ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03 от 01.03.2011 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

                                                                                    Анадырский городской суд Чукотского АО                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Анадырский городской суд Чукотского АО — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 2-48/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2011 года Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Глебовой Е.П.

при секретаре Ворошиловой И.А.

с участием:

представителя заинтересованного лица - Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа - Русиной Т.Д., доверенность № 04/2011 от 25.01.2011 г.,

представителя заинтересованного лица - Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа - Кветкиной Е.В., доверенность № 03/2011 от 12.01.2011 года,

представителя Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» - Полукшт Д.С., протокол № 3 от 04.10.2010 г.,

представителя заинтересованного лица - Правительства Чукотского автономного округа -Медведевой А.П., доверенность № 9 от 26.01.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело № 2-48/11 по заявлению Черненко С.Ю. о признании незаконным решения Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» (далее - Комиссия), оформленного протоколом от 26 апреля 2010 года № 2, незаконным в части не включения Черненко С.Ю. в список участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», и об обязании Комиссии и Правительства Чукотского АО включить Черненко С.Ю. в список участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 05.02.2010г. (с изменениями и дополнениями от 25.02.2010 г. № 83),

установил:

В Анадырский городской суд обратилась Черненко С.Ю. с заявлением о признании незаконным решения Департамента образования и молодежной политики Чукотского автономного округа об отклонении кандидатуры для включения в программу «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 05.02.2010 г. (с изменениями и дополнениями от 25.02.2010 г. № 83) как создающего препятствие для осуществления гражданином прав; обязании включить в программу «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 05.02.2010 г. (с изменениями и дополнениями от 25.02.2010 г. № 83) (далее - Программа). В обоснование требований истица указала, что в период подачи документов на участие в Программе она находилась в отпуске по беременности и родам, а не находилась в очередном отпуске. Даже находясь в отпуске по беременности и родам, она занимает должность муниципального служащего - главный специалист финансового отдела Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь. Отпуска по беременности и родам не прерывают трудовой стаж. Поэтому отказ Департамента образования во включении заявителя в список участников Программы по той причине, что на момент подачи заявления она не осуществляла непосредственную профессиональную деятельность, а находилась в отпуске по беременности и родам, является незаконным.

Решением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 14 октября 2010 года в удовлетворении заявления Черненко С.Ю. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 25.11.2010 года решение суда первой инстанции было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

14 января 2011 года заявитель Черненко С.Ю. изменила предмет иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать решение Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» (далее - Комиссия), оформленное протоколом от 26 апреля 2010 года № 2, незаконным в части не включения Черненко С.Ю. в список участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», и обязать Комиссию и Правительства Чукотского АО включить Черненко С.Ю. в список участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 05.02.2010г. (с изменениями и дополнениями от 25.02.2010 г. № 83).

В судебное заседание 28 февраля и 01 марта 2011 года Черненко С.Ю. не явилась, о месте и времени судебного заседания была уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представители заинтересованного лица - Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление Черненко С.Ю. Суд отмечает, что Законом Чукотского автономного округа № 78-ОЗ от 20.10.2010 года в Закон Чукотского автономного округа "О системе исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа" были внесены изменения - Департамент образования и молодежной политики стал называться Департаментом образования, культуры и молодежной политики.

Представитель заинтересованного лица - Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа - в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - Комиссии - в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Черненко С.Ю. по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление. Кроме того, представитель Комиссии заявил о пропуске Черненко С.Ю. срока обращения в суд, поскольку заявитель получила письмо - отказ 08 мая 2010 года, а изменила предмет иска только 14.01.2011 года, пропустив при этом срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ. Представитель Комиссии просил отказать в удовлетворении требований Черненко С.Ю. в связи с пропуском ею срока обращения в суд.

Представитель заинтересованного лица - Правительства Чукотского автономного округа - в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Черненко С.Ю. по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление. Также, представителем Медведевой А.П. было заявлено о пропуске Черненко С.Ю. срока обращения в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ. Пояснила, что 08 мая 2010 года заявитель уже знала о нарушении своего права, а 14 января 2011 года изменила предмет заявления, пропустив трехмесячный срок. В связи с этим представитель Правительства ЧАО просила отказать Черненко С.Ю. в удовлетворении заявленных ею требований.

Черненко С.Ю. в письменных пояснениях от 01 марта 2011 года сообщила, что срок обращения в суд ею не пропущен, так как заявление было подано в срок, установленный законом.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 58 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса об осуществлении региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью.

В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3.1 статьи 44 Устава Чукотского автономного округа к полномочиям Правительства Чукотского автономного округа отнесено утверждение региональных целевых программ автономного округа.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 05 февраля 2010 года № 22 утверждена долгосрочная региональная целевая программа «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», целью которой является разработка мер государственной (финансовой) поддержки определенным категориям молодых граждан Чукотского автономного округа, отвечающих установленным нормативными правовыми актами Чукотского автономного округа условиям для приобретения жилья.

Вместе с тем, 25 марта 2010 года Правительством Чукотского АО было издано постановление № 83 «О внесении изменения в Постановление Правительства Чукотского АО от 05.02.2010 года № 22». В результате внесенных изменений в абзаце шестом пункта 6.4 паспорта Программы указано, что необходимым условием для включения в число участников Программы наряду с другими является то, что участник Программы должен осуществлять непосредственную профессиональную деятельность на момент подачи документов на включение в Программу.

В свою очередь, в Положении, утвержденном Постановлением Правительства ЧАО от 25.03.2010 года № 84 указано, что Положение распространяется на молодых специалистов или семьи, в состав которых входит молодой специалист, проработавших в государственных учреждениях и государственных предприятиях Чукотского автономного округа, муниципальных учреждениях и муниципальных предприятиях Чукотского автономного округа, органах государственной власти Чукотского автономного округа и органах местного самоуправления Чукотского автономного округа не менее двух лет, которые привлекли ипотечный кредит, банковский кредит, заем у работодателя на приобретение жилья или заключили договор купли-продажи жилья с рассрочкой платежа до вступления в Программу. Дата заключения договора ипотечного кредита, банковского кредита, займа, ссуды или договора купли-продажи с рассрочкой платежа не должна быть ранее 1 января 2007 года.

Из материалов дела следует, что Черненко С.Ю. относилась на момент подачи заявления к участникам этой категории, то есть, категории 3.

В разделе 3 Положения указан перечень документов, необходимых для получения социальной выплаты, предоставляемой в первый год вступления в Программу, и порядок их предоставления; в пункте 3.1 Положения предусмотрено, что участник категории 1 предоставляет в Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа (далее - Департамент образования) следующий перечень документов:

1) заявление по форме согласно приложению 1 к Положению в двух экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

2) копию паспорта;

3) копию документа об образовании (диплом о высшем профессиональном образовании или среднем профессиональном образовании);

4) копию трудовой книжки, заверенную работодателем;

5) копию бессрочного служебного (трудового) контракта (договора) с работодателем или копию служебного (трудового) контракта (договора) с работодателем на срок не менее 5-ти лет, заверенную работодателем;

6) справку с места работы о непосредственном осуществлении профессиональной деятельности;

7) ходатайство с места работы, подтверждающее необходимость закрепления данного специалиста работодателем на территории Чукотского автономного округа;

8) копию документа, подтверждающего регистрацию на территории Чукотского автономного округа (при отсутствии постоянной регистрации по месту жительства на территории Чукотского автономного округа);

9) справки органов местного самоуправления по месту жительства, органов социальной поддержки населения об отсутствии ранее реализованного права на улучшение жилищных условий, приобретение жилья на территории Чукотского автономного округа с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств окружного и (или) федерального бюджета, а также внебюджетных источников, привлекаемых Правительством Чукотского автономного округа для реализации программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан;

10) документы, подтверждающие наличие у молодого специалиста или семьи, в состав которой входит молодой специалист, дополнительных средств (собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа), необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения;

11) документы, подтверждающие отсутствие отдельного благоустроенного жилья, находящегося в собственности молодого специалиста на территории Чукотского автономного округа.

В пункте 3.2 Положения указано, что участник категории 2 предоставляет в Департамент образования документы, указанные в подпунктах 1-10 пункта 3.1 настоящего Положения, а также:

1) копию свидетельства о заключении брака;

2) документы, подтверждающие отсутствие отдельного благоустроенного жилья, находящегося в собственности молодого специалиста или семьи, в состав которой входит молодой специалист, на территории Чукотского автономного округа.

Пункт 3.3 Положения гласит, что участник категории 3 предоставляет в Департамент образования документы, указанные в подпунктах 1-9 пункта 3.1 Положения (для одинокого молодого специалиста), либо документы, указанные в подпунктах 1-9 пункта 3.1 и в подпункте 1 пункта 3.2 Положения (для семьи, в состав которой входит молодой специалист), а также:

1) нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств ипотечного жилищного кредита (банковского кредита, ссуды, займа у работодателя, либо по договору купли-продажи с рассрочкой платежа);

2) нотариально заверенную копию договора купли-продажи жилого помещения;

3) справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (банковским кредитом, займом, ссудой);

4) заявление о перечислении социальной выплаты по форме согласно приложению 5.

Согласно п. 6.4 Программы необходимыми условиями для включения в число участников Программы в частности являются:

участник Программы должен иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование;

участник программы должен осуществлять непосредственную профессиональную деятельность на момент подачи документов на включение в Программу.

В судебном заседании установлено, что Черненко С.Ю. состоит в трудовых отношениях с Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь. Согласно справке № 03-06/693 от 26.04.2010 г. л.д.140 том 1) Черненко С.Ю. - главный специалист Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации ГО Анадырь - с 14.01.2010 года по 10.05.2010 года находилась в отпуске по беременности и родам, а с 10.05.2010 года ей будет предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста. Данные факты не оспариваются самой заявительницей, а также, подтверждаются приказом № 13 л/с от 06.05.2010 года л.д.162).

Как следует из материалов дела, Черненко С.Ю., обращаясь в Департамент образования с заявлением о включении ее в состав участников Программы 15 апреля 2010 года, представила документы в соответствии с вышеуказанными требованиями программы и Положения, в том числе: копию диплома, копию трудовой книжки, копию трудового договора, заключенного между Черненко С.Ю. и Администрацией городского округа Анадырь от 29 марта 2006 года, справку Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь от 26 апреля 2010 года № 03-06/693 (т. 1,л.д. 7, 10-19). Из приведенных выше абзацев четвертого, шестого пункта 6.4 Программы следует, что помимо иных названных в ней условий участник Программы должен иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и осуществлять непосредственную профессиональную деятельность на момент подачи документов на включение в Программу. Анализируя данные положения с учетом системного расположения всех указанных в п. 6.4 Программы условий для включения в число участников Программы, суд приходит к выводу, что под непосредственным осуществлением профессиональной деятельности законодатель понимает осуществление участником Программы трудовой деятельности по специальности в соответствии с полученным средним или высшим профессиональным образованием. Данный вывод согласуется с п.п. 3.3, 3.1 Положения, в которых закреплен перечень документов для участников категории 3, подлежащих приложению к заявлению. В силу п. 3.3 Положения, п.п. 3,4,5,6 п. 3.1 Положения участник категории 3 представляет в Департамент образования документы, в том числе: копию документа об образовании (диплом о высшем профессиональном образовании или среднем профессиональном образовании); копию трудовой книжки, заверенную работодателем; копию бессрочного служебного (трудового) контракта (договора) с работодателем или копию служебного (трудового) контракта (договора) с работодателем на срок не менее 5-ти лет, заверенную работодателем; справку с места работы о непосредственном осуществлении профессиональной деятельности. Поскольку данными нормами на работника не возложена обязанность представлять копии трудовой книжки, служебного контракта с указанием даты получения данной копии, то доказательством, подтверждающим выполнение трудовой деятельности по специальности у работодателя на момент подачи документов в Департамент образования является соответствующая справка с места работы, которая должна содержать сведения о продолжении трудовых отношений с работником, осуществление им трудовой деятельности по специальности на момент подачи заявления в Департамент образования.

При таких обстоятельствах при определении факта непосредственного осуществления лицом профессиональной деятельности на момент обращения в Департамент образования с заявлением для включения в состав участников Программы юридическое значение имеют следующие обстоятельства: момент обращения лица с заявлением в Департамент образования, наличие среднего или высшего профессионального образования, соответствие занимаемой должности, а также, выполняемой профессиональной деятельности полученному образованию. Согласно диплому государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт - Петербургский государственный инженерно - экономический университет» № ВСГ 0864791 решением государственной аттестационной комиссии от 24 июня 2006 года Черненко С.Ю. присуждена квалификация экономист по специальности «Финансы и кредит». Из содержания копии трудовой книжки Черненко С.Ю., трудового договора, заключенного между Черненко С.Ю. и Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации ГО Анадырь (далее - Управление), следует, что заявитель принята на работу в качестве ведущего специалиста финансового отдела Управления. Приказом № 74 м/с от 31.12.2009 года Черненко С.Ю. переведена на должность главного специалиста финансового отдела Управления. Согласно справке Управления от 26.04.2010 года № 03-06/693 Черненко С.Ю. с 14 января 2010 года по 10 мая 2010 года находилась в отпуске по беременности и родам, с 10 мая 2010 года ей будет предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста. Из листа нетрудоспособности серии ВХ № 7431060, выданного Черненко С.Ю., следует, что она освобождена от работы с 21 декабря 2009 года по 09 мая 2010 года в связи с беременностью и родами, и ей предписано приступить к работе 10 мая 2010 года.

В соответствии со ст. 2,9,15,16,20,21,22,56,57,58,77,84-1,255,256 ТК РФ права и обязанности сторон трудового договора возникают из трудовых правоотношений и существуют в течение всего периода трудового договора. В связи с этим кратковременные перерывы в работе, связанные с реализацией работником права на еженедельный, ежегодный отпуска и другие случаи отсутствия работника на работе, предусмотренные трудовым законодательством, не прекращают трудовых правоотношений с работником и не могут свидетельствовать о прекращении исполнения работником своих профессиональных обязанностей в периоды этих перерывов.

Таким образом, Черненко С.Ю., имея высшее профессиональное образование, квалификацию экономиста по специальности «Финансы и кредит», и занимая должность главного специалиста финансового отдела Управления, 15 апреля 2010 года на момент обращения в Департамент образования с заявлением о включении её в состав участников Программы непосредственно выполняла профессиональную деятельность в соответствии с полученным образованием. В связи с этим Черненко С.Ю. соответствовала условиям для включения её в число участников Программы, указанным в пункте 6.4 паспорта Программы, и выполнила требования п.п 3.1, 3.3, в том числе, п.п.6 п. 3.1 Положения.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как указывалось выше, суд пришел к выводу об осуществлении Черненко С.Ю. на момент обращения в Департамент образования с заявлением о включении её в состав участников Программы непосредственной профессиональной деятельности в соответствии с полученным образованием. Из материалов дела следует, что заявителем с Главой Администрации ГО Анадырь был заключен договор № 47 от 21.12.2009 г. купли-продажи квартиры с рассрочкой платежа, и заявитель оплатила по данному договору 96 019 руб., при этом остаток стоимости квартиры составлял на 01.04.2010 года 768 151 рубль. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ Комиссии включить Черненко С.Ю. в состав участников Программы создает препятствия заявителю в получении социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 05.02.2010г. (с изменениями и дополнениями от 25.02.2010 г. № 83).

Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте образования и молодежной политики Чукотского АО, утвержденного постановлением Правительства Чукотского АО № 199 от 01.12.2008 года, Департамент образования является центральным исполнительным органом государственной власти Чукотского АО, проводящим единую государственную политику в области образования и работы с молодежью, организующий государственное управление, координирующий деятельность и осуществляющий надзор и контроль в пределах своей компетенции в указанных сферах всех исполнительных органов государственной власти Чукотского АО.

Из материалов дела следует, что письмом Департамента образования от 29 апреля 2010 года № 01-32/0838 Черненко С.Ю. извещена о том, что на заседании Комиссии Чукотского АО от 26 апреля 2010 года принято решение об отклонении ее кандидатуры для включения в состав участников Программы по причине несоответствия п. 6.4 программы - поскольку 15 апреля 2010 года на момент подачи заявления Черненко С.Ю. не осуществляла непосредственно трудовую деятельность, а находилась в отпуске по беременности и родам.

В силу п. 6.12 Программы молодой специалист или семья, в состав которой входит молодой специалист, претендующие на включение в Программу, помимо иных полномочий, перечисленных в данной норме, в установленные сроки представляют в Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа пакет документов для включения в состав участников Программы.

Согласно п. 6.13 Программы Департамент образования организует работу по информированию молодых специалистов и семей, в состав которых входит молодой специалист, об условиях и порядке участия в Программе, осуществляет сбор, проверку наличия полного пакета документов, представляемых кандидатами для включения в состав участников Программы.

Как следует из п. 5.1 Положения, Департамент образования:

1) регистрирует заявления по форме согласно приложению 1 к Положению, представляемые кандидатами для включения в состав участников Программы, по мере их получения в журнале учета заявлений;

2) с момента получения заявления и документов, предусмотренных
данным Положением, проводит экспертизу представленных документов на
предмет соответствия их требованиям настоящего Положения и проверяет
правильность сведений, содержащихся в представленных документах;

3) направляет заявления и документы, соответствующие
требованиям настоящего Положения, на рассмотрение Комиссии Чукотского
автономного округа по определению состава участников долгосрочной
региональной целевой программы "Содействие в приобретении жилья
молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые
специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010 - 2015 годы", состав
которой утвержден распоряжением Правительства Чукотского АО от 1 марта
2010 года № 75-рп «Об утверждении состава Комиссии Чукотского
автономного округа по определению состава участников долгосрочной
региональной целевой программы "Содействие в приобретении жилья
молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые
специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010 - 2015 годы»
(т.1,л.д. 99) (далее - Комиссия) для принятия решения;

4) производит предварительный расчет сумм социальных выплат.

В соответствии с п. 5.3 Положения Департамент образования в срок до 1 мая года, в котором кандидаты для включения в состав участников Программы или участники Программы представили документы, на основании решения Комиссии, утвержденного протоколом заседания, разрабатывает, а Губернатор Чукотского автономного округа принимает распоряжение об утверждении персонального состава (основного и резервного) участников Программы на текущий финансовый год, содержащее следующую информацию: персональные данные участника Программы (фамилия, имя, отчество, год рождения); населенный пункт приобретения жилья на территории Чукотского автономного округа; размер социальной выплаты.

В соответствии с п. 5.6. Положения Департамент на основании решения Комиссии, утвержденного протоколом заседания Комиссии, направляет кандидатам на включение в состав участников Программы мотивированный отказ о включении в число участников Программы.

Таким образом, из приведенных норм следует, что в рамках реализации Программы на Департамент образования возлагаются следующие функции:

- по информированию молодых специалистов и семей, в состав которых входит молодой специалист, об условиях и порядке участия в Программе;

- по регистрации в журнале учета заявления, представляемого кандидатом для включения в состав участников Программы;

- по проведению экспертизы представленных документов на предмет соответствия их требованиям Положения;

- по проверке правильности сведений, содержащихся в представленных документах;

- по направлению заявления и документов, соответствующих требованиям Положения, на рассмотрение Комиссии для принятия решения;

- по проведению предварительного расчета сумм социальных выплат;

- по составлению и направлению кандидату мотивированного отказа, основанного на решении Комиссии.

В случае соответствия кандидата в срок до 1 мая года, в котором кандидаты для включения в состав участников Программы или участники Программы представили документы, на основании решения Комиссии, утвержденного протоколом заседания, Департамент образования разрабатывает распоряжение об утверждении персонального состава (основного и резервного) участников Программы на текущий финансовый год и направляет его Губернатору Чукотского АО для утверждения.

Следовательно, функции по принятию решения о соответствии или несоответствии кандидата критериям участия в Программе, об отклонении кандидатов в связи с несоответствием их критериям участия в Программе, по формированию списков участников Программы на Департамент образования ни Программой, ни Положением не возложены.

Согласно п. 6.14 Программы состав участников Программы ежегодно утверждается Комиссией Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы "Содействие в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010 - 2015 годы". Состав Комиссии утверждается распоряжением Правительства Чукотского автономного округа. Порядок деятельности Комиссии определяется ее Регламентом.

В соответствии с п 5.2 Положения Комиссия:

в случае представления кандидатами для включения в состав участников Программы полного пакета документов рассматривает документы и принимает решение о соответствии кандидата критериям участия для рассмотрения возможности включения в состав участников Программы;

в случае представления кандидатами для включения в состав участников Программы неполного пакета документов или документов, оформленных в ненадлежащем виде или с нарушением сроков представления документов, принимает решение о несоответствии кандидата критериям участия. При этом заявления и документы, не отвечающие требованиям настоящего Положения, отклоняются;

в зависимости от объемов финансирования Программы в текущем финансовом году определяет прогнозное количество участников Программы на текущий год;

производит отбор кандидатов на включение в число участников Программы в соответствии с разработанными и утвержденными Регламентом критериями отбора;

формирует основные и резервные списки участников Программы;

принимает решение о предоставлении и размере социальной
выплаты.

Как указано выше, распоряжением Правительства Чукотского АО от 1 марта 2010 года № 75-рп «Об утверждении состава Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы "Содействие в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010 - 2015 годы» утвержден состав Комиссии согласно приложению к данному распоряжению (т.1,л.д. 99).

Согласно протоколу заседания Комиссии от 15 марта 2010 года № 1 был утвержден Регламент работы Комиссии Чукотского АО по определению состава участников долгосрочной региональной целевой Программы (далее - Регламент) (т. 1,л.д. 102-109).

Как следует из п. 2.1 Регламента, Комиссия в том числе: рассматривает документы и принимает решение о соответствии кандидата требованиям и условиям, предъявляемым на участие в Программе для рассмотрения возможности включения в состав участников Программы; в случае представления кандидатом для включения в состав участников Программы неполного пакета документов или документов, оформленных в ненадлежащем виде или с нарушением сроков предоставления документов, принимает решение о несоответствии кандидата требованиям и условиям, предъявляемым на участие в Программе (при этом заявление и документы, не отвечающие требованиям данного Положения, отклоняются); формирует основные и резервные списки участников Программы (т.1,л.д. 106).

Согласно п. 5.7, 5.8 Регламента по итогам заседания Комиссии составляется протокол, подписываемый председателем Комиссии или лицом, его замещающим, и секретарем. На основании решения Комиссии, оформленного протоколом заседания Комиссии, издается Распоряжение Губернатора Чукотского АО об утверждении персонального состава (основного и резервного) участников Программы на текущий финансовый год.

Пунктом 1.3. Положения предусмотрено, что включение специалиста (семьи, в состав которой входит молодой специалист) в число участников Программы ежегодно осуществляется на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа об утверждении персонального состава (основного и резервного) участников Программы на текущий финансовый год.

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что функции по рассмотрению документов кандидатов и приятию решения о соответствии или несоответствии кандидата требованиям и условиям Программы, по формированию списков (основного и резервного) участников Программы возложены на Комиссию, а Департамент образования лишь в случае утверждения кандидатуры - составляет проект распоряжения Губернатора об утверждении списков участников Программы, либо в случает отказа извещает лицо о принятом Комиссией решении. Департамент образования не наделен полномочиями как по принятию самостоятельных решений по этим вопросам, так и решений, не соответствующих решениям Комиссии.

Согласно протоколу заседания Комиссии от 26 апреля 2010 года № 2 при проведении экспертизы представленных документов на предмет соответствия их условиям участия, в Программе 6 кандидатов не соответствуют требованиям и условиям участия в Программе. Согласно приложению № 2 к данному протоколу Черненко СЮ. включена в список кандидатов, несоответствующих требованиям и условиям участия в Программе по причине не осуществления ею непосредственной профессиональной деятельности на момент обращения в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам (т.1,л.д. 141-145, 148).

Письмом Департамента от 29 апреля 2010 года № 01-32/0838 Черненко С.Ю. извещена о принятом Комиссией 26 апреля 2010 года решении, о причинах отклонения ее кандидатуры Комиссией.

Из материалов дела следует, что заявитель получила письмо Департамента образования от 29.04.2010 года об отказе во включении в состав участников Программы 08 мая 2010 года л.д.91,92 тома 3). В суд с заявлением о признании отказа Департамента образования незаконным Черненко С.Ю. обратилась 26.07.2010 года, в пределах срока обращения в суд, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» гласит, что принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Из материалов дела следует, что заявитель изменила предмет заявления 14 января 2011 года, также, заинтересованными лицами, которых Черненко С.Ю. указала в качестве лиц, которые должны восстановить её нарушенное право, явились Комиссия и Правительство Чукотского автономного округа.

В силу ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.1 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

Части 1 и 3 ст. 39 ГПК РФ указывают, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. При изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований течение срока рассмотрения дела, предусмотренного настоящим Кодексом, начинается со дня совершения соответствующего процессуального действия.

В ч. 1 ст. 41 ГПК РФ указано, что суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

Анализируя указанные выше нормы права во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами дела, а также, учитывая мнение сторон по факту пропуска заявителем срока обращения в суд, суд приходит к выводу, что изменив 14 января 2011 года предмет заявления и указав в качестве надлежащих заинтересованных лиц Комиссию и Правительство Чукотского АО, Черненко С.Ю. не пропустила срок обращения в суд, поскольку ни изменение предмета иска, ни замена заинтересованных лиц не являются свидетельством пропуска срока обращения в суд при условии соблюдения такого срока в случае первоначального обращения заявителя в суд за защитой своего нарушенного права в установленный законом трехмесячный срок (в нашем случае 26.07.2010 года).

Как было указано выше, согласно п. 6.14 Программы, п. 1.3, 5.2 Положения включение специалиста в число участников Программы, признание гражданина участником Программы, как того просила Черненко С.Ю. в заявлении, осуществляется распоряжением Губернатора Чукотского АО на основании списков участников Программы, сформированных Комиссией.

Как следует из распоряжения Правительства Чукотского АО от 1 марта 2010 года № 75-рп, п. 1.2. Регламента, Комиссия образована во исполнение Постановления Правительства Чукотского АО от 5 февраля 2010 года № 22 « Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», в целях реализации указанного постановления Правительства.

В силу ч.1 ст. 1 Закона Чукотского АО от 1 марта 2001 года № 15-03 «О Правительстве Чукотского автономного округа» Правительство Чукотского автономного округа, возглавляемое Губернатором Чукотского автономного округа (далее - Губернатор автономного округа), является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной государственной власти Чукотского автономного округа, наделенным общей компетенцией.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона Правительство Чукотского АО образуется в составе, в том числе Губернатора автономного округа - Председателя Правительства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования Черненко С.Ю. о признании незаконным решения Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» (далее - Комиссия), оформленного протоколом от 26 апреля 2010 года № 2, незаконным в части не включения Черненко С.Ю. в список участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», и об обязании Комиссии и Правительства Чукотского АО включить Черненко С.Ю. в список участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 05.02.2010г. (с изменениями и дополнениями от 25.02.2010 г. № 83) подлежат удовлетворению.

Часть 1 ст. 98 ГПК РФ гласит, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Суд отмечает, что Комиссия не является самостоятельным юридическим лицом, следовательно, с Правительства Чукотского автономного округа подлежит взысканию уплаченная Черненко С.Ю. государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 206, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Черненко С.Ю. о признании незаконным решения Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», оформленного протоколом от 26 апреля 2010 года № 2, незаконным в части не включения Черненко С.Ю. в список участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», и об обязании Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» и Правительства Чукотского автономного округа включить Черненко С.Ю. в список участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 05.02.2010 г. (с изменениями и дополнениями от 25.02.2010г. № 83), удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», оформленное протоколом от 26 апреля 2010 года № 2, незаконным в части не включения Черненко С.Ю. в список участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы».

Обязать Комиссию Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы» и Правительство Чукотского автономного округа в 20 - дневный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу включить Черненко С.Ю. в список участников долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 05.02.2010 г. (с изменениями и дополнениями от 25.02.2010 г. № 83).

Взыскать с Правительства Чукотского автономного округа в пользу Черненко С.Ю. уплаченную ею государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме было изготовлено 06 марта 2011 года.

Судья Е.П. Глебова