судья Бескоровайнова Н.Г. Дело № 07р-408/2018
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 10 мая 2018 года
Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Спецводстрой» по жалобе (основной и дополнительной) конкурсного управляющего ООО «Спецводстрой» П.Д.В. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А. № 3-14/2908-11-17 от 23 ноября 2017 года и решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 19 февраля 2018 года,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А. № 3-14/2908-11-17 от 23 ноября 2017 года ООО «Спецводстрой» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, конкурсный управляющий ООО «Спецводстрой» П.Д.В. обратился с жалобой в Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области с просьбой об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу.
Решением судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 19 февраля 2018 года постановление административного органа от 23 ноября 2017 года оставлено без изменения, жалоба П.Д.В. – без удовлетворения.
В настоящее время в жалобах, поданных в Волгоградский областной суд, конкурсный управляющий ООО «Спецводстрой» П.Д.В. оспаривает законность и обоснованность постановления старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А. № 3-14/2908-11-17 от 23 ноября 2017 года и решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 19 февраля 2018 года, просит их отменить, производство по делу прекратить, также ходатайствует о восстановлении процессуального срока для обжалования решения судьи.
Считаю возможным заявленное ходатайство удовлетворить, восстановить срок для обжалования решения судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 19 февраля 2018 года и рассмотреть жалобу по существу.
Проверив материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалоб, выслушав представителя ООО «Спецводстрой» Т.А.Т., поддержавшую доводы жалоб, представителя Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области В.О.А. и должностное лицо, вынесшее постановление - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пользование недрами без лицензии на пользование недрами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
На основании ст.1.2, 2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью и составляют государственный фонд недр, добытые из недр в процессе дноуглубительных работ, изъятые из водоёма донные отложения, остаются в государственной собственности, собственности субъектов РФ и иных видах собственности.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации №51-р и Администрации Волгоградской области № 29-р от 12.07.2005 года утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Волгоградской области, в который входят в том числе «пески».
В соответствии с Законом «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу ст. 11 Закона «О недрах» предоставление участка (участков) недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (п.1 ст.23 Закона «О недрах»).
Согласно ст. 49 Закона «О недрах», виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом комитета № 463 от 30 августа 2017 года, при проведении планового рейдового осмотра земельных участков в Среднеахтубинском районе Волгоградской области, 25 сентября 2017 года в 13 часов 00 минут должностным лицом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области было установлено, что юридическое лицо ООО «Спецводстрой» с использованием спецтехники экскаватора марки ЕК-18-20, государственный регистрационный знак № <...>, осуществляло самовольно (незаконно) добычу недр - погрузку песка в грузовые автомобили с последующей их транспортировкой с территории земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>. Работы по добыче, погрузке и транспортировке недр (песка) с земельного участка произведены ООО «Спецводстрой» в объеме 15 кубических метров, без лицензии на пользование недрами, в нарушение требований ст. 11 Федерального Закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
По данному факту комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области было инициировано проведение внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица - ООО «Спецводстрой», в ходе которой было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 10000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, арендован ООО «Спецводстрой» в соответствии с договором аренды № 20 от 1 июля 2004 года, дополнительными соглашениями к нему, а также в соответствии с распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 566-р от 5 мая 2015 года, согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 ноября 2017 года, и передан юридическому лицу ООО «Спецводстрой» со сроком с 1 июля 2004 года по 30 июня 2053 года - для складирования намытого песка.
Также 25 сентября 2017 года в ходе рейда должностным лицом комитета установлено, что с данного участка ООО «Спецводстрой» было вывезено в неизвестном направлении 15 куб. метров песка. Работы по погрузке песка с земельного участка ООО «Спецводстрой» осуществлял в грузовые автомобили по договору арены спецтехники с экипажем от 21 сентября 2017 года, заключенного между ИП Д.А.Я. и ООО «Спецводстрой».
Факт погрузки и вывоза песка зафиксирован 25 сентября 2017 года и сотрудниками отдела полиции МВД России по Среднеахтубинскому району, которые на месте совершения административного правонарушения в период времени с 08 часов 00 минут по 13 часов 00 минут, осуществляли процессуальные действия в части установления причастности лиц к незаконной добыче песка, что подтверждается копиями материалов проверки КУСП № 4981 от 25 сентября 2017 года, направленных в адрес комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области письмом №58-7779 от 18 октября 2017 года для принятия мер административного воздействия в части имеющихся полномочий.
Решением Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области № 154 от 25 сентября 2014 года о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Спецводстрой», обществу предоставлен для использования участок рукава Ахтуба для проведения дноуглубительных работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта. Согласно пояснительной записке к графическим материалам с 2014 года ООО «Спецводстрой» планирует осуществлять работы по расчистке русла р. Ахтуба в Среднеахтубинском районе Волгоградской области с целью увеличения водности водного объекта на данном участке и улучшения водообеспечения населения р.п. Средняя Ахтуба, в районе водозабора р.п. Средняя Ахтуба.
Подпунктом 9 пункта 2.3. решения № 154 от 25 сентября 2014 года о предоставлении водного объекта в пользование в качестве условия использования водного объекта или его части предусмотрено, что осуществляется складирование извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных работ в местах, местоположение которых согласовано с Нижне-Волжский БВУ Росводресурсов. Срок водопользования в соответствии с п. 4.1 Решения № 154 от 25 сентября 2017 года установлен с 9 октября 2014 года по 30 ноября 2019 года.
Согласно приложению 5.1. к Решению о предоставлении водного объекта в пользование, производство дноуглубительных работ производится с проектом № 15/2008-ПЗ ЗАО ПИИ «Гидроводстрой» «Расчистка русла реки Ахтуба на длине 3 км, участок р.п. Средняя Ахтуба напротив водозабора». В соответствии с пунктом 5.2. вышеуказанного Рабочего проекта № 15/2008-ПЗ предусмотрено размещение грунта в кавальеры № 1, 2, 3, 4.
Данный грунт, изъятый при проведении дноуглубительных работ р. Ахтуба, входит в границы участка недр местного значения «Мостовой» в соответствии с приказом министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области № 542/01 от 16.04.2014г. «Об утверждении перечня участков недр местного значения по Волгоградской области», а в соответствии с перечнем участков недр местного значения по Волгоградской области относится к участкам недр строительных песков «Мостовой», что подтверждается служебной запиской № 348-НП от 20.11.2017 г. представленной из отдела недропользования комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ № 51-р и Администрации Волгоградской области № 29-р от 12 июля 2005 года утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Волгоградской области, в который входят в том числе «пески».
В ходе документальной проверки было установлено, что в соответствии с актом проверки комитета № 4/329-05-16 от 4 мая 2016 года при проведении обследования территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области 4 мая 2016 года в 15 часов 36 минут на участке недр местного значения «Мостовой» расположенного западнее р.п. Средняя Ахтуба велась незаконная добыча общераспространенного полезного ископаемого (песка).
Добыча песка осуществлялась с помощью земснаряда находящегося на <адрес> работы на указанном участке проводило ООО «Спецводстрой». В соответствии с п. 8 ч. 2 Решения о предоставлении водного объекта в пользование № 154 от 25.09.2014 г. продолжительность рабочего сезона составляет 9 месяцев (с 15 февраля по апрель, с 16 июня по декабрь). Работы по проведению дноуглубительных работ проводились ООО «Спецводстрой» с нарушением условий решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В ходе вышеуказанных работ песок складировался, на земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на правах аренды в соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 ноября 2017 года ООО «Спецводстрой».
Также установлено, что ООО «Спецводстрой» в октябре 2017 года продолжало работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка), о чем свидетельствует акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» № 251-10-17 от 18 октября 2017 года.
В рамках возбужденного административного дела был сделан запрос в ООО «Волжские тепловые сети» об отгруженном ООО «Спецводстрой», в соответствии с договорными отношениями ООО «Волжские тепловые сети» песка в 2017 году. Был получен ответ, что в сентябре 2017 году, ООО «Спецводстрой» отгрузило песка в количестве 110 тонн в адрес ООО «Волжские тепловые сети», что также подтверждает факт пользования недрами без лицензии на пользование недрами.
10 ноября 2017 года, в связи с наличием признаков совершения административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, в отношении ООО «Спецводстрой», составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого ООО «Спецводстрой» на основании постановления от 23 ноября 2017 года привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Вина ООО «Спецводстрой» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которым вопреки доводам жалобы дана соответствующая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, судья районного суда сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения ООО «Спецводстрой» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что срок привлечения ООО «Спецводстрой» к административной ответственности на момент вынесения обжалуемого постановления истек, являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении <.......> ООО «Спецводстрой» <.......> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имели место 25 сентября 2017 года.
При таких обстоятельствах, постановление от 23 ноября 2017 года о привлечении ООО «Спецводстрой» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Утверждение автора жалобы о том, что у Общества имеется легальная возможность проведения дноуглубительных работ с выемкой грунта, который, в том числе содержит песок, не может быть признана добычей полезного ископаемого, в связи с чем не подлежит лицензированию, основан на ошибочном субъективном толковании норм закона и искажении обстоятельств дела.
ООО «Спецводстрой» обращалось в 2016 году с заявлением в администрацию Волгоградской области по вопросу лицензии на реализацию намытого донного грунта при проведении дноуглубительных работ на р. Ахтуба и складирования его на земельных участках. По итогам рассмотрения заявления ООО «Спецводстрой» был дан ответ о том, что, при проведении дноуглубительных работ у водопользователя ООО «Спецводстрой» отсутствуют права на реализацию извлечённого песка (грунта).
Из кадастрового паспорта земельного участка №3434/300/17-970727 следует, что:
- на всей территории природного парка запрещается, в том числе добыча полезных ископаемых (кроме участков недр местного значения, используемых для добычи подземных вод); движение и стоянка транспортных средств вне дорог общего пользования;
- в границах водоохранных зон запрещается, в том числе движение и стоянка транспортных средств; разведка и добыча общераспространённых полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространённых полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством РФ о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании, утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).
Согласно положительному заключению государственной экспертизы №34-1-5-0145-08 от 21 апреля 2008 года, после окончания намыва откосы и горизонтальная поверхность кавальера №2 планируются и укрепляется посевом трав по слою растительного грунта. Во второй и третий год строительства при выполнении работ по расчистке р. Ахтуба разрабатываемый грунт укладывается в кавальер №1 на территорию земельного участка, принадлежащего ООО «АхтубаСпецСтрой» в объеме V=53000куб.м каждый год и в кавальеры №3 (V=23521куб.м) во второй год строительства и №4 (V=12898 куб.м) в третий год строительства. Грунт из кавальера №1 ежегодно вывозится на расстояние 5 км и используется для укрепления противопаводковых дамб обвалования. После окончания намыва откосы и горизонтальная поверхность кавальеров №3 и №4 планируются и укрепляется посевом трав по слою растительного грунта.
Утверждение автора жалобы о том, что протокол №2/19-16 от 13 мая 2016 года, письмо ФБУ «Администрация волжского бассейна» от 18 ноября 2016 года, письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 декабря 2017 года свидетельствуют об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, является несостоятельным, поскольку указанные документы не имеют отношения к рассматриваемому делу.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать состоятельными.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии же с ч. ч. 1, 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В данном случае вмененное ООО «Спецводстрой» административное правонарушение посягает на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий.
Тот факт, что ООО «Спецводстрой» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", а также, что общество привлекается к административной ответственности впервые, не является безусловным основанием для применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Все доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьёй районного суда, они не опровергают наличие в действиях ООО «Спецводстрой» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иных доводов, дающих основания для отмены постановления административного органа и вынесенного судьей решения жалоба не содержит.
Административное наказание назначено с учётом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.
С учётом изложенного не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления административного органа и судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А. №3-14/2908-11-17 от 23 ноября 2017 года и решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 19 февраля 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Спецводстрой» - оставить без изменения, а жалобу (основную и дополнительную) конкурсного управляющего ООО «Спецводстрой» П.Д.В. – без удовлетворения.
Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын