ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07П-572/17 от 26.12.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Потапова О.В. Дело №07п-572/2017

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 26 декабря 2017 года

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Аксеновой Юлии Владимировны на постановление судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11 декабря 2017 года об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства по постановлению о привлечении к административной ответственности ФИО1 по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания в виде административного выдворения,

у с т а н о в и л:

Постановлением судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11 декабря 2017 года в удовлетворении заявления защитника ФИО1 – Аксеновой Ю.В. о прекращении исполнительного производства по постановлению о привлечении к административной ответственности ФИО1 по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания в виде административного выдворения было отказано.

Не согласившись с постановлением судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11 декабря 2017 года защитник ФИО1 – Аксенова Ю.В. подала жалобу в Волгоградский областной суд, в которой, просит указанное постановление отменить, прекратить исполнительное производство по постановлению о привлечении к административной ответственности ФИО1 в части назначения наказания в виде административного выдворения.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, судья Волгоградского областного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Светлоярского районного суда Волгоградской области от 6 июля 2016 года ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено наказание, в виде штрафа 2000 рублей, с административным выдворением в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в связи с чем, ФИО1 был помещён в Центр временного содержания граждан или лиц без гражданства до исполнения выдворения за пределы Российской Федерации.

В порядке ст.ст.30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление не обжаловалось.

Постановление Светлоярского районного суда Волгоградской области от 6 июля 2016 года вступило в законную силу 19 июля 2016 года.

В связи с этим судебным приставом исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам А.А.А. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 1 августа 2016 года о принудительном выдворении (л.д.29).

17 августа 2016 года судебный пристав исполнитель направил в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской?области запрос с просьбой предоставить документы, необходимые для выезда за пределы Российской Федерации ФИО1 подлежащего принудительному выдворению, в том числе об определении государства выезда.

Как следует из копии ответа Советника Консульства Республики Казахстан в <адрес>№ <...> от 10 ноября 2016 года ФИО1 в постановке на регистрационный учёт и снятии с регистрационного учёта в Республике Казахстан не значится, национальным паспортом и удостоверением личности Республики Казахстан не документирован и не является гражданином Республики Казахстан (л.д.102).

Согласно ответа генерального консульства Украины в <адрес>, определить принадлежность ФИО1 к гражданству Украины, ранее проживающего в <адрес> не представилось возможным (л.д. 103).

5 мая 2017 года судебный пристав исполнитель А.А.А. направила запрос в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области, согласно которого просит организовать сбор документов для получения свидетельства о возвращении на родину ФИО1 подлежащего принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в том числе об определении государства выезда (л.д.101).

Как следует из письма ГУ МВД РФ по Волгоградской области, установлено, что ФИО1 не имеет документа удостоверяющего личность и признаваемого в этом качестве в Российской Федерации, в связи с чем постановление Светлоярского районного суда Волгоградской области от 6 июня 2016 года в части административного выдворения ФИО1 за пределы территории Российской Федерации, в настоящее время не может быть исполнено (л.д. 122-124).

В целях оказания содействия в оформлении выездных документов иностранным гражданам, принадлежность которых к гражданству иностранного государства установить не представляется возможным, в адрес ГУВМ МВД России 22 февраля 2017 года направлено соответствующее письмо, из ответа которого следует, что в отношении ФИО1 для исполнения решения об административном выдворении ГУВМ МВД России в адрес МИД России направлен соответствующий запрос. Информация в адрес УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области в настоящее время не поступила.

30 мая 2017 года в адрес ГУВМ МВД России направлено письмо с просьбой по согласованию с МИД России, оказания содействия в определении государства выезда указанного лица и оформлению выездного документа, необходимого для реализации данной процедуры (л.д. 127).

Из ответа ГУВМ МВД России от 20 июня 2017 года следует, что меры принятые по документированию указанных в обращении лиц, в том числе и ФИО1, направлены в адрес ГУ МВД России по Волгоградской области 7 апреля 2017 года (л.д.128).

В связи с запросом ГУ МВД России по Волгоградской области, консульский отдел Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации сообщает, что Посольство не располагает сведениями о принадлежности ФИО1 к гражданству Республики Беларусь. При этом обратили внимание, что в соответствии с Соглашением между Федеральной миграционной службой Российской Федерации и МВД Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции, подписанным в городе Минске 5 декабря 2008 года, стороны по всем вопросам, затрагивающим сферу гражданства и миграции взаимодействуют напрямую через свои компетентные органы. В связи с этим, было рекомендовано направить соответствующий запрос в Департамент по гражданству и миграции МВД Беларуси.

29 октября 2017 года судебный пристав исполнитель А.А.А. направила запрос в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области, согласно которого просит организовать сбор документов для получения свидетельства о возвращении на родину ФИО1, подлежащего принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в том числе об определении государства выезда.

Согласно ответа ГУВМ МВД России от 15 ноября 2017 года следует, что в отношении ФИО1, в целях исполнения решения суда об административном выдворении за пределы территории Российской Федерации в адрес ГУВМ МВД России направлены письма с просьбой, по согласованию с МИД России, оказания содействия в определении государства выезда данных лиц и оформлению выездных документов, необходимые для реализации данной процедуры. В связи с не поступлением ответа, УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области в адрес ГУВМ МВД России направлены повторные запросы.

24 ноября 2017 года защитник ФИО1 – Аксенова Ю.В. направила по почте заявление о прекращении исполнительного производства по постановлению Светлоярского районного суда Волгоградской области от 6 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, указав, что исполнение наказания в виде принудительного выдворения невозможно, поскольку выдворение является неисполнимым, а нахождение ФИО1 в течение полутора года в Центре временного содержания иностранных граждан нарушает его права.

Отказывая в удовлетворении заявления защитника ФИО1 – Аксеновой Ю.В. о прекращении исполнительного производства по постановлению судьи о назначении ФИО1 административного наказания, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положениями статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнения постановления по делу об административном правонарушении. При этом такого основания для прекращения исполнения постановления судьи как невозможность исполнения наказания закон не предусматривает.

Правовые основания прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания предусмотрены статьей 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае: издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 настоящего Кодекса; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

В соответствии с п.п.5 и 6 Приказа Минюста России № 100, МИД России №7509, ФМС России № 375, ФСБ России № 271 от 19 мая 2014 года «Об утверждении Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации-иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации», судебный пристав-исполнитель незамедлительно уведомляет о возбуждении исполнительного производства в отношении иностранного гражданина, лица без гражданства, подлежащих административному выдворению, МИД России и структурное подразделение территориального органа ФМС России.

В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель направляет в территориальный орган ФМС России запрос о предоставлении информации и (или) документов, необходимых для выезда иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, а в отношении лица без гражданства - в том числе информации об определении государства выезда.

В необходимых случаях по запросу судебного пристава-исполнителя или по собственной инициативе, но не ранее вступления в силу постановления судьи, территориальный орган ФМС России принимает меры по оформлению в дипломатическом представительстве или консульском учреждении государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного иностранного гражданина свидетельства о его возвращении в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания, а для лица без гражданства, подлежащего административному выдворению, при отсутствии сведений о государстве постоянного (преимущественного) проживания по согласованию с МИДом России - меры по определению государства выезда лица без гражданства и оформлению документов, необходимых для выезда из Российской Федерации.

Учитывая изложенные обстоятельства, при решении вопроса о прекращении исполнения постановления в части административного наказания в виде принудительного выдворения иностранного гражданина, а в особенности лица без гражданства за пределы Российской Федерации, следует учитывать наличие оснований для прекращения его исполнения, установленных ст.31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полноту предпринимаемых судебными приставами-исполнителями мер и действий с точки зрения надлежащего и своевременного исполнения судебного постановления.

Таким образом, в судебном заседании судьёй районного суда верно установлено, что сроки исполнения постановления суда, установленные ст.31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на данный момент не истекли, в материалах дела имеются документы, указывающие на то, что судебными приставами-исполнителями и Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области принимаются меры с целью оформления документов для осуществления выдворения ФИО1?

При этом такового основания для прекращения исполнения постановления по делу об административном правонарушении, как невозможность исполнения наказания, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает.

Таким образом, судья Светлоярского районного суда Волгоградской области постановлением от 11 декабря 2017 года обоснованно отказал в удовлетворении заявления о прекращении постановления в связи с невозможностью исполнения такого постановления.

Вопреки доводам жалобы отсутствие у заявителя какого-либо гражданства и паспорта, не может являться основанием к неприменению данного вида наказания, так как законодательство об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного выдворения в отношении, как иностранных граждан, так и лиц без гражданства и не предполагает отказа от административного выдворения лиц без гражданства по причине отсутствия государства, готового их принять.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

р е ш и л:

постановление судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11 декабря 2017 года об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства по постановлению о привлечении к административной ответственности ФИО1 по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания в виде административного выдворения, оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1 – Аксеновой Юлии Владимировны – без удовлетворения.

Судья

Волгоградского областного суда подпись Коробицын А.Ю.

<.......>

<.......>

<.......>