ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 05452/19 от 22.01.2020 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

дело № 2а-620/2020 (2а-6199/2019)

56RS0042-01-2019-008818-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2020 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,

при секретаре Мустакимовой В.А.,

с участием административного истца ФИО3,

представителя административных ответчиков ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации города Оренбурга, Комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга о признании незаконными действий Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга по составлению акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта, принятия решения и распоряжения, вынесении уведомления о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Оренбурга, Комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга о признании незаконными действия администрации г. Оренбурга в лице Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга по составлению акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта и уведомления о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что на основании акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории МО «город Оренбург» от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистом отдела потребительского рынка по Центральному району администрации Южного округа г. Оренбурга, было вынесено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ему предлагалось добровольно произвести демонтаж незаконно размещенного нестационарного объекта – павильона «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>. С данными действиями административных ответчиков не согласен, поскольку вышеуказанный объект в силу ст. ст. 1, 51 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ является объектом капитального строительства, что подтверждается распоряжением главы г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка под строительство торгово-остановочного комплекса, а также заключением № от ДД.ММ.ГГГГ архитектурно-строительного отдела администрации г. Оренбурга о соответствии торгово-остановочного комплекса проекту и действующим строительным нормам и правилам. В связи с этим полагал, что Решение Оренбургского городского Совета № 490 от 27 февраля 2018 года «Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» на данный объект не распространяется и применяться не должен.

В судебном заседании административный истец ФИО3 административный иск поддержал, требования уточнил, и просил признать незаконным решение Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта, отображенного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта, распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «О демонтаже нестационарных объектов». Дополнительно пояснил, что в акте о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлении о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта от ДД.ММ.ГГГГ неверно указан адрес объекта, поскольку по документам объект расположен на нечетной стороне по <адрес>, а в вышеуказанных документах указан адрес <адрес>.

Представитель административных ответчиков ФИО4, действующий на основании доверенности, административный иск ФИО3 не признал, указав, что в соответствии с п.п. 2.1, 2.17, 2.19, 2.20 приложения к постановлению администрации г. Оренбурга от 06 октября 2016 года № 3060-п «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» размещение нестационарных торговых объектов на территории МО «город Оренбург» осуществляется в соответствии со схемой размещения объектов нестационарной торговой сети на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам аукциона между администрацией г. Оренбурга и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим торговую деятельность. В соответствии с п.п. 5.1, 5.2 приложения со дня официального опубликования Положения в течение 6 месяцев был установлен переходный период, в течение которого без проведения аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов осуществлялось заключение договора с определенными хозяйствующими субъектами, указанными в данных пунктах приложения. Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительными соглашениями к указанному договору, срок действия договора аренды земельного участка, на котором расположен спорный объект, истек ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим полагал, что у административного истца на момент переходного периода отсутствовали основания для заключения договора без проведения аукционных процедур. Павильон «<данные изъяты>», владельцем которого является ФИО3, располагается в нарушение норм ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, согласно которой размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ. Схема размещения нестационарного торгового объекта была утверждена Постановлением администрации г. Оренбурга 28 февраля 2017 года № 638-П, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорный объект в схему размещения нестационарных торговых объектов не включен, договорные отношения у административного истца с административным ответчиком отсутствуют. В соответствии с Порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории МО «город Оренбург», утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 27 февраля 2018 года № 490, Комитетом потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга было принято решение о демонтаже нестационарного торгового объекта и вынесено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта. В связи с этим в удовлетворении административного иска ФИО3 просил отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия нормативным правовым актам; нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ специалистом отдела потребительского рынка по Центральному району Южного округа г. Оренбурга ФИО1 был составлен акт о выявлении незаконного размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования «город Оренбург», в котором указано, что по адресу: <адрес> собственником ФИО3 установлен павильон «<данные изъяты>» на земельном участке, который в порядке, установленном действующим законодательством РФ, для установки нестационарного объекта не предоставлялся.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдано уведомление о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта – павильона «<данные изъяты>», расположенного по <адрес>, в котором предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ добровольно демонтировать незаконно размещенный нестационарный объект. В случае невыполнения требования, указанного в уведомлении, демонтаж незаконно размещенного нестационарного объекта будет произведен в принудительном порядке.

В административном исковом заявлении административный истец просит признать незаконными действия администрации г. Оренбурга в лице Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства г. Оренбурга, связанные с составлением акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта, отнесения данного объекта к незаконно размещенным нестационарным объектам, и принятия решения о демонтаже объекта.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Данное положение также закреплено в ст. 39.36 Земельного кодекса РФ.Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 391-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решением Оренбургского городского совета от 25 апреля 2011 года № 130 утверждено Положение о комитете потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга.

Согласно пунктам 2.1.7, 2.1.8 данного Положения Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга разрабатывает схему размещения на территории муниципального образования "город Оренбург" нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом Правительства Оренбургской области; организует предоставление права на размещение на территории муниципального образования "город Оренбург" нестационарных торговых объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Оренбургской области, муниципальными правовыми актами.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 06 октября 2016 года № 3060-п утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее – Положение).

Согласно п. 2.1 Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" осуществляется в соответствии со схемой размещения объектов нестационарной торговой сети на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам аукциона между Администрацией города Оренбурга и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим торговую деятельность.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 28 февраля 2017 года № 638-а была утверждена схема размещения нестационарных объектов на территории города Оренбурга. Перечень объектов указан в приложении к постановлению.

Как установлено судом, объект - павильон «<данные изъяты>» по <адрес> в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга не включен, договор на право размещения данного объекта между ФИО3 и администрацией города Оренбурга не заключался.

Решением Оренбургского городского Совета от 27 февраля 2018 года № 490 утвержден Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Оренбург», которым регламентируется деятельность по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории муниципального образования «город Оренбург», а также в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами и (или) законами Оренбургской области, на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п. 2.1 данного Порядка выявление незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" от имени администрации города Оренбурга осуществляют Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга и администрации Южного и Северного округов.

При выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта уполномоченные должностные лица Комитета и Округа составляют акт и направляют один экземпляр данного документа в Комитет.

В соответствии с п. 3.1 Порядка рассмотрение вопросов, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Оренбург", осуществляется администрацией города Оренбурга в лице Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии.

Вопросы о демонтаже нестационарного объекта рассматривает межведомственная комиссия, по результатам заседания которой оформляется протокол, и в течение 2 рабочих дней со дня проведения Межведомственной комиссии направляется секретарем комиссии в Комитет (пункты 3.2, 3.4 Порядка).

Решение о демонтаже или об отказе в демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования "город Оренбург" принимается Комитетом с учетом рекомендаций, содержащихся в протоколе заседания Межведомственной комиссии о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования "город Оренбург" в течение 3 рабочих дней со дня получения протокола. Комитетом издается распоряжение о его демонтаже и подготавливается уведомление о демонтаже по форме согласно приложению 1.2 к настоящему Порядку (пункт 3.5).

Уведомление о демонтаже объекта в течение 2 рабочих дней со дня его утверждения направляется в Округ, и в течение 10 рабочих дней со дня его утверждения опубликовывается в газете "Вечерний Оренбург" и размещается на официальном Интернет-портале города Оренбурга (пункт 3.6).

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1 – специалист отдела потребительского рынка по Центральному району Южного округа г. Оренбурга пояснила, что в ходе осуществления выезда и при визуальном осмотре было установлено, что торгово-остановочный павильон «<данные изъяты>», расположенный на <адрес>, является нестационарным объектом. Установив, что договорных отношений об аренде земельного участка у ИП ФИО3 с Комитетом нет, ею ДД.ММ.ГГГГ на месте был составлен акт о выявлении незаконного размещенного объекта, копия которого была размещена на объекте, и сделана фотофиксация объекта. В связи с отсутствием адреса на объекте, адрес она устанавливала, ориентируясь на дом, расположенный напротив объекта – <адрес>. После этого все документы были направлены для рассмотрения в Комитет. После вынесения председателем Комитета распоряжения о демонтаже нестационарного торгового объекта, ею было составлено уведомление о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта от ДД.ММ.ГГГГ, которое вручено представителю ФИО3

Из материалов дела следует, что заседание межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» состоялось ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам заседания межведомственной комиссией было принято решение рекомендовать комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга демонтировать нестационарные торговые объекты согласно приложению к настоящему протоколу, в перечень которого входит и торгово-остановочный павильон «<данные изъяты>» на <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга ФИО2 было вынесено распоряжение , в котором указано подготовить и утвердить уведомление о демонтаже незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург», указанных в приложении , и произвести демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов в порядке и сроки, определенные решением.

В приложении к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ указан объект – торгово-остановочный павильон «<данные изъяты>», месторасположение – <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдано уведомление о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта – павильона «<данные изъяты>», расположенного по <адрес>.

Таким образом, решение о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта принято в соответствии с Порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 27 февраля 2018 года № 490.

В судебном заседании административный истец пояснил, что спорный объект является объектом капитального строительства, в силу чего вышеуказанные правовые нормы в отношении нестационарного торгового объекта, в данном случае не распространяются.

Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный объект является объектом капитального строительства. Представленные суду доказательства также не свидетельствуют о том, что у административного истца возникло право собственности на спорный объект, поскольку право на данный объект не зарегистрировано в установленном законом порядке.

В связи с этим действия Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга по составлению акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта, принятии решения и распоряжения, вынесении уведомления о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта осуществлены в полном соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами, и являются законными.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление ФИО3 не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к администрации города Оренбурга, Комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга о признании незаконными действий Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга по составлению акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта, принятия решения и распоряжения, вынесении уведомления о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 31 января 2020 года.

Судья Р.Т. Чувашаева