РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2021 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области
в составе:
председательствующего судьи Бесаевой М.В.,
при секретаре Волковой А.Ю.,
с участием
истца ФИО1,
представителя истца ФИО3, ФИО4,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному автономному учреждению культуры "Оренбургская областная филармония" о признании приказа в части незаконным, взыскании задолженности по выплате премии и стимулирующих, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась с иском в суд, просила признать незаконным приказ Государственного автономного учреждения культуры "Оренбургская областная филармония" № от 30.06.2021 года «О проведении внеочередной (неплановой) аттестации работников Оренбургского государственного академического русского народного хора» в части включения ее в список работников, подлежащих аттестации, взыскать с ответчика выплаты стимулирующего характера за период с 01 октября 2019 года по 30 августа 2021 года в размере 299 000 рублей, годовые и ежеквартальные премии в размере 90 000 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В обоснование своих требований истец указала, что осуществляет свою деятельность в ГАУК "Оренбургская областная филармония" с 19 ноября 1993 года на основании трудового договора № в должности артистки балета в структурном подразделении Оренбургского государственного академического русского народного хора (ОГАРНХ). Как солист, участвовала в концертных выступлениях, выполняя сложные трюковые элементы и отдельные сольные номера.06 февраля 2019 года была проведена аттестация, по итогам которой единогласным решением комиссии подтвердила соответствие занимаемой должности и высшую категорию. В феврале 2020 года принимала участие в постановке концерта "На земле Оренбургского края". За весь период трудовой деятельности ни разу не привлекалась к дисциплинарной ответственности. Руководство неоднократно выдавало ей почетные грамоты и благодарности. 29 июня 2021 года на имя директора ГАУК "ООФ" ФИО7 от художественного совета ОГАРНХ поступила служебная записка с просьбой рассмотреть вопрос о проведении внеочередной (внеплановой) аттестации артистов в связи с необходимостью выявления объективных причин неудовлетворительной работы. Среди прочих артистов балета указана была и ее фамилия. 30 июня 2021 года был издан приказ № «О проведении внеочередной (внеплановой) аттестации работников Оренбургского государственного академического русского народного хора». Исходя из содержания приказа и служебной записки работодателя, считает, что привлечение ее к внеплановой аттестации является незаконным в части включения ее в список лиц, подлежащих аттестации в связи с тем, что она уже прошла аттестацию 06 февраля 2019 года, после аттестации к ней замечаний по качеству работы не было. С 01 октября 2019 года ей перестали производить выплату стимулирующего характера, мотивируя тем, что установление подобной выплаты осуществляется по решению директора учреждения в пределах средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности на оплату труда работников. Ссылаясь на ст.21, 22, 135, 144 ТК РФ, Постановление Оренбургской области от 11 ноября 2008 года №, положения Коллективного договора ГАУК "ООФ", Положение об оплате труда работников ГАУК "ООФ", считает, что ГАУК "ООФ" обязано производить выплату стимулирующего характера на основании разработанных и утвержденных показателей и критериев оценки эффективности деятельности при назначении работникам надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, а также выплачивать ежеквартальные и годовые премии. С учетом того, что работодатель незаконно не производил ей выплаты стимулирующего характера и премии, полагает необходимым сГАУК "ООФ" взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В последствие истец исковые требования уточнила, просила признать незаконным приказ Государственного автономного учреждения культуры "Оренбургская областная филармония" № от 30.06.2021 года «О проведении внеочередной (неплановой) аттестации работников Оренбургского государственного академического русского народного хора» в части включения ее в список работников, подлежащих аттестации, взыскать с ответчика выплаты стимулирующего характера за период с 01 октября 2019 года по 30 августа 2021 года в размере 235 624 рублей, годовые и ежеквартальные премии в размере 39 400 рублей, недоплаченные суммы отпускных за период с октября 2019 года по август 2021 года в размере 27 484,18 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что с октября 2019 года ее не стали допускать к концертным программам и репетициям, на которых она просто присутствовала. С указанного времени ей перестали платить стимулирующие и ежеквартальные, годовые премии. Она пыталась обращаться к руководству, однако ей никто ничего не объяснял. С 2018 года она находится на пенсии, увольняться не желает, поскольку хочет работать. Ей никто не предлагал перевестись с должности артистки балета на другую должность. Полагает незаконным включение ее в приказ об аттестации в список лиц, подлежащих аттестации, так как аттестацию он прошла успешно в 2019 году.
Представитель истца ФИО4, действующая по устному ходатайству, ФИО3, действующий по ордеру от 09.09.2021 года, поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО6, действующая по доверенности, исковые требования не признала, поддержала предоставленный отзыв, в котором указано, что 30 июня 2021 года издан приказ "О проведении внеочередной аттестации работников Оренбургского государственного русского народного хора" №. В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников ГАУК "Оренбургская областная филармония", аттестация работников может осуществляться, как регулярно за установленный промежуток времени-очередная (плановая) аттестация, так и внеочередная (внеплановая) аттестация. Аттестация, назначенная к проведению 20.09.2021 года приказом №, является внеплановой и проводится в связи с необходимостью выявления объективных причин неудовлетворительной работы одного или нескольких сотрудников учреждения. Положение о порядке проведения аттестации работников ГАУК "Оренбургская областная филармония" разработано в полном соответствии с рекомендациями Минкультуры РФ от 08.02.2010 №-ПХ "Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства". Истец своевременно и надлежащим образом извещен о конкретных сроках и графиках проведения аттестации работников. На основании ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации полагает, что трудовым законодательством признается, что творческий работник в течение некоторого времени может быть не задействован в концертной программе. При этом, балетмейстер ОГАРНХ ФИО9 осуществляет работу по подготовке всех работников, подлежащих аттестации, согласно составленным графикам. Таким образом, вывод истца о незаконности приказа № от 30.06.2021 года является неверным. В удовлетворении исковых требований просила отказать. При расчете неполученных сумм стимулирующих выплат необходимо учитывать, что стимулирующая выплата выплачивается пропорционально отработанному времени, в связи с чем, полагает, что с октября 2019 года по август включительно размер невыплаченной суммы стимулирующих составляет 235 624 рубля, сумма невыплаченных премий с октября 2019 года по настоящее время составляет 39 400 рублей. Расчет недоплаченной суммы отпускных, представленный стороной истца, проверен, является верным, его не оспаривает. Вместе с тем, просила при расчете невыплаченных сумм стимулирующих и премий истцу засчитывать период с августа 2020 года, а период с октября 2019 года по июль 2020 года включительно из расчета исключить, поскольку истцом пропущен срок исковой давности. Подтвердила, что каких-либо решений в протокольной форме либо приказов об отстранении ФИО1 от концертной деятельности и репетиций не издавалось, докладных записок по данному поводу не имеется. В связи с тем, что факт морального вреда не был подтвержден какими-либо свидетельствами, просила в удовлетворении данного требования отказать. Кроме того пояснила, что каких-либо решений по лишению стимулирующих и премий в отношении ФИО1 работодателем также не принималось.
Суд, выслушав позицию сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Свобода труда обеспечивается, в том числе запретом принудительного труда, под которым согласно Конвенции Международной организации труда N 29 от дата относительно принудительного или обязательного труда (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от дата) понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (пункт 1 статьи 2Конвенции).
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу положений статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Статьей 2 Женевской Конвенции N 111 Международной организации труда "Относительно дискриминации в области труда и занятий" установлено, что всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.
Свобода трудовых отношений в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон, стабильности данных правоотношений. Субъекты трудовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий.
Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на обеспечение равных возможностей в осуществлении своих способностей к труду. Исключительно деловые качества работника должны учитываться при заключении трудового договора, при оплате труда, поручении тех или иных производственных заданий.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу три части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя, в том числе предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.
Для творческих работников, заключивших трудовые договоры, законодательством установлен ряд изъятий из общих правил, а также предусмотрены определенные дополнительные правила.
Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от дата N 252.
В соответствии с Рекомендацией ЮНЕСКО "О положении творческих работников", принятой в адрес на 21-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, под творческим работником подразумевается любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства, участвуя, таким образом, в их воссоздании, которое считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, которое таким образом способствует развитию искусства и культуры и которое признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было трудовыми отношениями и является оно или нет членом какой-либо ассоциации.
На основании данного определения в Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации дата N 3612-1, было включено понятие "творческий работник", определенное как физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями, является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм работников органов радиовещания).
В трудовых договорах с творческими работниками, а также в коллективных договорах и локальных нормативных актах могут устанавливаться особые, отличные от общих, правила, касающиеся продолжительности ежедневной работы (смены), привлечения к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Для творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле - и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, предусмотрена особая трактовка понятия простоя. Так, в статье 157 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что время, когда указанные работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, не является простоем и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
В целях обеспечения эффективной защиты работников посредством национальных законодательства и практики, разрешения проблем, которые могут возникнуть в силу неравного положения сторон трудового правоотношения, Генеральной конференцией Международной организации труда 15 июня 2006 года принята Рекомендация № о трудовом правоотношении (далее - Рекомендация МОТ о трудовом правоотношении, Рекомендация).
В пункте 2 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении указано, что характер и масштабы защиты, обеспечиваемой работникам в рамках индивидуального трудового правоотношения, должны определяться национальными законодательством или практикой либо и тем, и другим, принимая во внимание соответствующие международные трудовые нормы.
В пункте 9 этого документа предусмотрено, что для целей национальной политики защиты работников в условиях индивидуального трудового правоотношения существование такого правоотношения должно в первую очередь определяться на основе фактов, подтверждающих выполнение работы и выплату вознаграждения работнику, невзирая на то, каким образом это трудовое правоотношение характеризуется в любом другом соглашении об обратном, носящем договорный или иной характер, которое могло быть заключено между сторонами.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Указанной норме корреспондирует содержащееся в ст. 22 ТК РФ положение об обязанности работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации установлен принцип оплаты по труду -заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении или изменений условий оплаты труда.
При этом, исходя из положений ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
В ст.5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено правило о том, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему кодексу, а также право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенными выше нормами Конституции Российской Федерации и Федеральных законов гарантировано право работников на получение справедливой заработной платы без каких-либо ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами, своевременно и в полном объеме в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в равном размере по сравнению с другими работниками, которому корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Указанный вывод в полной мере относится и к такому элементу заработной платы как стимулирующие выплаты, включая надбавки стимулирующего характера, определяемые трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые не должны противоречить нормам трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с трудовым договором № от 01.11.2011 года ФИО1 принята на работу в ГУК "Оренбургская областная филармония" на должность «артистка балета Оренбургского государственного академического русского народного хора», вступает в силу с фактического приема на работу -19.11.93 года. Дата начала работы 19.11.1993 года - дата фактического приема на работу. Работнику устанавливается заработная плата в размере - должностной оклад, ставка зарплаты в месяц или в размере 12100 рублей, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплата, надбавка, другие выплаты) - оплата согласно положения об оплате труда работников филармонии согласно приказа директора филармонии при наличии экономии по фонду заработной платы по бюджету и предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выплата которых производится в порядке, установленном нормативными актами работодателя (п.4.1.3). Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя (п.4.2)
Дополнительными соглашениями № от 18.02.2013 года, № от 30.05.2017 года, от 18.10.2017 года, от 12.02.2018 года, от 01.08.2019 года, от 01.10.2019 года, от 01.02.2020 года Работнику ФИО1 устанавливался должностной оклад в большем размере, чем прежде.
Как установлено, в 2017 году между работодателем ГАУК "Оренбургская областная филармония" и работниками заключались дополнительные соглашения к трудовым договорам, в том числе и к трудовому договору № от 01.11.2011 года, заключенному с ФИО1 от 30 мая 2017 года. По данному дополнительному соглашению в разделе 4 оплата труда указано, что за выполнение трудовых обязанностей по должности, указанной в п.1.1 настоящего трудового договора работнику устанавливается заработная плата в размере а) должностной оклад 14 520 рублей в месяц; б) работнику производятся выплаты компенсационного характера: ежемесячная выплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями - 15% от оклада с учетом других повышающих коэффициентов и выплат; в) работнику производятся выплаты стимулирующего характера: 1. повышающий коэффициент к окладу за профессиональное мастерство ежемесячно 0,15%; 2.надбавка за интенсивность и высокие результаты работы - определяются Положением об оплате труда Работодателя. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности: - результаты проверок работника, - отсутствие нарушений локальных нормативных актов и приказов работодателя; -инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; - участие в выполнении особо важных работ и мероприятий. Периодичность выплаты - ежемесячно по приказу Работодателя, на срок не более 1 года и по истечении которого может быть сохранена или отменена. Размер выплат- согласно Положения об оплате труда раздел 7 - пункт "а". 3. Надбавка за качество выполняемых работ при наличии почетного звания по профессиональной деятельности, ведомственные награды, ученая степень, по Приказу Работодателя согласно Положения об оплате труда, раздел 7-7.2 в процентах от оклада; 4. Премии по итогам работы за квартал, полугодие, 9 месяцев, год на основании выполнения утверждаемых директором показателей эффективности деятельности работника. Показатели и критерии: - успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде, - отсутствие нарушений локальных нормативных актов и приказов работодателя: - выполнение государственного задания. 5. Премии за выполнение особо важных и ответственных работ по итогам выполнения единовременно по рассмотрению Работодателя.
Таким образом, данными дополнительными соглашениями Работодателем были определены критерии выплаты работникам стимулирующих выплат, в том числе и надбавки за интенсивность и высокие результаты работы.
В разделе 5 Коллективного договора "Оплата труда, социальные гарантии, льготы и компенсации работникам», в заработную плату работников включаются размеры окладов, ставок заработной платы, установленных по профессиональным квалификационным группам на основании требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, а также размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера. Конкретные размеры заработной платы работникам Учреждения устанавливаются в соответствии с трудовым договором. Работникам с учетом профессионального мастерства, занятости, занимаемой должности и других обстоятельств в соответствии с Положением об оплате труда могут быть установлены повышающие коэффициенты к окладам, стимулирующие надбавки. В целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении могут быть установлены премии: 1. По итогам работы ( за месяц, квартал, полугодие, год). Период, за который выплачивается премия, устанавливается Положением об оплате труда работников Учреждения. 2. За выполнение особо важных и срочных работ. 3. За интенсивность и высокие результаты работ. Премиальные выплаты выплачиваются работникам в соответствии с Положением об оплате труда. Решение о премировании принимает руководитель Учреждения. Премирование осуществляется при наличии финансовых средств, в пределах бюджетных ассигнований, на оплату труда работников Учреждения, а также средств от иной, приносящей доход предпринимательской деятельности, направленных учреждением на оплату труда.
Положением об оплате труда работников государственного автономного учреждения культуры «Оренбургская областная филармония», утвержденным приказом от 31.12.2015 года №-п предусмотрено, что система оплаты труда работников ГАУК «ООФ» включает размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, установленных по профессиональным квалификационным группам на основании требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы, а также размер выплат компенсационного и стимулирующего характера. ( п.1.1 Положения) Размеры окладов, повышающих коэффициентов, выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности объемов средств, которые могут быть использованы на оплату труда. ( п. 1.8 Положения). Повышающий коэффициент к окладу за профессиональное мастерство – устанавливается с целью стимулирования работников, в том числе артистического и художественного персонала, к раскрытию их творческого потенциала, профессиональному росту. Размеры повышающего коэффициента в зависимости от квалификационной категории, присвоенной работнику: высшей категории – до 0,15 ( п. 2.3 п.п. «б» Положения)
Разделом 7 установлен Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера. Так, п.7.1 Положения предусмотрено, что Положением об оплате труда предусмотрено установление работникам выплат стимулирующего характера к окладу. Установление выплат стимулирующего характера осуществляется по решению директора в пределах средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности на оплату труда работников, в соответствии с положением об оплате труда. Решение об установлении данных выплат руководителем структурных подразделений, главным специалистам и работникам, подчиненным заместителям директора, принимается по представлению заместителей директора, остальных работников, занятых в структурных подразделениях,- на основании представления руководителей соответствующих структурных подразделений учреждения.
Согласно п.7.2 Положения, где указаны перечень, размеры и условия установления выплат стимулирующего характера, включает п. «а») за интенсивность и высокие результаты работы – устанавливается работникам учреждения. Размер выплат может устанавливаться в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу. Выплата устанавливается сроком не более 1 года и по истечение которого может быть сохранена или отменена. П. «б») за стаж непрерывной работы, выслугу лет – работникам из числа служащих в зависимости от общего количества лет, отработанных в учреждении культуры и искусства ( государственных или муниципальных). П. «в») за качество выполняемых работ – устанавливается работникам учреждений культуры: за почетное звание, ученую степень и т.д. П. «г» - премиальные выплаты – за период работы устанавливаются с целью поощрения работников за общие результаты труда в соответствующем периоде.
Положение об оплате труда работников государственного автономного учреждения культуры «Оренбургская областная филармония», утвержденное приказом от 31.12.2015 года №-п, было разработано в соответствии с Законом Оренбургской области от 16.11.2009 №-IV-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Оренбургской области", постановления Правительства Оренбургской области от 11.11.2008 №-п " О введении систем оплаты труда работников органов исполнительной власти Оренбургской области и государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений Оренбургской области", приказа министерства культуры и внешних связей Оренбургской области от 31.12.2015 г. № "Об утверждении примерных положений об оплате труда работников государственных учреждений". ( п.1.2 Положения)
Пунктом 5 Постановления Правительства Оренбургской области от 11.11.2008 №-п предусмотрено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников этих учреждений.
При этом, указано, что органы исполнительной власти Оренбургской области разрабатывают и утверждают показатели и критерии эффективности деятельности руководителей и основных категорий работников по видам учреждений, на основании которых учреждения разрабатывают и утверждают показатели и критерии эффективности деятельности всех категорий работников учреждения.
Таким образом, в каждом учреждении должны быть разработаны и утверждены показатели и критерии эффективности деятельности всех категорий работников, в том числе и истца.
В соответствии с приказом № от 16.03.2020 года в Положение о порядке проведения аттестации введено Приложение № "Критерии при проведении аттестации Оренбургского государственного академического русского народного хора" в редакции Приложения № к приказу, в котором изложены критерии "Артиста балета".
Вместе с тем, в судебном заседании при выяснении вопроса какие показатели и критерии оценки эффективности деятельности разработаны и учитываются директором учреждения при назначении работникам надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, установлено, что в учреждении отсутствуют такие критерии, учреждением они разработаны и утверждены не были, при этом ГАУЗ Оренбургская областная филармония систематически (ежемесячно) издавались приказы об установлении стимулирующих выплат за интенсивность труда и увеличенный объем работы, что подтверждается предоставленными приказами от 07.10.2019 №-л, от 23.01.2020 №, от 25.02.2020 г. №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от 27.07.2020 года №, от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№/22.01.06, от ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ. Факт издания приказов об установлении стимулирующих выплат ежемесячно сторонами не оспаривается.
Из перечисленных приказов за 2019-2021 г.г. видно, что артистам балета, как и другим сотрудникам Оренбургского академического народного хора (артистам хора, артистам оркестра) неизменно ежемесячно выплачивалась выплата стимулирующего характера за интенсивность труда и увеличенный объем работы, в данных приказах не значится ФИО1. Вместе с тем, по расчетным листкам ФИО1 только с апреля по сентябрь 2019 года истец получала стимулирующую выплату в размере 13 000 рублей ежемесячно (с учетом отработанных рабочих дней), с октября стимулирующая выплата ей не начислялась.
По пояснениям представителя ответчика, стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы с октября 2019 года не выплачивалась ФИО1, так как она не включалась в ежемесячные приказы «Об установлении стимулирующих выплат», при этом, ни докладных записок либо решений руководства по данному поводу не принималось, не принималось решений о лишении стимулирующих и премий ФИО1 также и художественным советом. При издании приказов о выплате стимулирующих и премий руководством подаются лишь списки тех, кто включается в приказ.
В судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля балетмейстер ОГАРНХ ФИО9, который пояснил, что ФИО1 является артисткой балета ОГАРНХ. С конца 2019 года она не участвует в концертных программах в связи с тем, что достигла пенсионного возраста, получает пенсию и в ней коллектив не нуждается. Данное решение принималось художественным советом, оформлялось либо нет, ему неизвестно, но протоколы художественного совета ведутся. В 2019 году ФИО1 прошла аттестацию успешно по просьбе руководства ОГАРНХ, которое думало, что она сама уйдет. В настоящее время ФИО1 готовится к аттестации, она включена в список аттестуемых на основании решения художественного совета.
Как установлено, на основании приказа от 09.10.2018 г. №-п по ГАУК "Оренбургская областная филармония", в целях установления соответствия квалификации занимаемой должности, а также улучшения распределения трудовых ресурсов, стимулирования повышения работоспособности и заинтересованности в результатах труда, внесенных в него изменений приказом от 11.12.2018 года №-п, в срок с 28 января 2019 года по 30 января 2019 года проведена аттестация работников ОГАРНХ ГАУК Оренбургская областная филармония" с участием в комиссии народной артистки РФ, художественного руководителя Государственного академического русского народного хора им. ФИО8 А.А.
По результатам указанной аттестации артистка балета Оренбургского государственного академического русского народного хора ФИО1 была аттестована, в аттестационном листе указано, что работник соответствует занимаемой должности, аттестационная комиссия пришла к выводу, что работник подтвердил высшую категорию.
Ответчик полагает, что установление выплат стимулирующего характера осуществляется по решению директора учреждения, в пределах средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности, выплата является материальным стимулированием работника, а потому, в связи с тем, что истец отстранена от участия в концертной деятельности и репетиционной работе, стимулирующая выплата не была назначена ФИО1 правомерно.
Вместе с тем, в соответствии с трудовым договором, выплаты стимулирующего характера производятся на основании показателей и критерий оценки эффективности деятельности, которые в организации фактически не разработаны до настоящего времени. Критерии и показатели оценки эффективности, которые принимаются во внимание, согласно трудового договора- результаты проверок работника, отсутствие нарушений локальных нормативных актов и приказов работодателя, инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда, участие в выполнении особо важных работ и мероприятий, от участия в которых истец была отстранена по инициативе администрации ГАУК "Оренбургская областная филармония".
Из вышеуказанных локальных нормативных актов ответчика, как и из условий заключенного трудового договора следует, что выплата истцу надбавок стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы по результатам его труда есть право, а не обязанность работодателя и зависит, в частности, от наличия средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности на оплату труда работников. Вместе с тем, право работодателя не может быть безграничным и нарушать права работников на справедливую заработную плату. Как установлено, стимулирующие выплаты в ГАУК "Оренбургская областная филармония" носили постоянный характер, выплачивались ежемесячно практически всем работникам, что в судебном заседании подтверждено представителем ответчика. Ежемесячными приказами о назначении стимулирующих выплат работникам ГАУК "Оренбургская областная филармония" руководство фактически лишило ФИО1 значительной части заработной платы с октября 2019 года, при этом, руководство ГАУК "Оренбургская областная филармония" не учло, что ФИО1 не по своей воле была отстранена от участия в концертной деятельности и работе на репетициях, что не опровергается ответчиком, а стимулирующая выплата зависит от показателей работы каждого работника, основанных на учете конечных результатов в соответствии с утвержденными показателями эффективности для оценки деятельности, которые у ответчика до настоящего времени отсутствуют. Как установлено, до настоящего времени критерии оценки деятельности каждого из работников ГАУК "Оренбургская областная филармония" не разработаны, оценка деятельности каждого из работников не проводится, в связи с чем, ФИО1 без каких-либо законных оснований была лишена работодателем как стимулирующих выплат, так и премий.
На основании части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств в подтверждение обоснованности лишения ФИО13 стимулирующих выплат, а также квартальных премий, предусмотренных трудовым договором, положением об оплате труда и коллективным договором ГАУК "Оренбургская областная филармония".
Учитывая, что нормами Конституции Российской Федерации и Федеральных законов гарантировано право работников на получение справедливой заработной платы без каких-либо ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами, своевременно и в полном объеме в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, суд полагает, что действия ответчика в части лишения ФИО1 выплат стимулирующего характера за период с октября 2019 года по август 2021 года включительно, а также квартальных и годовых премий за 2020- 2021 г.г. незаконны и требования истца о взыскании выплат стимулирующего характера и квартальных, годовых премий являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку стимулирующие выплаты и квартальные премии имели постоянный характер, выплачивались всем работникам, в том числе и тем, кто ранее аттестационной комиссией признан не соответствующим занимаемой должности (артист хора ФИО10), суд приходит к выводу о взыскании с ответчика стимулирующих выплат с октября 2019 года по август 2021 года включительно в размере 235 624 рубля, которая рассчитывается пропорционально отработанному истцом времени, исходя из расчета 13 000 рублей *12 полных месяцев + 12 380,95 руб. (март 2020 г. 20 рабочих дней) + 3095 руб. (июнь 2020 г. 5 рабочих дней) +3 391,30 руб. (июль 2020 г. 6 рабочих дней) + 9 904,76 руб. (август 2020 г. 16 рабочих дней) + 4 136,36 руб. + 4 136,36 (сентябрь и октябрь 2020 гг. по 7 рабочих дней) + 11 631,58 руб. за февраль 2021 г. 17 рабочих дней) + 6 157,89 руб. (май 2021 г. 9 рабочих дней) + 12 380,95 руб. (июнь 2021 г. 20 рабочих дней), + 2 363,64 руб. (июль 2021 г. 4 рабочих дня) + 10 045,45 руб. (август 2021 г. 17 рабочих дней).
Судом установлено, что за 2020 год работникам учреждения были выплачены две премии за квартал - приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ премирование за 1 квартал 2020 года артистов хора размер премии составлял 7 400 рублей, приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ премирование артистов хора за 4 квартал 2020 года, размер премии составлял 9 600 рублей. Годовая премия выплачена на основании приказа №/ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ приказом №/ДД.ММ.ГГГГ премированы были сотрудники артисты балета ОГАРНХ в размере 6 000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ приказом №/ДД.ММ.ГГГГ за второй квартал премированы артисты ОГАРНХ, в том числе и артисты балета в размере 6 400 рублей. Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию 39 400 рублей, исходя из расчета 9600 руб. + 7400 руб.+ 10 000 руб. + 6 000 руб. + 6 400 руб..
Квартальные премии не являлись премиями за определенное мероприятие, в котором принимало участие конкретное лицо, квартальные и годовые премии выплачивались всем работникам, в связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что истец была отстранена от участия в концертных программах и репетиционной работе, следовательно, она не должна получать квартальную премию, не основаны на законе.
При указанных обстоятельствах с ответчика подлежат взысканию стимулирующие выплаты за период с октября 2019 года по августа 2021 года включительно в размере 235 624 рубля, за период с января 2020 года по июль 2021 года ежеквартальные и годовые премии в размере 39 400 рублей.
Истец просит взыскать недоплаченные суммы отпускных за период с октября 2019 года по август 2021 года в размере 27 484,18 рублей с учетом того, что отпускные были начислены без учета стимулирующих и премий.
Истцом предоставлен перерасчет отпускных за указанный период. Так, за отпускной период с 08.06.2019-09.07.2020 года ФИО1 было выплачено отпускных 51 524,37 рублей, исходя из расчета 1 662,08 руб. (среднедневной заработок 521393,34 руб./ 313,70 календарных дней) х 31 день отпуска. С учетом стимулирующих выплат и премий должно быть начислено 640 281,43 руб., исходя из расчета 640 281,43 руб./ 313,70 средний заработок составит 2 041,06 руб., а отпускные 63 272,95 руб., из расчета 2 041,06 * 31. Разница составит 11 748,58 рублей, исходя из расчета 63 272,95 руб. - 51 524,37 руб.
За отпускной период с 07.07.2020 года по 06.08.2021 года выплачено отпускных 43 580,61 руб., исходя из расчета 1 405,83 руб. (среднедневной заработок 371 812,90 руб./ 264,48 календарных дней) х 31 день отпуска. С учетом стимулирующих выплат и премий должно быть начислено 506 062,98 руб., исходя из расчета 506 062,98 руб./ 264,48 средний заработок составит 1 913,43 руб., а отпускные 59 316,21 руб., из расчета 1 913,43 * 31. Разница составит 15 735,60 рублей, исходя из расчета 59 316,21 руб. - 43 580,61 руб..
Таким образом, разница всего составит по отпускным 27 484,18 рублей, исходя из расчета 11 748,58 рублей +15 735,60 рублей.
Данный расчет ответчиком не оспаривается, своего расчета ответчиком не предоставлено.
Суд принимает за основу данный расчет, поскольку оснований ему не доверять у суда не имеется, расчет является математически верным, произведен с учетом сумм и значений, указанных в предоставленных ответчиком и истцом расчётных листках.
При указанных обстоятельствах в пользу истца следует взыскать недоплаченные отпускные в размере 27 484,18 рублей.
В соответствии с Положением о порядке проведении аттестации работников ГАУК "Оренбургская областная филармония", утвержденном приказом №-п от 12.03.2018 года, по результатам проведенной аттестации комиссия выносит рекомендацию:- работник соответствует занимаемой должности; работник не соответствует занимаемой должности; работник соответствует занимаемой должности и рекомендован для перевода на другую вышестоящую должность; работник соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии. ( п.4.1) Работники, прошедшие аттестацию и признанные по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, освобождаются от работы или переводятся с их письменного согласия на другую работу директором филармонии в срок не позднее двух месяцев со дня аттестации. При несогласии с переводом, оформленном в письменном виде, работники могут быть в тот же срок освобождены от занимаемой должности с соблюдением требований ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. При истечении указанного срока освобождение работника по результатам данной аттестации не допускается.
В соответствии с приказом № от 26.01.2021 года, с 01.02.2021 года утвержден художественный совет ОГАРНХ на 2021 год на основании служебной записки художественного руководителя ОГАРХН ФИО12 от 26.01.2021 года.
В соответствии со служебной запиской директору ГАУК "Оренбургская областная филармония" ФИО5, подписанной художественным руководителем ОГАРНХ ФИО12 и членами художественного совета ОГАРНХ, в связи с необходимостью выявления объективных причин неудовлетворительной работы нескольких артистов Оренбургского государственного академического русского народного хора, просили рассмотреть вопрос о проведении очередной (неплановой) аттестации. Из артистов балета указана ФИО1 и другие ( всего 11 артистов балета)
Из приказа № от 30.06.2021 года "О проведении внеочередной (неплановой) аттестации работников Оренбургского государственного академического русского народного хора", на основании служебной записки художественного совета ОРАРНХ от 29.06.2021 года, в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников ГАУК "Оренбургская областная филармония", приказано провести внеочередную (неплановой) аттестацию работников Оренбургского государственного академического русского народного хора.Утвердить перечень работников, подлежащих аттестации, сроки и графики проведения аттестации, согласно Приложению №.
Согласно перечня работников, подлежащих аттестации в приложении № к Приказу № от 30.06.2021 года перечислена, в том числе, ФИО1 - артистка балета ОГАРНХ. Сроки проведения аттестации - 20.09.2021 года, до 27.08.2021 года балетмейстеру Свидетель №1 подготовить характеристики-представления.
ДД.ММ.ГГГГ до сведения ФИО2 доведена информация о содержании приказа № от 30.06.2021 г. "О проведении внеочередной (внеплановой) аттестации работников ОГАРНХ", от ознакомления с приказом в письменной форме ФИО2 отказалась, что подтверждается актом № от 12.07.2021 года.
Приказом № от 14.09.2021 года внесены изменения в приказ № от 30.06.2021 года "О проведении внеочередной (неплановой) аттестации работников Оренбургского государственного академического русского народного хора", изменен срок аттестации на 15 ноября 2021 года.
В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников ГАУК "Оренбургская областная филармония"в разделе II "Сроки проведения аттестации" установлено, что аттестация работников филармонии проводится один раз в 7 лет. Аттестация работников может осуществляться - регулярно за установленный промежуток времени - очередная (плановая) аттестация; - внеочередная ( внеплановая) в связи с возникновением обстоятельств, возникающих у работодателя или работника: 1) в связи с необходимостью выявления объективных причин неудовлетворительной работы одного или нескольких работников учреждения; 2) с необходимостью выявления объективных причин неудовлетворительной работы одного или нескольких работников учреждения; 3) с выбором на объективной основе работника, квалификация и профессиональные качества которого позволяют занять более высокую должность; 4) с просьбой самого работника, если он желает получить вышестоящую должность или заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение; 5) по заявлению работника или его непосредственного руководителя; 6) переаттестацией по ранее принятому решению аттестационной комиссией.
Приказом от 16.03.2020 №, в целях приведения Положения о порядке проведения аттестации работников ГАУК "Оренбургская областная филармония" в соответствие с трудовым законодательством, Основными положениями о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства (Письмо Минкультуры РФ от 08.02.2010 года №-ПХ), пункт 2.2 Раздела II "Сроки проведения аттестации" изложен в новой редакции, из данного пункта исключены основания для проведения внеочередной аттестации- по заявлению работника или его непосредственного руководителя; переаттестацией по ранее принятому решению аттестационной комиссией, остальные пункты остались прежними, в том числе и пункт "в связи с необходимостью выявления объективных причин неудовлетворительной работы одного или нескольких работников учреждения".
Положение об аттестации работников ГАУК "Оренбургская областная филармония" в редакции приказа от 20.03.2020 года соответствует "Положению о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства", утвержденному заместителем Министра культуры Российской Федерации ФИО11 от 08.02.2010 года №.
В соответствии с указанным Положением об аттестации, Аттестация работников учреждений культуры и искусства осуществляется и проводится в соответствии с утвержденным в учреждении Положением об аттестации работников с целью установления соответствия работника занимаемой должности. Аттестация работников призвана способствовать улучшению подбора, расстановки и воспитания кадров, повышению уровня профессионального мастерства, деловой квалификации, качества и эффективности работы руководителей, специалистов и служащих, усилению и обеспечению более тесной связи заработной платы с результатами труда, приведению в соответствие наименований должностей с квалификационными требованиями. (1.1)
Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей. По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетентности работника, в разрабатываемом Положении об аттестации необходимо описать конкретные критерии, характеризующие соответствие работника предъявляемым требованиям, с тем, чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе материалов, представленных на каждого аттестуемого, и непосредственного знакомства с аттестуемым (в процессе собеседования с применением оценочных тестов, заслушивания его ответов на вопросы и т.п.) дать объективную оценку его деятельности. (п.1.2)
Аналогичные положения содержатся в Положении об аттестации работников ГАУК "Оренбургская областная филармония".
К квалификационным требованиям артиста балета Оренбургского государственного академического русского народного хора (ОГАРНХ) ГАУК "Оренбургская областная филармония" должностные обязанности: готовит под руководством балетмейстера и дирижера поручаемые ему в соответствии с квалификацией партии в новых концертных программах или в порядке ввода в концертную программу текущего репертуара, а в случае производственной необходимости - в порядке срочного ввода. Исполняет в концертных программах поручаемые ему партии на стационаре, гастролях и выездах. Свободно владеет хореографической лексикой. Является на репетиции творчески подготовленным. Постоянно посещает занятия с репетитором и концертмейстером, совершенствуя свое мастерство. Владение элементами актерской техники, сценическими движениями, необходимыми для выполнения сценических задач, поставленными режиссером, балетмейстером, постоянная работа над повышением своего исполнительского мастерства, обладание пластикой, танцевальностью, музыкальностью, ритмичностью. Исполнение сложных технических элементов мужского и женского танца (трюков). Сценическая внешность.
Поскольку основания проведения внеочередной аттестации "в связи с необходимостью выявления объективных причин неудовлетворительной работы одного или нескольких работников учреждения" предусмотрены Положением о порядке проведения аттестации работников ГАУК "Оренбургская областная филармония", приказ о проведении аттестации от 30.06.2021 года № доведен до ФИО1, которая отказалась от письменного ознакомления с ним, не мотивировав причины отказа, что отражено в акте об отказе работника от письменного ознакомления в приказом от 02.07.2021 года, включение в список аттестуемых ФИО1 не противоречит действующему законодательству.
Ссылка истца на те обстоятельства, что она не привлекалась к дисциплинарной ответственности, не имеет замечаний по качеству работы, не может быть приняты во внимание, поскольку в силу своих профессиональных обязанностей балетмейстер и художественный руководитель имеют право оценки трудовой деятельности конкретного работника и качество выполняемой работы, в пределах своих полномочий и компетенции обязаны высказать свое профессиональное мнение в данных документах. С данным мнением ФИО1 вправе соглашаться либо не соглашаться. Оценку профессиональных качеств в целом вправе дать аттестационная комиссия, в состав которой, как следует из приказа, художественный руководитель ОГАРНХ ФИО12 не входит.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании приказа о проведении аттестации от 30.06.2021 года № в части включения ФИО1 в число аттестуемых незаконным, поскольку включение в список работников, подлежащих аттестации, является прерогативой работодателя.
В силу статьи 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", следует, что, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что со стороны работодателя допущено нарушение трудовых прав истца, в части лишения истца стимулирующих выплат и квартальной премии, принимая во внимание длительность невыплаты истцу ответчиком стимулирующей платы, с ответчика в пользу истца с учетом требований разумности и справедливости, характера причиненных нравственных страданий истца, подлежит взысканию в размере 8 000 рублей.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в части взыскания стимулирующих выплат, премии и недоплаченных отпускных.
Положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пунктов 1,9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Принимая во внимание, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 6 525,09 рублей, включая госпошлину по неимущественным требованиям о возмещении морального вреда, что пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного автономного учреждения культуры "Оренбургская областная филармония" в пользу ФИО1 выплаты стимулирующего характера за период с октября 2019 года по августа 2021 года включительно в размере 235 624 рубля, за период с января 2020 года по июль 2021 года ежеквартальные и годовые премии в размере 39 400 рублей, недоплаченную сумму отпускных за период с октября 2019 года по август 2021 года в размере 27 484,18 рублей, компенсацию морального вреда в размере 8 000 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного автономного учреждения культуры "Оренбургская областная филармония" в бюджет МО город Оренбург государственную пошлину в размере 6 525,09 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Бесаева М.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.11.2021 г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>