Судья: Рыжова Л.А. Дело № 07р-182/2020
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 4 марта 2020 г.
Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-г.Волжский Волгоградской области Кокшилова Виталия Александровича на решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 9 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - председателя Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-г.Волжский Волгоградской области Кокшилова Виталия Александровича,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области - начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок Х.А.А.№ <...> от 23 октября 2019 года на основании п.1 и 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ было прекращено производство по делу в отношении должностного лица - председателя Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-г.Волжский Волгоградской области Кокшилова В.А. в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заместитель прокурора г.Волжский Волгоградской области В.М.Е. обратилась с протестом в Волжский городской суд Волгоградской области, в которой просила постановление должностного лица административного органа от 23 октября 2019 года отменить.
Решением судьи Волжского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области - начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок Х.А.А.№ <...> от 23 октября 2019 отменено, и дело возвращено на новое рассмотрение в административный орган.
В жалобе поданной в Волгоградский областной суд, должностное лицо - председатель Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-г.Волжский Волгоградской области Кокшилов В.А. выражает несогласие с вынесенным судебным решением, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение, мотивируя это тем, что судом сделан неправильный вывод о том, что в его действиях имеются признаки состава административного правонарушения, поскольку выявленные факты нарушения должностным лицом заказчика сроков оплаты по договорам (государственным контрактам) возникли из-за объективных причин, связанных с невозможностью профинансировать оплату выполненных несвоевременно выполненных работ из бюджета на новый 2019 год, в котором данные ассигнования не были запланированы. Кроме того работы по ряду контрактов не были выполнены и приняты, а следовательно отсутствовала обязанность по оплате данных контрактов и само событие административного правонарушения. Заместителем начальника контрольного управления -начальником отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области эти обстоятельства были достоверно установлены и объективно подтверждается собранными материалами.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав прокурора участвующего в деле И.Я.В. просившего отказать в удовлетворении жалобы, защитника Кокшилова В.А.-И.Н.Ю., просившего жалобу удовлетворить, представителя начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области - начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок Х.А.А. –Ч.Е.П., прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Волжского во исполнение п.п. 5.3, 5.4 решения коллегии прокуратуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, поручения прокуратуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения заместителя прокурора г.Волжского от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Комитетом благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский.
В ходе проверки установлено, что в 2018 году по результатам проведения электронного аукциона между Комитетом благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский и ИП К.И.Н. были заключены муниципальные контракты на разработку проектно-сметной документации: контракт № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проектно-сметной документации на благоустройство общественных территорий городского округа - город Волжский Волгоградской области: зеленая зона вдоль <адрес>, <адрес> от <адрес> до <адрес>, контракт № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проектно-сметной документации на благоустройство общественных территорий городского округа - <адрес> (38 квартал), контракт № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проектно-сметной документации на благоустройство общественных территорий городского округа - город Волжский Волгоградской области: благоустройство территорий вдоль <адрес>, контракт № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проектно-сметной документации на благоустройство общественных территорий городского округа - <адрес> от <адрес> до <адрес>, контракт № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проектно-сметной документации на благоустройство общественных территорий городского округа - город Волжский Волгоградской области: благоустройство пешеходной аллеи на территории <адрес>, контракт № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проектно-сметной документации на благоустройство общественных территорий городского округа - город Волжский Волгоградской области: благоустройство участка теннисного корта (<адрес>) до коммерческих объектов (<адрес>) в <адрес>, контракт № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проектно-сметной документации на благоустройство общественных территорий городского округа - город Волжский Волгоградской области: благоустройство пешеходной зоны по <адрес> от моста до <адрес>, контракт № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проектно-сметной документации на благоустройство общественных территорий городского округа - город Волжский Волгоградской области: благоустройство пешеходной зоны вдоль <адрес>, контракт № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проектно- сметной документации на благоустройство общественных территорий городского округа - город Волжский Волгоградской области: благоустройство территорий между школами № <...> и № <...> в <адрес> волгоградской области, контракт № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проектно-сметной документации на благоустройство общественных территорий городского округа - <адрес> Дата окончания исполнения контрактов ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 4.2, 4.3 контракта исполнитель при завершении выполненной работы представляет заказчику комплект отчетной документации, предусмотренной техническим заданием и актом сдачи- приемки работ, подписанный исполнителем в двух экземплярах; заказчик в течение 5 рабочих дней рассматривает документы, указанные в пункте 4.2 муниципального контракта, на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем контракте и техническом задании, и направляет заказным письмом с уведомлением, либо отдает нарочно исполнителю подписанный заказчиком один экземпляр акта сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от подписания с указанием выявленных недостатков и сроком их устранения; в силу пункта 2.3 муниципального контракта оплата работ производится безналичным путем перечисления средств на банковский счет исполнителя на основании подписанного обеими сторонами акта сдачи-приемки работ в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта приемки работ.
Финансирование планировалось осуществлять за счет средств бюджета городского округа город Волжский Волгоградской области в рамках приоритетной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области» на 2018-2022 годы» по мероприятию: «Подготовка и утверждение дизайн- проектов благоустройства».
От лица комитета благоустройства и дорожного хозяйства указанные муниципальные контракты подписаны председателем КБиДХ Ж.О.Н.
Согласно Положению о комитете благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, к основным функциям КБиДХ отнесено проведение комплекса мероприятий по ремонту, содержанию автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, объектов внешнего благоустройства, составляющих муниципальную казну городского округа, организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Во исполнении принятых на себя обязательств <.......>К.И.Н. представил ДД.ММ.ГГГГ заказчику ПСД, что подтверждается письмом № <...> от указанной даты, актом выполненных работ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным сторонами без возражений и скрепленных печатями сторон, несмотря на исполнение в полном объемом предмета контракта оплата поставщику на сумму <.......>. не была произведена.
Аналогичные нарушения сроков и порядка оплаты выполненных работ по другим заключенным с <.......>К.И.Н. контрактам № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.2 ст. 12 Закона №44-ФЗ должностные лица заказчика несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст. 107 Закона №44-ФЗ лица виновные в нарушение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут ответственность, в том числе, административную, уголовную, в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ ответственным за соблюдение названных норм законодательства является председатель комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Кокшилов В.А., назначенный на должность ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного прокурор пришёл к выводу, что в его действиях усматривается правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ- нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (услуг, работ) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного муниципальным контрактом.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора города Волжского В.М.Е. вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП в отношении председателя комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, направив постановление и другие материалы в комитет финансов Волгоградской области для рассмотрения дела по существу.
Между тем, по результатам рассмотрения дела заместителем начальника контрольного управления - начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А.ДД.ММ.ГГГГ вынесено оспариваемое постановление № <...> о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении председателя комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области Кокшилова В.А., в связи с отсутствием как события, так и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ со ссылкой на п. 1,2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
По мнению должностного лица административного органа, исследованные им в ходе рассмотрения дела постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и приложенные к нему документы, а также представленные защитниками возражения Кокшилова В.А на постановление о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, свидетельствуют о том, что КБиДХ необходимо было оплатить работы <.......>К.И.Н. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако, в соответствии с п.3 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ ассигнования и лимиты, доведенные комитету благоустройства и дорожного хозяйства на разработку проектно-сметной документации, прекратили действие ДД.ММ.ГГГГ.
В целях исполнения обязательств по оплате работ, выполненных в рамках указанных контрактов, КБиДХ в адрес управления финансов администрации городского округа город Волжский были направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-сп с просьбой о выделении дополнительных финансовых средств в 2019 году в сумме <.......> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ письмом № <...> Управление финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в ответ на письма КБиДХ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> сообщило КБиДХ что, в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного Кодекса РФ от 31.07.1998 года №145-ФЗ увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств в текущем финансовом году возможно после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии дополнительных поступлений в бюджет и (или) сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, управление финансов администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области указало, что вопрос о выделении дополнительных ассигнований будет рассмотрен при подготовке очередных изменений в решение о бюджете г.Волжского на 2019-2020 годы при условии дополнительных источников финансирования, согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ из сводной бюджетной росписи городского округа – город-Волжский Волгоградской области на 2019 год и плановый период 2020- 2021 годов на финансирование муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области» на 2018-2022 годы КБиДХ, как главному распорядителю бюджетных средств не заложены в бюджете финансовые средства на 2019 год и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исполнителем не доработана проектно-сметная документация по контрактам № <...>, № <...>, № <...>,№ <...>, № <...>.
Также, по мнению административного органа из материалов дела следует, что руководствуясь разделами 3 и 4 муниципальных контрактов, статьей 720 ГК РФ, КБиДХ отказал в подписании актов выполненных работ по указанным муниципальным контрактам и потребовал устранить выявленные нарушения в десятидневный срок. Мотивированные отказы были вручены нарочно исполнителю ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Заказчиком не были подписаны документы о приемке, следовательно, у заказчика не наступила обязанность по их оплате, контракты считаются не исполненными, отсутствует событие административного правонарушения, как следует из представленных документов и информации, вина должностного лица КБиДХ в нарушении сроков оплаты по контрактам № <...>, 1090613,1092001,1092339, 1092337 отсутствует, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения, поэтому в соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии события, состава административного правонарушения.
Принимая решение об отмене вынесенного должностным лицом постановления, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, вопреки требованиям ч.1, 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, предусматривающим, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении может быть вынесено в случае наличия одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии при отсутствии события административного правонарушения либо отсутствии состава административного правонарушения.
Однако, прекращая производство по одному делу об административном правонарушении, возбужденному по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП в отношении председателя комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Кокшилова В.А., должностное лицо административного органа вынесло постановление о прекращении производства по делу как за отсутствием события правонарушения, предусмотренного 4.1 ст. 7.32.5 КоАП, так и за отсутствием состава административного правонарушения в действиях Кокшилова В.А., что противоречит требованиям КоАП.
Данный вывод судьи городского суда, о допущенных административным органом при вынесении постановления процессуальных нарушениях является правильным и не вызывает сомнений.
Кроме того, выводы суда первой инстанции о том, что должностное лицо административного органа преждевременно пришло к выводу об отсутствии в действиях председателя комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город, Волжский Волгоградской области Кокшилова В.А. состава административного правонарушения исходя из того, что указанным должностным лицом были приняты все надлежащие меры для исполнения своих служебных обязанностей, однако, по независящим от него причинам исполнить принятые юридическим лицом обязательства по муниципальному контракту не представилось возможным, что подтверждается письмами, направленными КБиДХ за подписью Кокшилова В.А. в администрацию городского округа-город Волжский, управление финансов, также заслуживают внимание.
Судья городского суда обоснованно указал в решении, что само по себе направление писем в различные инстанции о выделении денежных средств на исполнение ранее заключенного и исполненного муниципального контракта, что в ходе судебного рассмотрения было поставлено под сомнение прокурором в связи с представленными им дополнительными доказательствами, не свидетельствует о том, что Кокшиловым В.А. в полной мере исполнены возложенные на него служебные обязанности по исполнению заключенных КБиДХ муниципальных контрактов, и не освобождает Кокшилова В.А. от ответственности а также не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Как было установлено судом, достаточных доказательств того, что иным способом невозможно было достичь цели и выполнить поставленные в заключённых муниципальных контрактах задач в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах судья городского суда в целом пришёл к правильному выводу о том, что с выводами должностного лица административного органа об отсутствии вины Кокшилова В.А. согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном определении юридически значимых обстоятельств, на доказательствах в виде копий писем, которым не дано надлежащей правовой оценки в соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ на предмет относимости, допустимости и достаточности, в связи с чем постановление заместителя начальника контрольного управления - начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А. от 23 октября 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении председателя комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Кокшилова В.А. в связи с отсутствуем события, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, нельзя признать законным и обоснованным.
При таком положении, вынесенное судьёй городского суда по результатам рассмотрения протеста прокурора решение по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Кокшилова В.А. отвечает в полной мере требованиям ст. 26.11 КоАП РФ о всестороннем полном и объективном рассмотрении дела.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела должностным лицом административного органа не были в полной мере выполнены требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, а также были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, прихожу к выводу, что судебное решение от 9 января 2020 года не подлежит отмене, и материалы дела обоснованно подлежат возвращению на новое рассмотрение в Комитет финансов Волгоградской области, поскольку сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истекли.
При новом рассмотрении дела должностному лицу административного органа необходимо принять во внимание вышеизложенное и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 9 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - председателя Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-г.Волжский Волгоградской области Кокшилова В.А. об отмене постановления заместителя начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области - начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок Х.А.А.№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ и направлении дела на новое рассмотрение в Комитет финансов Волгоградской области оставить без изменения, а жалобу председателя Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-г.Волжский Волгоградской области Кокшилова В.А. без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Волгоградского
областного суда Коробицын А.Ю.