ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 06/01-10-23 от 29.05.2019 Киржачского районного суда (Владимирская область)

Дело № 12-19/2019

33RS0010-01-2019-000224-60

РЕШЕНИЕ

Судья Киржачского районного суда Владимирской области Трусковская Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Генерального директора ГАУ ВО «Владимирский лесхоз» на постановление заведующего отделом охраны, защиты, надзора и контроля департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - старшего государственного лесного инспектора Владимирской области ФИО1 № 06/01-10-23 от 13.02.2019г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заведующего отделом охраны, защиты, надзора и контроля департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - старшего государственного лесного инспектора Владимирской области ФИО1 № 06/01-10-23 от 13.02.2019г. (с учетом определения от 18.03.2019г.) юридическое лицо-ГАУ ВО «Владимирский лесхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 43 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Генеральный директор ГАУ ВО «Владимирский лесхоз» обратился в Киржачский районный суд с жалобой, в которой просил его отменить. В жалобе он указал, что 13.02.2018 года заведующий отделом охраны, защиты, надзора и контроля департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - старший государственный лесной инспектор Владимирской области ФИО1, рассмотрев материалы дела от 29.01.2019 № 06/01-10- 23 и протоколоб административном правонарушении№ 1 от 25.01.2019, составленный ведущем юрисконсультом - государственным лесным инспектором ГКУ ВО «Киржачское лесничество» ФИО2, вынес постановление № 06/01-10-23 об административном правонарушении в отношении юридического лица - Государственного автономного Учреждения Владимирской области «Владимирский лесхоз», привлекаемого к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ «Нарушение правил использования лесов» - «использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли - продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки». По факту рассмотрения дела об административном правонарушении на юридическое лицо - ГАУ ВО «Владлесхоз» наложен административный штраф в размере - 43 000 рублей. Заявитель не согласен с постановлением № 06/01-10-23. Считает, что оспариваемое постановление необоснованно, незаконно, вынесено без учета реальных обстоятельств, в ходе рассмотрения дела и при формировании административного материала были допущены существенные нарушения процессуальных норм. Заявитель категорически не согласен как со сведениями, содержащимися в протоколе, так и с иными обстоятельствами, обусловившими составление данного постановления. Постановление вынесено без учета реальных обстоятельств дела. Указывает, что в обжалуемом постановлении допущена существенная ошибка в дате вынесения. Согласно постановлению № 06/01-10-23 оно вынесено 13.02.2018 года,тогда как протокол об административном нарушении и весь административный материал в целом датирован 2019 годом. В материалах дела имеется расчет ущерба за оставление не вывезенной всрок древесины по договору купли - продажи, заключенному между ГКУ ВО «Киржачское лесничество» и ГАУ ВО «Владимирский лесхоз». С указанным расчетом заявитель жалобы не согласен, так как фактический объемне вывезенной древесины точно не установлен. Департамент лесного хозяйства при вынесении постановления не учел позицию заявителя вовсе, не в полном объеме изучил приобщенные к материалам дела доказательства, а именно, к материалам дела приобщено письмом от 26.12.2018г. «О продлении сроков вывозки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений» (исх. № 01/1115) Директору Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области ФИО10 ГАУ ВО «Владлесхоз» сообщило о необходимости в продлении сроков вывозки древесины, а также указало на основания, которые препятствовали исполнению очистке лесосек. Указанное свидетельствует о том,что отсутствует событие вменяемого правонарушения. В то же время административным органом не дано вообще никакой правовой оценки информационному письму Александровского филиала ГАУ ВО «Владлесхоз» от 13.02.2019 года, согласно которому имевшие место быть нарушения устранены. ГАУ ВО «Владлесхоз» считает, что в связи с вышеизложенными документами, с учетом характера совершенного деяния, размера вреда и тяжести наступивших последствий, правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Вследствие перечисленных оснований ГАУ ВО «Владлесхоз» считает, что при назначении наказания необходимо было учесть вышеизложенные смягчающие обстоятельства. Полагает, что наложение штрафа в данном случае не является справедливой и адекватной мерой административного воздействия, а должностное лицо, руководствуясь положениями ст. 3.4. и 4.1.1. КоАП РФ имеет возможность применить административное наказание в виде предупреждения. При рассмотрении дела доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, со стороны административного органа представлено не было. Учитывая то обстоятельство, что заявитель жалобы в кратчайшие сроки устранил практически все допущенные им нарушения, имеет место быть малозначительность административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ГАУ ВО «Владлесхоз» по доверенности -ФИО4 жалобу поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в ходе формирования административного материала были допущены существенные нарушения. Так, в протоколе об административном правонарушении нарушение зафиксировано как «не вывезена в установленный срок древесина», при этом сведения о реальном объеме не вывезенной древесины отсутствуют. Обращает внимание суда на то, что не весь объем заготовленной древесины был не вывезен, а лишь ее небольшая часть; что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о применении в ходе проверки специальных технических средств и методики проведения замеров объемов древесины, чего прямо требует ч.2 ст.26.8 КоАП РФ; что осмотр лесосеки и измерение объема не вывезенной древесины предусмотрены рядом нормативных актов, в том числе, п.7 Приложения №4 к Приказу Минприроды России от 27 июня 2016 года №367; что в актах осмотра освидетельствования мест рубок, на основании которых составляется административный протокол, вовсе не указаны объемы древесины, порода древесины, количество неликвидной древесины, и не указано, ликвидная ли древесина находилась на местах осмотра. Отмечает, что 29 декабря 2018 года ГКУ ВО «Киржачское лесничество» и ГАУ ВО «Владлесхоз» подписан без каких-либо замечаний акт №97 сдачи-приемки выполненных работ по защите и воспроизводству лесов по государственному заданию (по Киржачскому лесничеству за декабрь 2018 года). Обращает внимание на то, что согласно протоколу №1 от 25 января 2019 года факт правонарушения подтверждается актом осмотра лесосеки №2 от 25 октября 2019 года; что отсутствие каких-либо подтверждающих расчетов объема не вывезенной древесины влечет за собой не установление фактических обстоятельств дела, характеризующих событие и объективную сторону правонарушения, которое вменено. При этом представитель ГАУ ВО «Владлесхоз» по доверенности - ФИО4 не отрицала, что на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения обжалуемого постановления заготовленная древесина была вывезена не в полном объеме.

Представитель отдела охраны, защиты, надзора и контроля департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области по доверенности - ФИО2 с жалобой не согласился и пояснил, что в дате составления акта допущена явная описка в указании 2019 года; что согласно акту осмотра №1 указанной лесосеки, даже по состоянию на 11 апреля 2019 года не вывезена древесина ели в количестве 10 5 куб. м., а вся площадь лесосеки (1,4 га) - не очищена от порубочных остатков; что отраженный в жалобе факт о практически полной очистке мест рубки от порубочных остатков не соответствует действительности; что последний осмотр лесосеки, проведенный 27 мая 2019 года, показал наличие остатков древесины на лесосеке, что подтверждается актом осмотра лесных участков от 27 мая 2019 года и прилагаемыми фотоснимками; что невозможно применить нормы малозначительности правонарушения, поскольку размещение зараженной древесины на лесосеке ведет к размножению вредных организмов, поражающих здоровые деревья, что оставление древесины препятствует проведению лесовосстановительных мероприятий по подготовке почвы под лесные культуры будущего года, что возникает риск возгорания не вывезенной древесины и порубочных остатков.

Выслушав стороны, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из протокола об административном правонарушении № 1 от 25.01.2019г. усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 час. при осмотре и оценке состояния лесосеки в Киржачском участковом лесничестве, лесном квартале 19 лесотаксационного выдела 13 площадью 1,4 га, на которой ГАУ ВО «Владлесхоз» производило рубку лесных насаждений по договору купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ, обнаружена не вывезенная в установленный договором срок древесина, что является нарушением пункта 7 и подпункта «е» пункта 14 Договора.

Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Не доверять данному протоколу у суда оснований не имеется.

Фактические обстоятельства совершенного ГАУ ВО «Владлесхоз» правонарушения подтверждаются, в том числе, следующими доказательствами: актом осмотра лесосеки от 25.01.2019г., справкой директора Александровского филиала ГАУ ВО «Владлесхоз» о количестве фактически заготовленной древесины и фотоснимком с места правонарушения, расчетом ущерба за оставление не вывезенной в срок древесины по договору купли-продажи, договором купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ., актами осмотра от 18.03.2019г., от 11.04.2019г., от 27 мая 2019 года и другими материалами дела.

Из подпункта «г» пункта 16 раздела V договора купли - продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за оставление не вывезенной в установленный срок древесины, ответственность покупателя составляет - 7 кратная стоимость не вывезенной древесины по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности» и составляет 173896 рублей 17 копеек.

Согласно статье 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в
целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не
истощительного использования, а также развития лесной промышленности.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

Положениями статьи 75 Лесного кодекса РФ установлено, что по договору
купли - продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной
собственности.

Статьей 309 ГК установлено, что обязательства должны исполняться
надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями
закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований- в
соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми
требованиями.

Основанием наступления договорной ответственности служит нарушение договора, то есть соглашения самих сторон (контрагентов).

В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса РФ лица виновные в нарушении лесного законодательства несут административную ответственность.

Своим действием ГАУ ВО «Владлесхоз» нарушены пункт 7 и подпункт «е»
пункта 14 Договора, а также подпункта «з» пункта 12 раздела 1 «Правил заготовки древесины и особенности заголовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ».

Доводы жалобы Генерального директора ГАУ ВО «Владлесхоз» о том, что в обжалуемом постановлении допущена существенная ошибка в дате вынесения суд не может принять во внимание, поскольку в материалах дела об административном правонарушении имеется определение от 18.03.2019г., вынесенное заведующим отделом охраны, защиты, надзора и контроля департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - старшим государственным лесным инспектором Владимирской области ФИО1, которым данная описка устранена.

Кроме того, суд не может принять во внимание доводы жалобы относительно освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и назначения наказания в виде предупреждения по следующим основаниям.

Так, из представленных суду фотоснимков усматривается, что в лесном квартале 19 лесотаксационного выдела 13 площадью 1,4 га Киржачского участкового лесничества обнаружена не вывезенная в установленный договором срок древесина.

В своих объяснениях в протоколе по делу об административном правонарушении представитель ГАУ ВО «Владлесхоз» ФИО5 указал, что на лесосеке находится неликвидная древесина, которая будет убрана и сожжена после схода снежного покрова и учетом пожароопасного сезона, на данный момент произвести полную очистку лесосеки от вышеуказанной древесины не представляется возможным в виду высокого снежного покрова.

Кроме того, 15 марта 2019 года во исполнение требования Прокуратуры Киржачского района от 14 марта 2019 года № 2-3-2019 государственными лесными инспекторами ГКУ ВО «Киржачское лесничество» ФИО6, ФИО7 совместно с помощником прокурора Киржачского района ФИО8 проведена проверка соблюдения лесного законодательства. Осмотрены участки лесного фонда, на которых в конце 2018 г. ГАУ ВО «Владлесхоз» были завершены рубки лесных насаждений по договорам купли-продажи. При проверке установлено, что все лесные участки захламлены сваленной древесиной. Древесина свалена, не обрублена и не стрелевана. Работы по ее вывозу не ведутся. В результате был составлен акт проверки лесных участков от 18 марта 2019 года.

Суд соглашается с доводами представителя департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области ФИО2 относительно невозможности признания вышеуказанного правонарушения малозначительным, поскольку они убедительны и основаны на соблюдении законодательства о сохранности природных ресурсов.

В свою очередь, суд не может согласиться с доводами представителя ГАУ ВО «Владлесхоз» ФИО4, изложенными в судебном заседании, поскольку на доказанность вины и квалификацию по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, они не влияют.

Таким образом, суд полагает, что административное наказание назначено ГАУ ВО «Владлесхоз» в пределах санкции ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Постановление вынесено должностным лицом в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КодексомРФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ГАУ ВО «Владлесхоз» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, судья приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заведующего отделом охраны, защиты, надзора и контроля департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - старшего государственного лесного инспектора Владимирской области ФИО1 № 06/01-10-23 от 13.02.2019г. о привлечении юридического лица-ГАУ ВО «Владимирский лесхоз» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Генерального директора ГАУ ВО «Владимирский лесхоз»- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья Н.С. Трусковская