№ 2а-1-462/2019 №1-109/2014
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2019г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2019 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием представителя административного истца Коневой О.М., представителя административного ответчика Администрации ГО Красноуфимск Глазова А.В., представителя Комиссии по правилам землепользования и застройки ГО Красноуфимск Корж М.С., представителя заинтересованного лица Акберова Х.Б.О., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крашко Г. В. к Органу местного самоуправления «Администрация ГО Красноуфимск» о признании незаконным решения о несоответствии реконструированного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Крашко Г.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что <дата> он приобрёл жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Дом требовал капитального ремонта и фактически не имел земельного участка (площадь земельного участка составляла 170 кв. м.).
<дата> им было получено разрешение на проведение реконструкции объекта капитального строительства за №1-109/2014№1-109/2014. с проектными характеристиками: количество этажей 2; высота 8, 5м; общая площадь 260 кв.м., площадь застройки 130 кв.м.
Постановлением Администрации ГО Красноуфимск №1-109/2014 от <дата> утверждён Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Согласно ГПЗУ юго- восточная граница земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, подлежащий реконструкции, граничит с территорией общего пользования ГО Красноуфимск, границы которой на местности не определены.
При уточнении границ земельного участка, проводимом в <дата>, после покупки дома, Юго- восточная граница ( от точки Н2 до точки 4 по кадастровому плану) была согласована с Комитетом по управлению имуществом, граница составила 9, 11 м и проходила по стене жилого дома, подлежащего реконструкции. Какого либо отступа, от границы с землями общего пользования до фундамента жилого дома, с учётом величины земельного участка, кадастровый план не предусматривал.
<дата> в связи с завершением реконструкции жилого дома, он направил в адрес администрации уведомление об окончании работ.
<дата> в его адрес было направлено уведомление о несоответствии реконструированного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В уведомлении указано: Параметры реконструированного объекта не соответствуют указанным в п. 1 ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса предельным параметрам разрешённой реконструкции объекта, установленным правилам землепользования и застройки. Учитывая, что п. 1 ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса не содержит каких либо предельных параметров разрешённой реконструкции, как не содержит и ссылок на какие либо правила землепользования и застройки он был вынужден обратиться за разъяснениями (заявление от <дата>).
Исходя из полученных письменных разъяснений причин отказа:
имеет место отклонение от установленных на дату выдачи разрешения на реконструкцию, параметров размещения объекта на земельном участке. Жилой дом размещён без отступа 1, 2 м от границы участка с юго-восточной стороны;
скат крыши, выполнен без учёта требований ГПЗУ и направлен, в том числе в сторону смежного земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014, расстояние до которого менее 1м.
Вместе с тем, поскольку с юго- восточной стороны фундамент жилого дома остался в тех же границах, что и фундамент жилого дома <дата> постройки. А результаты кадастровых работ в той части, что юго-восточная граница проходит прямо по стене жилого дома, без какого либо отступа были согласованы с МО Красноуфимск, ГПЗУ не содержит параметров и конфигурации крыши.
Земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014, является муниципальной собственностью находится в долгосрочной аренде. С арендатором достигнута договорённость о сохранении ската крыши в выполненной конфигурации, с условием установления водоотводов и снегозадержания.
Он обратился в Администрацию с заявление на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта и просил дать разрешение на отклонение от предельных параметров, в части необходимости отступа не менее 1, 2 м от границы с юго-восточной стороны, с учётом того, что ширина проезда по территории общего пользования во внутрь двора к гаражам осталась без изменения в тех же параметрах. При этом он полагал, что будет приглашён на комиссию, где доведет до членов комиссии свою позицию. Однако <дата> им получен отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённой реконструкции жилого дома. При этом из протокола заседания комиссии следует ещё и то, что имеет место не соответствие по этажности реконструированного жилого дома. Хотя жилой дом имеет 2 этажа, при том как, исходя из п. 2.2.2 ГПЗУ, предельное количество этажей 3.
Учитывая, что выводы административного ответчика в части несоответствия реконструированного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и отказ предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённой реконструкции жилого дома, в части отступа 1, 2 м от границы участка с юго-восточной стороны, существенным образом нарушают его права на внесение в государственный реестр сведений о проведённой реконструкции жилого дома, руководствуясь положениями ст. 218 КАС РФ
Административный истец просит:
1. Признать решение административного ответчика о несоответствии реконструированного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности не законным.
2. Признать отказ административного ответчика в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённой реконструкции жилого дома, в части отступа 1, 2 м от границы участка с юго-восточной стороны, не обоснованным.
3. Обязать административного ответчика выдать уведомление о соответствии реконструированного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Комиссия по правилам землепользования и застройки ГО Красноуфимск, в качестве заинтересованных лиц – орган местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск» и собственник смежного земельного участка ООО «ОРКОП».
В судебное заседание административный истец Крашко Г.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.
Представитель административного истца- адвокат Конева О.М. поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в иске.
Представитель ответчика –ОМС «Администрация ГО Красноуфимск» Глазов А.В. в судебном заседании требования истца не признал и пояснил, что в свое время истец получил разрешение на реконструкцию здания по <адрес> в <адрес>, условия реконструкции были оговорены в разрешении и ГПЗУ, которые не оспорены истцом, а значит являются действующими. Получив уведомление истца об окончании реконструкции уполномоченный орган администрации выяснил, что требования, установленные разрешением на реконструкцию здания и ГПЗУ не соблюдены. Здание имеет три этажа, высота его превышает разрешенные 8,5м., истцом не соблюдены требования ГПЗУ о размещении здания на земельном участке, отсутствует отступ в 1,2 метра от границы земельного участка с юго-восточной стороны и обустройству ската крыши, вместо односкатной истец построил двускатную крышу. Согласование со смежным землепользователем ответчик считает ненадлежащим, поскольку полномочия директора ООО «ОРКОП» в этом вопросе ничем не подтверждены. Уведомление о несоответствии реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности вынесено уполномоченным органом- Администрацией ГО Красноуфимск, в установленный законом срок, соответствует требованиям, предъявляемым к такому виду документа, поэтому является законным и обоснованным. Просит отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика- Комиссии по правилам землепользования и застройки ГО Красноуфимск Корж М.С. в судебном заседании возражал против заявленных административным истцом требований и пояснил, что истец обратился с заявлением в комиссию <дата>., просил предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) индивидуального жилого <адрес> в <адрес>. При рассмотрении заявления <дата>. было принято решение об отказе в вынесении данного вопроса на публичные слушания, поскольку нарушения предельных параметров разрешенного строительства были очевидны. Решение принято полномочным составом комиссии из 7 постоянных членов комиссии, в установленный срок, поэтому ответчик считает его законным и обоснованным и просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица- ОМС «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск» Акберов Х.Б.О. в судебном заседании пояснил, что границы земельного участка по <адрес> согласованы муниципалитетом еще в <дата>. и тогда граница с юго-востока действительно проходила по стене старого жилого дома. Однако, истец получал разрешение на реконструкцию дома и ГПЗУ в <дата>. и одним из условий было соблюдение отступа от границы земельного участка на 1,2 метра с юго-восточной стороны. Истец эти условия не выполнил и пытается легализовать свои неправомерные действия путем обращения в суд. Представитель заинтересованного лица полагает, что истец злоупотребляет правом и его требования не могут быть удовлетворены.
Представитель заинтересованного лица- ООО «ОРКОП» в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, при этом указал, что реконструированный дом Крашко Г.В. не нарушает права и законные интересы ООО «ОРКОП», как собственника смежного земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 и строений на нем. Правовую оценку заявленных истцом требований оставил на усмотрение суда.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в части, при этом руководствуется следующим.
В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия ( бездействия ) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец Крашко Г.В. является собственником жилого дома площадью 41,9 кв.м. и земельного участка площадью 187 кв.м., находящихся по адресу: <адрес>. Право собственности истца зарегистрировано в установленном законом порядке <дата>. и <дата>. соответственно.
<дата>. Крашко Г.В. обратился в ОМС «Администрация ГО Красноуфимск» с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по указанному адресу для реконструкции индивидуального жилого дома.
<дата>. ГПЗУ, утвержденный постановлением Администрации №1-109/2014 от <дата>. был выдан истцу. Указанный документ содержал параметры к размещению объекта капитального строительства на земельном участке, в том числе предусматривал размещение строения на расстоянии 1,2 метра от границы земельного участка с юго-восточной стороны, скат крыши дома и водоотводы расположить на территорию земельного участка по <адрес>.
<дата>. Крашко Г.В. получил разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства по указанному адресу, которое разрешало ему построить двухэтажный дом, высотой не менее 8,5 метров, общей площадью 260 кв.м. Срок действия разрешения до <дата>.
<дата>. Крашко Г.В. обратился в Администрацию с уведомлением об окончании реконструкции индивидуального жилого дома.<дата>. Администрация уведомила Крашко Г.В. и несоответствии реконструированного индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям: параметры реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют указанным в п. 1 ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилам землепользования и застройки.
<дата>. Крашко Г.В. обратился в Администрацию с заявлением о разъяснении несоответствия параметров реконструированного жилого дома параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
<дата>. Администрация направила Крашко Г.В. ответ на его заявление, при этом указала, что на основании проведенной проверки органом местного самоуправления Администрацией установлено, что реконструкция вышеуказанного жилого дома осуществлена с отклонениями от установленных на дату выдачи разрешения на строительство параметрам размещения объекта капитального строительства на земельном участке, а именно, реконструированный индивидуальный жилой дом размещен без отступа 1,2 метра от границы участка с юго-восточной стороны, скат крыши выполнен без учета требований ГПЗУ и направлен в сторону смежного земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014, расстояние до которого менее 1 метра.
<дата>. Крашко Г.В. обратился в Администрацию с заявлением на получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.
Заявление административного истца было рассмотрено на заседании комиссии по подготовке правил землепользования и застройки ГО Красноуфимск <дата>. Согласно выписке из протокола заседания комиссии, комиссия в составе 7 человек из 14 членов состава комиссии, утвержденного постановлением Администрации ГО Красноуфимск №1-109/2014 от <дата>., приняла решение отказать в вынесении на публичные слушания заявления истца на получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.
Проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Градостроительным кодексом РФ другими федеральными законами в силу ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ проводят уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства.
В данном случае такими полномочиями наделен ОМС «Администрация ГО Красноуфимск» в силу п.23 ст.31 Устава муниципального образования городской округ Красноуфимск.
Порядок проведения и сроки такой проверки установлены ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч.20 ст.55 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
В данном случае оспариваемое уведомление о несоответствии реконструированного индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 22.11.2018г. направлено истцу в связи с тем, что параметры реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют указанным в п. 1 ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилам землепользования и застройки.
<дата>. Администрация разъяснила Крашко Г.В., какие параметры реконструированного им жилого дома не соответствуют указанным в п. 1 ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ предельным параметрам разрешенного строительства.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления, оформлено в соответствии с требованиями ч.20 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ и направлено административному истцу в установленный законом срок. Из чего суд делает вывод, что оспариваемое решение является законным и обоснованным. Требования истца в этой части удовлетворению не подлежат.
Требование истца о возложении на ответчика обязанности выдать уведомление о соответствии реконструированного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности удовлетворению не подлежат, поскольку данные действия относятся к исключительной компетенции органа местного самоуправления «Администрация ГО Красноуфимск».
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое уведомление направлено истцу <дата>., соответственно срок на подачу искового заявления в суд истек <дата>. Истец обратился в суд с иском <дата>., то есть с пропуском установленного срока, доказательства уважительности пропуска срока суду не представил. Пропуск установленного срока является самостоятельным основанием для отказа в иске в соответствии с ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Разрешая требование истца о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции жилого дома, суд принимает во внимание, что в соответствии с ч.4 ст.40 Градостроительного кодекса РФ проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (ч. 5 ст. 40).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в ч. 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (ч. 6 ст. 40).
В соответствии с п.3 ч.2 Порядка организации и проведения публичных слушаний в ГО Красноуфимск", утвержденного Решением Думы городского округа Красноуфимск от <дата> N 7/4 вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства выносятся на публичные слушания в обязательном порядке.
В данном случае указанные требования закона административным ответчиком проигнорированы. Комиссия по правилам землепользования и застройки ГО Красноуфимск <дата>. отказала Крашко Г.В. в вынесении его заявления на публичные слушания, тем самым превысила свои полномочия, установленные Положением о комиссии, утвержденным постановлением Администрации ГО Красноуфимск от <дата>. №1-109/2014, предусматривающим только подготовку заключений по вопросам о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по результатам публичных слушаний.
Рекомендации комиссии Главе ГО Красноуфимск не направлены, соответственно никакого решения об отказе истцу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, Глава ГО Красноуфимск и одновременно Глава ОМС «Администрация Го Красноуфимск» не принимал.
Указанными действиями и бездействием комиссии нарушено право истца на своевременное разрешение его заявления, созданы препятствия для осуществления его прав собственника жилого дома в части регистрации своих прав, поэтому суд находит действия и бездействие комиссии по правилам землепользования и застройки городского округа «Красноуфимск» незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Крашко Г. В. к Комиссии по правилам землепользования и застройки городского округа Красноуфимск удовлетворить.
Признать отказ Комиссии по правилам землепользования и застройки городского округа «Красноуфимск» от <дата>. в вынесении на публичные слушания заявления Крашко Г.В. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённой реконструкции жилого <адрес> в <адрес> незаконным.
Обязать комиссию по правилам землепользования и застройки городского округа «Красноуфимск» рассмотреть заявление Крашко Г.В. о получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ и Решением Думы ГО Красноуфимск от <дата>. №1-109/2014 «Об утверждении положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Красноуфимск» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного иска Крашко Г. В. к ОМС «Администрация ГО Красноуфимск» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья подпись И.В.Галкина