ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 06Д от 05.11.2020 Кировского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД 34RS0-06 Дело а-1595/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

05 ноября 2020 года <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Самсоновой М.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> к Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

установил:

Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> (далее Инспекция) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда с требованиями о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обосновании своих требования, указав, что в феврале 2020 года Инспекцией проведено обследование многоквартирных домов по <адрес> и по <адрес> результатам обследования установлено наличие повреждений конструктивных элементов домов, что послужило основанием для составления и направления в администрацию <адрес> Волгограда заключений Инспекции от <ДАТА> и о техническом состоянии многоквартирных домов для рассмотрения межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес>, проведения обследования и установления наличия либо отсутствия оснований для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно п. 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА> основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Вместе с тем,, согласно заключениям Межведомственной комиссии от <ДАТА> и от <ДАТА> обследование технического состояния многоквартирных домов. по- <адрес> и по <адрес> силами специализированной организации не проводилось. Решение Межведомственной комиссией принималось только па основании заключений Инспекции и актов обследования межведомственной комиссии.

Таким образом. Комиссия, рассмотрев заключения Инспекции от <ДАТА> и о техническом состоянии многоквартирных домов, без проведения инструментального обследования и оценки, нарушила определенную п. 44 Положения процедуру проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, а потому решение Комиссии об отсутствии оснований для признания указанных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции не может считаться достоверным и объективным и, соответственно, заключения Инспекции от <ДАТА> и рассмотренными.

Необоснованное затягивание межведомственной комиссией рассмотрения вопроса об аварийности многоквартирных домов по <адрес> и по <адрес> создает угрозу жизни, здоровью не только проживающих в них граждан, но и граждан, оказавшихся в непосредственной близости от этих жилых строений (проходящих мимо и находящихся определённое время рядом с домами), а также граждан, посещающих эти многоквартирные дома с личной необходимостью (родственники, гости, знакомые жителей), профессиональной необходимостью, связанной с исполнением должностных (профессиональных) обязанностей (работники здравоохранения, почты, связи, аварийных служб и т.д.). Таким образом, установить точный перечень лиц, чьи права на безопасность для жизни и здоровья, сохранность имущества нарушены вследствие несоблюдения администрацией требований Положения, при таких обстоятельствах не представляется возможным. В результате бездействия ответчика нарушаются права граждан на безопасные условия проживания, создается угроза причинения вреда здоровью граждан и принадлежащему им имуществу.

В связи с этим административный истец просит признать незаконным-решение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда об отсутствии оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <ДАТА>; признать незаконным решение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда об отсутствии оснований для признания многоквартирного <адрес>, районе Волгограда аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <ДАТА>, возложить на межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда, обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему административному делу провести оценку многоквартирных домов по <адрес> и по <адрес> в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от <ДАТА>, принять по результатам работы решение в соответствии с п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01 2006 года .

Инспекция государственного жилищного надзора <адрес> в порядке ст. 46 КАС РФ, в судебном заседании, уточнила исковые требования, в судебном заседании 16 сентября 202 года межведомственной комиссией представлено решение от <ДАТА> об отсутствии оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое также принято в отсутствии заключения специализированной организации, изменив предмет иска, просит: признать незаконным решение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда об отсутствии оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <ДАТА>.

Представитель административного истца Инспекции государственного жилищного надзора <адрес>ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении требований с учетом их уточнений поддержала по доводам указанных в иске, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам указанных в возражении.

Представитель заинтересованного лица администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

Согласно п. 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, - орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с п. 2.6. Положения об инспекции государственного жилищного надзора <адрес> территории, утвержденного постановлением <адрес> от <ДАТА> №.478-п, инспекция организует и осуществляет на территории <адрес> проверки и обследования жилищного фон, независимо от его формы собственности.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА> N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

На основании пункта 42 указанного Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В силу положений п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как указано в ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1).

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

В соответствии с постановлением администрации <адрес> от <ДАТА> №..1043 «О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда», - полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов. делегированы администрациям районов Волгограда, которые создают в этих целях межведомственные комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов - коллегиальные органы, не являющиеся самостоятельным юридическим лицом.

При этом постановлением администрации Волгограда от <ДАТА> N 1207 утверждено положение о районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов находящихся в федеральной собственности муниципального жилищного и частного фонда.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Инспекцией в феврале 2020 года проведено обследование технического состояния многоквартирных домов по <адрес> и по <адрес>. по результатам которого составлено заключение от <ДАТА>.

Заключение Инспекции письмом от <ДАТА> № ж-0364, направлено главе администрации <адрес> Волгограда для рассмотрения и принятия решения в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА>.

Согласно заключениям Межведомственной комиссии от <ДАТА> и от <ДАТА> обследование технического состояния многоквартирных домов. по- <адрес> и по <адрес> силами специализированной организации не проводилось. Решение Межведомственной комиссией принималось только па основании заключений Инспекции и актов обследования межведомственной комиссии.

В ходе проведенной <ДАТА> Инспекцией проверки установлено, что Межведомственной комиссией на основании заключения от <ДАТА>, акта обследования от <ДАТА>, принято решение от <ДАТА> в виде заключения об отсутствии оснований для признания многоквартирных домов по <адрес> и по <адрес>, аварийным.

В соответствии с п. 7 Положения, - оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанного дома установленным в Положении требованиям.

Согласно п. 42 Положения, - межведомственная комиссия на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения.

Согласно п. 45(1) Положения, - в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

Процедура проведения оценки жилых помещений и многоквартирных домов предусмотрена п. 44 Положения, включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).В силу п. 43 Положения, - при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

С учетом приведенных требований Положения (п. 44, 45) решение Межведомственной комиссии по вопросу аварийности многоквартирных домов может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводившей обследование многоквартирных домов.

Данный вывод также следует из содержания формы заключения межведомственной комиссии и формы акта обследования помещения межведомственной комиссии, согласно которым в акте должны быть указаны: сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия, оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований (кем проведен контроль (испытание), по каким показателям, какие фактические значения получены).

В числе приложений к акту обследования указаны результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключение экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; другие материалы по решению комиссии.

Согласно заключению от 19 февраля 202 года, акту обследования от <ДАТА> Межведомственной комиссией проведено визуальное обследование технического состояния многоквартирных домов по <адрес> и по <адрес>.

Однако, как указывалось выше том решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (п. 44 Положения). По смыслу данной нормы решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным также может быть разрешен по результатам обследования проведенного специализированной организацией. Иное означало бы отсутствие надлежащего контроля за техническим состоянием жилищного фонда, обеспечивающего его безопасность для населения. Следовательно, не предоставление собственниками помещений в многоквартирных домах документов, предусмотренных п. 45 Положения, в частности заключения специализированной организации, а также включение многоквартирных жилых домов по <адрес> и по <адрес> в региональную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домов расположенных на территории <адрес>" на 2029-2031 годы не может являться основанием для рассмотрения заключения Инспекции с нарушением установленного Положением порядка, принятия решения без выяснения всех существенных обстоятельств, в частности без проведения инструментального обследования многоквартирных жилых домов специализированной организацией. Межведомственная комиссия не лишена права самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорных домов.

С учетом исследованных доказательств суд соглашается с доводами административного истца, что произведя осмотр данных многоквартирных домов только визуально, без инструментального обследования, Межведомственная комиссия нарушила определенную п. 44 Положения процедуру проведения оценки многоквартирных жилых домов, а потому решение Межведомственной комиссии от <ДАТА>, <ДАТА> об отсутствии оснований для признания многоквартирных домов по <адрес> и по <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не может являться законным.

Несвоевременное и ненадлежащее рассмотрение вопроса об аварийности многоквартирных домов по <адрес> и по <адрес> создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц посещающих многоквартирный жилой по <адрес> и многоквартирный жилой <адрес>.

При таких обстоятельствах, требования административного иска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 218 - 228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Удовлетворить требования Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> к Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Признать незаконным-решение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда об отсутствии оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <ДАТА>.

Признать незаконным решение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда об отсутствии оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <ДАТА>.

Возложить на межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда, обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему административному делу провести оценку многоквартирных домов по <адрес> и по <адрес> в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от <ДАТА>, принять по результатам работы решение в соответствии с п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01 2006 года .

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено <ДАТА>.

Судья М.В. Самсонова