ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03107/20 от 21.12.2020 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Гражданское дело № 2-3669/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2020 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.

при секретаре Миногиной А.В.,

с участием представителя истца Радостаевой Е.К., представителя ответчика Бабиной Н.Н., действующего на основании доверенности, представителя третьего лица МБДОУ "Детский сад " Барбусовой Н.Н., действующего на основании доверенности, представителя третьего лица Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области, Соловых И.В., действующего на основании доверенности, представителя третьего лица Управления образования при администрации г. Оренбурга Карандаковой Л.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Оренбурга в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, к территориальному управлению Федерального агентства государственным имуществом по Оренбургской области о признании бездействия и обязании устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Промышленного района г. Оренбурга в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику указав, что прокуратурой Промышленного района проведена проверка законности использования, отчуждения защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО), расположенных на территории Промышленного района г. Оренбурга, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, требующие принятия мер прокурорского реагирования. Установлено, что по адресу: <адрес>, в подвале здания МБДОУ «Детский сад » расположено убежище . В ходе проверки МБДОУ «Детский сад » представлен паспорт убежища , утвержденный ГОЧС и ПБ администрации г. Оренбурга в 2011 году, а также сводная ведомость результатов инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории МБДОУ «Детский сад ». Договор о передаче данного защитного сооружения в ведение учреждения отсутствует. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 18.12.2007 года двухэтажное здание детского сада с подвалом, литер ЕЕ1Е2 общей площадью 1402,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, закреплено за МБДОУ «Детский сад » на праве оперативного управления на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Оренбурга от 01.11.2007 года . В ходе проверки представлен Паспорт убежища . Из представленных документов следует, что вышеуказанный объект недвижимости своего регионального назначения как «убежище», не меняло, что подтверждается документами технической инвентаризации. Исходя из документов технической инвентаризации объект недвижимости имеет следующие технические характеристики: защитное сооружение гражданской обороны, общей площадью 101,43 кв. м., вместимостью 137 чел., и объем 233,2 м.куб., встроенное в двухэтажное здание. Вместе с тем, в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества право собственности на бомбоубежище, расположенное по адресу <адрес> не зарегистрировано. Таким образом, данное защитное сооружение гражданской обороны не прошло процедуру учета в качестве объекта федеральной собственности в соответствии с действующим законодательством, и в настоящее время за объектом зарегистрировано право муниципальной собственности города Оренбурга. С момента строительства объект имеет самостоятельное назначение как сооружение гражданской обороны. Факт изменения назначения объекта в ходе проверки не установлен. Целевое назначение и статус объекта (убежища) как объекта гражданской обороны сохранено и не изменялось. Таким образом, данный объект недвижимости - объект гражданской обороны в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью. Нахождение объекта гражданской обороны в собственности муниципального образования «город Оренбург» нарушает права Российской Федерации. В результате выездной проверки, проведенной прокуратурой Промышленного района с участием отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району установлено, защитное сооружение гражданской обороны - убежище, расположенное по адресу: <адрес> содержится с нарушением требований законодательства. Так, в нарушение п.3.2.1 Правил, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583 (далее - Правил), не обеспечена герметичность защитного сооружения; в нарушение п.3.2.10 Правил элементы инженерных систем не окрашены в соответствующие цвета; в нарушение п.3.2.11 Правил не произведен ремонт и техническое обслуживание инженерно-технического оборудования; в нарушение п.3.2.24 Правил не произведен ремонт санузлов; в нарушение п.3.4.4 фильтровентиляционные системы защитного сооружения находятся в неисправном состоянии, техническое обслуживание не производится; в нарушение п.6.1.2 Правил на доступных для обозрения местах в сооружении не вывешены сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели мест размещения санитарных узлов, пунктов раздачи воды, санитарных постов, медицинских пунктов, входов и выходов. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432 "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое представляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области. Данная позиция нашла отражение в определении Верховного суда РФ от 23.05.2017 года № 47-КГПР17-2. В результате непринятия мер к учету сооружений гражданской обороны данный объект содержится в ненадлежащем состоянии. На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> (убежище ), непринятии мер по к сооружения гражданской обороны, и поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию, признать право государственной собственности Российской Федерации объект недвижимости - защитное сооружение гражданской обороны - убежище , расположенный по адресу: <адрес> обязать Территориальное управление Федерального агентства управлению государственным имуществом в Оренбургской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, обеспечить учет объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> (убежище ), как объекта федеральной собственности, обязать Территориальное управление Федерального агентства управлению государственным имуществом в Оренбургской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583, бомбоубежище, расположенное по адресу <адрес> а именно: обеспечить герметичность защитного сооружения; провести работы по окраске элементов инженерных систем в соответствующие цвета; произвести ремонт и техническое обслуживание инженерно-технического оборудования; произвести ремонт санузлов; привести фильтровентиляционные системы защитного сооружения в неисправное состояние, обеспечить их техническое обслуживание; обеспечить размещение на доступных для обозрения местах в сооружении сигналов оповещения гражданской обороны, правил пользования средствами индивидуальной защиты, указателей мест размещения санитарных узлов, пунктов раздачи воды, санитарных постов, медицинских пунктов, входов и выходов.

Уточнив исковые требования, просит суд признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> (убежище ), непринятии мер по к сооружения гражданской обороны, и поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию, признать право государственной собственности Российской Федерации объект недвижимости - защитное сооружение гражданской обороны - убежище , расположенный по адресу: <адрес>, обязать Территориальное управление Федерального агентства управлению государственным имуществом в Оренбургской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, обеспечить учет объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> (убежище ), как объекта федеральной собственности, обязать Территориальное управление Федерального агентства управлению государственным имуществом в Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить учет объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> (укрытие ), как объекта федеральной собственности.

Определением суда от 15.09.2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация г. Оренбурга, Управление образования при администрации г. Оренбурга, МЧС России (Главное управление по Оренбургской области).

Представитель прокурора Промышленного района г. Оренбурга – помощник прокурора Радостаева Е.К. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Байкарова С.А. возражала против заявленных исковых требований, просила отказать в их удовлетворении, пояснила, что данные требования невозможно исполнить при вступлении решения суда в законную силу.

Из письменного отзыва следует, что в соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Оренбургской области, утвержденным приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ, Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом. По состоянию на текущую дату объект гражданской обороны - убежище , вместимостью 137 чел., площадью 101,43 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, не проходил процедуру учета в реестре федерального имущества в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Истец ссылается п. 2 разд. 3 Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, которыми обосновывает исключительную принадлежность защитных сооружений гражданской обор: к государственной собственности Российской Федерации. В свою очередь, из указанных правовых норм следует, что «государственные запасы, мобилизационные резервы, предприятия, обеспечивающие их сохранение, защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к государственной собственности Российской Федерации», то есть объекты гражданской обороны фактически не указаны в Приложениях № 1-3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 (далее - Постановление). Согласно п. 3 Постановления, объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях № 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Кроме того, спорный объект гражданской обороны расположен в учреждении муниципальной формы собственности (дошкольное образовательные учреждения «Детский сад ») таким образом фактически необходим администрации г. Оренбурга для решения вопросов местного значения, предусмотренных п. 28 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств». Аналогичные правовые нормы содержатся также в абз. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», согласно которому органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Представитель третьего лица МБДОУ "Детский сад "Барбусова Н.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, просила их удовлетворить в полном объеме. В письменном отзыве указала, что ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области выполняет функции собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, следовательно, он должен надлежащим образом исполнять свои обязанности в отношении содержания объекта гражданской обороны - убежище , вместимостью 137 чел., площадью 101,43 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>

Представитель третьего лица Управление образования при администрации г. Оренбурга Карандакова Л.А. в судебном заседании не возражала против заявленных исковых требований, просила вынести решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В письменном отзыве указал, что право собственности МО «город Оренбург» на двухэтажное здание детского сада с подвалом, литер <данные изъяты>, общей площадью 1402,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> было зарегистрировано 31.05.2005 года Управлением Федеральной государственной регистрационной службы по Оренбургской области (свидетельство серия ) на основании постановления Оренбургского городского Совета от 19.04.2005 года . На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом города Оренбурга от 01.11.2007 года спорное имущество было закреплено па праве оперативного управления за МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников ». Информация о нахождении помещения бомбоубежища в подвале указанного здания в технической документации не отражена. Согласно приложению № 1 к постановлению Верховного Совета от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации» защитные сооружения гражданской обороны, являющиеся объектами инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся: убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. На защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное в подвале нежилого здания по адресу: <адрес> оформлен паспорт убежища . Таким образом, часть указанного подвального помещения общей площадью 101,43 кв. м в силу закона отнесено к федеральной собственности. Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284 предусмотрено, что приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена. Учитывая информацию, предоставленную заведующей МДОАУ «Детский сад » по запросу Прокуратуры Промышленного района г. Оренбурга, Комитет обратился в ТУ Росимущества в Оренбургской области с предложением рассмотреть вопрос о передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность вышеуказанного бомбоубежища, однако ТУ Росимущество в Оренбургской области проинформировало Комитет о том, что в случае отсутствия у муниципального образования потребности в данном защитном сооружении можно снять его с учета 3С ГО, в связи с чем передача в федеральную собственность не целесообразна.

Представитель третьего лица Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области Соловых И.В. не возражал против заявленных исковых требований, просил удовлетворить их.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно ст. 2 указанного Закона одними из основных задач в области гражданской обороны являются подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Требованиями ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны; руководит организацией и ведением гражданской обороны; издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны; определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее по тексту Постановление № 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов (п.3 указанного Постановления № 3020-1).

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «Защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяется исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309"О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (Зарегистрированы в Минюсте России 25.03.2003 N 4317), которые рассчитаны на все случаи жизни: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны (пункт 1.2).

Таким образом, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению № 3020-1 не упомянуты. В связи с чем защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие признакам объектов оборонного производства, на основании п.3 постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

Требованиями ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение; разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

По правилам ч.4 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе иди договоре.

Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федерального агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно Приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Территориальное управление), согласно которому Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Полное наименование - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, сокращенное наименование - ТУ Росимущества в Оренбургской области. Местонахождение Территориального управления - Оренбургская область, г. Оренбург.

Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, выполняет ТУ Росимущества в Оренбургской области.

Приказ МЧС России от 21.07.2005 N 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту ЗС ГО) в мирное время.

Согласно п.2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2003 N 4317) (далее по тексту Правила № 583).

Согласно пунктам 1.3; 1.7 и 1.8 Правил № 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту – в разделе V Правил).

Согласно пунктам 1.4, 3.4.4 Правил № 583 для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания ЗС ГО к готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых, создаются группы (звенья) по облуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.

При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.

Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Требования к содержанию защитных сооружений гражданской обороны установлены СНиП II-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», утв. Постановлением Госстроя СССР от 13.10.1977г. № 158.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, передача собственником бремя содержания имущества на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.

Управление и распоряжение указанным имуществом согласно п. 15 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 осуществляет Правительство РФ.

Согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Пунктом 2 раздела 3 приложения №1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» - защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органе» государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, отнесенные к объектам оборонного производства, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

В силу пункта 1.2 Правил, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583, требования указанных правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий. Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия). Учёт защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.1 Правил № 583). Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.2 Правил №583). Согласно пунктам 3.1.1 и 3.1.2 Правил № 583 при режиме повседневной деятельности защитные объекты гражданской обороны должны использоваться для нужд организаций. Встроенные и отдельно стоящие защитные объекты гражданской обороны допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в сфере управления имуществом Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению генным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Из п.1 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278, следует, что территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии с п.4 указанного Положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленным данным положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим положением.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

Из справки о нарушениях требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной старшим инспектором ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области, следует, что по адресу: <адрес>, установлены следующее: в нарушение п.3.2.1 Правил, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583 (далее - Правил), не обеспечена герметичность защитного сооружения; в нарушение п.3.2.10 Правил элементы инженерных систем не окрашены в соответствующие цвета; в нарушение п.3.2.11 Правил не произведен ремонт и техническое обслуживание инженерно-технического оборудования; в нарушение п.3.2.24 Правил не произведен ремонт санузлов; в нарушение п.3.4.4 фильтровентиляционные системы защитного сооружения находятся в неисправном состоянии, техническое обслуживание не производится; в нарушение п.6.1.2 Правил на доступных для обозрения местах в сооружении не вывешены сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели мест размещения санитарных узлов, пунктов раздачи воды, санитарных постов, медицинских пунктов, входов и выходов.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.12.2007 года серии МБОУ «Детский сад » имеет на праве оперативного управления двухэтажное здание детского сада с подвалом, литер <данные изъяты>, общая площадь 1 402,2 кв.м, адрес: <адрес>

В материалы дела представлен паспорт убежища по адресу: <адрес> (дата приема эксплуатацию – ноябрь 1954 года), где указан его собственник МБОУ «Детский сад ».

На основании акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО убежища инв. от 03.09.2018 года установлено, что убежище используется как склад имущества, в аренду не сдается. Договор хранения и использования с территориальным управлением агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области не заключался. В связи с отсутствием необходимости использования убежища предложено снять данный объект с учета.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в силу требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

На момент рассмотрения дела указанное выше убежище, расположенное в подвале МБОУ «Детский сад », не утратило своего статуса как защитного сооружения гражданской обороны, в настоящее время требуется проведение ряда мероприятий, в том числе ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, в данном случае данные требования закона должны быть выполнены ТУ Росимущества в Оренбургской области в целях соблюдения прав неопределенного круга лиц в целях обеспечения возможности укрытия в убежище граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

Кроме этого, убежище в данный момент находится на праве оперативного управления МБОУ «Детский сад », то есть относится к муниципальной собственности г. Оренбурга, что противоречит действующим нормам законодательства в отношении объектов гражданской обороны, поскольку данная категория строений относится исключительно к федеральной собственности. Данное защитное сооружение гражданской обороны не прошло процедуру учета в качестве объекта федеральной собственности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в связи с чем, убежище необходимо поставить на учет в реестр федеральной собственности.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Промышленного района г. Оренбурга в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, к территориальному управлению Федерального агентства государственным имуществом по Оренбургской области о признании бездействия и обязании устранить выявленные нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> (убежище ), непринятии мер по к сооружения гражданской обороны, и поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию.

Признать право государственной собственности Российской Федерации объект недвижимости - защитное сооружение гражданской обороны - убежище , расположенный по адресу: <адрес>

Обязать Территориальное управление Федерального агентства управлению государственным имуществом в Оренбургской в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить учет объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> (укрытие ), как объекта федеральной собственности.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Гончарова Е.Г.

Мотивированное решение изготовлено 25.12.2020 года.