Судья Петрова К.А. Дело № 07п-323/2019
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 9 октября 2019 года
Судья Волгоградского областного суда Язынина С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, действующей в интересах федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, на постановление судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 27 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации,
установил:
постановлением судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 27 августа 2019 года федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в установленный законом срок в Волгоградский областной суд, защитник просит отменить постановление судьи районного суда и прекратить производство по делу, приводя доводы о том, что учреждение не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку у него отсутствуют полномочия по содержанию, ремонту и обслуживанию зданий. Также указывает, что учреждением были приняты все необходимые меры по соблюдению требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ. Кроме того указывает, что в нарушение действующего законодательства учреждению охранное обязательство и уведомление (задание) о необходимости установки информационных надписей не выдавалось.
В судебное заседание законный представитель ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, об отложении судебного заседания не просил.
От защитника Мещеряковой О.В. поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В пункте 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Из содержания части 1 статьи 61 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 1 марта 2019 года по 19 марта 2019 года должностными лицами комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России, в ходе которой выявлено, что объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой купеческий (Военная комендатура)», расположенный по адресу: <...>, находится в ненадлежащем и разрушенном состоянии, территория объекта захламлена, поддержание объекта в надлежащем состоянии не осуществляется. Также на объекте не установлена информационная надпись.
Указанный памятник архитектуры и градостроительства постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 года № 62/706 включен в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой купеческий (Военная комендатура)» находится в оперативном управлении у ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24 мая 2019 года (л.д.1-5); актом проверки № 53-07-10/5 от 19 марта 2019 года (л.д.24-28); приказом о проведении плановой выездной проверки от 21 января 2019 года № 11 (л.д.68-70); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России (л.д.71-80); копиями выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д.85-100) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России в неисполнении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории), а бездействиям учреждения дана верная юридическая оценка по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, из материалов дела усматривается, что ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
Сам по себе факт направления информационных писем в Военную автомобильную инспекцию и Военному коменданту Волгоградского гарнизона, а также переписка с Управлением эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организации Южного военного округа не свидетельствует о принятии учреждением своевременно всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
Наличие исключительных обстоятельств, объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности, не подтверждено. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Доводы жалобы о том, что учреждение не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку у него отсутствуют полномочия по содержанию, ремонту и обслуживанию зданий, несостоятельны.
Согласно положениям пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, в том числе, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Положениями пункта 11 статьи 47.6 данного Федерального закона определено, что в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Факт владения ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой купеческий (Военная комендатура), расположенным по адресу: <...> на праве оперативного управления подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и не оспаривается Учреждением.
Таким образом, с учетом вышеприведенных законоположений, обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации были возложены на ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России как на учреждение, которому объект культурного наследия передан на праве оперативного управления, следовательно, учреждение является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
При этом, вопреки доводам жалобы, исполнение такой обязанности нормами Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ после передачи объекта во владение на праве оперативного управления не ставится в зависимость от наличия или отсутствия охранного обязательства.
Ссылки защитника на положения Инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 7 августа 2009 года № 142 несостоятельны, поскольку указанная Инструкция определяет порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения, тогда как «Дом жилой купеческий (Военная комендатура) является объектом культурного наследия регионального значения.
Срок давности и порядок привлечения ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено юридическому лицу с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления судьи районного суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 27 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, а жалобу ФИО1, действующей в интересах федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 9 октября 2019 года и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Волгоградского
областного суда С.Г. Язынина