ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 04564/2021 от 24.02.2022 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

дело № 2а-685/2022

56RS0042-01-2021-008895-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 24 февраля 2022 года

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,

при секретаре Портновой А.В.,

с участием административного истца ФИО2,

представителя административных истцов ФИО3,

представителя административных ответчиков УЖКХ администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга ФИО4,

представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО6 к администрации города Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействия

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО6 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. В адрес административных истцов было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагалось осуществить реконструкцию дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 февраля 2021 года установленный в требовании срок признан неразумным. Также решением суда от 24 июня 2021 года постановление администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка признано незаконным и отменено. Постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ-п многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Собственникам помещений в указанном многоквартирном доме предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести реконструкцию дома. Поскольку в соответствии с требованиями ст. ст. 44-46 Жилищного кодекса РФ вопросы реконструкции многоквартирного дома могут быть разрешены только при согласии всех собственников помещений такого дома, то в адрес УЖКХ и Комитета по управлению имуществом администрации г. Оренбурга были направлены уведомления о проведении ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственником многоквартирного дома в форме очного голосования. Однако собрание не состоялось по причине неявки представителей УЖКХ и Комитета. Повторное уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников МКД было направлено в адрес административных ответчиков ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ по запросу УЖКХ были предоставлены коммерческие предложения по вопросам 2 и 3 повестки дня. Письмом УЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ административных истцов уведомили, что принято отрицательное решение по всем вопросам повестки дня общего собрания собственником помещений многоквартирного дома. Полагает, что в силу п. 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, УЖКХ администрации г. Оренбурга не вправе уклоняться от участия в проведении общего собрания собственников многоквартирного дома.

Просят признать незаконным бездействие администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга, комитета по управлению имуществом г. Оренбурга по уклонению: от участия в общем собрании собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес> признанного аварийным и подлежащим реконструкции по выбору организации для проведения проектных работ по реконструкции указанного многоквартирного дома; от участия в общем собрании собственников многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции по выбору организации для проведения реконструкции указанного многоквартирного дома; от проведения (участия в проведении) проектных работ по реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции; от проведения (участия в проведении) реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции.

Обязать администрацию г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга, Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга принять участие в общем собрании собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес> признанного аварийным и подлежащим реконструкции, по выбору организации для проведения проектных работ по реконструкции указанного многоквартирного дома и по выбору организации для проведения реконструкции указанного многоквартирного дома, а также принять участие в проведении проектных работ по реконструкции многоквартирного дома по адресу: <адрес> признанного аварийным и подлежащим реконструкции, и в непосредственной реконструкции многоквартирного дома по адресу: <адрес>

Впоследствии административные истцы требования административного иска уточнили, просили признать незаконным бездействие администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга по уклонению:

- от участия в общем собрании собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес> признанного аварийным и подлежащим реконструкции, по выбору организации для проведения проектных работ по реконструкции указанного многоквартирного дома;

- от участия в общем собрании собственников многоквартирного дома по адресу<адрес> признанного аварийным и подлежащим реконструкции, по выбору организации для проведения реконструкции указанного многоквартирного дома;

- от проведения (участия в проведении) проектных работ по реконструкции многоквартирного дома по адресу: <адрес> признанного аварийным и подлежащим реконструкции;

- от проведения (участия в проведении) реконструкции многоквартирного дома по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим реконструкции.

В судебном заседании административный истец ФИО2 требования административного иска с учетом уточнения поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель административных истцов – ФИО3, действующая на основании ордера адвоката, уточненные требования административного иска поддержала и просила иск удовлетворить в полном объеме, указав, что своим бездействием административные ответчики нарушают право административных истцов на проведение реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции. Письмо УЖКХ администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ не может являться решением по вопросам повестки дня общего собрания собственников многоквартирного дома, поскольку истцами инициировалось проведение общего собрания в форме очного голосования и не предполагало заполнение бюллетеня для голосования. Полагала, что административные ответчики своим бездействием создают препятствия в исполнении постановления -п от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель администрации г. Оренбурга и УЖКХ администрации г. Оренбурга ФИО4, действующая на основании доверенности, требования административного искового заявления не признала, пояснив, что УЖКХ администрации г. Оренбурга письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомило ФИО2 о решении по вопросу реконструкции многоквартирного дома по адресу: <адрес> проголосовав по всем позициям повестки дня «против». УЖКХ как балансодержатель жилых помещений – квартир <адрес> по <адрес> не планирует проведение реконструкции указанного многоквартирного дома, так как решение собственников жилых помещений по существу уже принято. Учитывая, что участие в общем собрании собственников носит волеизъявительный характер, признаки бездействия администрации г. Оренбурга и УЖКХ администрации г. Оренбурга отсутствуют. Считает, что суд не наделен полномочиями обязать в принятии участия в общем собрании собственников жилых помещений для выбора организации для проведения проектных работ по реконструкции указанного многоквартирного дома, а также не может принудить в принятии участия в проведении его реконструкции.

Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга ФИО5, действующая на основании доверенности, полагала, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению, поскольку Жилищный кодекс РФ не выделяет особый статус администрации, и в соответствии со ст. 45 ЖК РФ обязанности участия в собрании у администрации нет.

Административный истец ФИО6 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.

Суд, выслушав стороны, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

ФИО2 и ФИО6 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем указанный многоквартирный дом включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», утвержденную постановлением администрации г. Оренбург № 788-п от 15 апреля 2013 года.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 15 апреля 2013 года № 787-п (в редакции постановления администрации г. Оренбурга № 2568-п от 27 июня 2017 года) многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в Перечень многоквартирных домов муниципального образования «город Оренбург», признанных аварийными и подлежащими сносу в 2017 году.

Постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» земельный участок, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный дом, изъят для муниципальных нужд (постановление не исполнено, срок действия истек ДД.ММ.ГГГГ).

Решением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в акт и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного <адрес> по <адрес> пригодным (непригодным) для проживания, а именно, изменены слова «признать непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу» на слова «о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции».

На основании заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции.

В связи с этим спорный многоквартирный дом включен в Перечень многоквартирных домов муниципального образования «город Оренбург», признанных аварийными и подлежащими реконструкции на основании постановления администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ-п.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 УЖКХ администрации г. Оренбурга, за подписью заместителя начальника Управления, направлено требование о необходимости осуществить реконструкцию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В случае невыполнения требования земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также каждое жилое помещение в многоквартирном доме, подлежат изъятию.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Оренбурга приняла постановление от -п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд», в соответствии с которым изъяты для муниципальных нужд: земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>), расположенные на вышеуказанном земельном участке за исключением жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 февраля 2021 года по делу 2а-536/2021, вступившим в законную силу 20 мая 2021 года, требования ФИО2, ФИО6 удовлетворены частично: признано незаконным бездействие администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ распоряжения с указанием о дальнейшем использовании признанного аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> сроках отселения физических и юридических лиц, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ; признан неразумным установленный в требовании от ДД.ММ.ГГГГ срок реконструкции многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 24 июня 2021 года по делу 2а-2117/2021, вступившим в законную силу 23 сентября 2021 года, постановление администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» признано незаконным и отменено.

Постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ-п «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции» указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции, собственникам помещений предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести реконструкцию многоквартирного дома.

Требованием УЖКХ администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ собственникам указанного многоквартирного дома предписано провести его реконструкцию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Административными истцами ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации г. Оренбурга, УЖКХ, Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга были направлены уведомления о проведении ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, повесткой которого является: избрание председателя и секретаря общего собрания; выбор организации для разработки и изготовления проекта реконструкции многоквартирного дома; выбор организации по осуществлению реконструкции многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в адрес администрации г. Оренбурга, УЖКХ, Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга направлены уведомления о проведении ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, с аналогичной повесткой собрания ДД.ММ.ГГГГ.

Получив данное уведомление, администрация г. Оренбурга письмом от ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес ФИО2 письмо, в котором сообщалось, что представление интересов собственников жилых помещений МО «город Оренбург» на общих собраниях собственников относится к компетенции УЖКХ администрации г. Оренбурга.

На вышеуказанные уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> УЖКХ администрации г. Оренбурга направило в адрес ФИО2 письмо от ДД.ММ.ГГГГ в котором выразило волеизъявление по всем вопросам повестки общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, проголосовав «против».

Административные истцы просят признать незаконным бездействие административных ответчиков, полагая, что этим нарушаются права и законные интересы административных истцов, делает неисполнимым постановление администрации <адрес> о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Как установлено судом, ФИО2 является собственником жилого помещения многоквартирного <адрес>.

Остальные жилые помещения в указанном многоквартирном доме – <адрес>, ), расселенные в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 г.г.», находятся в собственности муниципального образования «город Оренбург».

В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Согласно части 2 статьи 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

В соответствии с частью 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, в том числе предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из представленных материалов, УЖКХ администрации г. Оренбурга письмом № от ДД.ММ.ГГГГ выразило свое волеизъявление по вопросам повестки общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома и по всем вопросам повестки п «против».

Обязательность очного участия в общем собрании собственников помещений многоквартирного дома нормами Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрена.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия нормативным правовым актам; нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку в ходе рассмотрения дела судом не установлены вышеуказанные обстоятельства, то административное исковое ФИО2, ФИО6 не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО6 к администрации города Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействия администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга по уклонению от участия в общем собрании собственников многоквартирного дома по адресу – <адрес> (литер АБ1А1), признанного аварийным и подлежащим реконструкции, по выбору организации для проведения проектных работ по реконструкции дома, по выбору организации для проведения реконструкции указанного дома, от проведения (участия в проведении) проектных работ по реконструкции многоквартирного дома, от проведения (участия в проведении) реконструкции многоквартирного дома – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10 марта 2022 года.

Судья Р.Т. Чувашаева