ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 100011-01-2020-010971-76 от 23.09.2020 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 10RS0011-01-2020-010971-76 (2а-5662/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


23 сентября 2020 года

город Петрозаводск


Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе


председательствующего судьи

М.Н. Картавых,


при секретаре

М.О.Журковой,


рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузнецова Руслана Рамзановича об оспаривании решения Администрации Петрозаводского городского округа № 192 от 14.07.2020, обязании совершить определенные действия,

установил:

Кузнецов Р.Р. обратился в суд с административным иском к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании отказа, изложенного в письме от 14.07.2020 № 192, в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, общей площадью 106,2 кв. м в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Пионеров д.6. Административный истец считает оспариваемое решение незаконным, поскольку оно противоречит Законодательству РФ, по его мнению, отказ не может быть основан на Административном регламенте, это противоречит статье 27 ЖК РФ. Кузнецов Р.Р. просит признать решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме от 14.07.2020 № 192, обязать выдать ему документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного жилого помещения на основании заявления от 14.07.2020 года и представленных документов.

В судебном заседании Кузнецов Р.Р. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Хмелевская М.В. в судебном заседании с административным иском не согласилась, полагая, что в данном случае переустройство нежилого помещения, принадлежащего Кузнецову P.P., предусматривает образование нового, отдельного входа в помещение на месте существующего оконного проема в фасадной стене здания путем ее частичного разрушения с одновременным обустройством крыльца, выполнение работ повлечет за собой не только изменение фасада здания, но и уменьшение доли общего имущества собственников многоквартирного дома, в связи с чем на осуществление таких работ должно быть получено согласие всех собственников помещений многоквартирного дома, чего сделано не было, в связи с чем просила в удовлетворении заявленных требованиях отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 14.07.2020 Кузнецов Р.Р. обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого (нежилого) помещения по адресу: г.Петрозаводск, ул. Пионеров, д.6, пом.22, принадлежащего ему на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.01.2019. Как следует из проектной документации ООО «РЕЯ» по перепланировки и переустройству цокольных помещений для размещения аптечного пункта с устройством входа и благоустройством придомовой территории по адресу: г. Петрозаводск, ул. Пионеров, д. 6, представленной в материалы дела, Кузнецов P.P. в принадлежащем ему нежилом помещении на месте существующих оконных проемов планирует устройство изолированного входа путем прорезки подоконной части оконного проема с установкой алюминиевого дверного блока, устройство железобетонного крыльца с навесом.

Письмом от 14.07.2020 № 192 административный ответчик отказал Кузнецову Р.Р. в предоставлении испрашиваемой им муниципальной услуги на основании Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений», утвержденным Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 21.11.2019 N 3161, поскольку переустройство нежилого помещения, принадлежащего Кузнецову P.P., предусматривает образование нового, отдельного входа в помещение на месте существующего оконного проема в фасадной стене здания путем ее частичного разрушения с одновременным обустройством крыльца. Выполнение предусмотренных проектом работ повлечет за собой не только изменение фасада здания, но и уменьшение доли общего имущества собственников многоквартирного дома, в связи с чем на осуществление таких работ должно быть получено согласие всех собственников помещений многоквартирного дома, чего сделано не было.

Разрешая данный спор суд приходит к следующим выводам.

Несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения требованиям законодательства является основанием для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в силу п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в целях приведения нормативно-правовых актов в соответствие с действующим законодательством Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 21.11.2019 N 3161 "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений" утвержден административный регламент Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений" (далее Административный регламент).

Пунктом 2.7 Административного регламента определен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в частности: если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, предоставляется протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такое переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме.

Положениями п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 года N 602-О-О, правовые нормы указанной статьи направлены на защиту интересов собственников помещений в многоквартирном доме посредством недопущения произвольного уменьшения размера их общего имущества, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

В соответствии с п. "в" ч. 2 разд. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).

Из содержания проекта перепланировки вышеуказанного нежилого помещения под аптечный пункт ООО «РЕЯ» следует, что для осуществления перепланировки планируется устройство одного изолированного от жилой части отдельного входа со стороны лицевого фасада здания из существующего оконного проема; вход осуществляется путем прорезки подоконной части оконного проема с установкой алюминиевого дверного блока; к проему с наружной стены устраивается железобетонное крыльцо с навесом из металлокаркаса.

Поскольку устройство отдельного входа со стороны фасада здания в помещение повлечет демонтаж части стены многоквартирного дома, то в данном случае в силу положений ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо согласие всех собственников помещений в этом доме на уменьшение общего имущества многоквартирного дома.

Такого разрешения все собственники многоквартирного дома административному истцу не давали, представленные в материалы дела протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 19.04 2019 и от 20.01.2020 согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на такое переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме 6 по ул. Пионеров в г. Петрозаводск не содержат, что сторонами не оспаривается.

Проанализировав нормы закона, все перечисленные выше обстоятельства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, а доводы административного истца не основанными на действующем законодательстве.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Кузнецова Руслана Рамзановича отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2020 года.