ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 0458/2022 от 10.08.2022 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2-1145/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Андроновой А.Р.,

при секретаре Кабировой Р.Р.,

с участием представителя ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области Акчуриной М.Н., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ФСИН России и третьего лица УФСИН России по Оренбургской области Яшкова А.В., действующего на основании доверенностей,

представителя ответчика ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Кирсановой Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Морятова В.А. к начальнику ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Лихенко С.Н., ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России о признании действий незаконными и взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания,

УСТАНОВИЛ:

Морятов В.А. первоначально обратился в суд с исковыми требованиями о компенсации морального вреда, указывая, что начальником ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Лихенко С.Н. были нарушены его права, гарантированные ч.1 ст.23 и ч.1 ст.24 Конституции РФ. Начальник ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Лихенко С.Н. в нарушение требований законодательства РФ отправил ему в открытом виде (в незакрытом письме, как того требует законодательство РФ), ответы на обращения № ОГ-150-767 от 17.11.2021 и № ОГ-150-859 от 26.11.2021 через канцелярию ИК-8, которые впоследствии были переданы в спецотдел ИК-8, а там сотрудники спецотдела в силу своих служебных обязанностей подвергли данные решения (ответы на обращения) ксерокопированию. Данные решения отображают его состояние здоровья - диагнозы по имеющимся у него заболеваниям, на разглашение которых он согласия не давал, что соответственно послужило причиной нарушения его права на врачебную тайну. Вследствие нарушения его прав и свобод человека и гражданина на протяжении длительного времени у него отсутствовал сон и аппетит, он испытал сильное чувство собственной неполноценности, беззащитности. До сих пор испытывает чувство тревожности по поводу того, что люди, которые видели все его заболевания (курьер, сотрудники канцелярии и спецотдела ИК-8, сотрудники администрации ИК-8 и другие) могут являться или будут как-либо знакомы с его родственниками и могут рассказать о его заболеваниях, с ним перестанут общаться и что самое главное не будет даже возможным определить источник распространения данной информации, так как о ней по вине начальника ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России стало известно очень большому кругу людей. Данный случай существенно подорвал его психическое и психологическое состояние здоровья. В связи с чем, просил суд взыскать с ответчика начальника ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Лихенко С.Н. в счет компенсации морального вреда 1000000 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, были привлечены начальник секретариата ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Лукьянова И.М., заведующая канцелярией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области Горшенина И.Е., Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, УФСИН России по Оренбургской области.

Впоследствии истец Морятов В.А. уточнил исковые требования с занесением в протокол судебного заседания, окончательно просил суд признать действия ответчиков ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России и ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области незаконными в части вскрытия адресованной ему корреспонденции в нарушение ч. 4 ст. 15 УИК РФ и разглашения сведений о его состоянии здоровья, и взыскать компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.

07.06.2022 судом вынесено определение о переходе к рассмотрению настоящего спора в порядке административного судопроизводства.

Административный истец Морятов В.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее участвовал в судебном заседании и пояснял, что начальник ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Лихенко С.Н. несет ответственность за должностных лиц, которые находятся у него в подчинении, он их не проконтролировал, ответы на его жалобы от 17 и от 26 ноября 2021 года были оформлены в конверты ненадлежащим образом, поэтому при поступлении в ИК-8 они были вскрыты сотрудниками канцелярии, зарегистрированы в спецотделе и переданы ему в открытом виде в нарушение положений ст. 15 ч. 4 УИК РФ. При этом в ответах из МСЧ-56 были указаны все его медицинские диагнозы, после чего из-за халатности сотрудников он почувствовала унижение, на него стали все смотреть с презрением. Считает, что ответы на его жалобы должны были быть направлены в закрытом конверте согласно ст. 15 ч. 4 УИК РФ, и должны были быть вручить ему лично, но канцелярия ИК-8 вскрыла конверты, все сотрудники имели возможность ознакомиться с содержанием документов, поэтому считает, что его конституционные права были нарушены, в том числе и на разглашение врачебной тайны, поэтому просил уточненные исковые требования удовлетворить, определить надлежащего ответчика и взыскать заявленный размер компенсации морального вреда.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области Акчурина М.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии с Приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» регистрация, контроль поручений, работа с обращениями граждан и другие процедуры документооборота осуществляются в учреждениях и органах УИС с применением журналов учета документов или автоматизированной системы обработки документов в соответствии с Инструкцией. Прием и первичная обработка поступающих в учреждения и органы УИС документов осуществляется службой делопроизводства. Доставка документов в учреждениях и органах УИС в рабочее время принимаются работниками службы делопроизводства и регистрируются в журналах учета документов или электронной базе данных, в которые включаются основные реквизиты поступающих документов. Первичная обработка поступающих документов заключается в проверке правильности доставки и целостности вложений, фиксации факта поступления документа. Ошибочно доставленные документы возвращаются почтовому учреждению или пересылаются надлежащему отправителю. Оформление заказных писем проверяется по записям почтовых реестров. В службе делопроизводства вскрываются все пакеты с документами за исключением пакетов, имеющих пометку «лично» (для вручения осужденному, с указанием ФИО осужденного). Пакеты с пометкой «лично» вскрываются лично осужденным. Все поступившие документы независимо от способа их доставки (за исключением обращений граждан, телефонограмм, личной переписки, печатных изданий и справочных документов) после предварительного рассмотрения подлежат обязательной централизованной регистрации в день поступления службой делопроизводства. В случае поступления документов в нерабочий день они регистрируются на следующий рабочий день. Факт регистрации входящего документа подтверждается регистрационным штампом, который оформляется службой делопроизводства. Зарегистрированные документы направляются в структурные подразделения учреждения. В соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграмм подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней. Письма, поступившие на имя осужденного после освобождения или перевода его в другое ИУ, не позднее трех суток отправляются по новому месту его нахождения за счет средств федерального бюджета. Письма № ОГ-150-767 от 17.11.2021, № ОГ-150-859 от 26.11.2021 поступили в ФКУ ИК-8 посредством системы электронного документооборота, как видно из скриншота программы, данные письма адресованы осужденному Морятову В.А. в открытой форме. Данные ответы поступают первоначально в СЭД, а затем направляются письмом по почте, либо посредством третьих лиц передачей нарочно. Письма, адресованные начальнику ИУ, вскрываются, регистрируются, передаются в отдел специального учета для передачи осужденному. Конверты с пометкой лично для осужденного подлежат копированию и приобщаются к личному делу осужденного, а конверты, адресованные начальнику ИУ, не сохраняются, поскольку это ничем не предусмотрено. Просит в удовлетворении исковых требований Морятова В.А. отказать в полном объеме, поскольку со стороны ИК-8 каких-либо нарушений требований законодательства допущено не было.

Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Кирсанова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Морятова В.А., пояснив, что ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России является самостоятельным юридическим лицом, медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на местах. Создано приказу ФСИН России от 03.12.2013 № 722 функционирует с 01.01.2014. Согласно Уставу осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных, обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение и федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В соответствии с Уставом ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России имеет 14 филиалов. Филиал «Медицинская часть № 8» ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России расположен на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, имеет в составе терапевтическое отделение. В связи с обращениями Морятова В.А. в ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России ему были даны ответы от 17.11.2021 и от 26.11.2021 (№ ОГ-150-767, № ОГ-150-859 соответственно). В соответствии с реестрами на отправку почтовой корреспонденции от 24.11.2021 и 30.11.2021 Морятову В.А. ответы на его обращения были отправлены заказными письмами почтой России на адрес фактического места содержания ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области в закрытом виде с указанием адресата. Доводы истца о перенесенных им страданий и переживаний считает несостоятельными, поскольку согласно медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, Морятов В.А. за период с 25.11.2021 по настоящее время с жалобами на отсутствие сна, аппетита, а также тревогу, на прием в филиал Медицинская часть № 8 не обращался.

Представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Оренбургской области Яшков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в ИК поступают множество обращений граждан, и сотрудники вряд ли могли обращать внимание на содержание письма, адресованного Морятову В.А. Считает, что истец не доказал, что сведения о его диагнозах были распространены. При этом, если в письме не указаны полные ФИО и дата рождения, то идентифицировать адресата затруднительно.

Административный ответчик начальник ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Лихенко С.Н., заинтересованные лица - начальник секретариата ФКУЗ МСЧ-56 Лукьянова И.М., заведующая канцелярией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области Горшенина И.Е., Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ранее начальник секретариата ФКУЗ МСЧ-56 Лукьянова И.М. участвовала в судебном заседании и поясняла, что 19.10.2021 в МСЧ-56 поступила жалоба от Морятова В.А., которая была передана на рассмотрение начальнику Лихенко С.Н., он отписал жалобу исполнителю Швец, она ее рассмотрела и дала ответ 17.11.2021, который был направлен Морятову В.А. через Почту России в закрытом конверте с указанием адресата «Морятову В.А.». 30.10.2021 вновь поступило обращение Морятов В.А. из Минздрава, после чего было передано Лихенко С.Н., он отписал жалобу Швец для исполнения, инспектор провела проверку и подготовила ответ от 26.11.2021, который был направлен также Морятову В.А. по Почте России в закрытом конверте. Почему сотрудники ИК-8 вскрыли конверты, адресованные Морятову В.А., она пояснить не может. При этом утверждает, что их сотрудники канцелярии в соответствии с инструкцией по делопроизводству всегда отправляют ответ на жалобу тому лицу, которое обращается, и в соответствии с инструкцией допускается помещать в один конверт несколько документов, поэтому ими на конверте перечисляются все фамилии адресатов, документы для которых были запакованы в пакеты. Считает, что в их действиях нарушений допущено не было.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).

На основании части 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, к числу которых, отнесено право на обращение в государственные органы.

Частью 9 статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3 статьи 15 УИК РФ).

Согласно части 2 статьи 91 УИК РФ, получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 15 УИК РФ.

Согласно части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

Таким образом, федеральный законодатель, регламентируя порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами, исключил цензуру таких обращений, в том числе в адрес органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, которые, как это закреплено частью 2 статьи 77 Конституцией Российской Федерации, образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

Исходя из приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что осужденные обладают правом на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в указанные государственные органы, как и другие граждане Российской Федерации, необходимость цензуры обращений, адресованных в государственные органы и подчиненные им учреждения и организации нельзя признать оправданной мерой, влекущей какие-либо негативные последствия при отбывании наказания и достижения цели исправления осужденного.

Из правового анализа приведенных федеральных законоположений следует, что требования части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в которой используется универсальное понятие "Правительство Российской Федерации", применяются в отношении любого федерального органа исполнительной власти.

Исходя из изложенного, осужденные обладают правом на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в указанные государственные органы, как и другие граждане Российской Федерации. Вопросы же проверки правильности указания сведений об адресатах направляемой осужденными корреспонденции находятся в компетенции администрации службы исполнения наказания.

Из материалов дела усматривается, что Морятов В.А. в рассматриваемый период в ноябре 2021 года отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области. Истец обратился с жалобой в ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, по результатам рассмотрения которой дан ответ за № ОГ-150-767 от 17.11.2021 за подписью начальника ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Лихенко С.Н., в указанном ответе также были перечислены диагнозы Морятова В.А. согласно выписке из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, представленной врачом-терапевтом филиалам «Медицинская часть № 8» ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России.

Ответ на обращение истца за № ОГ-150-767 от 17.11.2021 был направлен в адрес ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области для вручения Морятову В.А., что подтверждается представленным реестром на отправку почтовой корреспонденции от 24.11.2021.

Впоследствии Морятов В.А. обратился в Министерство здравоохранения Оренбургской области, его обращение было перенаправлено в ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, на указанное обращение начальником ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Лихенко С.Н. был подготовлен ответ за № ОГ-150-859 от 26.11.2021 и направлен Морятову В.А. посредством Почты России, что подтверждается реестром на отправку почтовой корреспонденции от 30.11.2021.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России направило ответы на обращения Морятова В.А., которые 26.11.2021 и 30.11.2021 соответственно были вскрыты и зарегистрированы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области за № 15893 и № 15995 соответственно и переданы истцу в открытом виде.

Полагая право на тайну переписки, а также условий содержания нарушенными, Морятов В.А. обратился в суд.

Положениями части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные, в том числе и в органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам и ответы на них цензуре не подлежат.

Следовательно, составной частью соблюдения правил содержания осужденных является соблюдение правил обработки их корреспонденции. При этом федеральный законодатель, регламентируя порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами, исключил цензуру таких обращений, в том числе в адрес органов уголовно-исполнительной системы и их должностных лиц, и ответов на них. Какого-либо изъятия относительно формы ответа, законодательство не предусматривает.

Положениями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2006 года N 264-дсп "Об утверждении инструкции по цензуре корреспонденции подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, и осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы" предусмотрено, что цензура корреспонденции - проверка содержания входящей и исходящей переписки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в целях обнаружения в них сведений, имеющих значение для решения задач борьбы с преступностью, путем изучения указанной корреспонденции специальными сотрудниками.

Из представленных ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России почтовых реестров на отправку почтовой корреспонденции от 24 и от 30 ноября 2021 года усматривается, что ответы на обращения Морятову В.А. были направлены с указанием ФИО непосредственного адресата и указан был адрес места его нахождения, что соответствует утвержденным правилам оказания услуг почтовой связи.

Однако на текстах ответов № ОГ-150-767 от 17.11.2021 и № ОГ-150-859 от 26.11.2021 имеются штампы ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области о регистрации входящих документов, что подтверждает вскрытие конвертов в учреждении их сотрудниками.

Конверты, в которых направлялись ответы из ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, не сохранились.

Судом также изучалось личное дело осужденного Морятова В.А., в котором действительно отсутствуют необходимые для разрешения спора почтовые конверты.

Таким образом, установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, исходя из бремени доказывания, возложенного на каждую из сторон характером рассматриваемого спора и разъясненного сторонам в судебном заседании, суд приходит к убеждению, что в отношении ответов № ОГ-150-767 от 17.11.2021 и № ОГ-150-859 от 26.11.2021, адресованных Морятову В.А., ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области осуществлена цензура. Вопреки бремени доказывания иные причины вскрытия конвертов, нежели в целях проведения цензуры, административными ответчиками суду не приведены.

Статьей 23 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия по осуществлению цензуры в отношении корреспонденции из ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, адресованной Морятову В.А., является нарушением условий содержания осужденного, его права на тайну переписки и уважение его корреспонденции, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией РФ и ст. 15 УИК РФ, которые подлежат судебной защите.

Суд отклоняет доводы ответчиков об отсутствии оснований для удовлетворения иска со ссылкой на Инструкцию по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 10 августа 2011 года № 463, предусматривающей, что в службе делопроизводства вскрываются все пакеты с документами, за исключением пакетов, имеющих пометку «лично», так как возможное отсутствие указанной пометки на спорных конвертах (уничтоженных по усмотрению заинтересованного лица и в отсутствие каких-либо иных допустимых доказательств отсутствия такой пометки) не свидетельствует о ненаправлении документов лично административному истцу, учитывая указание адресата - именно Морятова В.А. и отправителя - ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, что, по мнению суда, обуславливает необходимость применения императивных требований ст. 15 УИК РФ к правоотношениям сторон и подтверждает факт цензуры в отношении спорной переписки. Доказательства направления ответов из ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России в адрес руководителя ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, в ФКУ отсутствуют, допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждены и опровергнуты нормативным регулированием правил оформления почтовой корреспонденции.

При этом согласно Инструкции по делопроизводству в органах ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России простановка на конвертах оттиска «лично» не предусмотрена.

В целях восстановления нарушенных прав Морятова В.А. суд признает незаконным вскрытие в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области корреспонденции: ответы на обращения № ОГ-150-767 от 17.11.2021 и № ОГ-150-859 от 26.11.2021, поступившей в адрес Морятова В.А. из ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России и взыскивает с Российской Федерации в лице ФСИН России, за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в размере 1 000 рублей.

Оснований для взыскания компенсации в размере, определенном истцом, учитывая характер допущенных нарушений условий содержания, их характер и продолжительность, обстоятельства нарушения и отсутствия негативных последствий, суд не усматривает и отказывает во взыскании суммы компенсации в размере, превышающей 1 000 рублей.

Вопреки доводам административных ответчиков в соответствии с требованиями материального и процессуального права РФ компенсация за ненадлежащие условия содержания может быть взыскана не только в случае причинения вреда здоровью, но и в случае нарушения условий содержания, не сопряженных с причинением вреда здоровью. Факт осуществления цензуры в отношении корреспонденции Морятова В.А. нашел свое подтверждение в судебном заседании, что свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав заявителя и в силу ГК РФ также подлежит защите путем взыскания компенсации морального вреда.

Доводы Морятова В.А. о разглашении врачебной тайны подлежат отклонению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", являясь базовым законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, закрепляет в качестве одного из основных принципов охраны здоровья принцип соблюдения врачебной тайны (пункт 9 статьи 4), содержание которого определяется положениями его статьи 13, устанавливающей специальный правовой режим сведений, составляющих врачебную тайну. Врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученных при его медицинском обследовании и лечении (часть 1 статьи 13).

Под разглашением врачебной тайны с учетом сложившегося правового понимания подразумевается передача (предоставление) сведений хотя бы одному лицу, не имеющему права на доступ к ним.

ФКУЗ МСЧ-56 УФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, среди прочего осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, их лекарственное обеспечение, имеет статус медицинской организации.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Судом установлено, что материалы дела не содержат данных, свидетельствующих, что ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России, отвечая на обращения Морятова В.А. и направляя ему ответы, совершило действия, направленные на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Данные о состоянии здоровья заявителя указаны в письмах с целью ответа на поставленные вопросы и направлены были Морятову В.А. в закрытом конверте, такие действия не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы административного истца.

В удовлетворении исковых требований к административным ответчикам начальнику ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Лихенко С.Н. и ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России суд отказывает, поскольку нарушений норм действующего законодательства в их действиях в судебном заседании не установлено, почтовая корреспонденция в адрес Морятова В.А. была направлена надлежащим образом в закрытых почтовых конвертах, обратного суду не представлено, доказательств разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, не имеется.

Поскольку при поступлении иска Морятов В.А. был освобожден от уплаты государственной пошлины, а ФКУ освобождено от ее уплаты в силу закона, то, несмотря на удовлетворение требований, судебные расходы на оплату государственной пошлины не распределяются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227.1, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные требования Морятова В.А. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, выразившиеся во вскрытии корреспонденции - ответов на обращения № ОГ-150-767 от 17.11.2021 и № ОГ-150-859 от 26.11.2021, поступившее на имя Морятова В.А. из ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России.

Взыскать с Российской Федерации в лице Главного распорядителя ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Морятова В.А. компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.

В остальной части исковых требований Морятова В.А. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России отказать.

В удовлетворении исковых требований Морятова В.А. к начальнику ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России Лихенко С.Н., ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России о признании действий незаконными и взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2022 года.

Судья А.Р. Андронова