:

- н.п. Астрилово – <...>.;

- н.п. Алексино – <...>;

- н.п. Дорожкино – <...>м;

- н.п. Жилино – <...>;

- п.п. Полуково – <...>.

В обоснование административного иска указано, что находящиеся в федеральной собственности перечисленные лесные участки включены в границы населенных пунктов поселения с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьями 23 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и пункта 2.1 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69.

Оспариваемым актом в нарушение положений статей 8, 83 и 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статей 8 и 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ), пунктов 1, 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, в результате чего Рослесхоз лишен возможности реализации предоставленных ему полномочий в области лесных отношений и на него незаконно возложены обязанности.

Определением от 16 июня 2020 года к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечен Глава Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района ХНВ. и Администрация Старорусского муниципального района - в качестве заинтересованного лица.

Представитель Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о проведении судебного разбирательства в свое отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 213 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного неявившегося участника процесса.

Представитель Рослесхоза ЗРШ заявленные административные исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям.

Глава Великосельского сельского поселения ХНВ не оспаривал обоснованность административных исковых требований в отношении н.<...> и Дорожкино. В части остальных населенных пунктов с административными исковыми требованиями не согласился, поскольку пересечение границ лесного фонда с границами населенных пунктов затрагивает интересы третьих лиц, право собственности которых на земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке. Указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением установленной законом процедуры и формы в пределах установленных полномочий Совета депутатов Великосельского сельского поселения. Не оспаривал тот факт, что проект Генерального плана не направлялся на согласование в Рослесхоз, поскольку подготовкой проекта Генерального плана занималась специализированная организация ООО <...>», которая и должна была осуществлять все необходимые согласования. Оспариваемым Генеральным планом не предусматривалось включение в границы сельского поселения лесных участков.

Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области НУВ поддержала административный иск, полагая обоснованными доводы Рослесхоза.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения и консультации специалистов МСА и РВВ, заслушав заключение прокурора ССА, полагавшего требования Рослесхоза обоснованными, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакциях, действовавших на дату принятия решения об утверждении Генерального плана и внесения в него изменений) утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.

Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).

В судебном заседании установлено, что решение Совета депутатов Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области от 26 декабря 2012 года № 136 «Об утверждении Генерального плана Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района» (в редакции решения Совета депутатов Великосельского сельского поселения от 29 апреля 2014 года № 213) принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ, пункту 1 статьи 8 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 ГрК РФ, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.

Согласно части 3 статьи 18 ГрК РФ порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Советом депутатов) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, действовавший на дату подготовки и принятия Генерального плана Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области и изменений в него, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок согласования).

Подпунктом «а» пункта 2.1 названного Порядка согласования предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее Министерство) в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ.

В силу пункта 2.2 Порядка согласования Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.

Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.

Согласно пункту 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» Рослесхоз осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (пункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3).

Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 238-О-О).

Отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия Генерального плана.

Согласно результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, входящих в муниципальное образование Великосельское сельское поселение, определенных основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы н.п. Астрилово, н.п. Алексино, н.п. Дорожкино, н.п. Жилино, н.п. Полуково Великосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда.

Данное обстоятельство подтверждается выполненными ФГБУ «Рослесинфорг» схемами совмещения рабочих материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, свидетельствами о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, выписками из государственного лесного реестра.

В нарушение требований статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана не направлялся на утверждение в Минрегион России, утвержден без согласования с Рослесхозом, что не оспаривалось в судебном заседании административными ответчиками.

Согласование проекта Генерального плана смежными муниципальными районами, а также выполнение разработки проекта Генерального плана специалистами ООО «География», не свидетельствует о соблюдении процедуры его согласования, поскольку каждый, кто согласовывал проект Генерального плана, действовал в пределах своей компетенции, которая не включает в себя полномочия по согласованию проектов генеральных планов в случае, если этими проектами предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда. При этом, указанные административным ответчиком специалисты при разработке проекта Генерального плана не использовали сведения из Государственного лесного реестра. Случаи, когда проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотрены частью 2 статьи 25 ГрК РФ. Процедура согласования проекта генерального плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не подменяет процедуру согласования, предусмотренную частью 1 вышеуказанной статьи.

Лесные участки, включенные оспариваемым нормативным правовым актом в границы населенных пунктов, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства, относятся к категории земель лесного фонда и в силу закона (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации) являются федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок лесного фонда.

При таких обстоятельствах при подготовке проекта Генерального плана Великосельского сельского поселения не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, частичное наложение границ земель населенных пунктов и находящихся в федеральной собственности лесных участков.

Доводы о нарушении законных прав и интересов третьих лиц, чье право собственности на земельные участки в границах наложения лесных участков и земель населенных пунктов поселения зарегистрировано в установленном законом порядке основанием к отказу в удовлетворении административных исковых требований являться не могут, поскольку с учетом принятия Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель» указанные лица не лишены возможности защитить свои права и законные интересы иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные Рослесхозом административные исковые требования и признать недействующим решение Совета депутатов Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области от 26 декабря 2012 года № 136 «Об утверждении Генерального плана Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района» (в редакции решения Совета депутатов Великосельского сельского поселения от 29 апреля 2014 года № 213 «О внесении изменений в Генеральный план Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района») в оспариваемой части.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что положения Генерального плана применялись и на их основании реализовывались права граждан и юридических лиц, в связи с чем считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Совет депутатов следует возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в муниципальной газете «Великосельский вестник».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов Великосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Главе Великосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области ХНВ о признании недействующим в части решения Совета депутатов Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области от 26 декабря 2012 года № 136 «Об утверждении Генерального плана Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района» (в редакции решения Совета депутатов Великосельского сельского поселения от 29 апреля 2014 года № 213 «О внесении изменений в Генеральный план Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района») в части включения в границы населенных пунктов лесных участков – удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области от 26 декабря 2012 года № 136 «Об утверждении Генерального плана Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района» (в редакции решения Совета депутатов Великосельского сельского поселения от 29 апреля 2014 года № 213 «О внесении изменений в Генеральный план Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района») в части включения в границы населенных пунктов, входящих в состав Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно:

- н.п. Астрилово – <...>. ;

- н.п. Алексино – <...>м;

- н.п. Дорожкино – <...>м;

- н.п. Жилино – <...>;

- п.п. Полуково – <...>.

Обязать Совет депутатов Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в муниципальной газете «Великосельский вестник».

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с 24 августа 2020 года.

Председательствующий И.А. Алещенкова