Судья Потапова О.В. Дело № 07р-157/2021
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 04 марта 2021 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Управление отходами - Волгоград» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № <...>-Э Т.С.А. от 21 октября 2020 года и решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 13 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами - Волгоград» (далее по тексту – ООО «Управление отходами - Волгоград»),
у с т а н о в и л:
21 октября 2020 года постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № <...>-Э, оставленным без изменения решением судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 13 января 2021 года, юридическое лицо - ООО «Управление отходами - Волгоград» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник ООО «Управление отходами - Волгоград» ФИО1 оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности привлечения Общества к административной ответственности. Указывает, что территориальная схема не является документом, регулирующим отношения в сфере охраны окружающей среды, не носит императивный характер и не может быть основанием к понуждению её исполнения. Считает, что ссылка суда на нормы СанПина не обоснованы, поскольку деятельность региональных операторов данными нормами не регламентируется и не распространяется на требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления. Не приняты судом во внимание и не получили надлежащей оценки нарушения Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля».
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Управление отходами – Волгоград» ФИО2 на жалобе настаивающую, должностное лицо, административного органа Т.С.А., её представителя Г.Д.В., полагавших постановление и решение суда оставить без изменения, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ даны следующие понятия:
- отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
- накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно части 2 статьи 11 Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 года №641» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В порядке пункта 2.11 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора и размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, в том числе, накопления.
На основании пунктов 3.2, 3.4, 3.7 «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», временное складирование отходов производства и потребления допускается:
- на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
- на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
При временном хранении отходов в нестанционарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращение с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ.
Региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
В силу статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к территориальной схеме обращение с отходами, разрабатываемой и утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с документами территориального планирования и включающей в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графическое обозначение мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основным видом деятельности ООО «Управление отходами Волгоград» является сбор отходов.
По результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, между комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области, как уполномоченным органом и ООО «Управление отходами - Волгоград», 6 августа 2018 года заключено соглашение об организации деятельности по обращению ТКО.
С 2020 года уполномоченным органом по исполнению соглашения назначен комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
С 1 января 2019 года региональный оператор ООО «Управление отходами - Волгоград» приступил к осуществлению обязанностей в сфере обращения с ТКО на территории Волгоградской области.
На основании соглашения, региональный оператор должен обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.
Приказом комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30 мая 2020 года № 927-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области.
Территориальная схема разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Волгоградской области.
В разделе 9.3 Территориальной схемы «Обоснование основных параметров предлагаемых к созданию объектов системы обращения с отходами», в таблице 44 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году, в том числе, площадки временного накопления (перегрузки): Котельниковский район (г. Котельниково), мощностью до 17,5 тыс. тонн/год, с координатами 47.647252, 43.166632.
При обустройстве площадок временного накопления (перегрузок) в соответствии с требованиями действующего законодательства ранее срока, обозначенного в таблице 44 «Перечень мероприятий. Предлагаемых территориальной схемой» региональный оператор вправе их использовать в распределении схемы потоков ТКО с момента их надлежащего обустройства.
Из материалов дела усматривается, что по данным представленным 25 июня 2020 года ООО «Управление отходами – Волгоград» организована и используется площадка временного накопления (далее ПВН) в Котельниковском районе по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково, примерно в 1060 м. по направлению на север от жилого дома по ул. Береговая, 13 с координатами (47.647252, 43.166632).
По сведениям администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, представленным 26 июня 2020 года, земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково, примерно в 1060 м. по направлению на север от жилого дома по ул. Береговая, 13, с кадастровым номером 34:13:130012:207, предоставлен в аренду ООО «Управление отходами – Волгоград».
По результатам рейдового обследования, проведённого 03 июля 2020 года на предмет соблюдения природоохранного законодательства, результаты которого отражены в акте №8/851-20-Р от 03 июля 2020 года, установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково, примерно в 1060 м. по направлению на север от жилого дома по ул. Береговая, 13 с координатами (47.647252, 43.166632), с кадастровым номером 34:13:130012:207, площадью 1632 кв.м. относится к категории земель населённых пунктов. На данном земельном участке уложены бетонные плиты, при этом уклон для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы площадки отсутствуют. Твердые коммунальные отходы (ТКО) размещаются не только на твердом покрытии, но и за территорией площадки на грунте. Кроме того, в связи с отсутствием ограждений, отходы разносятся далеко за пределы площадки, захламляя прилегающие земельные участки. Также на данном участке находится два контейнера системы «мультилифт» и 1 бункер для крупногабаритных отходов.
В свою очередь, проведённым 07 августа 2020 года в рамках административного расследования, осмотром территории (протокол осмотра от 07 августа 2020 года №15/30-20-Э) площадки временного накопления ТКО, находящейся по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково, примерно в 1060 м. по направлению на север от жилого дома по ул. Береговая, 13 с координатами (47.647252, 43.166632), установлено, что территория ПВН эксплуатируется ООО «Управление отходами - Волгоград», имеет бетонное основание площадью 40х42 м. Ограждение по периметру бетонного основания отсутствует, за пределами бетонного основания имеются частичные фрагменты нахождения отходов на грунтовой поверхности. На территории площадки установлены 2 «морских» контейнера объёмом по 37 м3 под «мультилифты», а также 1 бункер объемом 8 м3. В момент осмотра контейнеры полностью заполнены отходами, бункер заполнен ТКО частично. Примерно 1/3 площадки заполнена отходами ТКО, расположенные навалом. Приемное устройство для сбора сточных и дождевых вод отсутствует.
Осмотр территории проводился в присутствии представителя ООО «Управление отходами - Волгоград» Л.О.С., копия протокола осмотра от 07 августа 2020 года № <...>-Э ею получена, о чём имеются соответствующие записи.
В рамках административного расследования, проведены лабораторные исследования на земельном участке, расположенном по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково, примерно в 1060 м. по направлению на север от жилого дома по ул. Береговая, 13. Взятие проб и образцов проводилось в присутствии представителя Общества и копия протокола взятия проб и образцов также получена представителем ООО «Управление отходами - Волгоград» Л.О.С.
Согласно заключению эксперта от 24 августа 2020 года №71 установлено, что отход, отобранный на площадке временного накопления (перегрузки) отходов, по результатам биотестирования отнесен к IV классу опасности.
В порядке Приложения Б2 к Территориальной схеме под площадку временного накопления ТКО в Котельниковском районе Волгоградской области определён земельный участок с координатами 47.647252, 43.166632.
Однако, по данным регионального оператора ООО «Управление отходами - Волгоград» фактически под площадку временного накопления ТКО в Котельниковском районе используется земельный участок с координатами 47.651227, 43.159763.
Из публичной кадастровой карты следует, что расстояние между земельным участком отраженном в Территориальной схеме и земельным участком фактически используемым под площадку временного накопления отходов составляет порядка 500 м.
В нарушение действующего законодательства ООО «Управление отходами - Волгоград» осуществляет деятельность по сбору и накоплению твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления (перегрузке) ТКО, расположенной по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково, примерно в 1060 м. по направлению на север от жилого дома по ул. Береговая, 13, с отклонениями от Территориальной схемы, которая не введена в эксплуатацию, не защищена от атмосферных осадков, по периметру которой отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ООО «Управление отходами - Волгоград» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, действия юридического лица – ООО «Управление отходами - Волгоград» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.
Доводы жалобы защитника ООО «Управление отходами - Волгоград» ФИО1, что территориальная схема не является документом, регулирующим отношения в сфере охраны окружающей среды, не носит императивный характер и не может быть основанием к понуждению её исполнения уже были предметом рассмотрения судьи районного суда и обоснованно отвергнуты судом первой инстанции.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с решением судьи, вынесенным с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для их отмены.
Доводы автора жалобы о нарушении при проведении проверки требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не могут быть приняты как обоснованные.
В данном случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ послужило непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности вынесенных по делу актов жалоба не содержит.
Постановление о привлечении ООО «Управление отходами - Волгоград» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы защитника ООО «Управление отходами - Волгоград» ФИО1 и отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № 16/15-2020-Э от 21 октября 2020 года и решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 13 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами - Волгоград» оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Управление отходами - Волгоград» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского подпись
областного суда Циренщиков И.А.