ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1-109/14 от 11.06.2021 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

№ 2а-1-690/2021 №1-109/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11.06.2021г. г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., с участием административного истца Журихина А.В., представителя административного ответчика Поликанова И.А. при секретаре Некрасовой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Журихина А. В. к директору Красноуфимского муниципального казённого учреждения «Служба единого заказчика» Зимину М. А., Красноуфимскому муниципальному казённому учреждению «Служба единого заказчика» о признании вырубки деревьев незаконной, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Журихин А.В. обратился в суд с иском к директору Красноуфимского муниципального казённого учреждения «Служба единого заказчика» ( далее КМКУ «Служба единого заказчика») Зимину М.А. о признании незаконной вырубки деревьев на берегу Юртовского озера по ул. Вайнера в г. Красноуфимске в сентябре 2020года, указав, что в сентябре 2020года была проведена сплошная рубка всей растительности на берегу озера напротив его дома. Рубка произведена на основании акта обследования зеленых насаждений в водоохранной зоне р. Сарга и Юртовского озера в г. Красноуфимске от 07.05.2020г. Данный акт является незаконным, поскольку составлен с нарушением лесного законодательства. Обследование должно проводиться во время вегетационного периода с момента распускания листвы, что соответствует середине мая. Из-за отсутствия листвы было определено большое количество сухостоя древесно –кустарниковой растительности. Никакого сухостоя вблизи жилых деревянных построек, не было. Действиями административного ответчика нарушено его право на участие в благоустройстве территории и на благоприятную окружающую среду. Также действиями административного ответчика нарушены "Правила благоустройства территории городского округа Красноуфимск", утвержденные Решением Думы городского округа Красноуфимск от 03.05.2018 N 27/6, а также Административного регламента муниципальной услуги установленного главой ГО Красноуфимск № 161 от 19.02.2014 г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений на территории муниципального образования» в городском округе Красноуфимск». Административным ответчиком не было получено разрешение на уборку деревьев, что является нарушением Административного регламента. Рубка деревьев произведена в нарушение плана благоустройства, не была предоставлена ведомость перечета насаждений, не указаны сведения о зеленых насаждениях, не было произведено клеймение деревьев. На основании изложенного с учетом уточнения Журихин А.В. просит признать незаконными действия директора Зимина М.А. по указанию вырубки деревьев на берегу Юртовского озера, возложить на административного ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме триста рублей.

В судебном заседании административный истец Журихин А.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований, обосновав свои требования доводами, изложенными в исковом заявлении.

В судебное заседание административный ответчик Зимин М.А. не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено КМКУ «Служба единого заказчика».

В судебном заседании представитель административного ответчика КМКУ «Служба единого заказчика» Поликанов И.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указав, что рубка деревьев произведена на основании заявления граждан. Имеется акт от07.05.2020г. о захламлении территории. На основании акта КМКУ « Служба единого заказчика» приняла решение о вырубке деревьев. Ведомость пересчета деревьев была составлена после рубки деревьев. Считали по вырубленным деревьям, так как невозможно было из-за зарослей пересчитать деревья. Вырубили клен, иву, черемуху, кустарники. 19.08.2020г. был составлен новый акт. Инженером –экологом принято решение не высаживать деревья. Сплошные вырубки предусмотрены п.23 Постановлением № 160 от 24.02.2009г. «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", а также ст. 111 п.3 Лесного кодекса Российской Федерации. КМКУ « Служба единого заказчика обращалась к ИП Соболеву для организации вырубки. Его работники производили вырубку. Указание о вырубке давал директор Зимин М.А. как должностное лицо. Нарушений при рубке деревьев не имеется. Регламент не имеет отношения к рубке деревьев.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу положений ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно на лицо, которое их обжалует.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы благоустройства территории городского округа отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. 13 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования городской округ Красноуфимск"к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение Правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства городского округа в соответствии с указанными Правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Порядок оформления разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений, связанных с застройкой городского округа, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередачи и других линейных объектов, и иных видов деятельности, если их реализация влечет снос (перенос) зеленых насаждений находящихся на земельном участке регулирует Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений на территории муниципального образования" в городском округе Красноуфимск", утвержденный Постановлением Главы городского округа Красноуфимск от 19.02.2014 N 161( далее Административный регламент).

Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений на территории муниципального образования" разработан в целях повышения качества и эффективности предоставления вышеуказанной муниципальной услуги, организации общедоступных процедур, создания комфортных условий для потенциальных заявителей и определяет сроки и последовательность административных процедур, действий при осуществлении полномочий по выдаче разрешений на снос (перенос) зеленых насаждений. Административный регламент является действующим, на момент рассмотрения настоящего заявления не отменен и не изменен.

Судом установлено, что в сентябре 2020года на берегу озера Юртовского напротив <адрес> в <адрес> с указания директора КМКУ « Служба единого заказчика» Зимина М.А. была произведена рубка деревьев.

Согласно акта вырублено 76 деревьев. Данные деревья произрастали в водоохранной зоне, поскольку Генеральным планом ГО Красноуфимск на период до 2025г., утверждённым решением Думы ГО Красноуфимск от 31.03.2008 г. №59/1 по береговой линия реки Саргая определена водоохранная зона 50 м и прибрежная защитная полоса шириной 40 м. Озеро Юртовское в генеральном плане фигурирует как разлив р. Саргая.

Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что рубка деревьев произведена на основании Акта обследования зеленых насаждений в водоохранной зоне р. Сарга и Юртовского озера в г. Красноуфимске Свердловской области от 07.05.2020г. В результате обследования установлено, что на протяжении всей береговой линии обследуемого водного объекта и в пределах водоохраной зоны наблюдается высокая захламленность территории, наличие бытовых отходов в большом количестве. Среди обследуемых зеленых насаждений имеются деревья с признаками внутреннего загнивания и ослабленного состояния, о чем свидетельствуют: наличие крупных мертвых ветвей в кроне; наличие крупных обломанных зависших ветвей в кроне; наличие дупел и гнили в комле, стволе или на скелетных ветвях; наличие трещин на стволе; наличие опавших ранее крупных ветвей. Большое количество сухостоя древесно –кустарниковой поросли в непосредственной близости жилых деревянных построек создает угрозу возникновения пожароопасной ситуации. Решение: КМКУ « Служба единого заказчика» произвести вырубку всех аварийных деревьев и дикорастущей древесно –кустарниковой поросли, организовать уборку мусора в прибрежной зоне озера.Принять меры по очистке Юртовского озера от дикорастущей древесно –кустарниковой поросли.

Вышеуказанный акт утвержден директором КМКУ « Служба единого заказчика» Зиминым М.А.

19.08.2020г. специалистами КМКУ «Служба единого заказчика» проведено повторное обследования зеленых насаждений в прибрежной зоне Юртовского озера в г. Красноуфимске Свердловской области, составлен Акт. В результате обследования установлено, что на протяжении всей береговой линии обследуемого водного объекта наблюдается высокая захламленность территории, наличие бытовых отходов в большом количестве. Среди обследуемых зеленых насаждений имеются деревья с признаками внутреннего загнивания и ослабленного состояния, о чем свидетельствуют: наличие крупных мертвых ветвей в кроне; наличие крупных обломанных зависших ветвей в кроне; наличие дупел и гнили в комле, стволе или на скелетных ветвях; наличие трещин на стволе; наличие опавших ранее крупных ветвей. Большое количество сухостоя древесно –кустарниковой поросли в непосредственной близости жилых деревянных построек создает угрозу возникновения пожароопасной ситуации. Решение: произвести вырубку всех аварийных деревьев и дикорастущей древесно –кустарниковой поросли, организовать уборку мусора в прибрежной зоне озера.

Вышеуказанный акт утвержден директором КМКУ « Служба единого заказчика» Зиминым М.А.

Также судом установлено, что директор Зимин М.А. дал указание на вырубку деревьев.

Действия должностного лица Зимина М.А. по вырубке деревьев суд считает незаконными по следующим основаниям.

Согласно п.13 Административного регламента разрешение на снос (перенос) зеленых насаждений выдается администрацией городского округа Красноуфимск

Основанием для начала предоставления муниципальной услуги является обращение заявителя в Учреждение с комплектом копий необходимых для оформления разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений документов в соответствии с перечнем, указанным в Приложении N 2 к Административному регламенту( п. 30 Административного регламента).Заявитель обращается с заявлением к Главе ГО Красноуфимск.

Услуга по выдаче разрешений на снос (перенос) зеленых насаждений в городском округе Красноуфимск предоставляется администрацией городского округа Красноуфимск через уполномоченное КМКУ "Служба единого заказчика"( Учреждение).

Учреждение осуществляет подготовку разрешения администрации городского округа Красноуфимск на снос (перенос) зеленых насаждений, связанные с застройкой муниципального образования, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередачи и других линейных объектов, и иных видов деятельности, если их реализация влечет снос (перенос) зеленых насаждений находящихся на соответствующем земельном участке, в пределах и в порядке, установленных действующим законодательством( п.12).

В соответствии с приложением № 4 Административного регламента, разрешение на снос (перенос) зеленых насаждений на территории муниципального образования ГО Красноуфимск является документом, который в обязательном порядке утверждается Главой ГО Красноуфимск.

Разделом 3 Административного регламента установлен перечень административных процедур. Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация документов; проверка документов на соответствие требованиям Административного регламента; обследование зеленых насаждений; подготовка разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений; выдача разрешения.

Специалисты Учреждения, совместно с заявителем (его уполномоченным представителем) или с представителем организации, выполняющей проектно-изыскательские работы, проводят обследование земельного участка проводят обследование земельного участка с определением количества и (или) площади произрастающих зеленых насаждений, пород деревьев и кустарников, диаметра деревьев. В процессе обследования заполняется ведомость перечета зеленых насаждений, которая является полевым документом и заполняется с использованием карандаша с грифельным стержнем. Заявитель обеспечивает вынос границ земельного участка на местность и доступ на территорию земельного участка. Обследование земельного участка в зависимости от площади и количества произрастающих на нем зеленых насаждений может производиться от 1 до 3 рабочих дней. При обследовании земельного участка площадью более одного гектара для целей определения количества произрастающих деревьев и кустарников проводится сплошной перечет. После проведения обследования земельного участка ведомость перечета зеленых насаждений подписывается заявителем или его уполномоченным представителем, специалистами Учреждения. В течение двух рабочих дней после проведения обследования специалистом МКУ "Служба единого заказчика" составляется акт обследования зеленых насаждений по форме, утвержденной Постановлением Администрации городского округа Красноуфимск, с указанием в нем сведений о зеленых насаждениях, содержащихся в ведомости перечета зеленых насаждений. Составленный в установленном порядке акт в течение пяти рабочих дней подписывается всеми участниками обследования. ( п. 38,39 Административного регламента).

Основанием для начала выдачи документов является подписанное разрешение на снос (перенос) зеленых насаждений и предоставление заявителем копии платежного документа об оплате восстановительной стоимости за снос (перенос) зеленых насаждений( п.42).

Текущий контроль за соблюдением последовательности и сроков выполнения действий, определенных административными процедурами по предоставлению муниципальной услуги, и принятием решений специалистами осуществляется директором Учреждения (в его отсутствие - лицом назначенным в установленном порядке)( п.44).

Учитывая, что разрешение на рубку ( снос) зеленых насаждений в установленном Административным регламентом порядке и утвержденное Главой ГО Красноуфимск не было получено, перечет зеленых насаждений не проводился, но в отсутствие вышеуказанных документов директором Зиминым М.А. было дано указание произвести рубку деревьев, при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком нарушен Административный регламент по предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений на территории муниципального образования ГО Красноуфимск», в связи с чем исковые требования Журихина А.В. подлежат удовлетворению.

Кроме того, истец указывает на нарушение его права на участие в благоустройстве местности.

Вместе с тем, суд полагает, что действиями административного ответчика не нарушены его права. В период спорных отношений действовали Правила благоустройства территории городского округа Красноуфимск, утвержденные Решением Думы городского округа Красноуфимск от 03.05.2018 N 27/6 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Красноуфимск". Однако, при вырубке деревьев административные ответчики не занимались благоустройством территорий, а берег озера Юртовского, деревья и кустарники, расположенные на берегу озера не относятся к объектам благоустройства.

Судом не принимаются во внимание доводы представителя административного ответчика о применении к правоотношениям по вырубке деревьев п.23 Постановлением № 160 от 24.02.2009г. «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» по следующим основаниям.

Действительно, согласно пункту 23 вышеуказанных Правил сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Однако, суду не представлено доказательств, что КМКУ « Служба единого заказчика» является сетевой организацией.

Положения п.3 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации о сплошных рубках также не применимы в данном случае, поскольку вырубленные деревья не относятся к лесам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В абзаце 2 подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей.

В обоснование вышеуказанного административным истцом приложен документ подтверждающий оплату госпошлины чек –ордер от 18.05.2021 г. на сумму 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Журихина А. В. удовлетворить.

Признать незаконными действия директора Красноуфимского муниципального казённого учреждения «Служба единого заказчика» Зимина М. А. по вырубке деревьев на берегу Юртовского озера по ул. Вайнера в г. Красноуфимске Свердловской области в сентябре 2020 года.

Взыскать с административного ответчика директора Красноуфимского муниципального казённого учреждения «Служба единого заказчика» Зимина М. А. в пользу Журихина А. В. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд Свердловской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме- 25.06.2021г.

Судья - С.А. Бунакова