ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-923/19 от 27.06.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Максимов Д.Н. Дело №07р-923/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 27 июня 2019 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.8 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в отношении юридического лица - Волгоградской региональной общественной организации «Комиссия по противодействию коррупции» по жалобе его защитника Стрилец Л.Е. на постановление территориальной административной комиссии городского округа – город Волжский Волгоградской области № <...> от 15 февраля 2019 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 29 апреля 2019 года,

у с т а н о в и л:

15 февраля 2019 года постановлением территориальной административной комиссии городского округа – город Волжский Волгоградской области № <...>, оставленным без изменения решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 29 апреля 2019 года, юридическое лицо - Волгоградская региональная общественная организация «Комиссия по противодействию коррупции» (далее по тексту – ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.8 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции» Стрилец Л.Е. оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, приводя доводы о том, что факта использования заявителем муниципального имущества, расположенного по адресу: <адрес>, не установлено, считая, что доказательств использования не представлено; отсутствуют доказательства передачи любой части помещений, переданных на законном праве в безвозмездное пользование ВГО ВОО ВООВ «Боевое братство»; никаких договорных отношений по передаче помещения у организации не существует и не существовало; никаких помещений в собственности у организации нет. Полагает, что Гуляев С.Ф. нарушил требования только этические, разместив на фасаде здания вывеску со своим номером телефона, указав, что это телефон ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции». Ссылается на то, что ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции» деятельность не осуществляет, ИФНС Дзержинского района г. Волгограда приняла решение о ликвидации указанной организации. Полагает, что двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, и порядок привлечения к административной ответственности истёк. Кроме этого, Стрилец Л.Е. заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения судьи городского суда от 29 апреля 2019 года.

Анализ представленных в дело документов позволяет сделать вывод о том, что защитником ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции» Стрилец Л.Е. процессуальный срок на подачу жалобы на постановление должностного лица и решение судьи городского суда не пропущен, поэтому у суда не имеется оснований для отказа заявителю к доступу к осуществлению его прав на разбирательство дела в областном суде.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав защитника ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции» Стрилец Л.Е. на жалобе настаивающей, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Частью 1 статьи 5.8 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности установлена административная ответственность за использование находящегося в муниципальной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе, управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу статьи 2 указанного Закона, к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 1 и 2).

Пунктом 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607 пунктом 1, абзацем 1 пункта 2 статьи 610, пунктами 1, 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621 и пунктами 1, 3 статьи 623 Гражданского кодекса Российской Федерации (общие положения о договоре аренды).

Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены – в соответствии с назначением имущества.

Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 28 июня 2013 года № 72/2 (в ред. от 08 октября 2018 года) принято «Решение о порядке предоставления муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области, в аренду, в безвозмездное пользование, в доверительное управление, в концессию, на хранение» от 05 июля 2013 гола №376-ВГД, которое определяет порядок предоставления муниципального имущества, находящего в собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области, в аренду, в безвозмездное пользование, в доверительное управление, в концессию, на хранение (пункт 1.1).

В соответствии с пунктом 7.2 указанного Решения муниципальное имущество может быть предоставлено в безвозмездное пользование:

1) органам местного самоуправления и их структурным подразделениям;

2) муниципальным учреждениям, финансируемым из бюджета городского округа;

3) органам министерства внутренних дел (имущество, используемое для служебных целей и работы участковых уполномоченных) и прокуратуре;

4) общественным организациям инвалидов, инвалидов и ветеранов Великой отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и ветеранов военной и государственной службы (имущество, используемое для осуществления некоммерческой деятельности);

5) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей (имущество, используемое для осуществления некоммерческой деятельности), социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (пп. 5 в ред. решения Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 23.05.2014 № 62-ВГД);

6) организациям, созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов, при условии использования муниципального имущества указанными организациями на законных основаниях в течение не менее чем пять лет на момент предоставления такого имущества;

7) органам территориального общественного самоуправления, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области;

8) организациям общественного питания, с которыми заключен муниципальный контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовым актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников муниципальных образовательных учреждений.

Пунктом 7.3 Решения определено, что передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется одним из следующих способов: посредством проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора безвозмездного пользования; без проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 7.14 Решения ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, когда ссудополучатель: использует имущество не в соответствии с договором или назначением имущества; не выполняет обязанности по поддержанию имущества в исправном состоянии или его содержанию: существенно ухудшает состояние имущества; без согласия ссудодателя передал имущество третьему лицу; по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Из материалов дела следует и верно установлено судом, 04 февраля 2019 года прокуратурой города Волжского Волгоградской области проведена проверка соблюдения ВГО ВОО ВООВ «Боевое братство» требований законодательства о собственности и противодействии коррупции.

В ходе указанной проверки прокуратурой города Волжского Волгоградской области установлено и нашло подтверждение в судебном разбирательстве, что ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции», зарегистрированная по адресу: <адрес>, фактически осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>, о чем 04 февраля 2019 года был составлен акт проверки.

Прокуратурой города Волжского в ходе указанной проверки также установлено, что ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции», руководителем которой является Гуляев С.Ф., осуществляет свою деятельность в муниципальном нежилом помещении по адресу: <адрес>.

Указанное нежилое помещение по адресу: <адрес>, находящееся в муниципальной собственности, 15 января 2019 года было передано в безвозмездное пользование ВГО BOO ВООВ «Боевое братство» на основании договора о передаче имущества в безвозмездное пользование от 15 января 2019 года № 298бп, заключенного муниципальным образованием городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице управления муниципальным имуществом администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области и ВГО ВОО ВООВ «Боевое братство» в лице председателя правления Гуляева С.Ф., в соответствии с п.п. 2.2, 2.2.1 которого ссудополучатель не вправе передавать в пользование недвижимое имущество третьим лицам.

Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм права и условий договора от 15 января 2019 года № 298бп, получив по акту приема-передачи 15 января 2019 года муниципальное нежилое помещение по адресу: <адрес> безвозмездное пользование, председатель правления ВГО ВОО ВООВ «Боевое братство» Гуляев С.Ф. без разрешения собственника в лице УМИ администрации городского округа - город Волжский передал часть предоставленных помещений по указанному адресу ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции».

По данному факту 08 февраля 2019 года уполномоченным должностным лицом административного органа - специалистом первой категории отдела по распоряжению муниципальным имуществом Управления муниципальным имуществом администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области Д.Ю.Н. в отношении ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.8 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

15 февраля 2019 года вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым юридическое лицо - ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.8 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Вопреки доводам жалобы фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении <адрес> от 08 февраля 2019 года (л.д. 11); договором о передаче имущества в безвозмездное пользование от 15 января 2019 года с актом приёма-передачи (л.д.19-25); свидетельствами о государственной регистрации некоммерческих организаций, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о постановке на налоговый учёт (л.д. 26-28); объяснением Гуляева С.Ф. подтверждающего использование помещения ВРОО «Комиссией по противодействию коррупции» (л.д. 29-30); актом проверки от 4 февраля 2019 года (л.д. 31); фотографиями (л.д. 33-34), которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах и, вопреки утверждению в жалобе, суд сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции» к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.8 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

Действия ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции» квалифицированы правильно, наказание назначено в пределах санкции соответствующей статьи Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

Ссылка в жалобе о ликвидации ВРОО «Комиссии по противодействию коррупции» несостоятельна, поскольку имеющееся в материалах дела выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 50) подтверждает, что данная общественная организация не исключена из Единого государственного реестра.

Каких-либо иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления административного органа и судебного решения, жалоба не содержит.

Все доводы жалобы и дополнения к жалобе по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции» к административной ответственности, вопреки доводам автора жалобы, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения и постановления административного органа не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

р е ш и л:

постановление территориальной административной комиссии городского округа – город Волжский Волгоградской области № <...> от 15 февраля 2019 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 29 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.5.8 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в отношении Волгоградской региональной общественной организации «Комиссия по противодействию коррупции» оставить без изменения, а жалобу защитника ВРОО «Комиссия по противодействию коррупции» Стрилец Л.Е. – оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья Волгоградского подпись

областного суда Циренщиков И.А.