УИД № 07RS0003-01-2023-002369-45
Дело №2а-1449/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нарткала 21 сентября 2023 года
Урванский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего, судьи Булавиной О.С.,
при секретаре судебного заседания Ворокове И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Урванского районного суда Кабардино-Балкарской Республики административное дело по административному исковому заявлению Сохова Аслана Руслановича к Муниципальному казенному учреждению «Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики» о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным иском к МКУ «Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики» о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка и возложении на административного ответчика обязанности заключить договор аренды земельного участка.
В обоснование административных исковых требований ФИО1 указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении ему без проведения торгов (аукциона) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 11544 кв.м. с кадастровым номером 07:07:2400000:1226, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, с.<адрес>, за чертой населенного пункта, с видом разрешенного использования: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ МКУ «Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики» ответила, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона.
Административный истец не согласен с отказом администрации, указав на следующее. Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в 2022 и 2023 годах, при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
В соответствии с абз. б пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022г. № установлено, что в 2022 и 2023 гг., наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам РФ или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта.
На основании Постановления Правительства РФ №, Постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП утвержден перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организации на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014, перечень утвержденный Правительством КБР содержит код 10.39. Вышеуказанные нормы являются императивными, которыми должен был руководствоваться административный ответчик.
При этом, в обоснование отказа в заключении договора аренды административный истец сослался на положения статьи 39.16 Земельного кодекса РФ. В связи с чем административный истец считает, что принятое решение уполномоченным органом не соответствует действующему законодательству.
Просил суд признать незаконным, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ отказ МКУ «Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики» в предоставлении в аренду ФИО1 без проведения торгов земельного участка общей площадью 11544 кв.м с кадастровым номером 07:07:2400000:1226, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, с.<адрес>, за чертой населенного пункта, с видом разрешенного использования: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Возложить на МКУ «Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики» в месячный срок по вступлению решения суда в законную силу, направить ФИО1 договор аренды без проведения торгов земельного участка общей площадью 11544 кв.м с кадастровым номером 07:07:2400000:1226, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, с.<адрес>, за чертой населенного пункта.
Участвующие по делу лица извещались публично, путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Урванского районного суда Кабардино-Балкарской Республики, а также заказным письмом с уведомлением.
Административный истец ФИО1, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки суд в известность не поставил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик МКУ «Местная администрация Урванского муниципального района КБР» извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, от представителя административного ответчика ФИО4 поступили возражения на административные исковые требования и заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Поскольку явку лиц, участвующих в деле, суд обязательной не признал и указанные обстоятельства не являются препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд счел возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, исходя из принципов относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также их достаточности – в совокупности, суд приходит к следующему.
Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.
В соответствии с частью 1 статьи218КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи226КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в МКУ «Местная администрация Урванского муниципального района КБР» с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка общей площадью 11544 кв.м с кадастровым номером 07:07:2400000:1226, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, с.<адрес>, за чертой населенного пункта, для производства продукции фрукты, овощи и грибы переработанные и консервированные, невключенные в другие группировки.
Согласно ответу заместителя главы администрации Урванского муниципального района КБР № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в заключении договора аренды, в связи с тем, что заключение такого договора в соответствии с п. 7 статьи 39.11 ЗК РФ осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Основания заключения договора аренды земельных участков без проведения торгов перечислены в ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
В пункте 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что в 2022г. Правительство РФ вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
Подпунктом б) пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022г. № «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» установлено, что наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства КБР от 19.08.2022г. №-ПП в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, утвержден перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории КБР, при этом в данный перечень входят фрукты, овощи и грибы переработанные и консервированные, не включенные в другие группировки с ко<адрес>.39 согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Таким образом, действовавшие на момент обращения административного истца с заявлением в Администрацию, приведенные выше нормы материального права предусматривали предоставление гражданам Российской Федерации в аренду без проведения торгов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, при этом такой продукцией на территории КБР среди прочих являлись фрукты, овощи и грибы переработанные и консервированные, не включенные в другие группировки с ко<адрес>.39 согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
При этом, как установлено судом, ФИО1 обращался в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов именно в указанных выше целях.
При таких данных суд приходит к выводу, что решение Администрации, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе административному истцу в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка общей площадью 11544 кв.м с кадастровым номером 07:07:2400000:1226, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, с.<адрес>, за чертой населенного пункта, для производства продукции - фрукты, овощи и грибы переработанные и консервированные, невключенные в другие группировки подлежит признанию незаконным и нарушающим права последнего как лица заинтересованного и имеющего право на приобретение названного земельного участка.
Разрешая исковые административные исковые требования в части возложения на администрацию обязанности в месячный срок после вступления судебного решения в законную силу заключить с ФИО1 без проведения торгов договор земельного участка общей площадью 11544 кв.м с кадастровым номером 07:07:2400000:1226, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, с.<адрес>, за чертой населенного пункта суд исходит из следующего.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ (пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса), который устанавливает на федеральном уровне единые правила использования и оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на них, направленные на создание условий для перехода земельных участков к эффективно хозяйствующим субъектам, привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс России.
Согласно пункту 1 статьи 10 указанного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и пункту 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства и переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть продан арендатору по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим арендатором заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды земельного участка.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что предусмотренный этими нормами специальный механизм приобретения в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения установлен законодателем для тех арендаторов, которые на протяжении длительного срока (более трех лет) надлежаще используют без нарушений земельного законодательства предоставленные им земельные участки, в целях их дальнейшего использования для сельскохозяйственного производства.
Рассмотрение спора о приобретении арендатором в собственность публичного земельного участка сельскохозяйственного назначения должно осуществляться исходя из оценки всех фактических обстоятельств дела, в частности соответствия арендатора установленным требованиям, в том числе и в части использования каждого участка в целях сельскохозяйственного производства и возможности использовать участок в этих целях в дальнейшем.
Иное толкование закона означало бы возникновение возможности получения права на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения по льготной цене для лиц, непосредственно не осуществляющих сельскохозяйственную деятельность и у которых нет намерения использовать участки в дальнейшем для данного вида деятельности (либо появился нормативный акт, устанавливающий невозможность использования участков по данному виду), что является недопустимым и не соответствующим цели введенного законодателем ограничения.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главы 24 АПК РФ, суд применяет нормы материального права, которые действовали во время возникновения правоотношения с участием административного истца (заявителя), если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 КАС РФ, часть 5 статьи 3 и часть 1 статьи 13 АПК РФ).
В связи с этим изменение правового регулирования ко времени рассмотрения дела, как правило, не может служить основанием для отказа в восстановлении права, которое было незаконно нарушено органом или лицом, наделенными публичными полномочиями. Вместе с тем суд, признавая оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, может отказать в возложении на административного ответчика (орган или лицо, наделенные публичными полномочиями) обязанности совершить какие-либо действия, если на день рассмотрения дела законодательством установлен запрет на осуществление гражданами, организациями соответствующих действий.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах", установлено, что в 2022 и 2023 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики, утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 193-ПП.
Названный Перечень был изложен в новой редакции согласно приложению к данному распоряжению.
Согласно новому Перечню продукция, необходимая для обеспечения импортозамещения состоит из семи наименований с указанием основного кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а именно: 1) полотна трикотажные машинного или ручного вязания (13.91.1); 2) полотна ворсовые трикотажные или вязаные (13.9ДД.ММ.ГГГГ); 3) полотна махровые трикотажные или вязаные (13.9ДД.ММ.ГГГГ); 4) полотна трикотажные или вязаные прочие (13.9ДД.ММ.ГГГГ); 5) стекло полое (23.13); 6) оборудование и приборы для облучения, реабилитации, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях (26.60.1); 7) продукты программные и услуги по разработке и тестированию программного обеспечения (62.01).
При этом в новой редакции вышеуказанного Переченя продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики, не входят фрукты, овощи и грибы переработанные и консервированные, не включенные в другие группировки с ко<адрес>.39 согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Поскольку на момент рассмотрения спора в суде принят нормативный правовой акт, в силу которого установлен Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики, спорный земельный участок не подлежит передаче в аренду ФИО1 в льготном порядке без торгов, для производства продукции с ко<адрес>.39 - фрукты, овощи и грибы переработанные и консервированные, не включенные в другие группировки.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО6 в части возложения на администрацию обязанности заключить договор аренды земельного участка.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению «Местная администрация Урванского муниципального района» о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе административному истцу в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка общей площадью 11544 кв.м с кадастровым номером 07:07:2400000:1226, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, с.<адрес>, за чертой населенного пункта.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о возложении на МКУ «Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики» в месячный срок по вступлению решения суда в законную силу, направить ФИО1 договор аренды без проведения торгов земельного участка общей площадью 11544 кв.м с кадастровым номером 07:07:2400000:1226, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, с.<адрес>, за чертой населенного пункта – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в течение одного месяца, со дня принятия его судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Урванский районный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Судья О.С. Булавина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.